Международная миграция рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение сущности международной миграции рабочей силы на примере США, а так же рассмотрение проблем, связанных с её регулированием.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- дать определение международной миграции;
- рассмотреть основные причины международной миграции;
- определить основные направления миграции и изучить правовую основу;
- изучить миграционные процессы в США, определить их влияние на экономику;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Международная Миграция Рабочей Силы.docx

— 72.39 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также последствий  острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между народами и странами, являются внутристрановые  и межстрановые перемещения населения  и трудовых ресурсов в разных формах.

Ежегодно миллионы людей в поисках нового места жительства, работы, политического убежища, с целью учёбы, экологических бедствий пересекают государственные границы. В условиях неконтролируемого передвижения человеческих ресурсов, могут возникнуть глобальные проблемы, для разрешения этих проблем нужно международное сотрудничество, поэтому в современном мире большое внимание уделяется решению проблем международной трудовой миграции и её регулированию. Всё это указывает на актуальность данной темы.

Целью данной работы является изучение сущности международной миграции рабочей силы на примере США, а так же рассмотрение проблем, связанных с её регулированием.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- дать определение  международной миграции;

- рассмотреть  основные причины международной  миграции;

- определить  основные направления миграции  и изучить правовую основу;

-  изучить  миграционные процессы в США,  определить их влияние на экономику;

- рассмотреть  основные проблемы международной  миграции и попытки их решения.

Предметом исследования являются современные процессы международной трудовой миграции и их регулирование.

Объектом исследования является миграционные процессы.

В данной работе были использованы такие методы как экономико-статистические методы.

 

1 Международная миграция, сущность, причины

 

    1. Сущность и основные причины международной миграции

 

Миграция населения - это  добровольное перемещение, переселение  жителей в пределах страны из одного региона в другой регион (внутренняя миграция), или же переселение из одного государства в другую страну (международная миграция).

Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию  и иммиграцию. Под эмиграцией понимается выезд из страны на постоянное место  жительства, под  иммиграцией - въезд в страну на постоянное место жительства. Международная миграция также включает процесс реэмиграции, то есть возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан [14].

Выделяют следующие виды  международной миграции населения:

1. Постоянная миграция. Её  целью является окончательное  переселение в принимающую страну.

2. Сезонная миграция. Она  связана с кратковременным (в  пределах года) въездом для работы  в тех отраслях экономики   принимающей страны, которые испытывают  существенные колебания в занятости  по сезонам, главным образом  в сельском хозяйстве.

3. Маятниковая миграция, которая включает в себя временную  (трудовую и туризм) и политическую (беженцы) миграции [2].

Миграция рабочей силы является одной из важных форм международных  экономических отношений в современных условиях. В сферу мирового рынка рабочей силы попадает лишь та часть наемных рабочих, которая вынуждена продавать свою рабочую силу за границей.

Наличие мирового рынка рабочей  силы обусловлено международной миграцией трудящихся.

Международная миграция рабочей  силы — передвижение лиц наемного труда через государственные  границы в поисках работы [3].

Международная миграция может  быть связана с экономическими, политическими, экологическими факторами. На основе этого  можно выделить несколько причин:

- неблагоприятная экономическая  обстановка в стране: инфляция, массовая  безработица, экономический кризис;

- гражданские войны;

- экологические катастрофы.

Главная причина перемещения  наемной рабочей силы заключается  в колебании в спросе на нее со стороны различных сфер рыночной экономики в лице частного и государственного секторов. Неравномерность накопления капитала в различных странах вызывает необходимость международного обмена рабочей силой. Этот обмен, как правило, происходит стихийно.

Ряд западных экономистов называют причиной миграции давление «избыточного населения» на производительнные силы. Это применимо для развивающихся стран, где рост производительных сил отстает от прироста населения за счет высокой рождаемости. В то же время «избыточное перенаселение» в развитых странах обусловлено выталкиванием рабочих из производства, а миграция — неравномерностью спроса на наемный труд. Поэтому там накопление капитала может создавать источники миграции и определять направление потоков. В целом стихийная переброска избыточной рабочей силы из одного звена мирового хозяйства в другое олицетворяет неравномерность развития рыночной экономики [3].

Для стран-экспортёров рабочей  силы эмиграция приносит следующие  преимущества:

- уменьшается давление избыточных трудовых ресурсов, частично снижается безработица и социальная напряженность в стране;

- после работы за границей в страну возвращаются более квалифицированные работники, владеющие передовой организацией труда;

- страны получают валютные переводы от своих граждан, работающих за рубежом.

Но есть и некоторые  недостатки:

- отток части трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте;

- потеря части понесенных затрат на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов (при «утечке умов»).

На основе вышеизложенного  можно сделать вывод о том, что движение населения, как правило, происходит по направлению к экономически-развитым странам. Для того чтобы контролировать процессы миграции, странам необходимо придерживаться определённых правовых норм и стандартов.

 

 

    1. Правовое обеспечение международной миграции

 

Процесс международной миграции рабочей силы и населения регулируется национальным законодательством различных  стран и международными правовыми  актами. В законодательстве существуют две тенденции: одна — к открытой экономике и соответственно к  свободному перемещению трудовых ресурсов и населения; другая — к протекционизму и ограничениям в области международной  миграции.

