Международная миграция рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение сущности международной миграции рабочей силы на примере США, а так же рассмотрение проблем, связанных с её регулированием.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- дать определение международной миграции;
- рассмотреть основные причины международной миграции;
- определить основные направления миграции и изучить правовую основу;
- изучить миграционные процессы в США, определить их влияние на экономику;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Международная Миграция Рабочей Силы.docx

— 72.39 Кб (Скачать файл)

В Европе обеспечением и  защитой прав трудящихся мигрантов  занимается Межправительственный комитет  по вопросам миграции (СИМЕ).

На интеграционном уровне регулирование международной миграции рабочей силы осуществляется путем  выполнения соглашений, договоров, правил, контрактов, заключенных между государствами  интеграционных объединений. Основные задачи:

- предоставление безвизового передвижения населению в рамках интеграционного объединения;

- создание общих информационных систем по миграции рабочей силы в рамках интеграционного объединения;

- принятие совместных мер по борьбе с нелегальной миграцией;

- принятие совместных технических мер для осуществления контроля над эмигрантами [16].

Страны-импортеры трудовых ресурсов основывают свою иммиграционную политику на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов.

В качестве инструмента регулирования  численности используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в  стране-импортере. При определении  квоты учитываются потребности  страны в иностранной рабочей  силе и по отдельным категориям привлекаемого  населения (половозрастным группам, образованию  и т. п.), а также принимается  во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и  социальная обстановка в стране-импортере.

1. Иммиграционная квота может быть распределена в определенной пропорции между различными категориями иммигрантов.

2. Регулирование качественного состава трудящихся-иммигрантов осуществляется в принимающих странах путем использования различных методов (в целях определения групп иммигрантов, для которых предусмотрены преференции, они могут рассчитывать на первоочередное получение въездной визы).

3. О высоких требованиях к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также имеющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз является одним из распространенных критериев отбора иммигрантов. Шансы получить разрешение на въезд в страну выше у более молодых претендентов.

К числу других требований, предъявляемых к качеству рабочей  силы, относят:

- требование хорошего состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран и США);

- дополнительные профессиональные требования, относящиеся к ряду специальностей или профессий;

- ограничения личностного и психологического плана. Так, например, претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь "добрый характер". В США издавна ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа.

Значение того или иного  качественного признака при отборе иммигрантов не является постоянным и может меняться в пользу других приоритетов. Вместе с тем, по ряду важнейших  характеристик, таких как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание определенной профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.

Селективность миграционной политики стран-импортеров выражается также в предоставлении льгот  отдельным категориям мигрантов  с целью их привлечения в страну. Так, приоритетным правом получения  разрешения на иммиграцию пользуются бизнесмены, предполагающие открыть  дело в стране пребывания.

 

Одной из целей иммиграционной политики является защита национального  рынка труда от неконтролируемого  притока иностранной рабочей  силы. Для осуществления этой цели государства-импортеры применяют  меры, направленные на сокращение или  предотвращение иммиграции, а также  на сокращение иностранной рабочей  силы в стране пребывания. Например, в США одновременно с ужесточением политики по отношению к нелегальным  иммигрантам, законодательством предусмотрено  право на легализацию для   части иностранцев, без разрешения находящихся в стране, что является гуманным актом и свидетельствует  о демократических тенденциях в  осуществлении иммиграционной политики. Многие страны - импортеры рабочей  силы приняли и реализуют государственные  программы стимулирования репатриации  официально зарегистрированных иностранцев, в которых преобладают экономические (а не административные) стимулы (предоставление материальной помощи и воз­можности приобретения профессии и т. п.)

Из данного раздела  ясно, что механизм регулирования  миграционных процессов руководствуется  принципами свободы и демократии с учётом национальных интересов. Цель иммиграционной политики является защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы. Для осуществления этой цели государства-импортеры применяют меры, направленные на сокращение или предотвращение иммиграции, а также на сокращение иностранной рабочей силы в стране пребывания.

