Феминизм в России и Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 15:40, доклад

Краткое описание

Актуальность данной темы напрямую связана с важнейшей чертой женского движения: возникнув как общественно политическое движение за равноправие мужчин и женщин, женское движение переросло в движение за общественный прогресс, и те задачи и цели, которые ставят перед собой участницы движения, касаются отнюдь не только женщин, они значимы для развития всего общества в целом по пути гуманизма.

Содержание

Введение
Феминизм в России
Предыстория русского феминизма
История женского движения в России
Российское женское движение 1905–1917
Общее и особенное в истории русского и западного феминизма
Женщины в правозащитном движении
Российский феминизм «второй волны» (конец 80-х – наст. Время)
Ранний феминизм во Франции
Борьба за права женщин в Соединенных Штатах
Развитие женского движения в Европе
Возрождение феминизма
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Феминизм в россии и европе.docx

— 47.52 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Введение
  2. Феминизм в России
    1. Предыстория русского феминизма
    2. История женского движения в России
    3. Российское женское движение 1905–1917
    4. Общее и особенное в истории русского и западного феминизма
    5. Женщины в правозащитном движении
    6. Российский феминизм «второй волны» (конец 80-х – наст. Время)
  3. Ранний феминизм во Франции
  4. Борьба за права женщин в Соединенных Штатах
  5. Развитие женского движения в Европе
  6. Возрождение феминизма
  7. Заключение
  8. Список литературы

 

Введение:

В XX веке произошло резкое изменение роли женщины во всех сферах жизнедеятельности общества. Она  прочно заняла значимое место в экономике, политике, культуре. Значимое, важное, но не равноправное. В начале XXI века, так же как и в начале XX века, пока рано говорить о достижении равноправия  женщин и мужчин.

Длительная борьба женщин за равноправие привела к определенным изменениям общественного сознания во взглядах на социально-политическую роль женщины, но, несмотря на это, фактическое  равноправие не достигнуто.

В настоящее время женские  проблемы заняли особое место в периодике, литературе, искусстве. Несмотря на то, что как международные, так и  национальные законодательные акты исходят из принципа равноправия, на практике женщины не обладают равноправием в общественной жизни и деятельности. Наблюдается ярко выраженное противоречие между новыми потребностями и  отсутствием условий в обществе для их удовлетворения: возрастает общественное самосознание женщин, их больше не удовлетворяет навязанный им стереотип социальных ролей, где  семья и материнство являются единственными ценностями. Ответом  на существующие противоречия и являются женские движения.

Актуальность данной темы напрямую связана с важнейшей  чертой женского движения: возникнув  как общественно политическое движение за равноправие мужчин и женщин, женское движение переросло в  движение за общественный прогресс, и  те задачи и цели, которые ставят перед собой участницы движения, касаются отнюдь не только женщин, они  значимы для развития всего общества в целом по пути гуманизма.

 

 

    • Феминизм в России

Предыстория русского феминизма

Фемини́зм(от лат.emina, «женщина») - общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле - стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле - женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами.

Феминизм в России - Социально-политическая теория, анализирующая причины угнетения женщин и превосходство мужчин в историческом прошлом и настоящем и предлагающая варианты преодоления мужского превосходства над женщинами, а так же        является широким социальным движением в России 19–20 вв,  за равенство прав и возможностей для женщин, противостоящее  социальной системе, в которой положение людей разных полов не равноправно.

В начале 1850-х ряд передовых русских интеллигентов ознакомился с развернувшимися на Западе дебатами о женском равноправии. Об этом можно судить по статьям либерально настроенных преподавателей университетов физиолога И.Сеченова, историка Т.Н.Грановского (в его статье «Взгляд на изменение гражданского состояния женщин в нашем отечестве» опиралась как раз на западный опыт), а также хирурга Н.И.Пирогова, чья неопубликованная работа «Идеал женщины» ходила в рукописных списках . Славу и репутацию журналиста, поставившего «женский вопрос» в России и заставившего говорить о нем всех, снискал автор журнала «Современник», литературный критик М.Л.Михайлов, выступивший со статьей «Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе» (1852). В ней впервые в российской истории прозвучало требование равноправия женщин в социально-политической жизни. Благодаря этой статье «женский вопрос» получил права гражданства в литературе и стал восприниматься не как обособленная проблема, а как одно из проявлений общественного неустройства.

История женского движения в России

Женское движение впервые  возникло в годы революционной ситуации в 1859-1861 как часть русского общественного  движения эпохи падения крепостного  права. Специфика женского движения  в России была обусловлена особенностями  русского исторического развития. Требование политических и гражданских свобод, присущее женскому движению  на Западе, в условиях самодержавной России являлось лозунгом обще -демократического движения. С одной стороны, это определило ограниченный характер требований женского движения в России, с другой — явилось причиной активного участия женщин в освободительном движении, начиная с его разночинского периода. В это время  в России  женского движения развивалось преимущественно в среде женщин привилегированных классов, носило в целом буржуазный характер и являлось разновидностью феминизма.