В каждой стране вырабатывается национальная  миграционная политика.  Это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из нее, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в ней иностранной рабочей силы, создание системы социальной зашиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту [6].

Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих  и направляющих мигрантов, осуществляется в форме 2-х или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции.

При формировании национальной политики в области внешней трудовой миграции должны быть учтены требования международных конвенций.

Международная организация  труда (МОТ) была создана в 1919 году согласно Версальскому договору. Её членами являются более 170 стран. В качестве специализированного учреждения с 1946 г. входит в систему ООН. Основными целями МОТ являются:

- обеспечение полной занятости  и рост уровня жизни;

- поощрение экономических  и социальных программ;

- соблюдение основных  прав человека;

- охрана жизни и здоровья  трудящихся;

- регулирование миграции  населения;

- поощрение сотрудничества  между предпринимателями и трудящимися.

Основная функция МОТ  – принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные  трудовые стандарты (продолжительность  рабочего дня, условия труда, оплата труда, Социальное обеспечение и  т.д.). Всего было принято 172 конвенции  и 181 рекомендация.

Основные конвенции МОТ:

- Конвенция о принудительном  или обязательном труде (1930 год). Предусматривает запрещение принудительного  или обязательного труда во  всех его формах. Допускаются  определенные исключения, такие  как военная служба, надлежащим  образом контролируемые исправительные  работы и труд при чрезвычайных  обстоятельствах - во время войны,  при пожаре, землетрясениях;

- Конвенция о свободе  ассоциации и защите права  на организацию (1948 год). Устанавливает  право всех трудящихся и работодателей  на создание организаций и  вступление в них по своему  выбору без получения предварительного  разрешения и определяет ряд  гарантий свободы из деятельности  без вмешательства органов государственной  власти;

- Конвенция о применении  принципов права на организацию  и на ведение коллективных  переговоров (1949 год). Предусматривает  защиту от любых дискриминационных действий, направленных против профсоюзов, защиту организаций трудящихся и работодателей от любых актов вмешательства со стороны друг друга и меры по поощрению процедуры ведения коллективных переговоров;

- Конвенция о равном  вознаграждении (1951 год). Призывает  устанавливать равную плату и  пособия мужчинам и женщинам  за труд равной ценности;

- Конвенция об упразднении  принудительного труда (1957 год). Запрещает  использование любой формы принудительного  или обязательного труда в  качестве средства политического  подавления, воспитания, наказания  за выражение политических и  идеологических взглядов, мобилизации  трудовых ресурсов, установления  трудовой дисциплины, наказания  за участие в забастовках или  дискриминации;

- Конвенция о дискриминации  в области труда и занятий  (1958 год). С целью установления  равенства возможностей и обращения  призывает к проведению национальной  политики, направленной на устранение  дискриминации при найме, профессиональной  подготовке, в отношении условий  труда по признаку расы, цвета  кожи, пола, веры, политических взглядов, национального или социального  происхождения;

- Конвенция о минимальном  возрасте для приема на работу (1973 год). Имеет целью устранение  детского труда; устанавливает,  что минимальный возраст для  приема на работу не должен  быть ниже возраста завершения  обязательного образования;

- Конвенция об устранении  нетерпимых форм детского труда  (1999 год). Призывает к принятию немедленных и эффективных мер с целью запрещения и устранения нетерпимых форм детского труда, включая рабство и аналогичную практику, принудительную вербовку для использования в вооруженных конфликтах, для занятия проституцией или в целях порнографии, для какой-либо незаконной деятельности, а также работы, которая может причинить вред здоровью, безопасности и нравственности детей [13].

Международная организация  миграции (МОМ) образована в 1949 г. как  Международная организация по делам  беженцев, позже ее полномочия были расширены и в 1989 г. она была переименована  в МОМ. В нее входит 81 страна, в  том числе 46 являются членами МОМ, 35 – наблюдателями. МОМ не входит в систему ООН, но тесно с ним сотрудничает.

Основными функциями МОМ  согласно уставу являются:

- разработка долгосрочных  программ в области регулирования  миграционных потоков;

- оказание помощи в  вопросах организации миграции;

- развитие технического  сотрудничества в области миграции;

- предотвращение «утечки  умов» и реэмиграция;

- предоставление экспертных  услуг в связи с международной  миграцией рабочей силы;

- организация передвижения  беженцев;

- предоставление государствам  форума для обмена мнениями, опытом  и сотрудничества.

В настоящее время значительное число учреждений и организаций, прежде всего в рамках ООН, а также  региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией  населения и трудовых ресурсов.

Управление Верховного комиссара  по делам беженцев (УВКБ) при ООН  занимается вопросами защиты беженцев, реализации долгосрочных решений, в  первую очередь репатриации.

Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ) при ОЭСР координирует деятельность национальных иммиграционных управлений.

Комиссия ООН по народонаселению  располагает соответствующим фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области  миграции населения. Ряд международных  договоров, принятых ВОЗ (Всемирной  организации здравоохранения), содержит специальные нормы, касающиеся физического  состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Информация о работе Международная миграция рабочей силы