Курс лекций по предмету "История международных отношений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:26, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций, посвященных истории международных отношений XX века.

Вложенные файлы: 1 файл

imo3.doc

— 598.50 Кб (Скачать файл)

Подписание мирного договора с Венгрией задержалось из-за революционных событий в этой стране и состоялось только 4 июня 1920 г. в Большом Трианонском дворце. Этот договор воспроизводил в основном условия Сен-Жерменского договора. Венгрия признала границы новых государств – наследников Австро-Венгерской империи и ее соседей, кроме того, Венгрия отказалась в пользу Австрии от своей провинции Бургенланд. В итоге ее территория сократилась более чем в три раза, а население – более чем в 2,5 раза. Договор предусматривал выплату достаточно больших репараций победителям, сроки и общая сумма которых не были зафиксированы.

Особенно тяжелый договор  был навязан Турции. Он был подписан в Севре 10 августа 1920 г. Договор зафиксировал потерю Турцией Сирии, Ливана, Палестины  и Ирака, мандат на управление которыми был передан Лигой Наций Англии и Франции, а также ряда других арабских территорий, формально получивших  политическую независимость. Разделу подверглась и собственно турецкая часть Османской империи. В различных юридических формах от Турции были отторгнуты такие территории, как: Измир с обширным прилегающим районом, территории в Европе (в пользу Греции), Киликия и соседние с ней округа в южной Анатолии (в пользу Франции), часть восточной Анатолии (в пользу независимой Армении), часть юго-восточной Анатолии (в пользу фактически подчиненного Англии, но формально независимого Курдистана). Кроме того, в Анатолии создавались сферы влияния Франции и Италии. Стамбул был оставлен туркам лишь условно – под обязательство строгого выполнения всех постановлений договора. Закреплялся режим капитуляций; державам победительницам было предоставлено право контроля над финансами Турции, возобновлялись их концессионные права.

Согласно договору Босфор и Дарданеллы должны были быть открыты  как в мирное, так и в военное время для торговых и военных судов всех стран. Контроль над выполнением этого условия передавался специальной комиссии в составе представителей Англии, Франции, США, Италии и Японии, располагающих двумя голосами и представителей Греции и Румынии, которым было предоставлено по одному голосу.

В целом, система договоров, разработанных на Парижской мирной конференции и заключенных между  державами-победительницами и побежденными странами, явилась плодом компромисса  и стала основой послевоенной системы международных отношений. Эта система соглашений  была призвана обеспечить доминирование союзников по антигерманской коалиции в Европе , на Ближнем и Среднем Востоке, а также в Африке. Вместе с тем, необходимо отметить, что Версальская система договоров создавала в международных отношениях ситуацию, чреватую частым обострением противоречий и  конфликтами и, соответственно, не могла оставаться неизменной в длительной перспективе в частности из-за существующей разницы в динамике  экономического развития государств, что приводило к усилению влияния на международные процессы одних держав и к ослаблению влияния других. Показателем непрочности сложившейся системы стало то, что США, одна из наиболее динамично развивающихся стран мира, обладавшая огромным экономическим и военным потенциалом, практически отказалась стать гарантом ее стабильности, не ратифицировав Версальский договор как противоречащий интересам США. 25 августа 1921 г. Соединенные Штаты подписали сепаратный мирный договор с Германией. Из Версальского договора в него были включены лишь те пункты, где определенно фиксировались права США. Аналогичный характер носили и договоры США с бывшими союзниками Германии. Все перечисленное дает основание для утверждений о том, что Версальская система подверглась эрозии практически сразу после создания.

 

 

 

 

6.3. Международные отношения

на Дальнем Востоке  после Первой мировой войны.

Вашингтонская конференция.

 

На Парижской мирной конференции  были затронуты далеко не все проблемы международных отношений на Дальнем Востоке и урегулирование  в этом регионе не было проведено в соответствии с новым соотношением сил, сложившимся после Первой мировой войны.

Как уже отмечалось, США вышли  из войны значительно усилившимися в связи с чем существенно  возросли и их претензии на лидирующее положение в мире. Однако Парижская мирная конференция не оправдала их надежд: стремление американской дипломатии играть главную роль в решении международных проблем встретило активное сопротивление со стороны Великобритании, Франции и Японии. Таким образом, Соединенным Штатам не удалось получить свободного доступа на территории колониальных владений других держав и добиться доминирования на морях, а Устав Лиги Наций не обеспечил им руководящей роли в рамках этой международной организации.

В то же время Версальская система  предоставляла большие преимущества Японии – главному сопернику США  на Дальнем Востоке, что не могло  не вызвать сильного беспокойства в  американских правящих кругах. Версальская  система не ликвидировала англо-японский морской союз, созданный в свое время против России, Германии и США. В Соединенных Штатах хорошо понимали истинную сущность данного союза. Видный американский политический деятель того времени сенатор Лодж говорил в 1922 г., что “англо-японский союз представляет собой наиболее опасный элемент в наших взаимоотношениях с Дальним Востоком и Тихим океаном…, он вызывает растущую тревогу не только в США, но и в Канаде… Он поддерживает в Японии военный дух и ее приготовления на суше и на море к новым конфликтам”.

