Место Республики Беларусь в мировой торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 23:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования в курсовой работе является изучение особенностей регулирования современной мировой торговли.
Объектом исследования в курсовой работе является международная торговля.
Предметом исследования является регулирование мировой торговли и внешнеэкономических процессов, связанных с ней.
В связи с поставленной целью в работе ставятся следующие задачи:
1. Изучить основы международной торговли товарами и услугами;
2. Рассмотреть современное состояние мировой торговли;
3. Определить методы регулирования внешней торговли в Республике Беларусь;

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
1 Основы регулирования международной торговли……………….... 5
1.1 особенности внешнеторговой политики в современных условиях………………………………………………………………………….. 5
1.2 Методы регулирования внешне-экономической деятельности……. 7
2 Особенности внешнеторговой политики стран с рыночной экономикой… 15
2.1 Мировое регулирование внешней торговли……………………….. 15
2.2 Структура и тенденции мировой торговли………………………… 23
2.3 Основные показатели мировой торговли ………………………….... 26
3 Место Республики Беларусь в мировой торговле……………………………. 31
3.1 Регулирование внешней торговли в Республике Беларусь……….. 31
3.2 Состояние и перспективы развития внешнеторговых отношений Республики Беларусь…………………………………………………………….. 34
Заключение……………………………………………………………………….. 42
Список использованных источников …………………………….. …………… 44

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ=)))))МЭээээээ.docx

— 171.34 Кб (Скачать файл)

Резидентам, осуществляющим внешнеторговые операции, предоставлено право не регистрировать сделки при предварительной оплате в полном объеме (при экспорте) либо предварительном поступлении товаров в полном объеме (при импорте); а также проводить с разрешения Национального банка расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров без их поступления на таможенную территорию республики.

Резиденты, осуществляющие внешнеторговые операции, могут также прекращать обязательства путем заключения договора факторинга либо с использованием неденежных форм; осуществлять перемену лиц в обязательстве с перерегистрацией сделки; самостоятельно определять сведения, указываемые в документах, посредством которых оформлены внешнеторговые операции (за исключением условий расчета, которые в обязательном порядке должны быть предусмотрены в таких документах).

Работы в пользу белорусского резидента должны быть выполнены в течение 90 календарных дней с даты платежа. За превышение сроков предусмотрен штраф в размере 2% от суммы не поступившего платежа или стоимости непоставленного товара, но не более суммы сделки по контракту. Указанные сроки в исключительных случаях могут быть продлены Министерством торговли Республики Беларусь.

Ставки таможенных пошлин являются едиными  и не подлежат изменению в зависимости от физических и юридических лиц, перемещающих товары через таможенную границу Республики Беларусь, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Ставки таможенных пошлин определяются Советом Министров Республики Беларусь.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наибольшего благоприятствования, либо страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Республикой Беларусь тарифных льгот (тарифных преференций).

Начисление, уплата и взимание таможенной пошлины на товар производятся на основе его таможенной стоимости.

Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь, производится путем применения следующих методов: по цене сделки с ввозимыми товарами, по цене сделки с идентичными товарами, по цене сделки с однородными товарами, на основе вычитания стоимости, на основе сложения стоимости, резервным методом.

Основным является метод по цене сделки с ввозимыми товарами, таможенной стоимостью по которому является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы Республики Беларусь. В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных методов.

Тарифные льготы (тарифные преференции) в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, устанавливаются Президентом Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О таможенном тарифе». Индивидуально тарифные льготы юридическим и физическим лицам Республики Беларусь предоставляются Президентом Республики Беларусь.

Таможенные сборы за таможенное оформление взимаются в фиксированном размере в зависимости от категории товаров, и их размер не зависит от таможенной стоимости товаров. Данная норма установлена Указом Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 г. № 443 «О таможенных сборах».

Для регулирования внешней торговли используются также нетарифные меры регулирования.

 

 

Рисунок 2 - Нетарифные меры регулирования

 

Экспорт отдельных товаров осуществляется по лицензиям Министерства торговли, выдаваемым по согласованию с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, в зависимости от вида и происхождения товара.

Экспорт текстильных изделий осуществляется по специальным лицензиям образца Европейского союза для торговли текстильными изделиями в страны ЕС и Турцию. Резиденты свободных экономических зон Республики Беларусь экспортируют продукцию собственного производства без лицензий на экспорт.

