Международный бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть развитие системы международного бизнеса.
Задачи работы - рассмотреть теоретические особенности международного бизнеса, проанализировать мировой рынок, разработать рекомендации по совершенствованию развития международного бизнеса.

Содержание

Введение…………………………………………………………...………..3
Глава 1. Теоретические основы международного бизнеса………….…..4
1.1. Сущность и формы международного бизнеса………………….…4
1.2. Периодизация развития международного бизнеса………….…….8
1.3. Характерные черты современного международного бизнеса......15
Глава 2. Международный бизнес в основных секторах экономики...…19
2.1. Агропромышленный комплекс………..……………………………19
2.2. Топливо – энергетический комплекс……………………………..…34
2.3. Металлургический комплекс и машиностроительный …………...44
Глава 3. Регулирование международного бизнеса……………...………50
3.1. Специфика национального регулирования……………...…….……50
3.2. Виды межгосударственного регулирования…………….………….55
3.3. Международный бизнес в Украине…………………………………59
Заключение……………………………………………………….……….62
Список использованной литературы…………………...………………..64

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 111.83 Кб (Скачать файл)

Кроме того, в каждой стране имеется  своя специфика, которую должны учитывать  управляющие ТНК. Так, в Словакии иностранным филиалам разрешено  приобретать недвижимость в собственность  лишь в исключительных случаях, в  Швеции ограничения для международного бизнеса существуют в производстве алкогольной и табачной продукции, в Новой Зеландии разрешено получение  рыболовных квот лишь при 75% участия  местного партнера в капитале фирмы  и т.д. Часто для иностранных  фирм существуют более жесткие требования на ведение определенных операции. Ряд стран запрещает продажу  ТНК земельных участков в определенных районах или крупного размера. В  некоторых государствах (прежде всего  в США) местные фирмы ставятся в более выгодные условия по отношению  к иностранным конкурентам благодаря  налоговым льготам и мерам  торгового протекционизма.

Тем не менее существующие в развитых странах ограничения для международного бизнеса принято считать незначительными. Прямых запретов действительно очень  немного, а ухудшающие конкуренто способность  ТНК барьеры, как правило, компенсируются более профессиональным менеджментом компаний, ведущих операции по всему миру.

В какой-то степени некоторые ограничения  для международного бизнеса даже оправданны. Они нацелены на отбор  среди ТНК стратегических инвесторов, что снижает угрозу дестабилизации национальной экономики вследствие внезапного ухода глобальных игроков под воздействием неблагоприятной конъюнктуры.

Иная ситуация складывается в большинстве  развивающихся стран. Наибольшим ограничительным  эффектом обладают существующие во многих странах Латинской Америки и  Азии запреты или частичные ограничения  возврата на родину прибыли ТНК, полученной в данном государстве. В значительной части развивающихся стран иностранным компаниям разрешено создание только совместных предприятий, причем в некоторых отраслях инвестиционные проекты иностранных фирм вообще запрещены. Имеются и другие барьеры для международного бизнеса —ограничения по доступу к иностранной валюте, наложение обязательств по развитию инфраструктуры в прилегающих районах при строительстве зарубежной компанией крупного завода и т.д. Ограничения часто сочетаются с различными стимулами (например, налоговыми льготами, информационной поддержкой).

Все эти различия характера регулирования  международного бизнеса в большинстве  развивающихся стран по сравнению  с государствами —членами ОЭСР обусловлены  стремлением отсталых стран защитить слабые местные компании и активно  воздействовать на структуру хозяйства  путем привлечения иностранного капитала в определенные (обычно передовые) отрасли [8, c. 23].

Особую роль играют специальные экономические зоны (СЭЗ). В настоящее время в мире их насчитывается уже несколько тысяч, причем они действуют более чем в 110 странах. Разные задачи создания СЭЗ и влияя ние специфических национальных экономических и политических условий обуславливают широкий спектр режимов регулирования международного бизнеса. Существуют разные типологии СЭЗ, но обычно выделяют следующие группы:

    • зоны свободной торговли (торгово-складские, свободные таможенные, свободные беспошлинные, транзитные зоны, свободные порты, свободные склады и т.п.);
    • промышленно-производственные зоны (по замещению импорта или стимулированию экспорта, нередко поощряются оба направления);
    • технико-внедренческие зоны (технопарки, технополисы, научные парки, инновационные и деловые центры и др. — в основном такое разнообразие связано с употреблением собственных терминов в разных странах);
    • сервисные зоны (зоны обработки информации, рекреационные зоны и, конечно, знаменитые оффшоры, т.е. зоны финансовых услуг);
    • комплексные СЭЗ (зоны свободного предпринимательства в Западной Европе и Канаде, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Бразилии и Аргентине).

Первые СЭЗ были созданы в  США и Европе, причем до сих пор  основная часть технико-внедренческих  зон находится в развитых странах.

