Понятие и виды международного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? Как они оплачиваются? сколько товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

Вложенные файлы: 1 файл

Международный бизнес.docx

— 84.67 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
                    «ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ПГУ»)

 

Факультет «Экономики и управления»

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика»

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине  Основы внешнеэкономической деятельности

на тему: «Международный бизнес»

 

 

 

 

                                                                                                                                  Выполнила:

                                                                                                                                   студентка

                                                                                                                                   гр. 11ЭД2

                                                                                                                                  Лексина Е.О.   

                                                                                                                                    ___________

                                                                                                                                    (подпись, дата)

 

 

                                                                                                                                    Научный 

                                                                                                                                   руководитель

                                                                                                                                   к.э.н., доцент 

                                                                                                                                   Мишина.Н.А.

                                                                                                                                    __________

                                                                                                                                    (подпись, дата)

                                        

 

Пенза 2013

 

Оглавление

Введение 3

1. Теоретические основы международного бизнеса 5

1.1. Понятие международного бизнеса и его виды 5

1.2. Субъекты международного бизнеса 8

1.3. Интеграция международного бизнеса 11

1.4. Транснационализация международного бизнеса, формы международных компаний 18

2. Международный бизнес в России и его проблемы 25

2.1. Особенности международного бизнеса России 25

2.2. Совершенствование развития международного бизнеса с помощью развития управления им 33

Заключение 40

Список  литературы 41

 

 

Введение

Международная предпринимательская  деятельность, ее формы и виды являются прямым проводником и непосредственным стимулятором развития этих процессов. Например, глобализация экономики прямо  увязана с состоянием и перспективами  глобального бизнеса, транснационализация  экономики усиливается в результате активизации участия бизнес-структур в транснациональном бизнесе, а  интернационализация экономики  − непосредственный результат развития международного бизнеса.  На уровне межгосударственных экономических отношений определенное развитие получили процессы экономической интеграции, которые имеют межгосударственную поддержку и регулируются компетентными государственными и межгосударственными органами. Наиболее продвинуты эти процессы между странами, образующими Европейский Союз, ЕС (до 1993 г. - Европейское Экономическое Сообщество, ЕЭС). Деятельность ЕС (ЕЭС) привела к созданию еврорынка, европейского экономического пространства, Европейской Валютной Системы (ЕВС), введению ЕВРО и т.д.

В современном мире насчитывается  более 30 международных интеграционных группировок, существенно различающихся  по уровню развития интеграции и последствиям ее воздействия на состояние национальной экономики и уровень развития бизнеса стран-участниц.  
Непосредственными участниками международного бизнеса являются бизнес-структуры различного профиля (например, банки, промышленные компании, торговые фирмы, посреднические организации и др.). Они могут быть национальными бизнес-структурами, смешанными бизнес-структурами и международными бизнес-структурами (включая и мультинациональные корпорации, МК) разнообразных форм. Каждая из них отражает различия в способе формирования, статусе, механизме создания, регистрации, функциях, результатах и последствиях деятельности и т.д. Их участие в различных видах международного бизнеса настолько же своеобразно, насколько различаются сами эти формы. 

Исследование проблем  международного бизнеса, равноправное участие стран в различных  формах международного бизнеса является актуальной научной задачей, решение  которой имеет важное народнохозяйственное значение, т. е. отличается принципиальной новизной и высокой практической значимостью. 

Малоисследованными являются, в частности, формы международного бизнеса: совместная предпринимательская  деятельность - высшая форма, бизнес за рубежом, иностранный бизнес и глобальный бизнес, которые еще не заняли определенного  места в системе категорий  мировой экономики и международных  экономических отношений. Они еще  не превратились в партнерскую модель уравновешенной взаимозависимости  с использованием прогрессивных  форм инвестиционно-производственно-технологических  связей. 

Цель курсовой работы –  изучить особенности международного бизнеса и международного менеджмента.

Задачи:

  1. изучить понятие и историческое развитие международного бизнеса;
  2. выявить основы современного состояния международного бизнеса;
  3. рассмотреть структуру международного менеджмента и его роль в международных отношениях;
  4. выявить значимость целевой ориентации фирмы.

Объект исследования –  международный бизнес.

Предмет исследования −  значение и современное состояние  развития международного бизнеса.

 

 

  1. Теоретические основы международного бизнеса
    1. Понятие международного бизнеса и его виды

Международный бизнес — это любые  хозяйственные операции, которые  проводятся между двумя или более  странами. Такие взаимоотношения  могут возникать как на уровне частных, так и на уровне государственных  предприятий. Форма проведения внешнеторговых операций существенно отличается от используемых внутри страны операций. На выбор формы проведения внешнеторговых операций влияет внешняя среда предприятия.

Существуют следующие основные виды международного бизнеса: выдача лицензий, капиталовложения, совместные предприятия  и экспорт (рисунок 1).

