Курс лекций по предмету "История международных отношений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:26, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций, посвященных истории международных отношений XX века.

Вложенные файлы: 1 файл

imo3.doc

— 598.50 Кб (Скачать файл)

С целью укрепления международной  безопасности в Европе по инициативе французского руководства 2 октября 1924 г. в Женеве был подписан протокол “О мирном урегулировании конфликтов”, предусматривавший сохранение территориального статус кво, установленного Версальским договором и установление контроля Совета Лиги Наций над демилитаризованными зонами. В соответствии с протоколом французское правительство получало возможность рассчитывать на помощь Англии в случае конфликта между Германией и Францией, или ее союзниками - странами Малой Антанты.

Однако срок действия данного протокола оказался недолгим. Пришедшее к власти в Англии консервативное правительство Болдуина-Чемберлена в качестве одной из своих первоочередных внешнеполитических задач рассматривало отказ от выполнения Женевского протокола. Кабинет Болдуина, поддерживаемый правительствами британских доминионов, которые являлись противниками каких-либо обязательств Великобритании на европейском континенте, решительно выступил против ратификации протокола, подписанного лейбористским правительством Макдональда. Англия не хотела брать на себя защиту всех границ во французской системе союзов, а обеспечивать лишь безопасность тех границ, в сохранении которых она была заинтересована. 12 марта 1925 г. в Совете Лиги наций было сделано официальное заявление об отказе Великобритании от ратификации Женевского протокола.

Вместо этого британское руководство предполагало вовлечь  Германию в систему международных отношений в качестве полноправного ее члена с помощью заключения гарантийного пакта, обеспечивающего стабильность западной германской границы. В этом случае создавалась угроза восточноевропейским союзникам Франции, что в свою очередь не могло не повлечь за собой ослабление французских позиций  в Европе. Кроме того, заключение такого пакта, по мнению лидеров консервативной партии Англии, позволяло не допустить дальнейшего сближения Германии с СССР.

Переговоры о заключении гарантийного пакта официально начались 20 января 1925 г., однако фактически начало переговоров относится к декабрю 1924 г. С самого начала переговоров о гарантийном пакте западноевропейские державы считали вступление Германии в Лигу наций абсолютно необходимым условием заключения  какого бы то ни было пакта. Аналогичного мнения придерживались и правительственные круги США.

Германское правительство, со своей стороны, считало, что вхождение  в Лигу наций позволит Германии занять по настоящему равноправное положение  среди европейских держав, войдя в “западную систему обороны”.

Преследуя цель интегрироваться  в существующий мировой порядок  и одновременно сохранить отношения  с Советским Союзом, германские правящие круги решили добиться согласия Англии и Франции на прием Германии в Лигу Наций с определенными оговорками. Особенно это касалось вопросов о контроле  со стороны Лиги Наций за выполнением Германией условий Версальского договора и обязательств, вытекающих из статьи 16 Устава Лиги, которые могли обязать Германию участвовать в санкциях против СССР. В декабре 1924 года германское правительство направило Лиге Наций меморандум, в котором в категорической форме настаивало на признании нейтралитета  Германии в случае ее вступления в Лигу. Под руководством германского лидера Штреземана в правящих кругах этой страны началась также выработка теста меморандума о пакте безопасности. 20 января 1925 года этот меморандум был передан английскому послу и отправлен в Лондон. Согласно предложению германского правительства пакт гарантировал статус-кво  на Рейне, то есть безопасность границ Франции с Германией. Вопрос о “восточных границах” оставался между тем открытым.

Германское правительство  хотело как можно быстрее заручится  согласием Англии, перед тем как  обратиться с аналогичным меморандумом к Франции. Стремясь ускорить достижение договоренности с английским правительством, германские правящие круги выразили даже готовность предоставить английской стороне при распределении репарационных платежей определенные преимущества, в которых Франции было отказано.

Усилия германской дипломатии в основном увенчались успехом. Английское правительство заявило о том, что считает заключение гарантийного пакта с участием Германии единственно  возможным вариантом, способным  обеспечить стабильность в Европе. Англия соглашалась взять на себя гарантию только франко-германских границ. Однако, предлагая  Германии вступить в Лигу Наций и предоставить ей место в Совете Лиги, Великобритания настаивала на безоговорочном выполнении германским руководством своих обязательств по всем статьям Устава Лиги Наций, включая ст. 16.

Предполагаемый отказ Англии от гарантии восточных границ Германии вызвал сильное беспокойство в правящих кругах целого ряда стран (Польша, Италия, Чехословакия), которые активизировали свое воздействие на руководство великих держав, требуя, чтобы  гарантийный пакт содержал обязательство Германии не нарушать стабильность своих восточных границ и отказ германского правительства от попыток аншлюса Австрии.

