Россия и государства центральной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:56, доклад

Краткое описание

К странам Центральной и Восточной Европы принято относить страны, исходя как из географических представлений, так и сугубо политических, имея в виду страны, ранее принадлежавшие к т.н. «восточному блоку», а теперь присоединившиеся к ЕС и НАТО. а последние двадцать лет отношения между Россией и странами ВЕ прошли достаточно противоречивый путь: от минимизации этих отношений в начале-середине 90-годов ХХ века до существенного оживления, стабильно наметившегося в конце последнего десятилетия ХХ – начале XXI века.

Вложенные файлы: 1 файл

международные отношения.docx

— 26.52 Кб (Скачать файл)

Россия и государства  центральной Европы

Центральная Европа:

Эстония, Латвия, Литва, Германия, Люксембург Австрия, Венгрия, , Швецария, Хорватия.

Восточная Европа :

Белоруссия, Болгария, Венгрия, Молдавия, Польша , Румыния, Словакия, Чехия. Украина, (Молдавия?)

  1. Отношения России и стран восточной Европы на современном этапе

К странам Центральной  и Восточной Европы принято относить страны, исходя как  из географических представлений, так и сугубо политических, имея в виду страны, ранее принадлежавшие к т.н. «восточному блоку», а теперь присоединившиеся к ЕС и НАТО. 

а последние двадцать лет  отношения между Россией и странами ВЕ прошли достаточно противоречивый путь: от минимизации этих отношений в начале-середине 90-годов ХХ века до существенного оживления, стабильно наметившегося в конце последнего десятилетия ХХ – начале XXI века. 
 
В «Концепции внешней политики Российской Федерации» заявлено: «Россия открыта для дальнейшего расширения прагматичного, взаимоуважительного сотрудничества с государствами Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы с учетом реальной готоОтсутствие общего подхода стран региона в отношении России западные наблюдатели рассматривают как  существенный недостаток, мешающий выработке общей политики ЕС, как в отношении России, так и общей энергетической политики союза. 
 
Американский исследователи отмечают раскол в подходах стран ЦВЕ в политике относительно российского энергетического присутствия в регионе.  
 
Сторонники США в регионе также выступают с позиций истерической политизации или даже милитаризации проблематики энергетической безопасности (польская инициатива создания «энергетического НАТО», идея  усиления профилирования НАТО по вопросам энергобезопасности). Польская дипломатия настойчиво добивалась включения пункта об энергетической солидарности, выработки единого подхода против энергетического доминирования в текст договора о реформах (Лиссабонский договор), что не было принято Брюсселем.   
 
В последние месяцы  «Газпром» демонстрирует взвешенный, прагматичный, неполитизированный подход  к партнёрам, не давая возможности своим противникам «демонизировать» российский газовый гигант и  обвинять Россию в использовании энергетического рычага.вности к этому каждого из них*» .

Показательными в этом плане являются договоренности, достигнутые  осенью 2009г. между ОАО «Газпром»  и  польским АО «PGNiG» об увеличении объемов поставки природного газа в Польшу, а также о продлении срока действующего контракта до 2037 г., с возможной пролонгацией до 2045 г.  Объем поставок газа Польше с 2010 г.  может быть увеличен до 11 миллиардов кубометров. Определенная задержка с подписанием данного соглашения связана с возражениями со стороны Еврокомиссии, однако ход последних консультаций вселяет надежду на скорейшее подписание данного соглашения в октябре с.г.

Приоритетным направлением взаимодействия является сотрудничество в атомной энергетике. Участие  российских фирм в модернизации старых АЭС и проектировании новых объектов в странах ЦВЕ позволит не только закрепиться на важном высокотехнологичном  сегменте рынка, но и даст новый импульс  развития отечественной промышленности и усилит конкурентные позиции России в мире в целом. В настоящее  время российская корпорация ТВЭЛ поставляет топливо в Чехию, Словакию, Болгарию, Венгрию. 
 
Кризис уменьшил объемы торговли, но вместе с тем выявил необходимость модернизации структуры экономических связей за счет развития кооперации, инвестиционного и инновационного сотрудничества.  
 
В настоящее время крупнейшим восточноевропейским торгово-экономическим партнером России является Польша, а вторым – Венгрия. Однако современные отношения все еще носят во многом неустойчивый характер, остаются подверженными множеству конъюнктурных факторов. С одной стороны, их определяют внутренние политические и экономические обстоятельства, с другой – диктат более высокой мировой политики и ее главных на сегодняшний день игроков. 

В настоящее время в  странах ЦВЕ наблюдается очевидный  рост понимания необходимости сотрудничества с Россией, однако уровень этого  понимания различается в отдельных  странах.  
 
Перспективным представляется участие компаний из стран региона в осуществлении национальных проектов в России. Возможным видится также их участие в планах по модернизации российской экономики -формирование многосторонних альянсов с российским участием при кооперации с западноевропейскими партнерами. 
 