Однако большое влияние  на общество демократической печати ("Колокол", "Современник", "Русское  слово", "Искра", а позднее  — "Отечественные записки", "Дело", народовольческие нелегальные издания  и др.), а также близость многих деятельниц женского движения к революционным  кругам приносило в женское движение элементы утопического социализма. Требования политического равноправия женщин появились только во время Революции 1905—1907. С началом пролетарского  этапа освободительного движения возникает  в конце 19 в. движение женщин-работниц, явившееся составной частью рабочего движения и постепенно ставшее авангардом  женского движения.

Начало женского движения в России связано с попытками, во-первых, обеспечить женщин возможностями  профессиональной занятости, а через  нее – экономической независимости, а во-вторых – борьбой за их доступ к высшему образованию. Этот начальный  этап охватывает период с 1859 по 1905.

Созданное  в 1859 году  движение «Общество для оказания материальной помощи беднейшему населению», инициированное М.В.Трубниковой, А.П.Философовой и Н.В.Стасовой, которые ныне именуют «феминистским триумвиратом». На начальном этапе триумвират, вместе с другими инициативными лицами и сторонниками, развернул широкую филантропическую и образовательную деятельность, что было характерно для феминизма в период притеснений и ограничения возможностей политической активности. Так же в этом году  возникло благотворительное "Общество дешёвых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга" (первый председатель М. В. Трубникова), при котором позднее были устроены мастерские, общественные кухни, школы, детские сады. Как событие было воспринято появление А. Н. Энгельгардт, жены известного химика и агронома, за прилавком книжного магазина Н. А. Серно-Соловьёвича.

В 1861 году А.П.Философова подготовила документы для открытия в столице первой женской трудовой ассоциации – «Общества женского труда», которое начало действовать с 1862 года.

С 1864 года в Петербурге открыл двери первый магазин женских  рукодельниц, дававший женщинам работу в качестве продавщиц, торговавший  швейными инструментами и готовой  продукцией (при магазине была открыта  и мастерская, где можно было обучиться  навыкам шитья).

Отдельные женщины из мелко  дворянской и разночинной среды  становятся переводчицами, переплётчицами, наборщицами, возрастает их роль в журналистике. Возникают первые женские артели — переплётные В. И. Печаткиной и  В. А. Иностранцевой в Петербурге, швейная сестёр Ивановых в Москве и т. п., связанные с революционными организациями. В 1863году  по инициативе Трубниковой и Стасовой возникает на кооперативных началах "Издательская артель" (существовала до 1871), общество женщин-переводчиц. Участие в общественном труде создавало условия для экономической самостоятельности женщины из интеллигенции. Стремление освободиться от опеки мужа, при сложности расторжения церковного брака, привело к росту гражданских браков. С середины 1860-х гг. получили распространение фиктивные браки, имевшие целью освобождение от родительской опеки. Большое значение для освобождения женщины от семейного гнёта имели общежития-коммуны, самой известной из которых была Знаменская коммуна В. А. Слепцова в Петербурге.

Вдохновленная просветительскими  идеями, русская разночинная интеллигенция  старалась представить право на образование отправной точкой любой эмансипации, в том числе и женской. Не случайно поэтому открытие в Петербурге в 1859 первой воскресной школы для женщин, организованной на квартире М.С.Шпилевской, представлялось как вклад в дело женского освобождения. Столица дала пример Перми, Харькову, а с 1862 года  – Киеву, Казани, Одессе и иным городам. Однако центральным вопросом оставался вопрос о доступе женщин к высшему образованию. Девушки проникали на занятия в университеты, создавали кружки, в которых читались лекции по естествознанию, медицине. В 1867 году  Е. И. Конради составила петицию о разрешении женщинам посещать университет. Зачитанная профессором А. Н. Бекетовым на 1-м съезде естествоиспытателей, эта петиция получила одобрение участников. В 1868 году  по инициативе Трубниковой, Философовой и Стасовой было подано прошение, под которым подписалось свыше 400 женщин, ректору Петербургского университета разрешить обучение в университете женщинам. В 1869 году  были открыты курсы по гимназическим программам (Аларчинские в Петербурге и Любянские в Москве), носившие подготовительный характер. При поддержке 43 профессоров: Бекетова, Д. И. Менделеева, А. С. Фаминцына, И. М. Сеченова, А. П. Бородина и др., в декабре 1869 гда было получено разрешение министра просвещения на открытие женских курсов по университетской программе . Высшее женское образование в России ведёт своё начало с открытия Высших женских курсов В. И. Герье в Москве (1872) и Бестужевских высших женских курсов в Петербурге (1878).

