Казахско-турецкие взаимоотношений в 60-90-е гг. XX столетия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной диссертационной работы является комплексное и всестороннее изучение казахстанско-турецких взаимоотношений в 60-90-е гг. XX столетия. В этой связи нами были выдвинуты следующие задачи:
выявить основные факторы, оказавшие влияние на становление и развитие казахстанско-турецких взаимоотношений;
- определить характерные черты и динамику процессов взаимодействия и взаимовлияния социально-политических и культурно-духовных идей двух народов;
- дать характеристику и определить роль и место казахской и турецкой диаспор в развитии казахстанско-турецких отношений в современный период;
- определить роль и место Турецкой Республики в системе внешнеполитических координат Казахстана;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНСКО-ТУРЕЦКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 13

1.1 Казахстан и Турция: причины стратегического партнерства 13
1.2 Исторические истоки казахстанско-турецких
отношений 23
Казахская и турецкая диаспоры, как важный фактор развития
отношений между Казахстаном и Турцией 36

2 ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КАЗАХСТАНА И ТУРЦИИ 49

2.1 Становление и развитие казахстанско-турецких
политических отношений 49
2.2 Основные направления развития торгово-экономических отношений Казахстана и Турции 60
2.3 Сотрудничество Казахстана и Турции в инвестиционной сфере 69

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КАЗАХСТАНА И ТУРЦИИ В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ 87 3.1 Динамика развития казахстанско-турецких культурных
связей 87
Углубление двустороннего гуманитарного сотрудничества
в рамках международных организаций и проектов 105

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 123

Вложенные файлы: 1 файл

Каз-турец отн..doc

— 799.00 Кб (Скачать файл)

Казахское прикладное искусство, которым раньше занимались только представители пожилого поколения,  вызвало новый интерес. Девушки учились шить казахские наряды и вышивать техникой тамбурного шва. Казахские кошмы, текеметы и другие предметы прикладного искусства пользовались большим спросом при составлении приданого.

Происходило и языковое возрождение. Многие молодые казахи стали заниматься изучением казахского языка, читать и писать арабской вязью. Все больше казахов учились читать и писать на казахском языке кириллицей. Этому способствовала регулярная поставка книг из Казахстана.

Заинтересованность молодежи в своем прошлом имела связь с ее участием в деятельности политических пантюркистских организаций. Этим группам, борющимся  против  коммунизма  и  выступающим  в  поддержку "подвергающегося угнетению" народа в Средней Азии, очень легко удавалось влиять на молодежь. В течение 70-х годов несколько молодых казахов уже искало политическое убежище в Европе, так как они были членами таких организаций. Растущее политические насилие, вызванное поляризацией левых и правых группировок, беспокоило многих казахов в Турции.

Однако, отличительной чертой казахского этноса является его толерантность. Поэтому движение против процесса аккультурации никогда не выливалось в этнополитическое движение с политическими амбициями меньшинства. Казахи никогда не сомневались в своей лояльности к турецкому государству. Конечно, существует противоречие в том, что значит быть турком в национальном смысле и принять казахскую идентичность, но казахи, следуют под влиянием пантюркистских идей, которые делали акцент на том, что все они являются членами единой большой тюркской семьи. Как в Турции, так и вне ее, казахи всегда выражали свою лояльность к Турции.

Казахские старейшины обратили внимание на то, что казахская молодежь была сильно отуречена, казахские традиции и обряды больше были распространены в среде старшего поколения. Условия, в которых жили казахи в пригородах Стамбула, в большинстве своем не отвечали санитарным нормам. Поэтому возникла идея построить «Казахкент» (Казахский город) как напоминание людям об их этнических истоках. В Турции в декабре 1986 г. было организовано культурно-просветительское общество турецких казахов «Вакиф» как резонанс на декабрьские события в Алма-Ате. Казахские аксакалы специально ездили в Анкару для получения разрешения открыть данное общество. Учредителями его стали 10 человек и первым председателем был избран Токтоубай Топлу. В марте 1988 г. начал выходить «Бюллетень общества турецких казахов «Вакиф», на первой странице которого был помещен текст партии «Алаш» на казахском языке, написанный латинским алфавитом. В свет вышло всего два номера «Бюллетеня». В них помещались материалы по этнографии и истории казахского народа, новости о жизни казахских общин в Турции и странах Западной Европы,   публиковались   интервью   с   видными   деятелями   или предпринимателями из среды казахской диаспоры. Кроме выпуска двух номеров «Бюллетеня», одним из первых достижений общества турецких казахов «Вакиф» явилась организация 16 июля 1990 г. приезда фольклорной группы в составе 28 артистов из Казахстана, концерты которых были проведены в Стамбуле и Анкаре. Таким образом, уже в советский период между Казахстаном и казахской диаспорой в Турции начинают устанавливаться определенные контакты. Хотя они не отличались разнообразием и многочисленностью, но все же послужили своего рода преддверием полноценных отношений, которые стали устанавливаться со времени создания независимой Республики Казахстан. Главное в этих контактах состояло в укреплении взаимного интереса. Если казахи в Турции стремились к большему познанию своих корней происхождения и культуры, то Казахстан был более заинтересован в установлении экономических отношений, поддержке представителей своего этноса за рубежом. Начиная с 1991 года, между казахами Турции и Республики Казахстан развиваются и укрепляются тесные многогранные связи. Свидетельством налаживания тесных отношений между ними стало проведение в Турции в марте 1997 года Малого курултая казахов. На курултае присутствовали известные деятели культуры и науки из Казахстана. Среди них можно назвать  писателя К.Мухамеджанова, академика, директора Института истории и этнологии Академии наук М.К.Козыбаева, Председателя Комитета по языковой политики  С.Ш.Оразалинова.   Этот     форум  был  проведен  при непосредственном участии Всемирной Ассоциации казахов, делегацию которой возглавлял ее первый заместитель писатель К.Найманбаев /78/. О важном значении этого события в общественной и политической жизни Турции свидетельствует тот факт, что в работе курултая казахов приняла участие министр иностранных дел Турции госпожа Тансу Чиллер. Она посетила офис общества «Вакиф», а затем выступила на митинге с речью о том, что для Турции важную роль играют взаимоотношения с Казахстаном. Также она рассказала о том, что казахи в Турции стали составной частью общества и активно участвуют в создании процветающей экономики. В целом, выступавшие на курултае деятели говорили о том, что казахская диаспора помогает в укреплении дружественных отношений между Казахстаном и Турцией, активно участвует в культурном обмене и взаимодействии.