Следует особо отметить активизацию за последнее время  двусторонних российско-польских отношений, появление в них новых механизмов и структур. Возобновил работу Комитет по стратегии российско-польских отношений, который возглавляют министры иностранных дел. Активно работает Межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству. За первые шесть месяцев текущего года товарооборот между нашими странами составил около 10 млрд. долл., что в полтора раза больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Работает  двусторонняя Группа по сложным вопросам общей истории, которую возглавляют А.Ротфельд и А.В.Торкунов, действует общественный форум, который в скором времени будет расширен за счет широкого участия молодежи двух стран. По инициативе председателей высших палат наших парламентов создан Межрегиональный форум, который объединил регионы Российской Федерации и воеводства Республики Польша. Особо следует отметить подготовленный проект соглашения, которое существенно облегчит поездки между жителями Калининградской области и приграничными воеводствами Польши. Российская сторона рассматривает данное соглашение как важный шаг на пути заключения соглашения между Россией и Евросоюзом о безвизовым режиме. 
 
Необходимо отметить, что внутри региона отсутствует общая политика в отношении России. Страны разнятся в своих подходах,  не только исходя из исторических, социо-культурных предпосылок, но и избирая  вполне прагматические обоснования. Страны региона различаются в отношении развития отношений по линии Россия-ЕС, Россия-НАТО, а также отношений со странами СНГ.

Несмотря на введение между Россией  и странами ЦВЕ визового режима для  взаимных поездок граждан, наблюдается  рост туристических обменов, особенно с Болгарией, Чехией, Словакией, Румынией. Развивается взаимодействие радио- и телевизионных компаний России и государств региона, сотрудничество информационных агентств, книгоиздательских  фирм, значительно увеличивших тиражи и число наименований печатаемых литературных произведений как российских, так и восточноевропейских авторов. Все это способствует лучшему  знакомству с жизнью стран друг друга, умножению контактов между людьми, созданию благоприятной атмосферы  во взаимоотношениях России и стран  ЦВЕ.

За последние несколько лет  по инициативе Президента Российской Федерации в отношениях России со странами Центральной и Восточной  Европы произошли ощутимые позитивные сдвиги.

В основном подведена черта под  этапом охлаждения с элементами конфронтационности, разлада связей в сфере экономического сотрудничества. Качественно обновлены договорные основы взаимоотношений. Поддерживается регулярный политический диалог, активизировались контакты между органами исполнительной власти, по парламентской линии. Официальные власти стран ЦВЕ декларируют заинтересованность в наращивании взаимодействия с Россией в различных областях. Вступление в мае 2004 г. Венгрии, Польши, Словакии и Чехии в Европейский союз и анонсированное присоединение к нему в 2007 г. Болгарии и Румынии не ослабили эту тенденцию. Благодаря целенаправленным усилиям, удалось не допустить возникновения в отношениях России с этими странами "правового вакуума", свести к минимуму негативные последствия их членства в ЕС для расширяющихся рамок сотрудничества. Проявилась позитивная динамика в торгово-экономическом обмене, активизировался диалог по темам повестки дня взаимоотношений Россия-ЕС – таким, как борьба с международным терроризмом и другими глобальными вызовами, создание четырех общих пространств.

В России не драматизировалось вступление стран ЦВЕ в Североатлантический  альянс, с которым в последние  годы у нас развивается тесное многоплановое сотрудничество. Вместе с тем, продолжаем считать, что расширение НАТО на восток - ошибочное решение, не способствующее ни укреплению международной  стабильности, ни формированию общеевропейской  архитектуры безопасности. Военно-политический диалог со странами ЦВЕ ведется с  позиций прагматизма, готовности к  сотрудничеству в рамках взаимодействия России с НАТО и ЕС. Одновременно внимание обращается на необходимость  взаимного соблюдения интересов  безопасности сторон и ранее достигнутых  договоренностей в этой сфере, включая  ратификацию Соглашения об адаптации  ДОВСЕ.

Показательным для атмосферы двусторонних взаимоотношений стало участие  глав всех государств ЦВЕ в торжествах в Москве в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. При этом президенты Венгрии, Словакии и Чехии в своих публичных  высказываниях накануне и в период юбилейных мероприятий дали в  целом объективные оценки исторического  значения победы антигитлеровской коалиции, отметили решающий вклад советского народа и его армии в разгром  нацизма в Германии и освобождение Европы от фашистского порабощения. В духе уважения к памяти об освободительной  роли бывшего Советского Союза, к  российским воинским захоронениям и  памятникам прошли в странах ЦВЕ  юбилейные мероприятия. Вместе с  тем, в ходе политической дискуссии  в Польше и некоторых других странах  региона предпринимались попытки  дать искаженное толкование истории Второй мировой войны, привнести в нее антироссийский подтекст.