Импортные квоты устанавливаются на рыбу и морепродукты, продукты их переработки, алкогольные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, табачные изделия, сахар-сырец, экспортные — на минеральные удобрения, отходы и лом черных и цветных металлов, текстильные изделия.

Распределение квот, как правило, осуществляется путем проведения конкурса (аукциона), участники которого направляют в комиссию по организации проведения конкурса свои предложения по применению тех или иных выделяемых квот. По итогам рассмотрения представленных предложений предпочтение отдается тем участникам внешнеэкономической деятельности, которые способны реализовать квоту на наиболее выгодных для государства экономических условиях.

Победителю аукционной продажи квот выдается сертификат, дающий право получить лицензию на экспорт или импорт квотируемых товаров. Срок действия сертификатов, выдаваемых победителям аукциона, не может превышать срока действия квоты, а также продлеваться.

На территории Республики Беларусь объектами экспортного контроля (специфическими товарами, работами, услугами) признаются:

- товары, технологии и услуги, предусмотренные  международными договорами и  обязательствами Республики Беларусь, касающиеся международной и национальной  безопасности:

- химические субстанции (токсины), микроорганизмы (вирусы, бактерии), устройства, технологии и услуги, которые  могут быть использованы для  создания и производства химического  и бактериологического (биологического) оружия;

- товары, технологии и услуги, связанные  с ядерным топливным циклом  и производством ядерных материалов, которые могут быть использованы  для создания ядерного оружия  и ядерных взрывных устройств;

- товары, технологии и услуги, которые  могут быть использованы при  создании средств доставки оружия  массового поражения;

- оружие массового поражения  и средства его доставки;

- продукция военного назначения;

- товары и технологии двойного  применения;

- шифровальные средства (работы, услуги), включая шифровальную технику, а  также специальные технические  изделия, предназначенные для негласного  получения информации.

Внешнеторговые операции с объектами экспортного контроля (специфическими товарами (работами, услугами) осуществляются в соответствии с единым порядком лицензирования, ввоза и вывоза, утверждаемым Президентом Республики Беларусь.

Основой торговой политики страны являются заключенные Республикой Беларусь международные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Такие соглашения существуют с более чем 80 государствами мира, в том числе со всеми странами СНГ. Основная часть межправительственных соглашений Республикой Беларусь предусматривает установление режима свободной торговли и режима наибольшего благоприятствования.

Соглашением о Таможенном союзе между Беларусью, Россией, Казахстаном, Таджикистаном и Кыргызстаном предусмотрено установление единого таможенного пространства. Таможенный союз основан на признании международных норм и ориентируется на принципы ВТО.

В рамках Таможенного союза отменены таможенные пошлины, акцизы, квоты, лицензии, тарифные и количественные ограничения, касающиеся взаимной торговли. Достигнуто полное соответствие торговых режимов участников союза по отношению к третьим странам. Снят таможенный контроль на внутренних границах.

 

 

3.2 Состояние и перспективы  развития внешнеторговых отношений  Республики Беларусь

 

 

Структура промышленного комплекса определяет высокую степень открытости экономики Республики Беларусь, ее ориентированность на внешние рынки. Более 60% производимых в стране товаров поставляется на экспорт.

       В последнее  десятилетие динамика внешней  торговли Республики Беларусь  характеризуется стремительным  увеличением объемов товарооборота  и услуг. Это обусловлено высокими  темпами экономического роста, повышением  научно-технического и транзитного  потенциала, участием в интеграционных процессах в рамках СНГ, а также диверсификацией торгово-экономических отношений с другими регионами мира.

      Динамика объемов  внешней торговли товарами Республики  Беларусь приведена в таблице. 

 

Таблица 4 - Динамика объемов внешней торговли товарами Республики Беларусь

 

К числу важнейших экспортных позиций относятся нефтепродукты и нефть, калийные и азотные удобрения, металлопродукция, грузовые автомобили, тракторы, химические волокна и нити, шины, молочная и мясная продукция.

Основу импорта составляют, энергоресурсы (нефть, природный газ) и сырье, материалы и комплектующее (металлы и изделия из них, сырье для химического производства, части машин), технологическое оборудование.

Беларусь поддерживает торговые отношения более чем со 180 государствами мира.

Основным торговым партнером Беларуси является Российская Федерация, на ее долю приходится 35,4% белорусского экспорта и более половины объема импорта.