 

1.3 Трудовая миграция: направления  развития

 

В силу экономических причин основные потоки мигрантов всегда направлялись из стран с низкими личными  доходами в страны с более высокими доходами.

В международной миграции рабочей силы можно выделить пять направлений:

1) Миграция из развивающихся в развитые страны.

2) Миграция в рамках  развитых стран.

3) Миграция рабочей силы  между развивающимися странами.

4) Миграция рабочей силы  из бывших социалистических стран  (сходна с миграцией из развивающихся  в развитые страны).

5) Миграция работников, квалифицированных  специалистов из промышленно  развитых стран в развивающиеся  страны [5].

Можно выделить следующие  страны и регионы, являющиеся точками  притяжения мигрантов из других стран.

США, Канада и Австралия. Будучи наиболее экономически развитой страной современного мира, США являются основным направлением миграции как низкоквалифицированной, так и высококвалифицированной рабочей силы. Каждый год туда приезжает больше иммигрантов, чем во все остальные страны, вместе взятые. Основные потоки низкоквалифицированной рабочей силы направляются в США из близлежащих латиноамериканских стран — Мексики, стран Карибского бассейна. Высококвалифицированные работники иммигрируют в США практически из всех стран мира, включая Западную Европу, Латинскую Америку, Россию, Индию и т.д.

Западная Европа. Наиболее развитые западноевропейские страны, и прежде всего страны, входящие в Европейский союз, притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран (Португалии, Мальты, Испании), арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока, стран Африки к югу от Сахары, восточноевропейских стран и республик бывшего СССР. Миграции работников из африканских стран — бывших колоний западноевропейских государств, способствуют общность языка, исторически сложившиеся традиционные торговые и иные связи. Более того, в рамках западноевропейской интеграции создан и развивается общий рынок рабочей силы, предполагающий свободу перемещения работников между странами Европейского союза и унификацию трудового законодательства.

Ближний Восток. Нефтедобывающие  страны этого региона привлекают дешевую иностранную рабочую  силу на тяжелые низкооплачиваемые  работы. Рабочие приезжают в основном из соседних арабских стран, а также  из Индии, Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин. Более половины рабочей  силы Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Бахрейна, Кувейта  и Омана составляют иностранные  рабочие.

Другие развивающиеся  страны. Существует некий феномен - интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран. Обычно потоки работников направляются в те страны, которые быстрее продвигаются по пути экономических реформ. Так, в Латинской Америке сезонные рабочие и рабочие на сборочные предприятия направляются в Аргентину и Мексику. В Африке к югу от Сахары на Кот-д’Ивуар, Нигерию и ЮАР приходится более половины притока всех иммигрантов.

Новые индустриальные страны. В связи с бурным развитием  этих государств Юго-Восточной Азии туда значительно увеличился приток иммигрантов, нанимающихся на временные  работы. Особенно это заметно в случае Южной Кореи и Малайзии [15].

Итак, подвижность населения  и трудовых ресурсов – одна из важных особенностей международных экономических  отношений. В данной главе были рассмотрены причины международных миграций, на этой основе можно назвать основной причиной - контраст в уровнях экономического и социального развития стран-импортёров и стран–экспортёров рабочей силы. Так же было рассмотрено регулирование миграционных процессов. Было отмечено, что миграционные процессы регулируются как государством, так и международно-правовыми актами. Были рассмотрены основные центры притяжения рабочей силы, среди них хотелось бы выделить США и Западную Европу.

 

 2 США на мировом рынке труда

 

2.1 Миграционные процессы в США, их влияние на экономику

 

Экономика США является одной  из наиболее диверсифицированных национальных экономик мира, удерживавшая лидерство в мировой экономике последние 100 лет. ВВП страны за 2010 г. составил 15,2 трлн. долл., численность населения составляет 309,5 млн человек (2010г.).