Подобные выпады диссонировали  с позитивным развитием в последние  годы российско-польских отношений, подтвержденным на встрече В.В.Путина с Президентом  Польши А.Квасьневским в январе 2005 г. в ходе участия российского президента в международных торжествах по случаю 60-летия освобождения нацистского  концлагеря Аушвиц-Биркенау. Между двумя странами достигнуты основополагающие договоренности по всему спектру двусторонних связей в духе добрососедства. Создан нестандартный механизм политического взаимодействия: под руководством министров иностранных дел функционирует Комитет по стратегии российско-польского сотрудничества, в рамках которого рассматриваются ключевые вопросы взаимоотношений двух стран.

Открыта новая страница в отношениях России с Болгарией. Во время государственного визита В.В.Путина в Болгарию в марте 2003 г. подписана Совместная декларация, определяющая магистральные направления  двустороннего сотрудничества на перспективу. Конструктивный настрой болгарского  руководства на продвижение дружественного сотрудничества с Россиией закреплен в ходе официального визита в Россию в июле 2004 г. Президента Болгарии Г.Пырванова.

Укреплению традиционно дружественных  отношений и активизации политического  диалога и экономического сотрудничества со Словакией способствовал официальный  визит Президента России в эту  страну в феврале 2005 г. Направляющий импульс российско-румынским связям придали подписание в июле 2003 г. Договора о дружественных отношениях и  сотрудничестве, встреча В.В.Путина с Президентом Румынии Т.Бэсеску в ходе его рабочего визита в Россию в феврале 2005 г. Активизировались политические контакты и связи в различных областях с Венгрией, руководство которой проводит последовательную линию на развитине отношений с Россией в духе прагматизма. Во время рабочего визита в Россию в феврале 2005 г. премьер-министра Венгрии Ф.Дюрчаня подписано базовое соглашение об экономическом сотрудничестве, позволившее возобновить работу соответствующей Межправительственной комиссии. Новую динамику получили установившиеся между Россией и Чехией отношения доверия и взаимовыгодного сотрудничества в различных областях. В России с визитами побывали Президент Чехии В.Клаус (ноябрь 2003 г.), Председатель Правительства И.Пароубек, подписано межправительственное соглашение об экономическом, промышленном, и научно-техническом сотрудничестве (май 2005 г.).

Динамично развиваются торгово-экономические  связи с этой группой стран. По итогам 2004 г. товарооборот со всеми государствами ЦВЕ вышел на рекордные показатели по сравнению с предыдущим периодом: с Польшей – более 8 млрд. долл. (прирост на 19% по сравнению с 2003 г.), Венгрией – 4,3 млрд.(+23%), Чехией – 3,7 млрд.(+16,8%), Словакией – свыше 3 млрд.(+11%), Болгарией 1,94 млрд.(+33 %), Румынией – 2,35 млрд. (+15,6%). Такое позитивное развитие достигнуто не только за счет роста цен на энергоносители, поставляемые из России, но и благодаря увеличению объемов экспорта и импорта. В целом в последние годы на страны ЦВЕ приходилось 13-14% внешней торговли России, в том числе 15-17% экспорта. Через регион перекачивается до 40% объема экспортных поставок российского газа и до 30% нефти.

В странах ЦВЕ нет более аллергии в отношении расширения присутствия  российского бизнеса и капитала, их участия в приватизации местных  предприятий. Только за последние два-три  года крупные и средние российские компании приобрели в странах  Восточной Европы собственность, стоимость  которой по рыночным оценкам составляет более 10 млрд. долл. Главным образом  это предприятия в топливно-энергетической отрасли, металлургии, а также в  туристическом бизнесе и на транспорте.

Так, например, российская компания “Лукойл” приобрела ведущую болгарскую нефтяную компанию “Нефтохим Бургас”, “Русский Алюминий” владеет мажоритарным пакетом акций румынской глиноземной кампании “Цемтраде СА”, российские фирмы участвуют в развитии будапештского метрополитена в Венгрии, победили в тендерах по приватизации словацкого оператора транзитного нефтепровода, чешских предприятий “Шкода-ядерное машиностроение” и “Шкода-сталь”, болгарских ТЭС “Варна” и “Русе”, по ремонту венгерской АЭС “Пакш”.

В плане продвижения российских технологических достижений созданы  условия для завершения сооружения в Братиславе Циклотронного центра, достигнута принципиальная договоренность о создании в Мишкольце (Венгрия) учебно-производственного центра на базе нанотехнологий.

В свою очередь, заметно активизировали деятельность на российской рынке и компании стран ЦВЕ. Подписаны крупные контракты о сотрудничестве между ФГУП ПО “Уралвагонзавод” и чешской фирмой “АЛТА-Брно”, строительстве завода по утилизации бытовых отходов между Правительством Москвы и венгерской фирмой “Будагеп-Будалюкс”, создании российско-словацкого полиграфического СП в Ростове-на-Дону.

С некоторыми странами ЦВЕ на взаимовыгодной основе развивается военно-техническое  сотрудничество по ремонту и модернизации военной техники российского (советского) производства, находящейся на вооружении соответствующих армий, поставкам  современных образцов российских вооружений.

Информация о работе Россия и государства центральной Европы