Международная миграция рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение сущности международной миграции рабочей силы на примере США, а так же рассмотрение проблем, связанных с её регулированием.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- дать определение международной миграции;
- рассмотреть основные причины международной миграции;
- определить основные направления миграции и изучить правовую основу;
- изучить миграционные процессы в США, определить их влияние на экономику;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Международная Миграция Рабочей Силы.docx

— 72.39 Кб (Скачать файл)

Таким образом, разрешение на жительство в США, в основном, продиктовано гуманитарными (воссоединение семей) или политическими (поддержание  этнического многообразия, беженцы  и т.п.) соображениями. Тем не менее, экономические факторы также  учитываются при проведении миграционной политики. Так, ежегодная квота на въезд низкоквалифицированных сезонных  рабочих для сельского хозяйства (по визе Н–2А) и для других секторов экономики (по визе Н–2В) составляет лишь 10 тыс. человек. Понятно, что основные потребности в низкоквалифицированных работниках удовлетворяются за счет нелегальных иммигрантов.

В целом ежегодная квота  на въезд в США составляет 675 тыс. человек. Квота на работу высококвалифицированных специалистов (по визе Н–1В) допускает приезд в США ежегодно 65 тыс. ученых, инженеров и других специалистов на срок до 6 лет.

По данным доклада Всемирного банка о перспективах мировой  экономики в 2006 г., международная  миграция стимулирует экономический  рост и рост благосостояния как стран–доноров, так и принимающих стран. По оценке авторов доклада, рост числа мигрантов  в высокоразвитых странах в период до 2025 г. приведет к росту в них  совокупных доходов на 365 млрд. долл., из которых 162 млрд. получат сами мигранты, 143 млрд. долл. – жители развивающихся  стран, а 51 млрд. долл. – жители развитых стран.

Что касается финансовых трансфертов мигрантов на родину, то они играют все более важную роль в финансовой поддержке развитыми странами, и в частности США, стран развивающихся. Таким образом, это вопрос не только экономический, но и политический; он отражает международные усилия по преодолению отчетности развивающихся стран.

Иммигранты оказывают  заметное позитивное влияние на экономику  США. Весьма  наглядно это проявляется  в научно–технической сфере, в образовании  и здравоохранении, куда США особенно охотно привлекают специалистов из-за рубежа. В ряде областей науки (компьютерные, инженерные науки, математика, биология), в  медицине и в некоторых наукоемких отраслях экономики от 1/3 до 1/2 специалистов высшей квалификации составляют выходцы из других стран [11].

Приток иммигрантов приносит стране явные экономические дивиденды. Степень вовлеченности иммигрантов  в экономически активную деятельность на 7 процентных пунктов выше, чем  у местного населения (57% против 50%), а объем ВВП, производимого иммигрантами, приблизительно равен ВВП Калифорнии.

Это не единственный «плюс» миграции. Приток низкоквалифицированной и низкооплачиваемой рабочей  силы позволяет заполнить рабочие  места, непривлекательные для американцев. А благодаря притоку высококвалифицированных  специалистов снижается нагрузка на образовательную систему США. Отбирать лучшие кадры для предоставления им работы и места жительства в США позволяет широкомасштабная подготовка иностранных студентов в американских вузах.

Есть и отрицательные  последствия – экономическая  отдача от иммигрантов снижается  из-за недостаточного уровня их квалификации. Замедляется рост оплаты труда в  отраслях, не требующих высокой квалификации, от чего страдают и коренные жители. Приток мигрантов, особенно нелегальных, рассматривается американцами как  причина роста социальной напряженности  и угроза культурной идентичности. Но в целом опыт США говорит  скорее о пользе иммиграции, нежели о ее вреде [18].

 

2.2 Миграционная политика США на современном этапе

 

 Действующее иммиграционное законодательство США выделяет 5 оснований для въезда на постоянное жительство:

1) Право на въезд прямых  родственников – граждан США  (родителей, супругов и малолетних  детей).

2) Право на въезд в США других членов семьи граждан США (братья, сестры и взрослые дети).

3) Иммиграция по экономически  выгодным для США мотивам.

4) Иммиграция с целью  обеспечения ее этнического и  расового разнообразия (к примеру,  из стран Африки).

5) Иммиграция для беженцев  и лиц, просящих политического  убежища.

