Система государственной поддержки национальных экспортеров за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 06:13, курсовая работа

Краткое описание

Ряд стран вынужден был прибегать к жесткому ограничению импорта для развития собственного экспорта (пример – Южная Корея в 80-е годы). Напротив, экспортноориентированные государства (Тайвань, Таиланд, Малайзия) практически не вмешивались в вопросы экспорта. Рыночные реформы оказывают неоднозначное воздействие на экспортную политику государств. Страны с непоследовательными рыночными преобразованиями рискуют надолго затормозить развитие экспортного производства и экспорта. От того, насколько правильно определены отрасли и производства, перспективные для экспорта, зависит эффективность их стимулирования. Административные ошибки в этой области обернулись для ряда стран значительными потерями (неудачи с крупными экспортными проектами в Южной Корее, Таиланде, Сингапуре, Малайзии, Индонезии, Бразилии).

Содержание

Введение…………………………………………………………………............3

Поддержка экспорта за рубежом…..…………………………………………...5

Формы и методы стимулирования экспорта………………………………......8
2.1 Критерии выбора схемы стимулирования экспорта……………………..11
2.2 Использование странами различных схем стимулирования экспорта…12
2.3 Значение мер стимулирования экспорта в современной мировой торговле…………………………………………………………………………14

Методы стимулирования и поддержки экспорта в России………………….17
3.1 Финансовая поддержка экспорта и Банк развития……………………....17
3.2 Информационно-консультационная поддержка экспортеров…………..20
3.3 Тарифные преференции……………………………………………………21

Заключение……………………………………………………………………..23

Список литературы…………………………………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

Система государственной поддержки национальных экспортеров зарубежем.doc

— 292.00 Кб (Скачать файл)

Валютный курс крайне важен с точки зрения распределения ресурсов в экономике. Многие страны, успешно развивающие свой экспорт (Чили, Колумбия, Мексика, Тайвань, Китай, Южная Корея, Индонезия) для стимулирования экспорта прибегали к поддержанию искусственно заниженного курса своих валют. Они использовали в этих целях программы прогрессивного обесценения национальной валюты, иногда посредством “ползущей привязки” (система, при которой фиксируется уровень валютного курса с регулярным его изменением на определенную величину), либо проводили резкие девальвации своей валюты. Рост экспорта при этом являлся основным мерилом необходимой степени обесценения и одновременно эффективности такой политики.

Использование реального или заниженного курса национальной валюты в целях стимулирования экспорта, как правило, наталкивается на большое сопротивление различных социально-экономических сил в стране. Это связано с тем, что она наносит ущерб производителям, ориентированным на внутренний рынок, среднему классу и ряду других участников экономического процесса.

 

 

2.1 Критерии выбора схемы стимулирования экспорта

 

Выбор той или иной схемы стимулирования экспорта производится страной на основе следующих критериев:

  • Выбор стратегического направления политики экспорта (государственное регулирование, рыночные силы, рыночные силы в сочетании со специальными мерами по стимулированию экспорта) на основе общей макроэкономической политики, проводимой страной;
  • Определение внутренних ограничений на пути развития экспорта;
  • Выявление внешних барьеров для экспорта;
  • Определение секторов экономики, наиболее перспективных с точки зрения экспорта;
  • Определение возможностей для стимулирования экспорта в целом, а также отдельных способов стимулирования экспорта;
  • Сравнение выгод от стимулирования экспорта в перспективе с затратами, связанными с подобным стимулированием ( в ряде случаев у страны просто нет средств для проведения политики экспортного стимулирования);
  • Определение стран, товаров, регионов в отношении которых могут использоваться конкретные схемы стимулирования экспорта;
  • Определение конкретных мер стимулирования.

 

 

 

2.2 Использование странами различных схем стимулирования экспорта

 

Страны могут прибегать к достаточно сложным комплексным схемам стимулирования экспорта. В Бразилии стимулированием экспорта занимаются Министерство Промышленности, Торговли и Туризма и Министерство Внешних Отношений. Их деятельность заключается в предоставлении экспортерам необходимой коммерческой и прочей информации, содействии экспорту малых и средних фирм, развитию новых областей экспортной деятельности, диверсификации экспорта, повышению конкурентоспособности бразильской продукции.

В Южной Корее в период 1961-1973 гг. агрессивная политика содействия экспорту проводилась одновременно с защитой в области импорта. Жесткий контроль над торговлей и обменным курсом сочетался с последовательной финансовой и промышленной политикой Торговая политика была четко направлена на стимулирование экспорта, будучи достаточно нейтральной по отношению к структуре экспорта. Экспортеры поддерживались через множественные валютные курсы, прямые финансовые вливания, разрешение использовать заработанную валюту на импорт нужных им товаров, возможность брать кредиты в иностранной валюте. Одновременно на корейских экспортеров распространялись значительные изъятия в отношении импортного контроля, а также тарифные льготы. Поддержка шла и по линии контролируемой государством банковской системы. Государство определяло виды деятельности или отрасли промышленности, нуждавшиеся в банковских кредитах. Подобные кредиты часто были льготными. Экспортная деятельность служила средством обеспечения кредитоспособности заемщиков.