Однако такие зоны нацелены в  основном на поддержку национального  бизнеса, в то время как СЭЗ  в развивающихся странах обычно создаются для привлечения значительных капиталов ТНК. Прежде всего следует  отметить малые государства и  зависимые территории, ставшие оффшорными центрами. Наибольшее их число в  Карибском регионе и Океании, но есть они и в Европе (например, Андорра, Гибралтар), Азии и Африке. Один из самых известных офшоров — Бермудские острова, где объем накопленных ПИИ больше, чем в Японии.

Кроме того, в крупных развивающихся  странах часто создаются свободные (специальные) экономические зоны (районы), в которых местное законодательство принципиально отличается от правовых условий, созданных на остальной  территории данного государства. В  таких зонах иностранные компании находятся в привилегированном  положении. Государственного регулирования  международного бизнеса там иногда почти нет, что создает даже более  свободные условия для ТНК  по сравнению с западноевропейскими  странами. В создании СЭЗ преуспел Китай, так как почти каждая из зон сразу нацеливалась на привлечение  капитала из определенных стран и  территорий — Тайваня, Гонконга, Японии и др. Следует, однако, помнить, что  СЭЗ такого типа обычно экономически оторваны от остальной части страны [23, c. 81].

Национальное регулирование международного бизнеса не ограничивается достижением  определенного уровня ≪открытости≫ страны для ТНК путем снижения таможенных и нетарифных барьеров в торговле, упрощения процедур прямого инвестирования ≪на зеленом лугу≫ (т.е. строительства нового предприятия) и ликвидации ограничений на слияния и поглощения фирм. В современных условиях глобализации по-настоящему ориентированное на рынок государственное управление предполагает не только создание равных условий для местных и иностранных фирм, но и постоянную поддержку конкурентной среды для предпринимательства, содействие приумножению человеческого капитала, стимулирование развития инновационных технологий, облегчение налогового бремени и многое другое. С учетом разного экономического потенциала и неодинаковых возможностей государственной хозяйственной политики в Разных странах формируются собственные, весьма своеобразные системы регулирования международного бизнеса [2, c. 54].

3.2. Виды межгосударственного  регулирования

 

Наличие независимых систем государственного регулирования экономики ставит ТНК в заведомо менее выгодные условия по сравнению с компаниями, действующими в одной стране. В  такой ситуации глобальным участникам приходится по несколько раз уплачивать одни и те же налоги, получать аналогичные  разрешения, сертификаты качества, лицензии и многое другое отдельно в каждой из стран, где они ведут  дела. Несогласованность режимов  национального регулирования внешнеэкономической  деятельности в последнее время  стала важным сдерживающим фактором развития международного бизнеса. В  конечном итоге от этого страдают страны, привлекающие иностранный капитал, так как они вынуждены предоставлять  чрезмерные инвестиционные льготы для  компенсации дополнительных издержек ТНК, связанных с дублированием  их расходов в нескольких странах. Более  эффективным решением целого комплекса  проблем, связанных с улучшением инвестиционного климата, является интенсивное развитие межгосударственного  регулирования международного бизнеса.

Можно выделить три уровня действия инструментов межгосударственного регулирования: глобальный, региональный и двусторонний. Глобальный уровень представлен прежде всего договорами и соглашениями, заключенными в рамках международных экономических организаций (МВФ, ВТО, ОЭСР и т.д.), и отдельными международными конвенциями [43, c. 39].

Старейшей международной конвенцией, регулирующей деятельность международного бизнеса, является Парижская конвенция  об охране промышленной собственности (1883 г., с последующими дополнениями). Это основное международное соглашение в области изобретений, промышленных образцов и товарных знаков. Конвенция  обеспечивает взаимное признание и охрану объектов промышленности, но не является единообразным патентным законом для всех стран-участниц. Она учитывает национальное законодательство, поэтому ТНК вынуждены патентовать изобретения в странах-участницах по отдельности, однако после регистрации патента в одном государстве для фирмы устанавливается льготный срок его защиты до подачи заявок в других странах. Конвенция способствует облегчению патентной охраны промышленного экспорта и закреплению рынка за изделиями, в отношении которых были сделаны заявки и получены патенты.

Другим важным инструментом является Нью-Йоркская конвенция о  признании и исполнении решений  зарубежных арбитражных судов (1958 г.), облегчающая урегулирование конфликтных  ситуаций между участниками мирохозяйственных  связей. Из сравнительно недавно вступивших в силу документов следует отметить Венскую конвенцию о договорах  международной купли-продажи товаров (1988 г.), которая обеспечивает широкую  унификацию национальных законодательств, применяющихся к отношениям по договору купли-продажи, когда коммерческие предприятия сторон договора находятся  в разных государствах. В 1985 г. появилась  Сеульская конвенция о создании международного агентства по страхованию  инвес тиций. Есть конвенции, регулирующие частные вопросы международного бизнеса, например Женевская конвенция  по безопасным контейнерам, облегчающая  международные контейнерные перевозки [14, c. 35].

