Место Республики Беларусь в мировой торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 23:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования в курсовой работе является изучение особенностей регулирования современной мировой торговли.
Объектом исследования в курсовой работе является международная торговля.
Предметом исследования является регулирование мировой торговли и внешнеэкономических процессов, связанных с ней.
В связи с поставленной целью в работе ставятся следующие задачи:
1. Изучить основы международной торговли товарами и услугами;
2. Рассмотреть современное состояние мировой торговли;
3. Определить методы регулирования внешней торговли в Республике Беларусь;

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
1 Основы регулирования международной торговли……………….... 5
1.1 особенности внешнеторговой политики в современных условиях………………………………………………………………………….. 5
1.2 Методы регулирования внешне-экономической деятельности……. 7
2 Особенности внешнеторговой политики стран с рыночной экономикой… 15
2.1 Мировое регулирование внешней торговли……………………….. 15
2.2 Структура и тенденции мировой торговли………………………… 23
2.3 Основные показатели мировой торговли ………………………….... 26
3 Место Республики Беларусь в мировой торговле……………………………. 31
3.1 Регулирование внешней торговли в Республике Беларусь……….. 31
3.2 Состояние и перспективы развития внешнеторговых отношений Республики Беларусь…………………………………………………………….. 34
Заключение……………………………………………………………………….. 42
Список использованных источников …………………………….. …………… 44

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ=)))))МЭээээээ.docx

— 171.34 Кб (Скачать файл)

В торговле со странами СНГ увеличился товарооборот с Азербайджаном (на 3,6 млн. долл. США, составив 19,9 млн. долл. США), Туркменией (на 3 млн. долл. США, составив 12,4 млн. долл. США), Молдовой (на 2,5 млн. долл. США, составив 22,2 млн. долл. США), Узбекистаном (на 1,1 млн. долл. США, составив 6,8 млн. долл. США). Снизился товарооборот с Киргизией (на 3,4 млн. долл. США, составив 4,2 млн. долл. США), Таджикистаном (на 1,8 млн. долл. США, составив 3,1 млн. долл. США), Арменией (на 0,9 млн. долл. США, составив 1,8 млн. долл. США).

Товарооборот со странами вне СНГ составил 41,7% общего товарооборота Республики Беларусь. 

Товарооборот со странами ЕС по сравнению с январем 2012 года уменьшился на 24,4% и составил 1,7 млрд. долл. США (28,3% общего товарооборота Республики Беларусь). Экспорт уменьшился на 36,1% и составил 1,1 млрд. долл. США, импорт увеличился на 15,1% и составил 605,6 млн. долл. США. Положительное сальдо составило 524,7 млн. долл. США.

Товарооборот со странами, входящими в ВТО, по сравнению с январем 2012 года уменьшился на  9,5% и составил 5,9 млрд. долл. США (96,9% общего товарооборота Республики Беларусь). Экспорт уменьшился на 15,3% и составил 2,8 млрд. долл. США, импорт уменьшился на 3,6% и составил 3,1 млрд. долл. США. Отрицательное сальдо составило 260,9 млн. долл. США.

С 2008 года наметилась положительная тенденция в развитии торгово-экономического сотрудничества Беларуси со странами Азии, Африки, Ближнего Востока и Южной Америки. Несмотря на объективные сложности, обусловленные мировым финансовым кризисом, Беларуси удалось избежать ожидаемого спада экспорта продукции в эти страны. По итогам января-августа 2009 года экспорт за пределы СНГ составил 56,1% к уровню аналогичного периода 2008 года, в то же время в страны Азии - 79,4%, Африки - 74,6%. Следует также отметить, что география поставок белорусской продукции в 2009 году дополнилась 11 новыми странами. Так, в настоящее время в Тунис, Гамбию и Сенегал экспортируются прутки и полуфабрикаты из нелегированной стали, в Камерун - калийные удобрения. В Кению и Бенин поставляются книги и брошюры, Экваториальную Гвинею - тракторы и седельные тягачи, Уганду, Намибию, Катар, Мьянму - товары различного назначения (контрольно-измерительные приборы, спектрометры и другие).

