Россия - светское государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть Россию как светского государство, изучить этапы формирования светского государства в России. Исходя из цели курсовой работы, можно выделить следующие задачи: Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи работы: - конституционно-правовое исследование светскости государства во всей ее многоаспектности, выявление и исследование существенных признаков светскости государства; - анализ содержания и существенных признаков светскости; - системное исследование норм российского законодательства, определяющих Российскую Федерацию как светское государство; - определение значения и места принципа светскости государства в системе основ конституционного строя Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
1.1. Положение государства в политической системе общества…………5
1.2. Церковь в политической системе общества…………………………...7
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ
2.1. Россия и религия……………………………………………………….13
2.2. Реализация принципа светского государства в Российской Федерации………………………………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………...23

Вложенные файлы: 1 файл

Россия светское государство.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

1.1. Положение государства  в политической системе общества…………5

1.2. Церковь в политической системе  общества…………………………...7

 

ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ

2.1. Россия и религия……………………………………………………….13

2.2. Реализация  принципа светского государства  в Российской Федерации………………………………………………………………………..14

 

Заключение……………………………………………………………………….21

 

Список использованной литературы…………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

История многих государств включает в себя взаимоотношения светской и церковной властей, государства  и религиозных организаций.

С появлением первых государств и  повсеместным распространением этого  института сразу же встал вопрос, как собираются сосуществовать эти два образования государство и церковь, обладающие большой властью и влиянием, хотя и характер этих категорий для государства и церкви различен.

Как известно, церковь  отделена от государства, но она не отделена от общества, с которым связана общей духовной, нравственной, культурной жизнью. Она оказывает мощное воздействие на сознание и поведение людей, выступает важным стабилизирующим фактором.

Церковь - это тип религиозной  организации; христианское культовое здание, имеющее алтарь, а также помещения для богослужения. Церковь обеспечивает регулярные отношения между членами религиозного объединения и его подразделениями, с одной стороны; с другой стороны, поддерживает связи со светскими структурами и объединениями.

Светскость  государства – это один из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового государства  в большинстве стран мира.

Актуальность  темы исследования проявляется в  продолжающихся общественных дебатах  как в России, так и в других европейских странах по многим важным вопросам: относительно возможности преподавания религиозной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, возможности оказания государством поддержки социально значимой деятельности религиозных организаций, учреждения штатных должностей священников в войсковых частях и исправительных учреждениях. Решения этих и многих других, связанных с ними, вопросов основываются на ответе на главный в этой сфере вопрос: что такое светскость государства.

Объектом исследования является государственное устройство Российской Федерации.

Цель работы – рассмотреть  Россию как светского государство, изучить этапы формирования светского  государства в России.

Исходя из цели курсовой работы, можно выделить следующие задачи:

Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи работы:

- конституционно-правовое исследование светскости государства во всей ее многоаспектности, выявление и исследование существенных признаков светскости государства;

- анализ содержания и существенных признаков светскости;

- системное исследование норм российского законодательства, определяющих Российскую Федерацию как светское государство;

- определение значения и места принципа светскости государства в системе основ конституционного строя Российской Федерации.

Научную основу данной работы составили положения Конституции  РФ и иных федеральных законов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

1.1. Положение государства в политической  системе общества

 

Один из важнейших признаков  государства - это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически  и духовно  обусловленное нормативное выражение государственной воли, государственный регулятор общественных отношений.

Причем нетрудно обнаружить, что право, как регулятор общественных отношений, тесно взаимодействует с религиозными нормами, которые выполняют схожие функции. Рассмотрим это положение подробнее.

Для правовой науки религия  представляет ценность прежде всего как средство, дополняющее право в сфере социальной регуляции. Рассмотрим подробнее два  аспекта - регулятивную функцию религии в целом и взаимодействие правовых норм с религиозными.

Религиозная интерпретация  мира выступает как средство, позволяющее  «овладеть» этим миром, освоить многочисленные связи окружающей действительности, обуславливающие религиозный комплекс, «сочетающийся с обширными функциями, выполняемыми религией в общественной жизни», включая и функцию регулирования общественных отношений1.

Ярче всего регулятивность религии проявляется в ее нормативности, ибо она «задает иерархически построенную систему норм, в соответствии с которыми одни действия разрешены, другие запрещены, и тем самым определяет моральные позиции по отношению к миру».

Нормативно-регулятивная сила религии проявляется в создании посредством религиозных верований и практики религиозной жизни  психологических стимулов, которые указывают направление поведению и удерживают индивида в определенных рамках, установленных нормами.

При рассмотрении религиозных  норм важно принимать во внимание соотношение в них общечеловеческого и частного, учитывая, разумеется, что в религиях представлены самые различные культуры. В религиях переплетаются, порой причудливо, компоненты глобальные и локальные, классовые и этнические и т.д. но в них есть нечто общее - то, что осуществляемое ими нормативное регулирование основано на известном принципе: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Иначе говоря, религии в своей основе ориентируются на общечеловеческие, гуманистические начала.

Большинство религий  в своих нормах призывают к  обеспечению основных естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека. В основу нормативного регулирования, например христианства, положены библейские заповеди, в частности такие, как «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не судите, да не судимы будете» и др. В этих и других нормах четко прослеживается тенденция к ориентированию индивидов на взаимные уступки, выражающиеся в воздержании от нарушения прав другого человека1.

