Международный бизнес в Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность, цели и задачи настоящей курсовой работы будут определены следующими положениями. В последние два десятилетия Италия присоединилась к ряду наиболее развитых стран. Резко по сравнению с национальным производством возрос экспорт итальянских товаров. Доля Италии в мировом экспорте достигла в 1996 году 7 %, а в 1960 году она составляла 3,2 %.

Вложенные файлы: 1 файл

МБ Италии.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

К примеру, экспорт  товаров и услуг увеличился в 1994 г. более чем на 10% при снижении импорта на 1,3% .Такая динамика внешней торговли существенно улучшила внешнеторговые счета: торговый баланс был сведен в 1993 г. с положительным сальдо, составившим 1,8% ВВП, а текущий счет платежного баланса - с положительным сальдо в 0,8% ВВП. Весной 1994 г. закончился уругвайский раунд переговоров в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). По мнению своих экспертов, Италия оказалась в числе стран, получивших наибольшие выгоды от согласованного в рамках ГАТТ снижения мировых пошлин. Согласно их оценкам, в ближайшие 8 лет оно обеспечит Италии 2%-ный прирост ВВП (аналогичный показатель по Европе составит в среднем 1,4%). В значительной степени этот выигрыш основывается на экспортной ориентации крупной части национального производства.

5. Стратегия  итальянских фирм в осуществлении внешних экономических связях

Большинство итальянских  фирм, уверенно чувствующих себя в  условиях международной торговли, - это средние и мелкие по международным  стандартам компании. Многие из крупных  фирм, особенно в капиталоемких отраслях, принадлежат государству и ориентированы на местный рынок. Крупные частные фирмы также главным образом стараются доминировать на местном рынке. И только некоторые из них выходят на международную арену, такие как "Пирелли", "Оливетти", ФИАТ и "Монтэдисон". Однако им принадлежит скромная доля на мировом рынке. И наоборот, отрасли, в которых множество мелких и средних компаний, часто занимают ведущие позиции в мире.

Этот феномен  объясняется рядом причин. Одна из них - это слабое развитие рынков капитала. Другой причиной являются стиль управления и организационный подход, характерные для Италии. Итальянцы не любят работать в системе иерархического подчинения, а отдают предпочтение собственным либо связанным дружественно-родственными отношениями компаниям. Часто несколько различных фирм управляются одним руководителем. Нижние уровни управления находятся в постоянном движении, не имеют устойчивой структуры и, можно сказать, весьма хаотичны. Исключением являются некоторые крупные компании, но элементы хаотичности включаются и в них. Управляющие предпочитают иметь самостоятельность и отвечать за свой участок, а не работать в группе. В отличие, например, от Швеции и Японии, в итальянских фирмах идет конкуренция между отдельными сотрудниками. Необходимые для крупных компаний системы и структуры профессионального менеджмента почти не встречаются. Менеджеры полагаются на богатые импровизационные качества и способность быстро реагировать на изменения, обходить сложности и приспосабливаться к новым правилам игры.

Итальянские фирмы отличаются узкой специализацией и конкурируют на международном рынке постоянно с помощью внесения изменений в выпускаемые изделия и нововведений. В выпуске промышленной продукции, станков и специализированных компонентов итальянские фирмы работают рука об руку со своими покупателями, чтобы максимально удовлетворить запросы заказчика и обеспечить наибольшую эффективность изделия, изготавливаемого для определенного вида работ, хотя с точки зрения технологической сложности эти изделия могут уступать немецким или швейцарским. Итальянские фирмы совершают сделки на основе семейных либо личных связей. Типично итальянская обувная компания, например, производит только один тип обуви (скажем, для детей) и продает ее в одну-две страны через каналы, давно существующие благодаря связям владельца предприятия.

Итальянские фирмы  не часто добиваются успеха там, где  требуются стандартизация, крупномасштабное производство, значительные инвестиции в фундаментальные исследования.

Крупные предприятия  в Италии должны противостоять мощным профсоюзам, общественной структуре, которая не приемлет крупные, дисциплинированные организации, а рынки капиталов очень болезненно идут на финансирование капиталоемкого бизнеса, за исключением узкого круга финансовых групп. Крупные компании серьезно связаны с государством. Они могут рассчитывать на субсидии и протекционизм, но политические маневры ослабляют и отвлекают от деятельности по завоеванию международного успеха. Нововведения подавляются.