Рынок развивающихся государств Латинской Америки представляет интерес для белорусской промышленности с точки зрения продвижения продукции машиностроения и нефтехимического комплекса. В результате укрепления межгосударственного диалога на высшем уровне удалось значительно активизировать торгово-экономическое сотрудничество с Венесуэлой. В настоящее время с участием Беларуси здесь разрабатываются и реализуются крупномасштабные проекты в сферах нефтедобычи, нефтехимии, сейсморазведки и сейсмотехники, газификации, архитектуры и строительства, промышленности и сельского хозяйства.

Рынки государств Азии и Африки привлекательны для Беларуси ввиду сохраняющейся на них конкурентоспособности белорусской продукции, а также имеющихся перспектив наращивания белорусского экспорта. Заинтересованность Беларуси и азиатских стран в активизации двустороннего торгово-экономического сотрудничества во многом связана с взаимодополняемостью наших экономик. В частности, быстрый рост населения вынуждает правительства азиатских стран предпринимать все меры по решению продовольственной проблемы и повышению урожайности в сельском хозяйстве. При этом большое значение придается использованию калийных удобрений, в то время как Беларусь является одним из ведущих экспортеров в мире данного сырья. Многие азиатские страны также заинтересованы в импорте нашей продукции машиностроения, сельскохозяйственной техники, электроники, товаров народного потребления, научно-технических разработок и т.д., которые при международных стандартах качества выгодно отличаются от западных аналогов более низкими ценовыми показателями. Не следует также забывать, что многие африканские и азиатские страны являются для нас источником ряда товаров критического импорта, без которых невозможно нормальное функционирование промышленных предприятий. И речь здесь идет не только о простом сырье (каучук, продукты органической химии, красители, табак, какао-бобы), но и об электронной аппаратуре и ее частях, промышленном оборудовании и станках, двигателях и насосах, научных и медицинских приборах. Часть импорта из стран региона имеет непосредственное отношение к потребительским товарам. Это - витамины и антибиотики, другие лекарственные средства, бытовая и офисная электроника, средства связи, свежие овощи и фрукты, соки, орехи, рис, чай.

Отличительной особенностью торговли Республики Беларусь с азиатскими и африканскими странами остается значительное превышение белорусского экспорта над импортом. В январе-мае текущего года торговое сальдо осталось положительным (148 млн. долл. США), при этом экспорт превысил 218 млн. долл., а импорт составил около 70 млн. долл.

Другой важной тенденцией за последнее время стало расширение номенклатуры поставляемых товаров. Наряду с традиционными поставками (калийные удобрения, продукция Белорусского металлургического завода) все чаще в экспорте в ту или иную страну появляются новые наименования - стекловолокно, продукция деревообработки, приборы и инструменты, насосы, двигатели, лекарственные средства, наручные часы, холодильники. Анализ структуры белорусского экспорта в Азию и Африку показывает, что, несмотря на общую положительную тенденцию расширения номенклатуры поставок, еще не достигнут необходимый перелом в процессе диверсификации экспортной составляющей взаимной торговли. Основой нашего экспорта продолжают оставаться калийные удобрения и продукция БМЗ. Несмотря на то, что их доля постоянно снижается, она все еще составляет более 50 процентов. В структуре экспорта в ряд африканских, да и некоторых азиатских стран, можно увидеть всего 2-3 позиции, в то же время перечень поставок в Китай, например, уже на протяжении нескольких лет складывается из более чем 50 наименований. рынки Азии и Африки до сих пор остаются недостаточно освоенными нашими экспортерами с точки зрения продвижения на них основных экспортных товаров - продукции предприятий машиностроения, электронной и нефтехимической промышленности. В то же время потенциально государства Азии и Африки могут считаться едва ли не самыми емкими, вслед за странами СНГ, рынками для наших автомобилей, тракторов, станков, подшипников, химических волокон, электронных и медицинских приборов. Нельзя забывать и о существующих возможностях для сбыта холодильников и других товаров бытового назначения, стройматериалов, изделий деревообработки. Исходя из этого, оказание поддержки белорусским экспортерам именно данной продукции (при сохранении высокого уровня поставок традиционных товаров) в настоящее время является одним из приоритетов торгово-экономической деятельности МИД и наших загранучреждений. Свою роль при этом Министерство видит, прежде всего, в оказании белорусским предприятиям информационного, политического и организационного содействия. К сожалению, для многих наших предприятий и фирм азиатский и африканский рынки по-прежнему остаются далекими и загадочными, и они не спешат расширять географию своих поставок. Конечно, здесь сказываются и удаленность этих рынков, и отсутствие сколько-нибудь полной информации об особенностях работы на них. Определенный урон имиджу нашей продукции наносит все еще имеющая хождение неудачная практика разовых поставок белорусской техники и оборудования посредниками из третьих стран без гарантий надлежащего технического обеспечения и обслуживания (наглядный пример - продажа продукции БелАЗа в ЮАР).