Рисунок 1 - Структура маркетингового исследования рынка [4, c. 18]

Международные расчеты по движению капитала связаны с функционированием финансовых рынков, с движением ценных бумаг как в форме прямых, так и портфельных инвестиций. Основными формами международных расчетов по международной торговле являются товарный аккредитив и акцепт документов, переданных банку на инкассо. Инкассо − это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает, на основании расчетных документов, причитающиеся ему (клиенту) денежные средства от предприятий, организаций, учреждений за отгруженные в их адрес товарно-материальные ценности или оказанные услуги и зачисляет эти средства на его счет в банке. Аккредитив - расчетный или денежный документ, представляющий собой поручение одного кредитного учреждения другому произвести за счет специально забронированных средств, оплату товарно-транспортных документов за отгруженный товар или выдать предъявителю аккредитива определенную сумму денег.[9, c. 55]

Традиционной и наиболее развитой формой МЭО является внешняя торговля. По современным оценкам, на долю торговли приходится около 80% всего объема МЭО. Международная торговля опосредует большинство видов международного сотрудничества. Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями  разных стран, возникающей на основе МРТ, и выражает их взаимную зависимость. Современные МЭО, характеризующиеся  активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.

Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, машинами и оборудованием, сырьем, услугами, технологиями. В последние десятилетия бурно развивается торговля финансовыми инструментами (деривативами), производными от финансовых инструментов, обращающихся на наличном рынке, например, облигациями или акциями. Международная торговля характеризуется тремя основными показателями: товарооборотом (общий объем), товарной структурой и географической структурой. Внешнеторговый оборот включает сумму стоимости экспорта и импорта страны, участвующей в международном товарообмене. Различают стоимостный и физический объемы внешней торговли. Стоимостный объем подсчитывается за определенный отрезок времени в текущих (изменяющихся) ценах, соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах. На его основе можно производить необходимые сопоставления, определять реальную динамику внешней торговли. Объем международной торговли подсчитывается путем суммирования объемов экспорта всех стран.[8, c. 114]

Среды ведения международного бизнеса - правовая, политическая, экономическая, культурная.

В современном мире различают страны, стоящие на трех уровнях развития: доиндустриальном, индустриальном (Россия), постиндустриальном (США, Япония). Количественными  показателями, характеризующими стадию развития, служат доли занятых в  различных секторах экономики.

Экономическая политика развитых стран:

1)долгосрочное планирование;

2)стимулирование развития свободного  рынка и частного предпринимательства;

3)использование государственной  правительственной интервенции.

Общие черты развивающихся стран:

  • зависимое положение в системе мирового хозяйства;
  • переходный характер внутренних социально-экономических структур, хотя общее развитие этих стран десятилетиями ориентировано на формирование развитых рыночных отношений;
  • все еще низкий уровень развития производства, отсталость промышленности, сельского хозяйства, производственной и социальной инфраструктуры по сравнению с индустриальными странами, региональные диспропорции.[8, c. 263]

Согласно теории эволюционной экономики, экономическое, социальное и технологическое  развитие тесно взаимосвязаны и  влияют друг на друга.

Так называемый «технологический разрыв», который существует между США  и Западной Европой, Западной Европой  и Японией, развитыми и развивающимися странами, в том числе новыми индустриальными  странами (НИС) и наименее развитыми, а также Россией и другими  странами бывшего социалистического  лагеря, может быть выгодно использован (и используется развитыми странами), как в коммерческих, так и в  политических целях.

    1. Субъекты международного бизнеса

К субъектам международного бизнеса относятся:

  • органы надзора – международные органы контроля;
  • международные фирмы – поставщики, потребители, хозяева ресурсов;
  • посредники – различные фирмы и кредитно-финансовые учреждения.

На данный момент, выделяют 3 типа международных корпораций:

  1. вертикально интегрированные корпорации, которые при единственном собственнике объединяют главные сферы, необходимые для производства продукта. Например, добыча металла происходит в одной стране,  ее легирование – во второй, а продажа конечных продуктов – в третьей;
  2. горизонтально интегрированные корпорации с предприятиями, которые выпускают большую часть продукции. Например, сеть «Fast Food» или производство автомобилей в США;
  3. диверсифицированные транснациональные корпорации, включающие как предприятия с горизонтальной, так и с вертикальной  интеграцией. Самым ярким примером является корпорация «Nestle», основанная в Швеции: она имеет 95% производства заграницей, занимается реализацией косметики, ресторанным бизнесом, реализацией вин и, самое главное, производством продуктов питания.[8, c. 207]

Присутствие органов надзора  определяется регулированием транснационального бизнеса. Создание системы международного, регионального, двухстороннего, национального  регулирования работы транснационального бизнеса начинает свой отсчет с середины 70-х годов, когда развивающиеся  страны в рамках ООН пытались разработать  и принять Кодекс поведения ТНК. По задумке создателей, данный Кодекс поведения должен был служить  эффективным инструментом баланса  глобальных и национальных интересов  участников, а также представлять свод стандартов, правил и норм, которые  регламентировали бы деятельность ТНК  на мировом уровне.[16]

Информация о работе Понятие и виды международного бизнеса