Хотя преуспевающие  итальянские фирмы прилагают большие усилия на международной арене, прямые инвестиции за рубежом осуществляются сравнительно редко. Позиции страны на мировом рынке достигнуты главным образом благодаря экспорту. Каналы сбыта за рубеж зависят от личных связей. Такая система означает, что направления экспорта могут существенно изменяться со сменой приоритетов предпринимателей. Это является как причиной, так и следствием специфики тех отраслей, в которых Италия ведет успешную конкурентную борьбу. Там, где для международного успеха необходимо зарубежное производство, итальянские фирмы редко бывают достойными конкурентами. К тому же до недавнего времени существовал строгий государственный валютный контроль, что затрудняло иностранные инвестиции. Сейчас объем иностранных инвестиций растет, часто в ответ на барьеры, усложняющие доступ товаров на рынок, поскольку позиции Италии стали намного прочнее.

Настоящим двигателем успеха в Италии (как и в Японии) во многих отраслях является исключительно  высокий уровень конкуренции. Почти  во всех признанных отраслях существует несколько (а то и сотня) национальных конкурентов. Часто они находятся в одном или двух городах. Ведется очень эмоциональная борьба на личностном уровне. Конкуренция между отдельными лицами, широко распространенная в стране, поддерживает общую конкуренцию.

Результатом этой конкуренции являются постоянная рационализация и специализация. Различные нововведения и идеи распространяются с удивительной скоростью. Сеть поставщиков, обычно расположенных  рядом, еще больше раздувает пламя. Позиции на рынке меняются часто. В то же время существуют местные ассоциации, чтобы осуществлять ограниченную совместную деятельность, например содействовать экспорту.

Там, где отсутствует  местная конкуренция, итальянские  фирмы редко ждет международный  успех.. Это справедливо для большинства государственных компаний, и это помогает объяснить, почему многие крупные частные фирмы также не сильны на мировом рынке. С помощью финансового кнута и политического влияния они добиваются доминирующих позиций на местном рынке и зачастую очень прибыльны. Тем не менее слишком часто им не хватает того динамизма, который необходим для достижения настоящей конкурентоспособности на зарубежных рынках.

Итальянские фирмы  редко добиваются международного признания, если основным покупателем либо поставщиком является правительство. Правительственные инвестиции в создание факторов невелики и плохо используются. Помощь в исследованиях также невелика. Значительная часть правительственной помощи разошлась не на развитие производственных факторов, а на спасение убыточных предприятий, субсидии и на создание условий для развития Юга.

Одна из немногих областей, где итальянское правительство  сыграло положительную роль, связана  с использованием помощи развивающимся  странам, что помогает продвижению итальянских товаров. У Италии сложились очень хорошие отношения с развивающимися странами, и она играет роль моста между ними и развитым миром. Большинство созидательных государственных программ направлено на минимизацию отрицательного воздействия других программ. Например, таковой является "касса интеграционе", представляющая собой систему компенсаций, с помощью которых правительство оплачивает уволенным работникам 80-90% их нормального заработка, чтобы преодолеть установленные законодательством ограничения на увольнения.

Структура отрасли, в которую входят динамичные, географически  сконцентрированные группы компаний-конкурентов, получила в стране общее признание. Однако многие итальянцы не понимают того, что преуспевающие на международной  арене компании в каждой стране опираются на это же, хотя и без такого количества конкурентов.

Надо подчеркнуть, что успешно развиваются не только традиционные отрасли. Преуспевание распространяется и на сложное оборудование, часто  связанное с традиционными потребительскими секторами, на которые приходится около 10 % всего итальянского экспорта. Италия также завоевывает преимущество в ряде новых отраслей, например в производстве автоматизированного оборудования для фабрик и специализированных материалов. Любое представление об Италии как производителе только обуви и мебели не соответствует действительности.

Италия воспользовалась  рядом важных тенденций в мировой  экономике. Одна из них - переход от серийного массового производства к более качественным товарам, отличающимся высоким стилем и рассчитанным на конкретного покупателя. Другая тенденция - перемещение производственной технологии от негибких процессов в сторону более гибких производств, которые легко трансформируются для выпуска небольших партий продукции. Было бы серьезной ошибкой относить успехи итальянской внешней торговли лишь на счет изящества дизайнерской работы. Во многих отраслях стиль совмещался с крупными инвестициями в современнейшее производственное оборудование.

Расширения в  доле мирового экспорта в период 1984 - 1996 годов показывают тенденции развития всей итальянской экономики. За эти годы в среднем доля экспорта возросла на 15% и выше в большем числе отраслей, чем число теряющих свои позиции. Превосходство первых над вторыми особенно ярко видно в наиболее сильных приоритетах, связанных с производством продовольствия и напитков, строительством и оснащением домов, текстильным производством и пошивом одежды. Италия повысила долю в 28 отраслях машиностроения (для сравнения: Япония - в 29), а потери имели место только в двух, что подтверждает процесс диверсификации групп. Совершенствование экономики отличается также значительным приростом в сложном бизнесе.