Итак, вышеизложенное позволяет прийти к вполне определенным выводам.

Во-первых, в Казахстане проживает довольно значительная турецкая диаспора численностью 150 тысяч человек, сохраняющая и развивающая национальные традиции и четко идентифицирующая себя со своей исторической родиной - Турцией.

Во-вторых, в Турции также проживает казахская диаспора, по численности превышающая многие казахские общины в других странах..

В-третьих, за годы проживания в Турции казахская диаспора смогла приспособиться к новой среде и стать довольно мобильной и экономически процветающей частью турецкого общества.

В-четвертых, казахи в Турции не утратили национального самосознания и идентификации, несмотря на толерантность к турецкому обществу.

В-пятых, после образования независимого государства Республики Казахстан у казахской диаспоры в Турции усилился,   и прежде очень большой, интерес к культуре и искусству исторической родины.

Таким образом, существование казахской и турецкой диаспор на территории обоих государств является фактором, укрепляющим дружественные отношения между Казахстаном и Турцией, способствующим развитию процессов взаимодействия и взаимовлияния.

Проблемам состояния,  динамики и перспектив развития казахстанско-турецких  политических,  экономических  и  культурных отношений посвящена следующая глава.

 

  1. ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КАЗАХСТАНА И ТУРЦИИ В 60-90-е гг.
    1. Становление и развитие казахстанско-турецких

политических отношений

Историю казахстанско-турецких отношений в советский период можно рассматривать только формально в рамках советско-турецких отношений. Однако, и в советский период отношения между СССР и Турции развивались весьма неоднозначно и были достаточно сложными и противоречивыми.

Условно историю советско-турецких отношений можно разделить на четыре основных этапа:

1. От установления связей между двумя странами до второй половины 30-х гг. (конец 1935 - начало 1936 года), который характеризуется становлением и развитием дружественных отношений.

2.0т второй половины 30-х гг. до  принятия Турции в НАТО (1951 г.), когда произошло ухудшение отношений между двумя странами.

3. От 1951 г. до начала 60-х гг. - в этот период продолжала сохраняться напряженность.

4. От начала 60-х гг. до начала 90-х гг., когда наступил переход от напряженности между Советским Союзом и Турцией к улучшению и развитию отношений между ними /79/.

На первом этапе - становления и развития дружественных отношений -определяющую роль сыграло осуществление Советской Россией новых принципов, введенных ею в международные отношения. Так, советское правительство отказалось от заключенных царским правительством тайных договоров о разделе Турции, от всех неравноправных договоров, прав и привилегий. Для Турции весьма ценной была большая моральная и материальная помощь, в том числе и вооружением, оказанная ей в борьбе за независимость. Для Советской России дружественные отношения с Турцией были важны как фактор, препятствующий использованию ее державами Антанты в антисоветских целях.

Советское правительство длительное  время  было первым и единственным, признавшим границы Турции в рамках Национального обета.

Дружеские отношения между двумя странами были закреплены советско-турецким договором о дружбе и братстве от 16 марта 1921 года. В турецкой исторической науке этот договор расценивается как имеющая огромное значение для страны дипломатическая победа Ататюрка.

Советско-турецкое сближение было обоюдовыгодным, необходимым для обеих сторон. Следует подчеркнуть, что такое развитие отношений было объективно закономерным, неизбежным в условиях, когда Россия и Турция находились в тяжелом положении, когда обе страны должны были выстоять и против вооруженной интервенции и против экономической блокады. Анкара нуждалась в поддержке. Для Москвы было необходимо не допустить включения Турции в антисоветский санитарный кордон.