Однако германское правительство  считало нецелесообразным открывать дискуссию по вопросу о расширении гарантийного пакта, которое оно считало абсолютно неприемлемым. Позиция же Германии по вопросу о границах с Польшей и Чехословакией, а также по австрийскому вопросу  была неизменной: германское руководство считало абсолютно исключенным участие в пакте, если тот не откроет перед Германией реальные перспективы ревизии версальских постановлений.

Английское и германское правительства, в свою очередь, также  стремилось  воздействовать на Францию, вынуждая ее согласиться с тем, что обязательства Англии в пакте не распространяются на восточные границы Германии.

При этом, германское правительство, учитывая неблагоприятную позицию  Франции по указанному вопросу, решило прибегнуть и к “русской карте”. Выступая в мае 1925 года в рейхстаге, Штреземан подчеркнул, что если не удастся договориться с французской стороной, германское правительство пойдет на новое сближение с Советским Союзом, который во взаимоотношениях Германии с Востоком все еще является “решающим фактором” и с которым  “нет трений ни в одной политической области”.

Тактика германского  правительства оказалась успешной. Активная переписка между Лондоном и Парижем привела, в конечном счете, к согласию французского правительства  с английским по основным вопросам, касающимся заключения  гарантийного пакта.  По мнению исследователей, решающую роль в согласии Франции сыграл, нажим финансовых кругов США. В мае 1925 года с призывом достичь “умиротворения” Европы выступил посол США в Англии А.Хаутон. Проектируемый гарантийный пакт получил одобрение со стороны президента США Кулиджа.

Конференция, на которой  был заключен гарантийный пакт, была созвана в Локарно (Швейцария) и  проходила с 5 по 16 октября 1925 года. Основными  вопросами при обсуждении проекта  соглашений стали, как и следовало ожидать, вопросы гарантии восточных границ Германии и о вступлении Германии в Лигу Наций.

Несмотря на острейшую  борьбу вокруг гарантий восточных границ Германии и активную апелляцию к  общественному мнению Франции и  Англии со стороны Чехословакии и особенно Польши, данный вопрос так и остался не решенным. Были подписаны лишь арбитражные договоры Германии с Польшей и Чехословакией, в которых шла речь об урегулировании юридических и политических споров, но не содержалось никаких обязательств в отношении гарантии неприкосновенности границ между этими государствами со стороны других держав. Эти договоры не были связаны с основным  документом конференции - Рейнским гарантийным пактом, по которому Англия и Италия гарантировали германо-французские и германо-бельгийские границы.

Отдельно были подписаны  гарантийные договоры Франции с  Польшей и Чехословакией, которые  вообще не входили в систему Локарнских соглашений. Согласно данным договорам  французское правительство могло  оказать помощь этим странам лишь с санкции Совета Лиги Наций, в котором ведущую роль играла Англия. Не было принято требование Франции о предоставлении ей безоговорочного права на ввод войск в демилитаризованную Рейнскую зону в случае германо-польской войны. Этот вопрос также должен был решаться Советом Лиги Наций.

Очевидный провал французского правительства на Локарнской конференции  в вопросе о гарантиях восточных  границ Германии был обусловлен единодушием  английской и германской сторон в  этом вопросе.

Как уже отмечалось, для германского правительства на конференции одним из наиболее важных был вопрос об условиях вступления Германии в Лигу Наций. Представители других западных держав настаивали на ее безоговорочном участии в Лиге. Однако для германского правительства было неприемлемым согласие на участие в санкциях Лиги, т.к. Германия не хотела быть вовлеченной в возможные конфликты (в том числе вооруженные) между соседними государствами, особенно в конфликт между Польшей и СССР, возможность которого в то время казалась вполне реальной. Кроме того, безоговорочное вступление  Германии в Лигу Наций могло осложнить советско-германские отношения, в развитии которых правящие круги этой страны были заинтересованы.  Вместе с тем, отказаться полностью от участия в санкциях Лиги также не представлялось возможным. В этих условиях германское руководство выступило с заявлением относительно того, что участие Германии в военных действиях, предусмотренных санкциями Лиги, может привести к революционному взрыву, и отказалось от выполнения условий соответствующих статей Устава Лиги Наций, несмотря на нажим со стороны Великобритании и Франции. Англия и Франция выступили решительно против такой позиции Германии. Тем не менее, германские представители смогли отстоять собственную точку зрения и не согласились принять на себя никаких определенных обязательств в том, что касается статьи 16 Устава Лиги Наций.

1 декабря 1925 года Локарнский  пакт был подписан. Заключение  Локарнского гарантийного пакта  явилось первым и одним из  наиболее значительных шагов  для Германии  на пути к ревизии Версальской системы. Сам по себе факт равноправного участия германских представителей с представителями держав-победительниц в политическом европейском пакте уже являлся знаменательным. Кроме того, подписание этого пакта закрепило наметившееся в процессе развития международных отношений определенное изменение расстановки сил в Западной Европе. Прежде всего, оно означало важный шаг на пути укрепления позиций Германии, вновь включенной в “европейский концерт” держав, в ущерб Франции, позиции которой оказались в значительной степени ослабленными. Это в конечном счете отвечало интересам Англии, поскольку подрывало господствующее положение Франции на континенте. Англия тем самым становилась не только главным гарантом, но и фактически главным арбитром в межгосударственных отношениях в Западной Европе. Создавшаяся же в районе восточных границ Германии напряженность не противоречила интересам английского правительства, поскольку способствовала ослаблению французского влияния в Европе.