В целом, передел мира, фактически осуществленный на Парижской конференции, нельзя было считать законченным  без хотя бы временного урегулирования дальневосточных проблем. В связи  с этим практически сразу после  подписания мирных договоров с Германией  и ее союзниками в руководстве США стали возникать планы созыва новой международной конференции, которая могла бы пересмотреть некоторые решения, принятые союзниками в Париже, в пользу Соединенных Штатов. Отметим также, что необходимость урегулирования отношений с Японией была обусловлена и внутриполитическими проблемами в США, связанными с борьбой правящей республиканской партии против демократов: после президентских выборов 1920 г. в США победившая республиканская партия заявила о намерении принять меры для сокращения вооружения и, соответственно, определенного сокращения налогов.  

Япония также искала возможности  мирного решения своих противоречий с американцами т.к. под давлением  английской конкуренции и сопротивления  руководства и общественного  мнения Китая японская торговля в Китае сократилась, интервенция в Сибири и на советском Дальнем Востоке становилась все более безнадежным делом, плохо отражавшемся на состоянии японского бюджета. 

Заинтересованность в разрешении некоторых проблем во взаимоотношениях держав на Дальнем Востоке, а также проблем, связанных с морскими вооружениями проявила и Великобритания. В марте 1921 г. министр военно-морского флота Англии лорд Ли выступил с речью, в которой предложил установить паритет между флотами Англии и США, заключив соответствующее соглашение на этот счет. Через месяц лорд Ли довел до сведения американского правительства, что Англия “готова отказаться от традиционной политики содержания флота, равного двум другим сильнейшим в мире флотам, и договориться с США о равенстве этих флотов”. Англия при этом предлагала гарантировать безопасность США в Атлантике с тем, чтобы американцы имели возможность сконцентрировать свой флот в Тихом океане.

В ходе последовавших англо-американских переговоров США выдвинули предложение  о ликвидации англо-японского союза. Попытки английских представителей найти компромиссное решение этого вопроса не имели успеха. Для давления на Англию американская дипломатия использовала Канаду: канадский премьер Мейген выступил с предложением о заключении договора 4-х держав (США, Великобритании, Франции и Японии) взамен англо-японского морского союза. Летом 1921 г. США использовали для давления на Англию ирландскую проблему. В связи с обсуждением в конгрессе вопроса о признании Ирландской республики, государственный секретарь США Юз заявил английскому послу, что решение конгресса будет зависеть от характера взаимоотношений между Англией и Японией. В создавшихся условиях британским дипломатам пришлось уступить.

В июле 1921 г. английское правительство  рекомендовало президенту США Гардингу взять на себя инициативу созыва конференции для обсуждения вопроса о морских вооружениях , а также дальневосточного и тихоокеанского вопросов. 10 июля госсекретарь США Юз выступил с официальным предложением созвать международную конференцию в Вашингтоне.

Конференция открылась 12 ноября 1921 г. в составе представителей США, Англии, Франции, Японии, Италии, Бельгии, Голландии, Португалии, Китая. Английские доминионы  и Индия имели самостоятельное  представительство на конференции. Официальная повестка дня включала следующие пункты: 1) ограничение морских вооружений; 2) урегулирование тихоокеанского и дальневосточного вопросов. Вопрос об англо-японском союзе не значился в повестке, тем не менее, он являлся одной из главных проблем конференции т.к. без его разрешения практически невозможно было прийти к соглашению по другим вопросам.

10 декабря 1921 г. американский  представитель сенатор Лодж огласил  проект договора 4-х держав  - США,  Великобритании, Франции и Японии  – о взаимной гарантии неприкосновенности островных владений на Тихом океане. Попытки Италии добиться участия в договоре были решительно отвергнуты, а сам проект был одобрен практически без обсуждения.

Соглашение 4-х держав было достигнуто в результате длительной закулисной борьбы. Переговоры об этом соглашении между делегациями начались еще 1 декабря 1921 г. и велись в обстановке секретности между главами американской, английской и японской делегаций. Английская сторона вначале настаивала на заключении трехстороннего соглашения между США, Англией и Японией в замен англо-японского морского союза. Английский проект предусматривал возможность для двух договаривающихся сторон входить в военные соглашения друг с другом с условием, что эти соглашения будут носить оборонительный характер. Однако эти попытки Англии сохранить в иной форме англо-японский союз встретили сопротивление со стороны США, которые настояли на приглашении Франции к участию в соглашении. Серьезные англо-французские разногласия по поводу раздела подмандатных территорий на Ближнем Востоке, а также в германском и др. вопросах, большие размеры государственного долга Франции Соединенным Штатам давали основание американским дипломатам считать, что, привлекая Францию к этому соглашению, они усилят свои позиции по отношению к Англии и Японии.

