Международный бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть развитие системы международного бизнеса.
Задачи работы - рассмотреть теоретические особенности международного бизнеса, проанализировать мировой рынок, разработать рекомендации по совершенствованию развития международного бизнеса.

Содержание

Введение…………………………………………………………...………..3
Глава 1. Теоретические основы международного бизнеса………….…..4
1.1. Сущность и формы международного бизнеса………………….…4
1.2. Периодизация развития международного бизнеса………….…….8
1.3. Характерные черты современного международного бизнеса......15
Глава 2. Международный бизнес в основных секторах экономики...…19
2.1. Агропромышленный комплекс………..……………………………19
2.2. Топливо – энергетический комплекс……………………………..…34
2.3. Металлургический комплекс и машиностроительный …………...44
Глава 3. Регулирование международного бизнеса……………...………50
3.1. Специфика национального регулирования……………...…….……50
3.2. Виды межгосударственного регулирования…………….………….55
3.3. Международный бизнес в Украине…………………………………59
Заключение……………………………………………………….……….62
Список использованной литературы…………………...………………..64

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 111.83 Кб (Скачать файл)

  Ядерная энергия сегодня  в принципе является реальным, существенным и перспективным  источником обеспечения потребностей  человечества в долгосрочном  плане. Ведь доля гидроэнергии  составляет около 20%, а альтернативных  источников–не более 0,5% мирового  производства электроэнергии. Разумеется, ядерная энергетика не безаварийна,  не застрахована от технических  сбоев, сопряжена с отходами, требующими  особого обращения. Но эти реальные  проблемы поддаются современным  и надежным техническим решениям, призванным гарантировать максимальную  безопасность.

Гидроэнергетический потенциал  не относится, бесспорно, к минеральным  ресурсам (полезным ископаемым). Однако он является тем природным даром, который можно поставить в  один ряд с запасами топлива. Мировой  экономический гидроэнергетический  потенциал достигает 9,7 –9,8 трлн. кВт. ч (т.е. та его часть, использование  которой на данном этапе экономически оправдано) и используется в настоящее  время на 21%. Степень освоения гидроэнергетического потенциала особенно велика в Западной и Центральной Европе (70%), в Северной Америке и Украине она ниже(соответственно 38 и 20%) [1,c, 35].

2.3. Металлургический комплекс и машиностроительный комплекс

  Металлургический комплекс – совокупность отраслей, производящих разнообразные металлы. Он состоит из черной и цветной металлургии. Черная металлургия включает добычу и обогащение железной, марганцевой и хромовой руды, выплавку чугуна и стали, производство стального проката.

Добыча железной руды возрастала с 1950 по 1980 гг. прошлого столетия до 900 млн. т., затем пережила спад, но после  возросла до 1 млрд. т. Снизилась добыча железной руды в США, Западной Европе, в России, Казахстане и Украине. Вместе с тем растет добыча на легкодоступных месторождениях Китая, Бразилии и Австралии. Мировая выплавка стали довольно быстро увеличилась до середины 1970-х  гг. Но в период энергетического  и сырьевого кризиса развитие черно металлургии резко замедлилось.

Выплавка стали в мире практически не растет и характеризуется  заметной неустойчивостью. Это обусловлено  тенденцией к снижению металлоемкости производства в развитых странах  и растущим замещением металла пластмассами и алюминием. Снижение роли черной металлургии  объясняется общим уменьшением  металлоёмкости производства, сокращением  расхода стали на единицу готовой  продукции, повышением требований не столько  к количеству, столько к качеству металла. Для производств металлургического  комплекса характерны высокий уровень  концентрации, монополизации и комбинирования производства. Основными факторами  размещения комплекс являются сырьевой, энергетический, потребительский, водный, экологический, трудовых ресурсов [44, c. 37].

Черная металлургия —  основа для развития машиностроения. В ее состав входят добыча и обогащение железных, марганцевых и хромовых руд выплавка чугуна и стали, производство проката ферросплавов. Поэтому в  чёрной металлургии широко развито комбинирование – объединение на одном предприятии нескольких производств различных отраслей, связанных между собой. В пределах одной металлургической базы сосредоточиваются добыча, подготовка руд и топлива выпуск металла и вспомогательных материалов. Большинство предприятий этой отрасли – комбинаты. Для производства чугуна требуется большое количество сырья – железной руды, кокса (при доменном производстве) или электроэнергии, марганцевой руды и т.д.

В Украине чёрная металлургия  является одной из ведущих отраслей промышленности. Она включает более 300 предприятий по добыче руды и её обогащению, производству чёрных металлов, труб и метизов, ферросплавов, огнеупорных  материалов, вторичной обработки  чёрных металлов и др. В среднем  экспорт металлургической продукции  приносит стране около 60% её валютной выручки.

Выпускаемая в Украине сталелитейная  продукция соответствует международным  стандартам, а отдельные её виды прошли международную сертификацию, благодаря чему это направление  обладает высоким экспортным потенциалом. В настоящее время экспортируется до 85% произведенной сталелитейной  продукции.