Все категории иммигрантов, претендующих на постоянное проживание в США (за исключением прямых родственников) ограничены количественными квотами  на въезд в течение одного года:

- не более 226 тыс. прочих  членов семьи;

- 140 тыс. иммигрантов с  целью получения занятости в  США;

- 55 тыс. иммигрантов, обеспечивающих  этническое разнообразие;

- 10 тыс. лиц, обратившихся  за политическим убежищем [11].

Трудовые мигранты образуют важную составляющую общей иммиграции на американский континент и обеспечивают значительную часть рабочей силы в национальной экономике США. Существуют две основные схемы, обеспечивающие приток в США трудовых мигрантов:

1. При получении статуса трудового иммигранта, то есть лица, въезжающего в страну по приглашению американской компании-работодателя на постоянную работу (ежегодно в соответствии со ст. 201 Закона об иммиграции и натурализации американским правительством выдается 140.000 разрешений на трудовую иммиграцию).

2. При получении не иммиграционного статуса в качестве временного работника, срок пребывания которого в США ограничен и заранее оговаривается американскими властями (для въезжающих иностранных граждан на временную работу количественные ограничения не установлены).

Государственная политика США  в отношении трудовых мигрантов  вырабатывалась постепенно. Однако важнейшие  принципы ее проведения были определены уже в 1952 г., когда Конгресс США  принял закон Уолтера-Маккарена, установивший правила трудовой иммиграции в США. К этим принципам относятся:

- обеспечение допуска иностранных работников в таких масштабах, которые обеспечивают большую сбалансированность на внутреннем рынке труда и исключают нанесение ущерба занятости и заработкам граждан США и прочих лиц, постоянно проживающих в стране;

- стимулирование путем установления визовых квот въезда в Америку специалистов высшей квалификации, иностранцев с исключительными способностями, а также лиц редких профессий;

- противодействие неконтролируемому притоку иностранной рабочей силы. Трудовая миграция в США осуществляется под строгим правительственным контролем. Она допускается в пределах, необходимых для поддержания требуемого баланса на национальном рынке рабочей силы.

Иммиграционное законодательство США четко определяет группы иностранных  граждан, в труде которых в  наибольшей мере заинтересовано американское общество. В соответствии с Законом  об иммиграции и натурализации 1952 г. с дополнениями в редакции 1997 г. (ст. 203), к ним относятся:

а) приоритетные специалисты (иностранцы, обладающие выдающимися способностями в науке, искусстве, образовании, спорте, известные профессора, ученые и специалисты, менеджеры и руководители работающие в международных компаниях (28,6% от общей квоты на трудовую иммиграцию);

б) иностранцы, имеющие ученую степень или исключительные способности (28,6% от общего количества трудовых иммигрантов);

в) квалифицированные рабочие, специалисты и другие категории трудовых мигрантов на те виды работ, для выполнения которых в Соединенных Штатах нет соответствующих работников (28,6% от общего числа виз на трудовую иммиграцию).

Иммиграционным законодательством  США предусмотрено, что въезжающие на временную работу в США "неиммигранты" квалифицируются по следующим основным группам:

- работники, обладающие выдающимися способностями и исключительными заслугами (прежде всего в области науки, искусства и религии);

- лица, въезжающие на временную работу по контрактам с американскими предпринимателями; они подразделяется на две подгруппы - временные сельскохозяйственные работники и работники других специальностей;

- стажеры, приезжающие по приглашению американских компаний;

- лица, работающие в представительствах и филиалах американских компаний, сотрудники зарубежных фирм, открывших свое представительство или филиал в США. Согласно действующему иммиграционному законодательству для временных работников предусмотрены следующие категории виз.

 

Таблица 1 - Временные визы с разрешениями на работу для прибывающих в США иностранных граждан [10].

Категории специалистов

Категории виз

Медицинский персонал

H-1A

Профессионалы, специалисты  высокой квалификации

H-1B

Стажёры

H-3

Специалисты по обмену

J-1

Лица с выдающимися  способностями и исключительными  заслугами в науке, искусстве, образовании, бизнесе, спорте

O-1

O-2

O-3

Спортсмены, артисты

P-1

P-2

P-3

P-4

Участники международных  культурных программ обмена

Q

Религиозные деятели

R-1

R-2

Бизнесмены, директора, менеджеры, работники транснациональных компаний

L-1

Инвесторы

E

Сельскохозяйственные работники

H-2A

Несельскохозяйственные  работники других специальностей

H-2B




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Существует еще одна категория  иностранных граждан, временно въезжающих в США и имеющих право на трудовую деятельность. Это - иностранные  студенты, обучающиеся в США или  приезжающие в рамках программ обмена между учебными учреждениями. При  этом предусматривается, что работа студентов не должна являться основным родом их занятия в США и может быть только источником небольшого "приработка".

