Роль ООН в поддержании мирового порядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 07:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в многоаспектном анализе миротворческой роли ООН в урегулировании международных конфликтов на современном этапе, а также в определении ее вклада в процесс урегулирования международных кризисов и конфликтов.
В соответствии с этой целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
• Проследить процесс зарождения потребности в универсальной организации, являющейся гарантом международного мира и стабильности, проанализировать эволюцию ее становления.
• Изучить и обобщить позиции ученых по рассматриваемой проблеме.
• Исследовать методы и инструменты, применяемые ООН для решения конфликтных ситуаций.
• Проанализировать деятельность ООН в урегулировании международных конфликтов на примере арабо-израильского, руандийского, иракского конфликтов.
• На основании рассмотренных в Совете Безопасности конфликтных ситуаций, дать оценку деятельности СБ ООН и взаимоотношениям постоянных членов данного Совета.
• Определить роль ООН в поддержании баланса сил на международной политической арене.
• Обосновать необходимость реформирования ООН, и в частности СБ ООН, в соответствии с меняющейся международной ситуацией.
• Проанализировать основные факторы, снижающие эффективность деятельности ООН.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. ООН КАК МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ В МИРЕ 5
1.1 История создания ООН (Опыт Лиги Наций) 5
1.2 Устав, функции и органы ООН 14
1.3 ООН как основной механизм достижения и поддержания международной стабильности и мира 24
Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕРАЦИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА 28
2.1 Операции ООН по поддержанию мира и безопасности 28
2.2 Глобальность операций ООН по поддержанию мира 36
2.3 Значение операций ООН по поддержанию безопасности в мире 40
Глава III. МЕСТО ООН В ГЛОБАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ 43
3.1 Система регулирования коллективной безопасности 43
3.2 Мировые и региональные соглашения о разоружении и нераспространении 63
3.3 Роль региональных организаций в обеспечении международной безопасности 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72

Вложенные файлы: 1 файл

Роль ООН в поддержании мирового порядка.docx

— 162.65 Кб (Скачать файл)

Переговоры в принципе могут вестись, и, как это часто  бывает на практике, ведутся с позиции  силы, когда один из участников диктует  свои условия другому и использует различные методы принуждения. Однако из наличия общих и противоположных  интересов сторон следует, что в  случае крайне выраженного силового диктата переговоры перестают быть переговорами, уступая место конфликту. Характер отношений сторон является одним из важнейших факторов, определяющих выбор доминирующего подхода, но он не жестко детерминирует этот выбор.

3.2 Мировые и  региональные соглашения о разоружении  и нераспространении

Региональные  соглашения и организации играют важную роль в реализации идей и  принципов, заложенных в Уставе ООН  и лежащих в основе современного международного права. Сам Устав  ООН и Резолюции Генеральной  Ассамблеи уделяют большое внимание сотрудничеству с региональными  организациями во имя достижения определенных целей, в особенности  тех, которые касаются обеспечения  региональной безопасности и разрешения локальных конфликтов.

Важную  роль с точки зрения обеспечения  региональной и международной безопасности играют соглашения в области разоружения  и нераспространения оружий массового  поражения и стратегического  ядерного оружия.

Мировые и региональные соглашения о разоружении и нераспространении

Разоружение – давняя мечта  прогрессивных умов человечества. После  Второй мировой войны эта идея нашла свое отражение во многих универсальных  и региональных международно-правовых актах. Некоторые международные  правоведы даже склонны к выделению  концепции разоружения в качестве независимого принципа международного права. В этой связи следует отметить, что, если даже эту концепцию можно  назвать принципом, то он будет представлять собой принцип-идею нежели норму позитивного права. 18

Устав ООН уполномочил  Генеральную Ассамблею «рассматривать общие принципы сотрудничества в  деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе  принципы, определяющие разоружение  и регулирование вооружений» (ст. 11). На Совет Безопасности возложена  ответственность за формулирование «планов создания системы регулирования  вооружений» (ст. 26).

Принципиальная основа разоружения  нашла свое отражение в ряде резолюций  Генеральной Ассамблеи, а также  в договорах и иных международных  актах. Первой была Резолюция Ассамблеи 1959 г., касавшаяся всеобщего и полного  разоружения как конечной цели. Эта  резолюция была инициирована СССР. Другим примером декларированной приверженности стран к всеобщему разоружению  служит одобренное Ассамблеей Совместное заявление правительств СССР и США 1962 г., предполагающее всеобщее разоружение  посредством следующих мероприятий:

роспуск вооруженных сил, ликвидация военных учреждений и  вооружений;

уничтожение и прекращение  производства оружия массового уничтожения  и средств его доставки;

упразднение органов военного руководства и прекращение военного обучения;

прекращение расходования средств  на военные цели19.