Исходя их этого, можно  сказать, что регулятивная ценность религии, в частности религиозных норм, заключается в обеспечении стабильного функционирования общества, ибо вне его не может существовать и человек как существо биосоциальное.

Тесное взаимодействие религиозных норм с правовыми  отмечалось и отмечается в ряде других правовых систем, в том числе и в дореволюционной России.

Переплетение православных норм с юридическими, обеспечение  исполнения церковных предписаний мерами государственного принуждения, а велений закона также религиозной карой - одна из основных черт государственного, уголовного и некоторых других отраслей права, начиная с древних документов и вплоть до последних актов самодержавной власти1

Весьма актуальна на сегодняшний день проблема взаимодействия права и религии в современной России, особенно в области обеспечения прав и свобод человека. Попытка осуществить отчуждение личности от религии не могла не нарушить динамического равновесия, существующего между эмоционально-духовной и интеллектуально-рассудочной сферой человека.

На реализацию прав и  свобод человека влияет множество факторов, среди которых нельзя не учитывать  как воздействие религии, так  и проявление посттоталитарного синдрома. Только комплексный подход позволит решить эту многоплановую проблему. Не следует недооценивать и то обстоятельство, что в России неуклонно растет число верующих, а потому взвешенный и обоснованный синтез религиозных и правовых норм, как представляется, мог бы увеличить регулятивную силу последних.

1.2. Церковь в политической системе  общества

 

История многих государств включает в себя взаимоотношения светской и церковной властей, государства  и религиозных организаций. В  последнее время влияние церкви, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как к важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народов2.

Анализ законодательства и практики позволяет выделить 2 основных вида статуса церкви в государстве:

1). Государственная церковь, закрепление  ее привилегированного положения  по сравнению с другими вероисповеданиями.

2). Режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Статус государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства  и церкви, которое охватывает различные  сферы общественных отношений, а  также различные привилегии для  религиозных организаций, принадлежащих к государственной церкви.

В Великобритании, например, официальной государственной церковью является англиканская (протестанско-епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. В дореволюционной России такой статус был у Русской православной Церкви.

Динамика влияния религии на общественную жизнь описывается  двумя основными понятиями: сакрализация и секуляризация.

Сакрализация (от лат. Sacer – священный) – это процесс вовлечения в  сферу религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов.

Сакрализация сопровождала весь процесс  становления человеческого общества, формирования его культуры.

Позднее к процессу сакрализации присоединился  процесс клерикализации (от позднелат. Clericalis – церковный), которая означала не только регуляцию всей личной и общественной жизни, но и разработку соответствующего идеологического обоснования, основными этапами которого были кодификация, догматизация и канонизация вероучения, стремление замкнуть все сферы интеллектуальной деятельности в систему богословско-теологического мышления1.

В каждом обществе, в каждой культуре процесс сакрализации имел свои особенности. Например, в районах распространения  ислама не было создано мощной религиозной  организации типа церкви. Процесс сакрализации в исламе пошел по пути формирования теократического государства. В отличие от других религий он не стремился к тому, чтобы осветить религиозным авторитетом существующие общественные отношения, а к тому, чтобы воплотить в жизнь религиозное сообщество, осуществить полное слияние духовного и светского начала.

Сакрализация личной и общественной жизни на основе христианства в Западной Европе началась в послеконстантиновскую  эпоху и достигла своего наивысшего развития в Средневековье. В  этот период не проводилось различия мирской и сакральной сфер жизнедеятельности человека. Каждый человеческий поступок, всякое социальное явление ставилось на «сакральную платформу» или непосредственно подчинялось сакральной сфере.

Главным принципом средневековой культуры Запада, ее главной ценностью был Бог. Все важные разделы средневековой культуры выражали этот фундаментальный принцип или ценность. Например, архитектура и скульптура Средних веков была «Библией в камне». Литература также была насквозь пронизана религией и христианской верой. Живопись выражала те же библейские темы в линии и цвете.

Политическая организация в  ее духовной и светской сферах была преимущественно теократической и  базировалась на Боге и религии. Семья, как священный религиозный союз выражала все ту фундаментальную ценность. Даже организация экономики контролировалась религией, налагавшей запреты на многие формы экономических отношений, которые могли бы оказаться уместными и прибыльными, поощряя в то же время другие формы экономической деятельности, не целесообразные с чисто утилитарной точки зрения1.

Противоположный сакрализации процесс  называется секуляризацией.

Секуляризация (от позднелат. Saecularis –  мирской, светский) – это процесс  освобождения и сферы религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. Проще говоря, это процесс обмирщения. То, что раньше находилось под влиянием религиозной веры и религиозных организаций становится от них независимым, приобретает светский характер. Процесс секуляризации выражается в изменении места религии и религиозных организаций в жизни общества и личности, сужении круга выполняемых ею функций.

Первоначально термин «секуляризация»  означал акт отчуждения церковного имущества в пользу монарха, государства или частных лиц. Секуляризация в этом смысле предстает как юридический акт в сфере имущественных отношений, отношений собственности.

Как известно, в Средневековье  как католическая, так и православная церковь, являлись крупными собственниками земельных владений и имуществ. И между церковью и государством периодически возникала борьба за передел собственности. В результате этой борьбы не редко осуществлялся процесс секуляризации собственности церкви, монастырей. Но если в эпоху феодализма этот процесс носил случайный, спорадический характер, то становление буржуазных отношений поставило этот процесс на закономерную основу1.

Информация о работе Россия - светское государство