Иммиграция всегда имела  особое значение для социально–экономического развития США. Уже после массового  заселения американского континента преимущественно иммигрантами из Европы, на протяжении 19–ого и 20–ого веков  США продолжали (и продолжают оставаться) центром притяжения миллионов людей  из разных стран. Так, за период с 1820 по 2004 гг. в США въехало 69,9 млн человек, в том числе только в течение 20–ого века – 47 млн человек.

 По мере глобализации  мировой экономики и растущей  интеграции экономики США в  мировое хозяйство международная  миграция населения и рабочей  силы становится все более  важным фактором экономического, социального и демографического  развития страны.

Различия в заработной плате мигрантов на родине и в  США в зависимости от уровня образования  и квалификации составляют в среднем  от 6 до 2 раз в пользу США. Большое  значение в стремлении трудоустроиться  в США для многих иммигрантов  имеет возможность материально  помогать своим семьям, остающимся на родине.

В 2010 г. доля мигрантов в  общей численности населения  составила 13,8%. Доля работников–мигрантов в составе рабочей силы США составила в 15%. Половина прироста рабочей силы в стране обусловлено иммиграцией – как легальной, так и  нелегальной. Степень экономической активности иммигрантов – мужчин заметно выше, чем коренных американцев (81% против 72%, в то время как у иммигрантов – женщин – ниже (54% против 60%). У иммигрантов–мужчин ниже уровень безработицы – 4,1% против 5,3% у коренных американцев. У женщин картина обратная – безработица выше среди мигрантов (5,4% против 5%).

Доля мигрантов в США  выше в профессиях, находящихся на крайних полюсах квалификационной иерархии. Среди них, например, доля занятых в компьютерных и инженерных специальностях, в математике, архитектуре, науке составляет 6,5%, тогда как  среди коренных американцев – 5%. В непрестижных профессиях, не требующих высокой квалификации (строительство, ремонт, уборка улиц, дорожное строительство, сельское хозяйство и т.п.) их доля заметно выше, чем у коренных американцев – в 2–4 раза.

Большая часть профессий, где иммигранты превалируют –  это профессии, ставшие  непрестижными  для коренного населения США  и требующие, как правило, немалых  физических усилий. Исключение в данном списке – ученые–медики. Немало мигрантов  и в других высококвалифицированных  специальностях – инженеров, компьютерщиков и др., требующие немало сил для  их освоения, нехватку которых давно  испытывают США.

Как и в профессиональной структуре занятости иммигранты крайне неравномерно распределены в  рабочей силе по образовательным  критериям. Составляя 15% всей рабочей  силы США иммигранты больше всего  представлены среди лиц, имеющих  минимальное образование и среди  наиболее образованной части рабочей  силы. Так, на долю иммигрантов приходится 36% работников, не закончивших среднюю  школу и одновременно 41% работников, имеющих ученую степень доктора  в области естественных и технических  наук, 26% всех обладателей степени  доктора наук. Вместе с тем доля иммигрантов среди выпускников  вузов несколько ниже, чем их доля в составе рабочей силы (13%).

Важную роль в масштабных иммиграционных потоках в США  играет такие факторы как этнические и семейные связи американского  населения с родственниками за рубежом, которые становятся иммигрантами. Ведь население США, как нигде в мире, сформировано приезжими из различных стран мира, сохраняющими связи с родиной предков и живущими там родственниками [11].

Выделяют следующие типы иммигрантов:

- трудовые низкоквалифицированные  мигранты;

- высококвалифицированные  мигранты-профессионалы и студенты;

- беженцы; 

- мигранты, прибывающие для  воссоединения семей;

- лица, въезжающие в страну  по программе иммиграционной  лотереи, направленной на увеличение  этнического разнообразия;

- незаконные мигранты.

 43% допущенных в США для постоянного проживания, получили разрешение на въезд как близкие родственники американских граждан. Еще 23% также въехали в США по линии родственных связей (но не прямых, как в первом случае). Только 16% въехало в страну по существующим квотам занятости, не учитывая нелегальных мигрантов.

Информация о работе Международная миграция рабочей силы