К сожалению ни Резолюция  ни Совместное заявление правительств не нашли своей реализации из-за военно-политических амбиций ведущих  стран в условиях набирающей мощь Холодной войны. Нереальность полного  разоружения стала очевидной  уже в 1960-е годы. Государства нуждались  в вооруженных силах для обеспечения  своей безопасности и интенсивно вооружались. К 80-м годам пика достигла гонка вооружений между США и  СССР, в то время как суммарные  расходы мировых государств составили 900 миллиардов долларов в год20.

Учитывая невозможность  полного разоружения, во главу угла встал вопрос о сокращении вооружений и нераспространении стратегического  оружия массового поражения.

 

Соглашения по запрещению применения и нераспространению  ядерного оружия

Начиная с 1961 г. Генеральная  Ассамблея ООН приняла ряд  резолюций, запрещающих применение ядерного оружия и иных видов оружия массового поражения. Также был  заключен ряд соглашений между СССР и США – Соглашение об уменьшении опасности возникновения ядерных  войн 1971 г., Соглашение о предотвращении ядерной войны 1973 г. и др.

Важной вехой было заключение в 1963 г. Московского договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и  под водой, в котором участвует  большинство государств. Готовится  полное запрещение испытаний, что очень  важно с точки зрения избежания совершенствования ядерного вооружения.

С 1968 г. действует договор  о нераспространении ядерного оружия, к которому подключилось большинство  стран мира. Договор обязывает  ядерные державы не продавать  ядерное оружие другим странам и  предписывает последним воздерживаться от разработки программ производства ядерного оружия. Перед заключением  договора Совет Безопасности ООН  принял резолюцию о гарантии безопасности, согласно которой агрессия с применением ядерного оружия против неядерного государства, вызовет немедленные действия со стороны Совета, и прежде всего его постоянных членов21.

К сожалению, авторитет этого  договора значительно подорвался после  того, как Индия и Пакистан реализовали  национальные программы по производству ядерного вооружения.

Существует ряд международных  соглашений по нераспространению неядерных  видов оружия массового поражения, таких как химическое, биологическое  и бактериологическое. Особое место  среди этих договоров занимает Конвенция  о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г. Экологическим  средствам и методам ведения  войны посвящена Конвенция о  запрещении военного или любого враждебного  использования средств воздействия  на природную среду 1977 г.

Важную роль с точки  зрения обеспечения ядерной безопасности играют соглашения о безъядерных  зонах, заключенные в отношении  стран Латинской Америки и  южной части Тихоокеанского региона. Эти договоры запрещают производство и применение ядерного оружия в этих регионах.

Важную роль в отношении  нераспространения играют договора о демилитаризованных зонах, к коим относятся Антарктида, в которой  размещение и испытание ядерного оружия было запрещено в соответствии с Договором об Антарктике 1959 г. Использование  ядерного оружия также запрещено  в космическом пространстве (Договор  по космосу 1967 г.), на Луне и других небесных телах (Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.).

 

Ограничение стратегических и обычных вооружений

Ограничение стратегических вооружений (ОСВ) является одним из основных направлений обеспечения  международной безопасности. Основная роль в этом процессе изначально принадлежит  двум супердержавам второй половины XX столетия – США и СССР, после  развала которого это место заняла Россия.

В 1972 г. между этими двумя  странами были заключены соглашения, известные как ОСВ-1. Эти соглашения включали Договор об ограничении  систем противоракетой обороны (ПРО) и  Временное соглашение о некоторых  мерах в области ограничения  стратегических наступательных вооружений. Договор о ПРО ограничил количество районов размещения противоракетных систем до двух в каждой стране. В 1974 г. стороны подписали Протокол, ограничивающий число районов ПРО до одного.

Временное соглашение 1972 г. ввело ограничения в отношении  числа пусковых установок стратегических наземных и подводных баллистических ракет. Срок действия Соглашения ограничивался 5 годами, но по его истечению стороны  заявили о том, что они будут  соблюдать его положения и  в дальнейшем.

В 1979 г. был подписан Договор  о об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2), который прошел трудный и долгий путь ратификации. Стороны периодически заявляли об отказе ратифицировать этот документ. В результате лишь в 1996 г. Договор был ратифицирован Сенатом США, и в 2000 г. Государственной Думой РФ. Договор предусматривает ограничение каждой стороной числа своих стратегических ракет количеством в 2400 единиц, а также ограничение числа пусковых установок и тяжелых бомбардировщиков. Протокол к договору запрещал развертывание мобильных межконтинентальных ракет и содержал ряд других ограничений.