Второе место в товарообороте Беларуси занимает Европейский союз, на долю которого приходится более 38% белорусского экспорта и пятая часть импорта. К числу европейских стран, с которыми Беларусь имеет наиболее развитые торгово-экономические отношения, относятся Нидерланды, Латвия, Германия, Польша, Литва, Италия, Великобритания, Бельгия, Чешская Республика, Франция.

Среди стран СНГ, после России, второе место занимает Украина, третье – Казахстан.

Динамично развиваются торговые отношения с традиционными партнерами в Латинской Америке – Бразилией, Венесуэлой, Аргентиной, в Азиатском регионе – Китаем, Индией, Вьетнамом.

В последние годы заметно возросли объемы торговли с Индонезией и Нигерией.

Динамика объемов внешней торговли услугами Республики Беларусь приведена в таблице.

 

Таблица 5 - Динамика объемов внешней торговли услугами Республики Беларусь

 

 

Более 55% от общего объема белорусского экспорта услуг занимают транспортные услуги, что обусловлено выгодным географическим положением Республики Беларусь.

К основным статьям экспорта так же относятся компьютерные и строительные услуги.

По предварительным данным таможенной статистики Республики Беларусь объем внешней торговли товарами (внешнеторговый оборот) в январе 2013 года составил 6,1 млрд. долл. США, что на 8,9% меньше, чем в январе 2012 года. Товарооборот со странами СНГ составил 3,6 млрд. долл. США (58,3% общего товарооборота) и по сравнению с январем 2012 года уменьшился на 5,1%. Товарооборот со странами вне СНГ снизился на 13,7% и составил 2,6 млрд. долл. США.

 

Таблица 6 -  Товарооборот со странами СНГ

 

Месяц

Экспорт

          Импорт

млн. долл. США

в % к соответствующему периоду 2012 года

млн. долл. 

США

в % к соответствующему периоду 2012 года

 

Январь

2 969,90

85,3

3 156,70

97,4

         

 

Сальдо внешнеторгового оборота сложилось отрицательное в размере 186,8 млн. долл. США (в январе 2012 года – положительное в размере 242,5 млн. долл. США). Со странами СНГ сальдо внешнеторгового оборота сложилось отрицательное и составило 494,2 млн. долл. США (в январе 2012 года – отрицательное в размере 874,5 млн. долл. США). Со странами вне СНГ сальдо внешней торговли сложилось положительное и составило 307,4 млн. долл. США (в январе 2012 года – положительное в размере 1,1 млрд. долл. США).

Экспорт Республики Беларусь составил 3,0 млрд. долл. США и снизился по сравнению с соответствующим периодом 2012 года на 14,7%.Экспорт в страны СНГ увеличился на 6,6%, составив 1,5 млрд. долл. США. Экспорт в страны вне СНГ снизился на 29,8%, составив 1,4 млрд. долл. США. Импорт Республики Беларусь по сравнению с январем 2012 года снизился на 2,6% и составил 3,2 млрд. долл. США. 

Импорт из стран СНГ снизился на 12,3%, составив 2,0 млрд. долл. США. 
Импорт из стран вне СНГ увеличился на 22%, составив 1,1 млрд. долл. США.

Значительно увеличился товарооборот с Китаем (на 158,3 млн. долл. США), Соединенным Королевством (на 61,3 млн. долл. США), Германией (на 49,2 млн. долл. США).

Значительно снизился товарооборот с Нидерландами (на 348,8 млн. долл. США), Латвией (на 315 млн. долл. США), Россией (на 214,3 млн. долл. США).

Товарооборот с Российской Федерацией по сравнению с январем 2012 года уменьшился на 6,7% и составил 3,0 млрд. долл. США, сальдо внешней торговли сложилось отрицательное, величиной 760,9 млн. долл. США. Экспорт возрос на 10,3%, импорт снизился на 14,5%.

Товарооборот с Украиной увеличился на 7,7% и составил 461,9 млн. долл. США, сальдо внешней торговли сложилось положительное, величиной 180,6 млн. долл. США. Экспорт возрос незначительно (на 0,1%), импорт увеличился на 30,3%.

Товарооборот с Казахстаном по сравнению с январем 2012 года уменьшился на 23,4% или на 13,9 млн. долл. США и составил 45,7 млн. долл. США, сальдо внешней торговли сложилось положительное, величиной 34,8 млн. долл. США. Экспорт снизился на 19,1%, импорт - на 45,1%.

Информация о работе Место Республики Беларусь в мировой торговле