Роль ООН в поддержании мирового порядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 07:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в многоаспектном анализе миротворческой роли ООН в урегулировании международных конфликтов на современном этапе, а также в определении ее вклада в процесс урегулирования международных кризисов и конфликтов.
В соответствии с этой целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
• Проследить процесс зарождения потребности в универсальной организации, являющейся гарантом международного мира и стабильности, проанализировать эволюцию ее становления.
• Изучить и обобщить позиции ученых по рассматриваемой проблеме.
• Исследовать методы и инструменты, применяемые ООН для решения конфликтных ситуаций.
• Проанализировать деятельность ООН в урегулировании международных конфликтов на примере арабо-израильского, руандийского, иракского конфликтов.
• На основании рассмотренных в Совете Безопасности конфликтных ситуаций, дать оценку деятельности СБ ООН и взаимоотношениям постоянных членов данного Совета.
• Определить роль ООН в поддержании баланса сил на международной политической арене.
• Обосновать необходимость реформирования ООН, и в частности СБ ООН, в соответствии с меняющейся международной ситуацией.
• Проанализировать основные факторы, снижающие эффективность деятельности ООН.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. ООН КАК МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ В МИРЕ 5
1.1 История создания ООН (Опыт Лиги Наций) 5
1.2 Устав, функции и органы ООН 14
1.3 ООН как основной механизм достижения и поддержания международной стабильности и мира 24
Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕРАЦИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА 28
2.1 Операции ООН по поддержанию мира и безопасности 28
2.2 Глобальность операций ООН по поддержанию мира 36
2.3 Значение операций ООН по поддержанию безопасности в мире 40
Глава III. МЕСТО ООН В ГЛОБАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ 43
3.1 Система регулирования коллективной безопасности 43
3.2 Мировые и региональные соглашения о разоружении и нераспространении 63
3.3 Роль региональных организаций в обеспечении международной безопасности 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72

Вложенные файлы: 1 файл

Роль ООН в поддержании мирового порядка.docx

— 162.65 Кб (Скачать файл)

Приоритетными направлениями  в совместной деятельности по предотвращению военной угрозы государства-участники  считают:11

  • участие совместно с другими государствами и международными организациями в создании систем коллективной безопасности в Европе и Азии;
  • координацию действий по реализации имеющихся и разработке новых международных договоренностей по вопросам разоружения и контроля над вооружениями;
  • расширение мер доверия в военной области;
  • установление и развитие равноправных партнерских отношений с НАТО, другими военно-политическими организациями и региональными структурами безопасности, направленных на эффективное решение задач по укреплению мира;
  • активизацию диалога по подготовке и принятию эффективных международных договоренностей в области сокращения военно-морских сил и вооружений, а также ограничения военно-морской деятельности;
  • проведение операций по поддержанию мира по решению Совета Безопасности ООН, ОБСЕ, в соответствии с международными обязательствами;
  • согласование усилий по охране внешних границ государств-участников;
  • поддержание вооруженных сил и других войск государств-участников на уровне, обеспечивающем оборонную достаточность.

Основы обеспечения  коллективной безопасности

Целью государств-участников в обеспечении коллективной безопасности является предотвращение войн и вооруженных  конфликтов, а в случае их развязывания - гарантированная защита интересов, суверенитета и территориальной  целостности государств-участников на основе двусторонних отношений.

В мирное время указанная  цель достигается урегулированием  спорных проблем, международных  и региональных кризисов исключительно  политическими, согласительными средствами, поддержанием оборонного потенциала каждого  государства с учетом как национальных, так и коллективных интересов.

Каждое государство-участник принимает надлежащие меры по обеспечению  стабильного положения на своих  границах. На основе взаимного согласия они координируют деятельность пограничных  войск и других компетентных служб  по поддержанию установленного режима в приграничных зонах государств-участников.

При возникновении угрозы безопасности, территориальной целостности  и суверенитету одного или нескольких государств-участников, государства-участники  незамедлительно приводят в действие механизм совместных консультаций с  целью координации своих позиций  и принятия конкретных мер для устранения возникшей угрозы.

Стратегические ядерные  силы Российской Федерации выполняют  функцию сдерживания от возможных  попыток осуществления агрессивных  намерений против государств-участников в соответствии с военной доктриной  Российской Федерации.

В случае агрессии государства-участники  в соответствии со статьей 4 Договора о коллективной безопасности отражают ее и принимают меры к тому, чтобы  вынудить агрессора прекратить военные  действия. Для достижения этого они  заблаговременно определяют и планируют  содержание, формы и способы совместных действий.