 

 

7.2.2. Пакт Бриана-Келлога.

 

Ущемление интересов Французской  республики, произошедшее в результате заключения Локарнского гарантийного пакта, заставило руководство этой страны предпринять ряд мер, призванных компенсировать очевидный провал французской  дипломатии. С этой целью в апреле 1927 г. министр иностранных дел Франции А.Бриан обратился к государственному секретарю США Ф.Келлогу с предложением о заключении двустороннего франко-американского договора о вечной дружбе и объявлении войны вне закона. По мнению французских правящих кругов, такой договор мог заменить формальные гарантии безопасности Франции, данные Соединенными Штатами на Парижской мирной конференции, но потерявшие силу после отказа американского конгресса от ратификации мирного договора.

Соединенные Штаты, осуществившие крупные капиталовложения в европейскую экономику и, в связи с этим, заинтересованные в сохранении стабильности на европейском континенте, выразили свое согласие на заключение договора, однако высказались за максимальное расширение круга его участников. Обсуждение текста договора и согласование позиций потенциальных его участников продолжалось в течение достаточно длительного периода. Окончательный текст договора был подписан представителями 15 стран в августе 1928 г.  в Париже. Он включал в себя пункты об отказе от войны как инструмента государственной политики и о разрешении всех международных споров мирными средствами. Ратификация данного пакта и вступление его в силу произошло в июле 1929 г.

Заключение  договора, известного как пакт Бриана-Келлога, сыграло позитивную роль, поскольку осуждение агрессивной политики и отказ от применения силы в международных отношениях были зафиксированы в качестве важнейших принципов международного права. Необходимо отметить еще одно положительное значение пакта Бриана-Келлога для обеспечения стабильности на международной арене - включение в систему европейской безопасности СССР, который также выразил готовность подписать данный документ. Вместе с тем пакт носил достаточно формальный характер, апеллируя в основном к мировому общественному мнению и не устраняя глубоких противоречий, существовавших между ведущими мировыми державами на международной арене.

Именно отсутствие действенных  инструментов поддержания сложившегося и вполне устраивавшего французов status quo побудило Францию искать возможности для получения дополнительных гарантий своей безопасности. С этой целью 5 сентября 1929 года на 10-й Ассамблеи Лиги Наций А.Бриан представил проект создания подобия европейской федерации, т.н. “пан-Европы”. Поскольку Франция рассматривалась в качестве инициатора идеи интеграции и локомотива интеграционных процессов, официальный Париж стремился таким образом укрепить экономические и политические позиции Франции в Европе. Причем в ходе дискуссий по проекту европейского союза планировалось сгруппировать вокруг Франции не только восточноевропейских союзников, но и так называемые “нейтральные” государства - Испанию, Швецию, Норвегию, Данию, а также балканские государства, находящиеся  вне сферы французского влияния. Предложенный А.Брианом план был объективно направлен на ослабление влияния Британии, а также против усиления позиций США в Европе. Кроме того, план создания “пан-Европы” мог помешать наметившемуся сближению Англии с Соединенными Штатами Америки.

В мае 1930 года французское правительство разослало европейским государствам - членам Лиги Наций “Меморандум об организации режима федеративного европейского союза”. Однако, острые противоречия между предполагаемыми участниками пакта “пан-Европы” привели к провалу этой идеи. Ни Англия, ни Германия, ни Италия не хотели допустить усиления влияния Франции на континенте. Когда в сентябре 1930 года на сессии Лиги Наций в Женеве вновь собрались представители европейских государств, оппозиция многих стран была столь велика, что в резолюции этого совещания даже не было упоминания о “европейском союзе”.

Необходимо отметить, что, по мнению целого ряда исследователей, обострение отношений между европейскими государствами, помешавшее реализации идеи европейского союза, было вызвано экономическим кризисом, разразившимся в 1929 г. Кризисные явления в экономике развитых стран, падение уровня жизни и нарастание социальной напряженности способствовали тому, что внимание, как политической элиты, так и общественного мнения большинства стран было отвлечено от проблем европейской безопасности и вопросов, связанных с созданием долговременных союзов и формированием федеративных образований в Европе.  Сложившаяся на рубеже 20-х – 30-х гг. ситуация сделала крайне затруднительным поиск эффективных путей обеспечения международной безопасности в рамках существующей системы международных отношений.

Информация о работе Курс лекций по предмету "История международных отношений"