Крупные сферы  итальянской экономики испытывают нехватку преимуществ на международном  уровне из-за деятельности правительства, природы финансовых рынков, отсутствия внутренней конкуренции, отношений "труд -управление", и это лишь некоторые из проблем. Италия потеряла часть своих позиций в таких областях, как производство электроэнергии, конторского оборудования, химическая промышленность, в которой у нее сохранились некоторые исторические позиции. Нестабильно положение в выпуске продукции, связанной с транспортом, за исключением машинного оборудования. Италия добилась успеха в тех экспортных отраслях, которые развиваются относительно медленно, а потери связаны с интенсивно развивающимися отраслями.

6. Характерный  пример продвижения произвольно  выбранного вида итальянской  продукции на мировом рынке

Приведем пример продвижения одного из ведущих итальянских  товаров, керамической плитки, на мировые рынки. На первых порах, в 60-х годах сего века, итальянские коммивояжеры переезжали из страны в страну с чемоданом образцов плитки, чтобы заинтересовать будущих покупателей (в основном оптовых торговцев стройматериалами). Итальянские фирмы также прибегали к услугам агентов по продаже и оптовиков за рубежом.

К 1980 годам спрос  на внутреннем итальянском рынке  застопорился. Стагнирующий внутренний рынок вынудил итальянские фирмы  активизировать свои усилия на международном. Инновации в технологии производства позволили повысить производительность, но одновременно привели к перепроизводству, стимулируя в еще большей степени продажу за рубеж. Экспорт по отношению к уровню производства вырос с 21,7% в 1971 году до 54% в 1979 году. Стремление к увеличению экспорта стимулировалось наличием родственных и поддерживающих итальянских отраслей. Производители плиток развернули рекламу в итальянских и зарубежных журналах, посвященных архитектуре и домашнему интерьеру. Итальянские журналы по проектированию и декорированию жилых домов получили широкое распространение во всем мире среди архитекторов, дизайнеров и покупателей. Это повысило веру в надежность и эстетические ценности итальянских облицовочно-декоративных изделий.

У итальянских  мебели, драпировочных тканей и оформления интерьера также было прочное положение на мировом рынке, что превысило репутацию итальянской керамики. Италия стала ведущим или одним из ведущих мировых экспортеров в таких родственных отраслях, как мраморные изделия, строительный камень, сантехника, мебель, интерьерная фурнитура, лампы и другие предметы домашнего быта.

Ключевым событием в середине 80-х годов стали  попытки широкого проникновения  на неохваченные рынки, такие как, например, американский, при сохранении или даже увеличении своей доли на европейских рынках. При экспорте в США итальянским предпринимателям приходилось уплачивать 19-процентную таможенную пошлину плюс нести значительные транспортные расходы. Некоторые итальянские предприниматели стремились избавиться от этих издержек путем прямых вложений в предприятия в США. Так, например, в 1982 году была создана фирма "Марацци Ю-Эс-Эй", разместившая свое производство в Техасе. В 1987 году она вышла на четвертое место в США по производству керамических изделий.

Поддержку своим усилиям расширить экспорт итальянские фирмы по производству керамики получали от ИКЭ, правительственной организации, созданной для содействия торговле между Италией и остальным миром. Однако эта помощь была довольно ограниченной как по охвату отраслей, так и в долларовом выражении. Решающая финансовая и организационная поддержка в расширении экспорта исходила от промышленности.

Ассоциация "Ассопиастрелле" учредила представительства по содействию торговле в США (1987 г., Нью-Йорк), в  Германии (1988 г., Дюссельдорф) и во Франции (1987 г., Париж). Она сумела провести впечатляющие торгово-промышленные выставки от Болоньи в Италии до Майами во Флориде, организовать отличную рекламу. За период с 1987 по 1991 год "Ассспиастрелле" израсходовала около 18 млн. долл. для продвижения итальянской керамики на американский рынок. Предпринимались коллективные усилия по рекламе и повышению престижа итальянской керамики, подчеркивались ее превосходные физические и эстетические достоинства. Такого рода совместные усилия по содействию экспорту не имели прецедента в итальянской промышленности. Италия стала также организатором крупнейшей выставки керамических изделий, ежегодно проводимой в Болонье и считающейся самым выдающимся промышленным событием в мире среди как покупателей, так и изготовителей. В 1988 году она привлекла почти всех итальянских и около 90 иностранных изготовителей керамики.

Информация о работе Международный бизнес в Италии