Международный бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть развитие системы международного бизнеса.
Задачи работы - рассмотреть теоретические особенности международного бизнеса, проанализировать мировой рынок, разработать рекомендации по совершенствованию развития международного бизнеса.

Содержание

Введение…………………………………………………………...………..3
Глава 1. Теоретические основы международного бизнеса………….…..4
1.1. Сущность и формы международного бизнеса………………….…4
1.2. Периодизация развития международного бизнеса………….…….8
1.3. Характерные черты современного международного бизнеса......15
Глава 2. Международный бизнес в основных секторах экономики...…19
2.1. Агропромышленный комплекс………..……………………………19
2.2. Топливо – энергетический комплекс……………………………..…34
2.3. Металлургический комплекс и машиностроительный …………...44
Глава 3. Регулирование международного бизнеса……………...………50
3.1. Специфика национального регулирования……………...…….……50
3.2. Виды межгосударственного регулирования…………….………….55
3.3. Международный бизнес в Украине…………………………………59
Заключение……………………………………………………….……….62
Список использованной литературы…………………...………………..64

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 111.83 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………...………..3

Глава 1. Теоретические  основы международного бизнеса………….…..4

    1. Сущность и формы международного бизнеса………………….…4
    2. Периодизация развития международного бизнеса………….…….8
    3. Характерные черты современного международного бизнеса......15

Глава 2. Международный  бизнес в основных секторах экономики...…19

    2.1.  Агропромышленный комплекс………..……………………………19

2.2. Топливо – энергетический  комплекс……………………………..…34

 2.3. Металлургический комплекс и машиностроительный …………...44

Глава 3. Регулирование международного бизнеса……………...………50

3.1. Специфика национального регулирования……………...…….……50

3.2. Виды межгосударственного регулирования…………….………….55

3.3. Международный бизнес в Украине…………………………………59

Заключение……………………………………………………….……….62

Список использованной литературы…………………...………………..64

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы. Начиная с 1980-х  годов глобальная конкуренция становится столь важным фактором развития мировой  и национальных экономик, что она  начинает решающим образом влиять на стратегическое планирование и управление не только в крупнейших транснациональных корпорациях (ТНК), но и в компаниях, которые традиционно ориентировались на национальный рынок. Компании прямо или косвенно (через интересы своих стейкхолдеров) включаются в процессы, протекающие в международном бизнесе.

Международный бизнес во многом схож с национальным бизнесом, однако имеются и существенные различия, которые необходимо принимать во внимание для успешной реализации международных стратегий. Главная проблема — преодоление различий национальных культур, которые проявляются в особенностях ведения дела. Международный бизнес работает в странах с разной культурой, поэтому одни и те же формальные параметры начала» бизнеса (могут при реализации в разной культурной среде давать различные результаты. Особенно это различие важно для бизнеса в Украине и его выхода на международный рынок, так как опыт международной деятельности большинства компаний ограничен относительно узкими временными рамками. Этим и обусловлена актуальность работы.

Цель работы - рассмотреть развитие системы международного бизнеса.

Задачи работы - рассмотреть теоретические особенности международного бизнеса, проанализировать мировой рынок, разработать рекомендации по совершенствованию развития международного бизнеса.

Объект исследования – международный бизнес.

В написании работы были использованы такие источники, как     Авдокушин Е. Ф. «Международные экономические отношения», Пебро М. «Международные экономические, валютные и финансовые отношения».

 

Глава 1. Теоретические особенности  международного бизнеса

 

    1. Сущность  и формы международного бизнеса

 

На рубеже XX-XXI вв. международный  бизнес стал настолько всеобъемлющим  и всепроникающим феноменом современной  цивилизации, что дать этому сложнейшему  явлению мировой экономики однозначное  определение, по-видимому, практически  невозможно. Поэтому ниже приводится так называемое конструктивное определение, то есть набор тех характерных  черт, которыми категория «международный бизнес» может достаточно полно  описываться:

1. Поскольку речь идет  о деловых операциях, то международный  бизнес имеет главной своей целью извлечение прибыли.

2. Несмотря на то, что есть немало примеров международного бизнеса, в которых партнерами выступают, с одной стороны, частная фирма, а с другой — некое правительственное учреждение другой страны, все же более характерным следует считать либо межфирменные операции такого рода, либо внутрифирменные — в том случае, когда разные подразделения фирмы расположены в ряде стран и эти подразделения взаимодействуют между собой.

Иными словами, международный бизнес — это в первую очередь деловое взаимодействие частных фирм либо их подразделений, находящихся в различных странах.

Все вышесказанное относится  к бизнесу как таковому, но необходим  ответ на главный вопрос: что заставляет бизнес становиться международным, что предопределяет целесообразность, полезность, а нередко и необходимость  выхода фирмы за границы собственной  страны?