Вместе с тем, есть проблемы и у самих белорусских предприятий. Не всегда соблюдаются международные нормы делового общения. В ряде случаев отсутствует реакция на обращения зарубежных компаний с предложениями о сотрудничестве либо ответы на них направляются с неприемлемым опозданием. Есть претензии у иностранных партнеров и к качеству поставляемой продукции. Белорусские предприятия порой имеют ложное представление о том, что для Азии или Африки соблюдение определенных стандартов по отношению к поставляемым товарам не так и важно. Все эти проблемы зачастую связаны с низким уровнем развития системы маркетинга на предприятиях, отсутствием в их штате квалифицированных кадров, имеющих хорошую профессиональную и языковую подготовку.

Для выхода на объемный рынок афро-азиатского региона белорусские субъекты хозяйствования должны хотя бы эпизодично участвовать в международных выставках, ярмарках, организовывать презентации своей продукции. К сожалению, соответствующие предложения посольств и МИД зачастую не получают положительного отклика. Как правило, ссылка при этом делается на отсутствие финансовых средств.

Чтобы прочно закрепиться на перспективных рынках государств Азии и Африки, необходимо энергичнее работать по созданию совместных производств, как это уже делается в Китае (совместное производство колесных тягачей), во Вьетнаме (создание сборочных линий по производству мотоциклов), Египте (совместное производство автомобилей "МАЗ" и тракторов "МТЗ"), а также по расширению дилерской сети и системы сервисного обслуживания. Только в этом случае предприятия могут перейти от случайных, разовых поставок к долговременному сотрудничеству.

МИД также работает над созданием более благоприятных общих условий для внешнеэкономической деятельности белорусских предприятий. На азиатско-африканском направлении, в частности, имеется в виду следующее:

– расширение договорно-правовой базы двусторонних торгово-экономических связей (наиболее активно эта деятельность осуществляется в ОАЭ, ЮАР, КНР, Египте, Ливии, Республике Корея, Иране);

– расширение числа государств, с которыми установлены дипломатические отношения, что позволяет наладить прочные межгосударственные связи с потенциальными торгово-экономическими партнерами. Из 104 государств азиатско-африканского региона Беларусью в настоящее время установлены дипломатические отношения с 74 странами (в 2001 году - с 6 странами, в 2002 году - с тремя, планируется установить дипотношения с еще 6 государствами). Достижению этой же цели будет способствовать аккредитация послов Беларуси в зарубежных странах по совместительству;

– придание дополнительной динамики деятельности совместных межправительственных комиссий по вопросам торгово-экономического сотрудничества, которые играют важную роль в оказании государственной поддержки различным экономическим проектам и решают конкретные проблемы на правительственном уровне.

Потенциал и перспективы развития сотрудничества Беларуси со странами Азии и Африки весьма значительны. Беларусь с оптимизмом смотрит в будущее  двусторонних отношений и убеждена в том, что их углубление и наполнение конкретным содержанием отвечает коренным интересам как Беларуси, так и наших зарубежных партнеров. Сотрудники Управления Азии и Африки, соответствующих загранучреждений Министерства иностранных дел Республики Беларусь всегда готовы оказать возможное содействие белорусским предприятиям, организациям, фирмам в установлении и развитии торгово-экономического сотрудничества с африканскими и азиатскими странами.