Коллективная безопасность государств-участников базируется на следующих основных принципах:

  • неделимость безопасности: агрессия против одного государства-участника рассматривается как агрессия против всех государств-участников;
  • равная ответственность государств-участников за обеспечение безопасности;
  • соблюдение территориальной целостности, уважение суверенитета, невмешательство во внутренние дела и учет интересов друг друга;
  • коллективность обороны, создаваемой на региональной основе;
  • принятие решений по принципиальным вопросам обеспечения коллективной безопасности на основе консенсуса;
  • соответствие состава и готовности сил и средств масштабу военной угрозы.

 

Организация Договора о коллективной безопасности функционирует с 1992 года, в ее состав входит 7 стран участниц СНГ. Главным направлением ее деятельности является укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов.

Приоритет в достижении своих  целей Организация отдаёт политическим средствам, но государства-члены подписали  соглашение о создании объединенной армии, которая будет способна принимать  участие в военных действиях  от имени Организации. Так же у  ОДКБ существует миротворческий контингент.

Существование и деятельность такой организации как ОДКБ обусловлено  необходимостью обеспечения военной  поддержки государств- членов друг другу. Это вызвано тем, что в настоящий момент в мире существуют так называемые «горячие точки», которые располагаются в том числе на территории бывшего СССР и существует реальная угроза того, что страны входящие в Организацию могут подвергнуться нападению.

Кроме того, страны входящие в ОДКБ объединяются в борьбе с  наркотрафиком, преступностью в сфере информационных технологий и всячески помогают друг другу в борьбе с преступностью и в раскрытии преступлений.

В перспективе Организация  Договора о коллективной безопасности должна стать организацией, отвечающей всем требованиям, предъявляемым к  структурам подобного уровня, как  государствами-членами, так и мировым  сообществом в целом.

Концепция всеобщей коллективной безопасности

Коллективная безопасность представляет собой систему совместных действий государств всего мира или определенного географического региона, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира.12

Во  всеобщей заинтересованности всех государств в коллективных действиях в целях обеспечения безопасности нет ничего странного. Ведь любой конфликт внутри страны может «перекинуться» на территорию другого государства, локальный конфликт – перерасти в мировую войну. Поэтому существуют определенные системы поддержания коллективной безопасности. В настоящее время их выделено две.

Универсальная система коллективной безопасности была основана на нормах Устава ООН  и предусматривает действия государств в соответствии с решениями этой организации. Началом этой системы можно считать союз государств антигитлеровской коалиции и принятие Декларации Объединенных Наций от 1 января 1942г. Т.е.  государства, совершенно различные в своих взглядах объединились на основе общей проблемы.

В послевоенный период была создана всемирная система  коллективной безопасности в форме  ООН. Ее основная задача – «избавить  грядущие поколения от бедствий и  войны».

В основе всеобщей коллективной безопасности лежит Устав  ООН, цели и принципы которого являются целями и принципами права международной безопасности.

Главный упор в  системе всеобщей коллективной безопасности ООН ставится на предупреждение угрозы миру путем создания и поддержания  всесторонней системы мирного сотрудничества. Упор на предупреждение присущ и методам, применяемым при возникновении  конфликтной ситуации. Тут государства  обязаны придерживаться принципов  неприменения силы и мирного разрешения международных споров, а также  объединить свои силы для поддержания  мира и безопасности.

Первостепенное  значение в системе всеобщей коллективной безопасности ООН уделяется недопускаемости применения силы – право применять силу принадлежит исключительно Совету Безопасности и лишь в случаях, предусматриваемых Уставом ООН. Исключением из запрета применения силы является ее применение в целях адекватной самообороны до тех пор, пока со стороны Совета Безопасности ООН не будут предприняты соответствующие меры13.

Система коллективных мероприятий, предусмотренная Уставом  ООН, охватывает: меры по запрещению угрозы силой или ее применения (п.4 ст.2), меры мирного разрешения международных  споров (гл. VI), меры разоружения (ст. 11, 26, 47), меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII), временные меры по пресечению нарушений мира (ст.40), принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст.41), и с их использованием (ст.42)14.

Устав ООН обязывает  государства, входящие в состав Организации  оказывать максимальное содействие операциям, осуществляемым ООН в  соответствии со своим мандатом. При  наличии решения Совета Безопасности об экономической блокаде определенной страны-нарушителя, все вовлеченные  в экономические отношения с  последней страны должны следовать  его предписаниям. Наглядным примером этому служат санкции, установленные  ООН по отношению к Ираку, к  которым присоединились все члены организации. То же относится и к военным операциям, санкционируемым Советом Безопасности. Страны, в силу своего географического и политического положения вовлеченные в сферу применения санкций, обязаны предоставить необходимые силы и ресурсы санкционированным военным операциям.