Лидерами по объёмам производства чёрных металлов в Украине являются комбинаты "Криворожсталь" (Днепропетровская область), "Азовсталь" и "им. Ильича" (Донецкая область). На их долю приходится более половины украинского рынка чёрных металлов, а по отдельным категориям они обеспечивают 100% его поступлений.

Цветная металлургия Украины  вследствие разнообразия представленных полезных ископаемых имеет целый  ряд направлений: алюминиевую, электродную, титаново-магниевую, редкометаллическую, твёрдосплавную, никель-кобальтовую, свинцово-цинковую, сурьмяно-ртутную, металлообрабатывающую  и вторичной цветной металлургии.

Алюминиевая промышленность Украины включает в себя Николаевский глиноземный завод, Запорожский алюминиевый комбинат, заводы по производству вторичного алюминия, а также Броварской завод (Киевская область) алюминиевых строительных конструкций.

 Титановая промышленность в Украине имеет достаточно крупные и перспективные месторождения высококачественного природного сырья, и до недавнего времени была главным поставщиком титанового концентрата предприятиям Российской Федерации и Казахстана. Разведаны и подготовлены к эксплуатации месторождения ильменитовых руд со значительными (даже в мировых масштабах) запасами. Единственным производителем металлического губчатого титана в стране остается Запорожский титаномагниевый комбинат, введенный в эксплуатацию в середине 1950-х годов Дальнейший прокат титановых слитков в листовой металл осуществляется на Алчевском (Донецкая область) металлургическом комбинате [25, c. 29]. 

Никелевая промышленность в стране развивается как сопутствующая при производстве чёрных металлов. Спрос на никель в Украине традиционно практически полностью удовлетворяется за счёт импорта, поэтому существующие в стране месторождения обслуживают получение полуфабрикатов чёрной металлургии – производство ферроникеля на "Побужском ферроникелевом заводе".

Спрос на ртуть в Украине распределён между предприятиями электронно-вычислительной, военной и радиотехнической промышленности. Производство урана в Украине обусловлено наличием запасов сырья и использованием продукции в энергетике – АЭС. Основными его производителями являются ПО "Верхнеднепровский горно-химический завод" (г. Днепродзержинск) и "Вольногорское горно-химическое объединение" (г. Жёлтые Воды). Они используют сырьё крупнейшего в Европе Новоконстантиновского месторождения.

Металлургия редкоземельных металлов Украины занимает ведущее положение в мире, лидируя по 7 товарным позициям. Она ориентируется преимущественно на экспортные предложения, многократно превышающие внутренний спрос. Крупнейшие предприятия этой сферы – АО "Верхнеднепровский ГХК", "Донецкий ГМК", АО "Чистые металлы" (г. Светловодск), Запорожский алюминиевый комбинат, "Днепроспецсталь". Предприятия специализируются на производстве бериллиевых экранов атомных боезарядов, осмиевой транспортной оболочки и циркониевой изоляции активатора боезаряда, а также другой продукции. Крупнейшими потребителями этих металлов в Украине являются АО "Мотор-Сич", АНТК "Антонов" и некоторые другие специальные предприятия, выпускающие военную продукцию.

Мировое потребление основных цветных металлов за 1973-1997 гг. возросло с 26 до 37 млн. т. В настоящее время  производится 70 различных видов  цветных металлов. Основная доля выплавки приходится на алюминий(45,4 %), медь – 25,3 %, цинк – 15,8 %, свинец – 11 %. Заметное место  на рынке цветной металлургии  занимают также никель, олово, кобальт, вольфрам, молибден [19, c. 58]. 

  Машиностроение - главная отрасль мировой промышленности, на него приходится около 35% стоимости мировой промышленной продукции.

В машиностроении мира доминирующее положение занимает небольшая группа развитых стран - США, на которые приходится почти 30% стоимости машиностроительной продукции, Япония - 15%, ФРГ - около 10%, Франция, Великобритания, Италия, Канада. В этих странах развиты практически  все виды современного машиностроения, высока их доля в мировом экспорте машин (на развитые страны в целом  приходится свыше 80% мирового экспорта машин и оборудования). При почти  полной номенклатуре производства машиностроительной продукции ключевая роль в развитии машиностроения в этой группе стран  принадлежит авиаракетно-космической промышленности, микроэлектронике, робототехнике, атомно-энергетической технике, станкостроению, тяжелому машиностроению, автомобилестроению.

В группу лидеров мирового машиностроения входят Россия (6% стоимости  машиностроительной продукции), Китай (3%) и несколько малых промышленно  развитых стран - Швейцария, Швеция, Испания, Нидерланды и др.. В отличие от развитых стран, машиностроение которых  базируется на высоком уровне научно-исследовательских  и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), высокой квалификации рабочей  силы и ориентировано в основном на выпуск технически сложной и высококачественной продукции, машиностроение развивающихся  стран, основанное на дешевизне местной  рабочей силы, специализируется, как  правило, на выпуске массовых, трудоемких, на технически несложных, невысоких  по качеству видах изделий. Современными машиностроительными заводами располагают  немногие развивающиеся страны, прежде всего новые индустриальные - Южная  Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Индия, Турция, Бразилия, Аргентина, Мексика. Главные направления развития их машиностроения - производство бытовой  электротехники, автомобилестроение, судостроение.