Для обеспечения равного доступа товаров, производимых в Беларуси, на мировые рынки особое значение приобретает унификация национальных норм, правил и стандартов с международными требованиями. Решение данной задачи должно предусматривать создание информационной базы по вопросам технических, санитарных и экологических требований, которые предъявляются в стране; унификацию отечественной технико-экологической оценки с международной; разработку системы регулирования внешнеэкономической деятельности с учетом международного опыта по защите национального производства и обеспечения внешней экологической безопасности.

В новых геополитических условиях перспективы расширения внешнеторговых связей с зарубежными странами в значительной степени зависят от активной позиции Беларуси. Сегодня необходимо больше действовать не по вертикали, а по горизонтали: белорусский экспортер - зарубежный предприниматель, белорусская торговая палата - зарубежная региональная торговая палата, ибо во все времена прогрессу развития внешнеторговых связей между государствами способствовал экономический интерес деловых людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В международной торговле ведущую роль играют промышленно развитые страны Северной Америки и Западной Европы, Япония, Израиль, Австралия, Новая Зеландия и Южная Африка. На эти страны приходится значительная часть мирового производства товаров и услуг и большая часть выпуска товаров массового производства.

Около 80% экспорта из промышленно развитых стран направляется на рынки других промышленно развитых стран; более 70% экспорта из развивающихся стран также поступает на рынки развитых стран.

Среди основных тенденций в международной торговле на современном этапе можно выделить следующие:

1. Глобализация международной торговли. Эта тенденция проявляется в формировании глобального экспортно-импортного мирового рынка товаров и услуг, в устойчивом росте объемов международных финансовых, инвестиционных и инновационных экспортно-импортных потоков при одновременной их усиливающейся взаимосвязи и взаимозависимости.

Основными чертами глобализации международной торговли являются:

– интеграция;

– рост темпов международной торговли и международного движения капитала;

– транснационализация и корпоративность мирового экспорта;

– дальнейшая унификация правил и норм международной торговли.

2. Возрастание роли научно-технического прогресса и электронных технологий. Влияние научно-технического прогресса на международную торговлю ведет к изменению структуры мировой торговли и изменению способов ведения внешнеторговой деятельности. В XIX веке в международной торговле преобладали сырье, продовольствие и текстильные изделия. В современных условиях, в связи с углублением международной специализации и кооперации, прежде всего в сфере промышленности, в товарной структуре международной торговли существенно возросла доля готовых промышленных товаров, особенно машин и оборудования.

3. Доминирующая роль информационного продукта. Глобализация международной торговли повлекла за собой естественную потребность в обмене информацией. Это связано, в первую очередь, с тем, что происходит формирование информационного общества, когда обладание информацией определяет способность компании реагировать на быстрые изменения во внутренней и особенно внешней среде. Наибольшая доля в экспорте услуг развитых стран принадлежит информационным услугам.

Что касается Республики Беларусь, то исходя из объективно сложившихся исторических и экономических предпосылок, наиболее развитыми остаются экономические связи Беларуси со странами СНГ, особенно Россией.

Европейский Союз является вторым после России экспортным партнером Республики Беларусь. Годовой товарооборот со странами ЕС составляет 3,3 млрд. евро в год или 37% дохода Минска от внешней торговли.

Наиболее значимыми торговыми партнерами Беларуси из числа стран-членов ЕС являются Германия, Великобритания, Нидерланды и Италия.

Зоной  внешнеполитической  активности  Республики Беларусь на современном этапе   объявлены   Евросоюз, Прибалтика, страны Азии и Африки.

Продвижение Республики Беларусь по пути устойчивого развития в решающей степени зависит от качественного расширения ее связей с внешним миром. Перспективной во внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь является работа по следующим направлениям:

Информация о работе Место Республики Беларусь в мировой торговле