 

Основные элементы успешной стратегии стимулирования экспорта.

Доступ экспортеров к импорту по мировым ценам служит первым условием эффективной политики стимулирования экспорта. Политика защиты от импорта рынка плохо согласуется с поощрением экспорта. В этом случае экспортеры данной страны изначально поставлены в более неблагоприятные конкурентные условия по сравнению с экспортерами из других стран, что в условиях все возрастающей глобализации экономики и производства, имеет колоссальное значение для проникновения на мировые рынки.

Поэтому в случае наличия больших ограничений или высоких тарифов обычно требуется создание особых условий для экспортеров, которые иначе могут растерять свои экспортные преимущества, для обеспечения их доступа к импорту по мировым ценам (типа специальных экспортных зон, изъятий из тарифов и т.д.).

Оптимально, однако, сочетание либерализации внешней торговли и привлечения ПИИ и проведение агрессивной экспортной политики. На практике такое сочетание обеспечить достаточно трудно, но возможно, как показывает опыт некоторых НИС.

Наличие масштабного финансирования продвижения экспорта является вторым обязательным условием успешной экспортной политики. Источники и способы и мера их сочетания при этом зависят от возможностей государства, выбора последним доноров, на которые оно опирается. Так, государство может профинансировать продвижение экспорта в ущерб другим отраслям и производствам, нацеленным на внутренний рынок. Или оно может использовать для этих целей бюджетные средства в сочетании с широкой мобилизацией частных источников финансирования. Наконец, в целях стимулирования экспорта широко используются внешние источники финансирования: займы, помощь, кредиты и т.д.

Помощь государства в проникновении на рынки являлась третьим условием экспортного “толчка”. Она присутствовала в любых вариантах политики стимулирования экспорта, даже в наиболее крайних, когда внешне государство устранялось от решения экспортных проблем, оставляя их на усмотрение рынка. Но и в этом случае успех экспорта обеспечивался созданием благоприятного инвестиционного климата для национальных и зарубежных инвесторов и производителей, экспортеров, что являлось одной из важнейших экономических задач государства.

Гибкость политики стимулирования экспорта была четвертым фактором, определявшим ее успешность. Многие НИС неоднократно меняли меры по стимулированию экспорта в процессе его развития, отбрасывая неудачные и расширяя применение удачных мер. В этом плане очень интересен опыт Аргентины, которая была достаточно гибкой, но при этом не ограничивалась только макроэкономическими мерами стимулирования экспорта или проведением политики содействия развития экспорту, но и осуществляла широкий круг мероприятий по развитию эффективности и конкурентоспособности национальной продукции.

 

 

2.3 Значение различных мер стимулирования экспорта в современной мировой торговле

 

Все из перечисленных выше мер стимулирования экспорта в той или иной степени используются в современной практике стимулирования экспорта различными странами. Тем не менее значение каждой из этих мер в отдельные периоды времени или в практике отдельных стран на различных этапах развития было далеко не равноценным. Так, в современных условиях широко распространено страхование экспортных кредитов, тогда как несколько десятилетий назад не менее важным было кредитное субсидирование экспорта.

Значение некоторых, ранее очень широко используемых мер стимулирования экспорта начинает постепенно снижаться под влиянием фискального давления, контрмер импортеров (антидемпинговые и компенсационные меры). В этом же направлении действуют усилия ВТО и ряда других международных организаций. Это не означает, что страны полностью отказались от применения таких мер. Но возможности их использования сузились, странам приходится искать “лазейки”, не охваченные, к примеру международными соглашениями, быть готовыми к тому, что их осуществление повлечет за собой судебные разбирательства и прочие неприятности.

К числу мер, значение которых постепенно сокращается, относятся экспортные субсидии. В рамках ВТО разработано понятие субсидий, определены их формы, меры по их сокращению. В частности, ВТО запрещает прямое субсидирование экспорта, дифференцированно относится к различным косвенным формам субсидирования. Такие меры рассматриваются в качестве нарушающих в ряде случаев условия торговли и препятствующих ее развитию с другими странами-членами ВТО, в качестве различных форм нетарифных ограничений. Они входят в группу “Участие государства во внешнеторговых операциях (субсидирование производства и экспорта товаров)”.