Таким образом ведущее место в поддержании международного мира и безопасности возложена на Генеральную Ассамблею и Совет Безопасности ООН и их функции четко разграничены.

Региональные системы  коллективной безопасности – представлены организациями на отдельных континентах  и в регионах. ООН разрешает  деятельность таких организаций  «при условии, что …их деятельность совместима с целями и принципами ООН». Чтобы от такой деятельности был толк, нужно участие всех государств региона, независимо от их строя. Цели региональной системы – те же, существуют лишь некоторые ограничения –  деятельность организации должна затрагивать  интересы только государств региона, и  решать вопросы на территории своего региона.

К их компетенции  можно отнести урегулирование внутри-региональных споров (п.2 ст.52 Устава ООН).

Примерами региональных систем коллективной безопасности являются Североатлантический договор (НАТО), Варшавский Договор, ОБСЕ, СЕАТО и др., о коих речь пойдет позже.

 

Политические  аспекты применение механизма санкций  третьей стороной при урегулировании конфликта

Из всех средств ограничения  и принуждения, которые используются третьей стороной, наиболее распространенными  являются операции по поддержанию мира (термин введен Генеральной Ассамблеей ООН в феврале 1965 г.), а также  применение санкций в отношении  конфликтующих сторон. Вопросы, связанные  с операциями по поддержанию мира и с введением санкций, подробно изучаются в рамках правовых дисциплин. Однако они имеют и политические аспекты, на которых необходимо остановиться.

При использовании операций по поддержанию мира часто вводятся миротворческие силы. Это происходит тогда, когда конфликт достигает  стадии вооруженной борьбы. Главная  цель миротворческих сил - разъединение противоборствующих сторон, недопущение  вооруженных столкновений между  ними, контроль над вооруженными действиями противоборствующих сторон.

В качестве миротворческих сил могут использоваться как  воинские подразделения отдельных  государств (например, во второй половине 80-х годов индийские войска находились в качестве миротворцев в Шри-Ланке, а в начале 90-х годов 14-я российская армия - в Приднестровье) или группы государств (по решению Организации  африканского единства межафриканские силы участвовали в урегулировании конфликта в Чаде в начале 80-х  годов), так и вооруженные формирования Организации Объединенных Наций (вооруженные силы ООН неоднократно использовались в различных конфликтных точках).

К помощи вооруженных сил  ООН («голубых касок») довольно часто  прибегают в случае возникновения  вооруженного конфликта. Они представляют собой многонациональные формирования, создание которых на основе решения  Совета Безопасности предусмотрено  Уставом ООН. Идея об использовании  вооруженных сил под эгидой ООН  была выдвинута при урегулировании Суэцкого кризиса в 1956 г. канадским  министром иностранных дел Л. Пирсеном (за что он получил Нобелевскую премию мира) и поддержана тогдашним генеральным секретарем ООН Д. Хаммаршельдом. Впоследствии войска ООН участвовали в миротворческих операциях в Африке, Азии, Европе, Центральной Америке. Так, в 1973 г. войска ООН были оперативно размещены на Ближнем Востоке, что позволило снизить напряженность, вызванную продвижением израильских войск вглубь египетской территории. Вооруженные силы ООН выполняли также миротворческие функции на Кипре, в Ливане и во многих других «горячих точках» планеты. Миротворческие силы могут находится в зоне конфликта долго, оставаясь там и после достижения договоренностей, как это было, к примеру, на Кипре, где их задача заключалась в недопущении столкновений между представителями греческой и турецкой общин. На Кипре они выступали гарантом того, что не начнется новый виток вооруженного противостояния.

Использованию миротворческих сил ООН предшествовала деятельность военных наблюдателей, получившая затем  довольно широкую практику. Группа военных наблюдателей ООН присутствовала в Индии и Пакистане, на Ближнем  Востоке. Задача военных наблюдателей (и в этом их отличие от «наблюдателей  за ходом переговоров») сводится в  основном к наблюдению за выполнением  перемирия, выявлению фактов его  нарушения и предоставлению докладов Совету Безопасности ООН.

Одновременно с введением  миротворческих сил часто создается  буферная зона с тем, чтобы развести вооруженные формирования противоборствующих сторон. Практикуется также введение зон, свободных от полетов (non-flying zones), для того чтобы предотвратить нанесение бомбовых ударов с воздуха одним из участников конфликта. В частности, такие зоны были введены в воздушном пространстве Боснии и Герцеговины на основе резолюции Совета Безопасности ООН № 781 от 9 октября 1992 г., а в марте 1993 г. в развитие этой резолюции Совет Безопасности принял новую резолюцию, согласно которой было санкционировано использование всех необходимых мер в случае дальнейшего нарушения воздушного пространства.

Информация о работе Роль ООН в поддержании мирового порядка