3. Международный бизнес базируется на возможности извлечения выгод именно из преимуществ межстрановых деловых операций, то есть из того факта, что продажи данного товара в другой стране, или налаживание фирмой одной страны производства в другой, пли предоставление услуг совместно фирмами двух стран — третьей и т. д. обеспечивают вовлеченным в бизнес сторонам большие преимущества, чем они бы имели, ведя дело только в своих странах. Это — ключевой момент не только в понимании природы и специфики собственно международного бизнеса, но и в объяснении возникновения и развития международного менеджмента как такового[45, c. 37].

Действительно, ведь собственно решение о начале международных  операций и есть (пусть даже чисто  формально) тот первый шаг, который  в итоге приводит к превращению  фирменного менеджмента из страхового в международный (мы в данном случае не касаемся вопроса о том, насколько  «международность» охватит все  или только отдельные стороны  фирменного менеджмента). Таким образом, уже в этой исходной точке видно  диалектическое единство двух категорий, анализ которых и является предметом  исследования в настоящей главе.

 Международный бизнес подразумевает осуществление деловых операций партнерами из более чем одной страны. В качестве примера можно привести такие операции, как закупка сырья и материалов в одной стране и их перевозка на территорию другой страны для дальнейшей обработки или сборки; транспортировка готовой продукции из одной страны в другую с целью продажи в системе розничной торговли; сооружение заводов в зарубежных странах с целью получения доходов на базе использования более дешевой рабочей силы; получение кредита в банке одной страны для финансирования операций в другой стране. Стороны, участвующие в таких сделках, могут быть представлены физическими лицами, отдельными компаниями, группами компаний и/или государственными организациями.

Если говорить кратко, внутреннее предпринимательство сводится к выполнению деловых операций, не выходящих за границы одного государства, в то время как международные деловые операции пересекают эти границы. Международный бизнес может отличаться от внутреннего по ряду других признаков, среди которых можно перечислить следующие:

    • в разных странах, вовлеченных в международный бизнес, могут использоваться разные валюты, что приводит к необходимости конвертирования валюты по меньшей мере одной из сторон;
    • существует вероятность наличия расхождений между правовыми системами разных стран, что вынуждает одну сторону или более вносить коррективы в свои действия, чтобы привести их в соответствие с местным законодательством. В некоторых случаях законодательные нормы разных стран могут оказаться несовместимыми, что является самой трудно разрешимой проблемой для международных менеджеров;
    • между культурами разных стран также существуют различия, вынуждающие каждую из сторон формировать стратегию своего поведения таким образом, чтобы привести ее в соответствие с ожиданиями другой стороны; для каждой страны характерен определенный состав и объем доступных ресурсов. Одна страна может иметь в своем распоряжении большие запасы природных ресурсов, но не иметь квалифицированной рабочей силы, тогда как другая страна обладает производительной, высококвалифицированной рабочей силой и в то же время испытывает недостаток природных ресурсов. Таким образом, способы производства продукции и типы выпускаемых продуктов могут различаться в зависимости от конкретных условий той или иной страны.

В большинстве случаев базовые  навыки и знания, необходимые для  успешной работы менеджера в сфере  международного бизнеса и внутренних деловых операций, не отличаются по своей сути. Например, менеджеры по маркетингу должны осуществлять анализ нужд и пожеланий целевых потребителей независимо от того, заняты ли они в сфере международного или национального бизнеса. Тем не менее, несмотря на тождественность общего подхода к ведению бизнеса, не подлежит сомнению тот факт, что степень сложности работы менеджера, занятого в сфере международного бизнеса, намного выше по сравнению с аналогичной работой, выполняемой в рамках одной страны. Специалисты, занимающиеся международным бизнесом, должны быть хорошо осведомленными в вопросах культурных, законодательных, политических и социальных различий между странами. В круг обязанностей таких специалистов входит правильный выбор стран, где будет продаваться продукция компании, и стран, где будут приобретаться необходимые ресурсы[18, c. 54].

Исторически сложилось так, что  первой формой международного бизнеса  стали экспорт и импорт. Однако в сложных условиях современного мира широкое распространение получили и другие формы международного бизнеса.

Экспорт - это продажа продукции, произведенной в своей стране, с целью дальнейшего использования  или перепродажи на территории других стран. Импорт — это закупка продукции, произведенной в других странах, с дальнейшего целью использования или перепродажи на территории своей страны.