Особое значение может приобрести Международная конвенция по борьбе с коррупцией, подписанная в 2003 г. в мексиканском городе Мерида более  чем 100 странами. Эта конвенция содержит обязательство объявить взятки, хищения  бюджетных средств и отмывание  коррупционных доходов уголовными преступлениями. При этом коррупционные  деньги будут возвращаться странам, из которых они вывезены. Раньше немало стран применяли двойные стандарты, считая дачу взяток представителями национальных ТНК за рубежом органичным элементом ведения международного бизнеса в слаборазвитых странах.

Тем не менее реализация на практике положений международных  конвенций часто весьма затруднена, о чем следует помнить представителям международного бизнеса. Во-первых, далеко не все страны участвуют в них. Обычно после принятия конвенции  она вступает в силу в течение  нескольких лет после подписания и, как правило, ратификации довольно ограниченным числом стран, хотя дальше она открыта для присоединения  других государств. Во-вторых, не всегда страны хотят соблюдать положения  подписанных конвенций. Так, в соответствии с Вашингтонской конвенцией по разрешению инвестиционных споров между государствами (1965 г.) при Всемирном банке создан Международный центр, куда могут  обратиться конфликтующие стороны. Однако многие страны неохотно идут на это, поскольку опасаются ущемления  своего суверенитета. Для менеджмента  частных компаний это важно учитывать  при деятельности в странах, где  велика угроза национализации иностранной  собственности.

В-третьих, сами предприниматели  пытаются избежать действия международных  конвенций. Например, в 1983 г. была принята  Брюссельская конвенция о гармонизированной  системе описания и кодирования  товаров (вместо аналогичной конвенции от 1950 г.). Подписавшие стороны не брали на себя никаких обязательств в том, что касается ставок таможенных пошлин, но хотели избежать нестыковок в номенклатуре товаров для взимания таможенных пошлин и сбора статистических сведений. Однако и сейчас многие ТНК нередко ввозят в страны товары одного класса под видом другого [24, c. 57].

Региональные инструменты  регулирования международного бизнеса  принимаются странами — участницами  интеграционных группировок. При

построении  глобальных стратегий менеджмента  необходимо знать, что такие инструменты  улучшают условия хозяйствования внутри интеграционных группировок (в том  числе для ТНК третьих стран, имеющих на территории одного из государств-участников дочернюю фирму), но обычно создают  дополнительные протекционистские  барьеры на своих внешних границах. Однако помимо обеспечения частичной  либерализации среды функционирования международного бизнеса региональные инструменты нацелены на гармонизацию и унификацию правил, существующих в странах — участницах группировки. Это облегчает деятельность ТНК даже при протекционистских барьерах: их приходится преодолевать лишь один раз в какой-нибудь из стран — участниц группировки.

Самая развитая система региональных инструментов регулирования международного бизнеса создана в ЕС, однако подобные документы заключены и в других интеграционных группировках. Наибольшее позитивное влияние на деятельность международного бизнеса оказывают  меры, устраняющие барьеры для  движения товаров, услуг и капитала внутри

интеграционной группировки, а также решения, нацеленные на сближение  стандартов, введение единых правил патентования и лицензирования и т.д.

К числу важнейших двусторонних инструментов регулирования международного бизнеса относятся соглашения о  ликвидации двойного налогообложения  и инвестиционные соглашения. Ликвидация двойного налогообложения оказывает  влияние на все виды международного бизнеса,

тогда как межгосударственные инвестиционные соглашения затрагивают  преимущественно интересы компаний, осуществляющих прямые капиталовложения. Однако в последнее время инвестиционные соглашения заключаются все чаще одновременно с торговыми и другими  внешнеэкономическими договорами (часто  в одном пакете) [16, c. 46].

 

3.3 Международный бизнес в Украине

 

На сегодня эффективной  интеграция Украины в мировое  экономическое пространство является обязательным заданием построением  ее государственности и экономики. Но для того чтобы этот процесс  действительно принес ожидаемые  результаты, нужно понять и реализовать  несколько важных положений. Они  должны основываться на:

    • знании и прогнозировании тенденций в изменениях внешнеэкономической среды (системы мирового хозяйства), в котором должно функционировать национальное хозяйство Украины, а также принятие его внутреннего экономического "регламента";
    • четкое понятие необходимых - сбалансированных с национальными интересами - трансформацией национального хозяйства, которые могли бы обеспечить эффективное взаимодействие с мировым хозяйством на основе высокого уровня конкурентоспособной экономики.

Информация о работе Международный бизнес