Среди первых студенток были Н. И. Корсини (Утина), Е. И. Корсини (Висковатова), М. А. Богданова (Быкова), А. П. Блюммер (Кравцова), М. А. Бокова (Сеченова), Н. П. Суслова (Эрисман), Е. Ф. Толстая (Юнге), М. М. Коркунова (Манассеина), большинство которых участвовало в революционном движении 60-х гг. 19 в., а впоследствии приобрело известность общественной деятельностью. 

В течение ближайших трех лет та же инициативная группа составляла все новые и новые прошения и небезуспешно: с 1869 года начали работу Лубянские курсы в Москве, готовившие учительниц; с 1870 года – Владимирские курсы в Петербурге (распорядительница – Н.В.Стасова), поддерживаемые благотворительными сборами. В 1872 году в Петербурге были открыты врачебно-акушерские курсы для женщин при Военно-медицинской академии, а в Москве – Высшие женские курсы В.И.Герье (ныне в их здании на ул. Чаянова расположен РГГУ). В 1878 году в Петербурге открылись самые известные из женских курсов – Бестужевские, названные так по имени профессора-историка К.Н.Бестужева - Рюмина. Завершать же свое образование женщинам приходилось за рубежом – прежде всего в Германии и Цюрихе (в последнем из 1200 иностранных студенток в 1860–1900гг.  более 700 составляли русские).

В западных университетах  происходило постоянное соприкосновение  российских «равноправок» с идеями западного феминизма, которые они порой неосознанно «экспортировали» в Россию, помогая – по возвращению – создавать тайные политические кружки.

В конце 19 в. возникает ряд  женских благотворительных организаций:

  • "Общество попечения о молодых работницах" (1897),
  • "Общество улучшения участи женщин" (1899),
  • "Русское женское взаимно благотворительное общество" (1899)     

РСДРП уделяла большое  внимание проблемам женского движения , считая, что у трудящихся женщин нет задач, отличающихся от задач пролетариата. Программа РСДРП, принятая на 2-ом съезде в 1903 году, требовала полного юридического и политического равноправия женщин, запрещения женского труда в отраслях хозяйства, вредных для организма женщин, охраны материнства и младенчества. По инициативе В. И. Ленина в 1901 году 

Н. К. Крупская написала брошюру "Женщина-работница".

Российское женское движение 1905–1917

В период Революции 1905—1907гг.  женщины-большевички проводили митинги  и собрания женщин. В ходе революции  из буржуазного женского движения  выделилось левое крыло, начавшее активную борьбу за политическое равноправие  женщин. В апреле 1905 года в Москве образовался "Союз равноправности женщин" ("Всероссийский союз равноправия  женщин"), который провёл в мае 1905 года 1-ой Всероссийский съезд  женщин (70 делегатов), в октябре 1905 года - 2-ой съезд и вступил в марте 1906 году в "Союз Союзов". К маю 1906 года союз насчитывал 8 тыс. членов и  имел 79 "автономных отделений" в  др. городах. В августе 1906 года союз присоединился к "Международному союзу избирательных прав женщин" и участвовал в его конгрессах (Копенгаген, август 1906; Амстердам, июнь 1908).

Союз издавал в 1907—1909гг.  журнал "Союз женщин" (редактор-издатель М. А. Чехова). После поражения Революции 1905—1907гг.  союз распался. Его правая часть провозгласила образование "Женской прогрессивной партии", просуществовавшей недолго и  издававшей журнал "Женский вестник". Основной организацией  женского движения осталось "Русское женское взаимно  благотворительное общество". Оно  подготовило и провело в декабре 1908 года 1-й Всероссийский женский  съезд (председатель оргкомитета А. Н. Шабанова, вице-председатель А. П. философова и О. А. Шапир), на котором присутствовало более 1 тыс. делегаток. Несмотря на буржуазный характер съезда, в его работе приняла участие группа делегаток-работниц (около 50 человек). Большую работу по подготовке их выступлений провела А. М. Коллонтай, представившая на съезд доклад "Женщина-работница в современном обществе". Из-за преследований полиции Коллонтай, которая активно участвовала в работе съезда, была вынуждена скрыться, её доклад зачитала работница В. И. Волкова.  Группу делегаток-работниц возглавляла на съезде большевичка В. К. Слуцкая. В 1907 годубыла создана "Российская лига равноправия женщин", которая провела в декабре 1912 года  в Петербурге 1-й Всероссийский съезд по образованию женщин.

Информация о работе Феминизм в России и Европе