Среди отраслей транспортного  машиностроения наиболее динамично  развивается автомобилестроение. Ареал  его пространственного распространения  постоянно растет и включает в  настоящее время, наряду с традиционными, главными производителями автомобилей (Япония, США, Канада, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания, Швеция, Испания, Россия и др.), сравнительно новые для  отрасли страны - Южная Корея, Бразилия, Аргентина, Китай, Турция, Индия, Малайзия, Польша [6, c. 54].

В отличие от автомобилестроения, авиастроение, судостроение, производство подвижного состава железных дорог  переживает застой. Основная причина  этого - отсутствие спроса на их продукцию.

Авиационная промышленность сконцентрирована в странах с  высоким уровнем науки и квалификации рабочей силы - США, России, Франции, Великобритании, ФРГ, Нидерландах.

На Северную Америку (США, Канада, Мексика, Пуэрто-Рико) приходится примерно 1/3 стоимости продукции машиностроения. На страны Европы (без СНГ) также  приходится около 1/3 продукции мирового машиностроения.

Регион, включающий страны Восточной  и Юго-Восточной Азии, дает примерно четверть продукции мирового машиностроения. Основной стимулирующий фактор в  развитии машиностроения в странах  региона -относительная дешевизна  рабочей силы. Лидер региона - Япония - вторая машиностроительная держава  мира, крупнейший экспортер изделий  наиболее квалифицированных отраслей (микроэлектроника, электротехника, авиатехника, робототехника и др.).

Машиностроительный комплекс Украины охватывает свыше 20 специализированных отраслей. На сегодняшний день он является мощным сектором промышленности Украины, объединяющим более 11 тыс. предприятий. Доля этого комплекса в украинском ВВП в конце 2011 года составила 12%. Предприятия машиностроительного  комплекса территориально сосредоточены  во всех областях Украины. Тем не менее, на этом фоне особенно выделяются восемь крупнейших городов, занятых в машиностроении: Харьков, Киев, Днепропетровск, Запорожье, Одесса, Львов, Донецк и Луганск.

Украина имеет такие уникальные предприятия тяжелого машиностроения, как "Азовмаш" в Мариуполе, Новокраматорский машиностроительный завод, объединение "Лугансктепловоз", Харьковское  научно-производственное объединение (НПО) "Турбоатом", Сумское НПО  им. Фрунзе и десятки других заводов  и объединений [37, c. 34].

 

Глава 3. Регулирование международного бизнеса

 

3.1. Специфика национального  регулирования

 

В последние десятилетия в подавляющем  большинстве развитых стран создан либеральный режим национального  регулирования международного бизнеса. Для основной части отраслей экономики в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), включая новых членов из Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), и для местных, и дляиностранных фирм одинаковы вводимые ограничения и предоставляемые льготы. При этом значительная часть и прямых мер стимулирования (инвесционных субсидий и льгот), и косвенной поддержки (путем развития необходимой инфраструктуры) на практике нацелена именно на оказание помощи проектам транснациональных корпораций (ТНК). Это связано с тем, что многие меры государственного стимулирования привязаны к депрессивным и отсталым районам. Особенно это характерно для ФРГ, Великобритании, Италии, Испании, других стран Европейского союза (ЕС).

Местные инвесторы не хотят вкладывать средства в таких районах часто лишь из-за сложившихся стереотипов, тогда как представителей международного бизнеса привлекают в этих регионах низкие трудовые издержки и незначительная конкуренция.

В то же время органы власти стран  даже с самым либеральным регулированием международного бизнеса обычно оставляют  за собой право выдавать предварительные разрешения, требовать предъявления деклараций и контролировать движение иностранных инвестиций. Отдельные секторы экономики по-прежнему закрыты для зарубежных капиталовложений либо процедуры контроля особенно жесткие. Например, во Франции даже для фирм из других стран ЕС существуют ограничения для прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в производство и торговлю оружием, военным снаряжением и взрывчатыми веществами, в банковское дело и страхование, издательский бизнес и предприятия связи, электронные средства массовой информации, транспорт, энергетику и добычу полезных ископаемых, сферу здравоохранения и социального обеспечения. В Италии для зарубежных инвесторов закрыта авиационная промышленность, а в банковском секторе и нефтедобыче есть ограничения на долю иностранного присутствия. Кроме того, правительство может запретить трансграничные слияния, если они затрагивают существенные национальные экономические интересы. Подобные барьеры имеются и в других странах — членах ЕС, США и остальных развитых государствах. Менее либеральный режим сохраняется в Японии [11, 21].

Информация о работе Международный бизнес