Другим важным договором  на пути ограничения вооружений стал подписанный в 1987 г. между СССР и  США Договор о ликвидации ракет  средней и меньшей дальности. Договор предусмотрел ликвидацию целого класса ядерных вооружений, что является уникальным фактом в деле обеспечения  международной безопасности.

Сокращение обычных видов  вооружений только начинает осуществляться и притом довольно медленно. Наиболее существенным достижением в этой области является Договор об обычных  вооруженных силах в Европе, подписанный  в Париже в 1990 г. 22 государствами. Им предусмотрено значительное сокращение наземных и воздушных сил. Ряд  постановлений посвящен довольно активной инспекции22.

 

Меры усиления доверия

Меры укрепления доверия  в качестве института права международной  безопасности представляют совокупность норм, регламентирующих военную деятельность государств посредством установления мер информационного и контрольного характера с целью достижения взаимопонимания, предотвращения внезапного нападения или несанкционированного конфликта, а также обеспечения  процесса разоружения.23

Как юридический, этот институт начал оформляться в 60-70гг. принятием  ряда соглашений, нормы которых имеют  своей целью устранить недоверие  и предотвратить возникновение  случайных критических ситуаций.

Особое внимание надо обратить на двусторонние договоры и соглашения, в которых меры укрепления доверия  занимают главное место (Соглашение между СССР и США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет подводных лодок 1988г. и др.)

Меры укрепления доверия  разрабатываются и совершенствуются также и на региональном уровне.

В Заключительный акт СБСЕ 1975г. был включен Документ по мерам  укрепления доверия и некоторым  аспектам безопасности и разоружения.

Чтобы поддерживать безопасность, участникам нужно постоянно контактировать между собой (посещение авиабаз, обмены и контакты ученых, военных).

Институт мер укрепления доверия имеет неразрывную связь  с институтом международного контроля. (т.е. создание общих контрольных органов). Как метод контроля широко применяется инспекция, предусмотренная международным соглашением.

Наряду с этим определенную роль играет неприсоединение. Это, с  одной стороны, внешнеполитический курс государства, не участвующего в  каких бы то ни было военных блоках, а с другой, - совокупность норм, определяющих конкретные обязательства государств в области : проведения независимого политического курса, поддержание антиколониальной борьбы,  всяческое содействие международному миру.24

3.3 Роль региональных организаций в обеспечении международной безопасности

VIII Глава Устава ООН  гласит о региональных соглашениях  и органах для решения вопросов, касающихся вопросов поддержания  мира и безопасности на региональном  уровне. Главным условием легитимности  этих органов с международно-правовой  точки зрения является совместимость  их деятельности с целями и  принципами ООН. В разрешении  международных споров Совет Безопасности  действует в тесном сотрудничестве  с региональными организациями,  пользуется их поддержкой в  осуществлении своих невоенных  и военных миссий. С другой  стороны, региональные организации  не могут предпринимать вооруженных  действий без наличия санкции  со стороны Совета Безопасности, за исключением случаев, подпадающих  под категорию коллективной самообороны. 

К числу региональных организаций  можно отнести такие структуры, как Организация Американских Государств (ОАГ), Организация Африканского Единства (ОАЕ), Лига Арабских Государств (ЛАГ), Содружество  Независимых Государств (СНГ) и др. Все эти организации предусматривают  обязанность государств-членов сотрудничать в области поддержания мира и  безопасности.

С точки зрения особенностей регулирования вопросов международной безопасности региональными организациями интересно рассмотреть пример ОБСЕ.

В Будапештском документе 1994 г., трансформировавшем Совещание в  Организацию в ОБСЕ говорится  о цели данного преобразования, которой  «явилась увеличение вклада СБСЕ в  безопасность, стабильность и сотрудничество региона СБСЕ с тем, чтобы оно  играло центральную роль в развитии пространства общей безопасности, основанной на принципах Хельсинского Заключительного  Акта»25.

Концепция безопасности, разработанная  ОБСЕ основывается на уделении большего внимания превентивной дипломатии, расширение содержания принципов и развитии способности урегулирования конфликтов и кризисных ситуаций, а также миротворчества и постконфликтного восстановления; упрочнении безопасности и стабильности путем контроля над вооружениями, разоружения, развития мер доверия26.

Концепция ОБСЕ в области  безопасности получила дальнейшее развитие в принятом в 1994 г. Кодексе поведения  по военно-политическим аспектам безопасности. Кодекс разработал следующие положения:

Было подчеркнуто утверждение  о том, что безопасность неделима, т.е. безопасность каждого государства  неразрывно связана с безопасностью  остальных. Участники обязались  не укреплять свою безопасность за счет безопасности других.

Информация о работе Роль ООН в поддержании мирового порядка