Договор 4-х держав, подписанный 13 декабря 1921 г., явился одним из важных документов Вашингтонской конференции. Он предусматривал совместные действия участвующих в  нем сторон по защите их прав и интересов  на Тихом океане. В договоре указывалось, что в случае, если права этих стран “подвергнутся опасности в силу наступательных действий какой-либо державы”, то договаривающиеся стороны “войдут во взаимный, полный и откровенный обмен мнениями для того, чтобы достигнуть соглашения о наиболее действенных мерах , долженствующих быть принятыми”. В договоре предусматривалось, что после обмена ратификационными грамотами англо-японский союз потеряет свою силу.

Вынужденный отказ Англии от договора с Японией явился крупным успехом  американской дипломатии, заложившим фундамент доминирования Соединенных Штатов в Тихоокеанском регионе .

Большое внимание конференция уделила  проблеме морских вооружений. Гонка  морских вооружений была связана, прежде всего, с положением на Дальнем Востоке. Именно здесь многие международные противоречия не были урегулированы, а некоторые из них (в основном японо-американские) достигли крайней остроты.

Американские предложения по данному  вопросу были внесены на первом заседании  конференции в речи Юза. Предложенный Соединенными Штатами уровень морских вооружений предусматривал установление общего принципа пропорционального соотношения тоннажа военно-морских сил крупнейших держав по важнейшим категориям судов и установление пропорциональных норм для вспомогательных боевых сил, стремясь т.о. привести соотношение сил главных морских держав в соответствие со своими интересами, закрепив его международным соглашением. Американское предложение было рассчитано на то, чтобы США, ограничивая на время гонку морских вооружений, могли добиться ликвидации преобладания английского линейного флота над американским. Кроме того, выдвигая такую программу, американская дипломатия учитывала антивоенные настроения мирового общественного мнения, пытаясь заработать на этом определенный  политический капитал. 

Делегатам Англии и Японии было трудно не согласиться с американской программой, к тому же Англия даже более, чем  США, была заинтересована в ограничении  морских вооружений. Англия имела  огромный флот, содержание которого требовало  больших затрат, обременительных для британской экономики. Японский делегат адмирал Като также в принципе был согласен с американскими предложениями.

Когда же конференция перешла к  обсуждению конкретных вопросов сокращения флотов, то обнаружились большие разногласия. Японцы настаивали на соотношении линейных флотов Англии, США и Японии в пропорции 10:10:7 вместо предложенных Юзом 10:10:6 и соглашались отказаться от своего требования только при условии, что США не будут строить военно-морские базы на Тихом океане. Американцы в свою очередь возражали против этого требования. Франция и Италия также оспаривали некоторые положения проекта.

Совместное давление США и Англии заставило французов согласиться  на предложенный размер военно-морского тоннажа. В то же время Франция  категорически отказалась пойти на сокращение сухопутных вооруженных сил, чего активно добивалась Англия. Настаивая на сокращении французских сухопутных вооружений, англичане добивались ослабления позиций Франции в Европе. Соединенные Штаты были заинтересованы в сокращении сухопутных вооруженных сил в международном масштабе т.к. стремились ослабить  японскую армию , хотя и не имели ничего против французской сухопутной армии, служившей в качестве своеобразного противовеса английскому влиянию в Европе.

В результате острых противоречий по вопросу об ограничении сухопутных вооружений этот вопрос был снят с обсуждения. Не было также достигнуто никакого соглашения по вопросу о регламентации подводного флота и военно-воздушных сил.

Что же касается морских вооружений, то в результате упорной борьбы 6 февраля 1922 г. между США, Британской империей, Японией, Францией и Италией было подписано соглашение об их сокращении. Соглашение устанавливало соотношение тоннажа линейных судов и авианосцев в следующей пропорции: 5:5:3:1,75:1,75 (США, Англия, Япония, Франция, Италия соответственно). Было также принято предложение США о запрещении постройки линкоров водоизмещение свыше 35 тыс.т. Соглашение, получившее в литературе название “соглашение 5-ти держав”, было заключено на срок до 31 декабря 1936 г.

Соглашение 5-ти держав ознаменовало собой официальное закрепление  согласия Англии на принцип паритета линейных флотов США и Англии, что  указывало на значительное изменение  в соотношении сил между крупнейшими  мировыми державами. Однако Великобритания продолжала сохранять преимущество в сфере контроля над важнейшими морскими коммуникациями благодаря мощному крейсерскому флоту, не подвергшемуся сокращению по условиям соглашения, несмотря на все усилия американских дипломатов.

Информация о работе Курс лекций по предмету "История международных отношений"