Своеобразна структура неквалифицированной  рабочей силы, допускаемой на национальный рынок труда. В соответствии со сложившейся  практикой из каждых пяти временных  работников, въезжающих по визе Н-2, четыре являются сезонными сельскохозяйственными  рабочими, используемыми в основном для уборки скоропортящихся фруктов  и овощей Основную массу приезжающих  по категории Н-2В образуют сезонные работники сферы обслуживания курортных  городов и развлекательных центров. Следовательно, промышленные и строительные рабочие в данной группе временных  работников практически отсутствуют.

Иммиграционная программа, разработанная в США, предусматривает  ряд приоритетов в привлечении  и использовании отдельных категорий  временных работников. Иммиграционная политика заключается в поощрительном  отношении к высококвалифицированным  специалистам, лицам "исключительных заслуг и способностей", в сдерживании  потока въезжающих по категории неквалифицированного труда.

Временно въезжающие в  США специалисты имеют существенные преимущества по сравнению с неквалифицированной  рабочей силой. Эти преимущества сводятся к следующему:

- для иностранных специалистов не требуется получение сертификатов Министерства труда США;

- въезжающие по визе H-1 могут выполнять работу, имеющую как временный характер (например, чтение лекций), так и постоянный (например, работа в исследовательской фирме), а прибывающие по визе Н-2 имеют право выполнять только ту работу, которая является временной по своей сути;

- O визы категории Н-1 могут продлеваться на месте, в то время как визы Н-2 даются на срок до 1 года, после чего иностранный работник должен покинуть США, и для того, чтобы приехать еще раз, он должен вновь проходить всю процедуру оформления, включая сертификацию Министерства труда США.

 Перечисленные обстоятельства приводят к тому, что в среднем более двух третей от общего числа временных работников, ежегодно въезжающих в США по визе Н, составляют лица со статусом Н-1 [10].

Из данной главы можно  сделать вывод о том, что миграционная политика США нацелена на привлечение  квалифицированных специалистов. И наоборот, направлена на скорейший отъезд работников без квалификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Проблемы международной миграции на примере США. Регулирование международной миграции

 

3.1 Основные проблемы международной миграции рабочей силы

 

Одной из характерных тенденций  развития международной миграции является неуклонный рост масштабов нелегальной  иммиграции.

Рост нелегальной иммиграции объясняется различными факторами. Но основным из них является то, что  строгий контроль над иммиграцией  при увеличивающемся разрыве  в уровнях экономического развития между странами и существующей потребности  в дешевой рабочей силе повышает, с одной стороны, стимулы к  нелегальному въезду для работников, а с другой стороны – к использованию  нелегальной рабочей силы для  работодателей. В результате в странах  с либеральной иммиграционной политикой, где остаются легальные возможности  иммиграции (в том числе в Австралии, Канаде, США), нелегальная иммиграция является альтернативой для тех, кто не удовлетворяет критериям  отбора, кто не готов к длительному  ожиданию разрешения на въезд или  для кого нелегальная иммиграция менее затратна.

В США существует огромная проблема нелегальной иммиграции. По официальным оценкам около 12 миллионов (а по неофициальным около 40 миллионов) нелегальных мигрантов находится  в стране. Существует две категории  нелегальных мигрантов: те, кто приехали легально, и остались с просроченными иммиграционными документами, и те, кто пересек границы страны нелегально. Большинство нелегальных мигрантов попали в США через южную границу с Мексикой, в основном из Мексики и других стран Латинской Америки. Ежегодно в США создаётся около 500 тыс. рабочих мест, не требующих высокой квалификации. Однако США выдают ежегодно не более 5 тыс. рабочих виз, предпочитая привлекать в страну высокообразованных специалистов. Образовавшийся вакуум заполняют нелегалы, которые, как правило, имеют низкий уровень образования.

Информация о работе Международная миграция рабочей силы