Вместе с тем, в ВТО существуют определенные степени свободы в отношении использования таких мер. Такие меры, как правило, должны фиксироваться в момент вступления страны в ВТО, например, в торговле услугами в ее специфических обязательствах. В процессе переговоров с другими членами ВТО и ее органами проще закрепить такие меры, которые не являются избирательными (т.е. относятся ко всему экспорту в целом или его отдельным крупным составляющим, ко всем странам, ко всем предприятиям, районам, а не отдельным из них). Например, ВТО, определяя субсидии как финансовое содействие государства или государственных органов в пределах территории своей страны, выделяет 3 вида субсидий (запрещенные, влекущие подачу иска и не вызывающие подачу иска), которые регулируются различно. Главным объектом регулирования являются запрещенные субсидии, тогда как в отношении двух других видов государства располагают значительно более полной свободой действий. К запрещенным субсидиям относятся, в первую очередь, экспортные субсидии или связанные с использованием местных товаров в ущерб импортированным. Но и в отношении запрещенных субсидий меры могут быть приняты только в случае, если они являются “специфическими”, т.е. предоставляются предприятиям отдельной отрасли производства или группе предприятий, предприятиям, расположенным в определенном географическом районе.

Широко субсидируемым в современном мире, как известно, является производство и экспорт сельскохозяйственной продукции. В соглашении по сельскому хозяйству, являющемся частью обязательных соглашений ВТО, поддержка национальных производителей регулируется за счет снижения показателя общего агрегатного измерения поддержки. Обязательства стран предусматривают величину и срок снижения этого показателя в зависимости относится ли эта страна к развитым или развивающимся. Некоторые области поддержки исключены из данного соглашения (т.е. могут использоваться странами-членами на вполне законных основаниях).

Некоторые количественные ограничения, в том числе связанные с экспортом, запрещены или лимитируются в ВТО в рамках соглашения ГАТС, регулирующем торговлю услугами, и в ряде других соглашений.

МВФ и Мировой банк негативно относятся к созданию специальных экспортных зон, свободных экономических зон как методам привлечения ПИИ, в том числе с целью развития экспорта. Они полагают, что такие методы нарушают нормальные условия конкуренции, одновременно оказывая негативный эффект на бюджет страны. Не случайно в последние годы ряд стран СНГ отказались от их применения в своей политике привлечения ПИИ.

Данный список можно расширять довольно основательно, включив в него другие международные экономические организации и международные интеграционные объединения, многие из которых также негативно относятся к нарушению конкурентных условий мировой торговли. Проведение такой работы, насколько нам известно, не осуществлялось и было бы, на наш взгляд, крайне полезным для выработки российской политики стимулирования экспорта.

 

 

 

 

Глава 3. Формы и методы стимулирования и поддержки экспорта в России

 

 

В целях обеспечения конкурентных преимуществ, поддержки и защиты интересов отечественных экспортеров на внешнем рынке, роста экономического потенциала и повышения доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме российского экспорта разработана система мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции, предусматривающая использование торгово-экономических, организационных, финансовых и информационно-консультационных инструментов.

 

 

3.1 Финансовая поддержка экспорта и Банк развития

 

Среди мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции особое значение имеет финансовая поддержка, к которой относят кредитование экспорта, гарантирование экспортных операций, возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам. За рубежом для реализации финансовых мер поддержки экспорта созданы специализированные институты – экспортные кредитные агентства, экспортно-импортные банки. Чаще всего ресурсная база таких организаций формируется за счет средств государственных бюджетов, а также за счет собственных и привлекаемых средств.

Что касается Российской Федерации, то до последнего времени мерам финансовой поддержки экспорта не уделялось достаточного внимания, и, в основном, государственная финансовая поддержка экспорта промышленной продукции осуществлялась в области предоставления кредитов правительствам иностранных государств и распространялась на крупные комплектные поставки, строительство объектов за рубежом и содействие в рамках военно-технического сотрудничества, что затрагивало лишь небольшую долю общего объема промышленного экспорта.

В этой связи в 2003 году была разработана и одобрена распоряжением Правительства (14 октября 2003 г. № 1493-р.) Российской Федерации Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации. Концепция определяет основные цели, задачи и приоритеты государственной финансовой поддержки российского промышленного экспорта и предусматривает меры по ее развитию. Концепцией предусмотрены следующие механизмы финансовой поддержки экспорта:

- Гарантийная поддержка (государственное  гарантирование политических и  долгосрочных коммерческих рисков  при проведении экспортных операций);

- Возмещение части процентных  ставок по экспортным кредитам;

- Долгосрочное экспортное кредитование.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008-2010 годы» предусмотрено ежегодное выделение следующих средств на 2 первых механизма поддержки экспорта.

Информация о работе Система государственной поддержки национальных экспортеров за рубежом