Все экспортно-импортные операции подразделяются на две группы. Первая группа — это торговля товарами (материальными продуктами), такими как предметы одежды, компьютеры, а также сырье. В официальных документах правительства США такой тип торговли обозначается термином «merchandise exports and imports» («экспорт и импорт товаров»); в Великобритании для обозначения этого понятия используется термин «visible trade» («видимая торговля»). Вторая группа экспортно-импортных операций - это торговля услугами (нематериальными продуктами), такими как банковские, транспортные и бухгалтерские услуги.

Вторая форма международной  предпринимательской деятельности, имеющая такое же значение, как экспорт и импорт, — это зарубежные инвестиции, или передача капитала резидентами одной страны для дальнейшего его использования резидентами другой страны. Такие инвестиции подразделяются на две категории: прямые иностранные инвестиции и портфельные инвестиции. Прямые зарубежные инвестиции  — это вложение капитала с целью осуществления приобретения и реального контроля над объектами собственности, активами и целыми компаниями в других странах (страна, на территории которой находится штаб-квартира материнской компании, — это страна происхождения)[27, c. 61].

 

    1. Периодизация развития международного бизнеса

 

 Интересную структуру для  исследования этой проблемы предложил  американский исследователь Р.  Робинсон, который разделил историческое  развитие международного бизнеса  за пять последних веков на  четыре эры. Приведем их краткие характеристики.

1. Коммерческая эра (1500-1850 гг.)

 Начинается со времени великих географических открытий и заканчивается серединой XIX в. Робинсон справедливо отмечает, что именно поиск огромных личных выгод, связанных с торговлей колониальными товарами в Европе, был той мощнейшей движущей силой, которая более трехсот лет предопределяла развитие базовой формы международной торговли. Конечно, столь же велики были и риски этого бизнеса, связанные с опасностями далеких морских путешествий, но сама возможность получения прибылей, многократно превышающих затраты, была достаточно мощным стимулом, вовлекавшим в этот самый первый международный бизнес все новые и новые поколения предпринимателей. Нет нужды говорить и о том мощном толчке, который получила промышленность европейских стран: от судостроения и металлообработки до переработки заморского сырья. Разумеется, все это в значительно большей мере касалось таких передовых в смысле развития международного бизнеса стран, как Англия, Голландия, Испания, Германия, Франция, но в той или иной мере затронуло практически все европейские страны.

2. Эра экспансии (1850-1914 гг.)

В указанный период идет окончательное  оформление и структуризация колониальных империй на фоне бурного индустриального развития европейских стран, а позднее США, вызванного промышленной революцией начала XIX в. и последующими достижениями технологического развития. Как справедливо отмечает Робинсон, именно эти достижения и массовое индустриальное производство повернули развитые страны от вывоза экзотических заморских товаров к добыче сырья и систематическому плантационному хозяйству в колониальных регионах как к более выгодным и экономически перспективным сферам зарубежного бизнеса.

Коренное изменение характера  полезности колоний в свою очередь  повело к резкому росту их значимости для индустриального развития Европы. Значительную часть своих конкурентных преимуществ развитые европейские  страны, и в первую очередь Англия и Франция, черпали именно в дешевом  сырье, производимом в их колониях. Но это в свою очередь требовало  инвестиций уже в развитие колониальной сырье производящей индустрии. Защита колоний от внешней угрозы и сохранение самого колониального режима требовали от метрополий согласованных действий власти и национального бизнеса на территории колонии. Поскольку же в него уже начали вовлекаться массы работников-туземцев, а вывоз в колонии квалифицированной рабочей силы из метрополий был экономически невыгоден, то со всей остротой встали вопросы учета местных культурных особенностей, образования и социальных проблем местного населения. Понятно, что для простого грабежа местного населения и ресурсов ничего такого не требуется, но коль скоро речь идет о развитии местной промышленности и сельского хозяйства с использованием туземной рабочей силы, то колониальные власти и бизнесмены метрополии, ведущие дела в колониях, волей-неволей должны были начинать об этом думать. Именно начинать, поскольку к началу Первой мировой войны (то есть к концу эры экспансии) эти вопросы еще только-только вставали перед наиболее продвинутыми администраторами и предпринимателями в колониях.

Если сегодня достаточно много  говорится по поводу торговых войн между странами, то следует помнить, что уже конец XVIII в., и тем более XIX в., это эпоха почти непрерывных конфликтов такого рода.

Это позволяет констатировать, что собственно международный бизнес уже во второй (по Робинсону) эре своего развития очень точно нащупал все главные мотивы своего существования и развития, сохранившиеся и до наших дней:

  • использование более эффективных ресурсов (сырьевых, природных, энергетических);
  • расширение рынков сбыта;
  • новые поля приложения свободных финансовых ресурсов;
  • использование выгодных возможностей местного законодательства (налогового, таможенного и т. д.).

Информация о работе Международный бизнес