Исходя из вышеуказанных соображений в 1925 году между Советским Союзом и Турцией был подписан договор о дружбе и нейтралитете. Для СССР этот договор был необходим как важный элемент в борьбе за обеспечение мира и безопасности советских границ. Значение   его для Турции  диктовалось  необходимостью  закрепления  международного положения, особенно ввиду Мосульского конфликта. В 1929 г. в Анкаре был подписан протокол о продлении договора о дружбе и нейтралитете 1925 г. В дальнейшем советско-турецкий договор был продлен в 1931 и 1935 гг.

К сожалению, Казахстан в этот время совершенно не участвовал в системе советско-турецких отношений. В Казахстане тогда  проводились кардинальные изменения в политической, экономической и гуманитарной сферах. В ходе социалистической модернизации происходило развитие культурных  процессов,  связанных  с  ликвидацией  неграмотности, становлением системы  образования и  культуры, начинались первые научные исследования, а также шла активная борьба с религиозным влиянием. Советская идеология, поэтому не могла допустить, чтобы в казахстанское общество проникали идеи и направления, противоречащие принципам и установкам большевизма.

Федеральный статус Казахской автономной республики был ограничен лишь номинальными полномочиями без права выхода за рубеж и установления самостоятельных дипломатических отношений. Не изменилась ситуация и после приобретения республикой статуса союзной.

На втором этапе (начиная с середины 30-х годов) в советско-турецких отношениях появились симптомы явного охлаждения. Во многом они были

связаны с общим разочарованием обеих стран. Так, руководству СССР не нравилось то, что Турция не спешит следовать социалистическим образцам и ее курс приобретает явную ориентированность на США и Великобританию. Однако, и Турция была разочарована политикой изоляционизма Советского Союза, а также своего рода двойным стандартом по отношению к национальным республикам и дружественным странам Азии. В то же время национальные экономические и политические интересы объективно требовали от Турции установления и развития широких многосторонних связей с развитыми западными странами. В 1926-1928 гг. наметилось сближение Турции с западноевропейскими государствами. После ликвидации в 1926 г. Мосульского конфликта, между Турцией и Англией установились дипломатические отношения и стали расширяться торговые и экономические связи. В 1926 г. наступило также улучшение франко-турецких отношений. В 1927 г. возобновились дипломатические отношения между США и Турцией. В 1928 г.  был заключен итало-турецкий договор о нейтралитете, примирительной процедуре и решении спорных вопросов третейским судом. Нормализация отношений с Италией и Англией способствовала устранению неприязни между Турцией и Грецией. Расширялись связи Турции с государствами Балканского полуострова, укрепились ее дружественные отношения с Афганистаном и Ираном. Таким образом, Турция хотела влиться в систему мировых отношений, не связывая себя с курсом советского государства.

В 1932 г. Турция вступила в Лигу Наций, что ускорило втягивание ее в орбиту англо-французской внешней политики.

В конце сентября 1939 г. в Москву прибыл для переговоров министр иностранных дел Турции Шюкрю Сараджоглу. Он предложил заключить между Советским Союзом и Турцией договор о взаимопомощи, который связал бы СССР через Турцию с Англией и Францией, находившимися в состоянии войны с Германией. Советское правительство отклонило это предложение и   выдвинуло встречный проект, который предусматривал заключение с Турцией двустороннего пакта о взаимопомощи, ограниченного районом Черного моря и проливов, с тем, чтобы предотвратить использование черноморских проливов воюющими державами.

В свою очередь, турецкое правительство не согласилось на заключение двустороннего пакта. 19 октября 1939 г., через день после отъезда Сараджоглу из Москвы, Турция подписала договор о взаимопомощи с Англией и Францией /80/. По этому договору она обязалась в случае акта агрессии, совершенного европейской державой в зоне Средиземного моря, эффективно сотрудничать с Англией и Францией и оказывать им всяческую помощь и содействие.

В обстановке, когда мир жил предположениями о приближении нападения гитлеровцев на СССР, заключение 18 июня 1941 г. турецко-германского договора о дружбе и ненападении совсем не свидетельствовало о дружественных намерениях Турции по отношению к Советскому Союзу. Именно так, расценило позицию Турции советское правительство, игнорируя тот факт, что само заключило Пакт о ненападении с Германией.

В то же время правительство Турции не стало вмешиваться в военные действия, несмотря на активное подталкивание со стороны Германии, Турция объявила о своем нейтралитете.

Послевоенный период был отмечен обострением советско-турецких отношений.   Денонсация Советским Союзом Договора о дружбе и нейтралитете 1925 г. как результат политики Турции во время войны, выдвинутые для обсуждения с целью заключения нового договора советские предложения о мерах, направленных на укрепление южной границы, на устранение угрозы безопасности СССР со стороны черноморских проливов. Турция вступила в блок с Англией и США. В 1947 г. было заключено американо-турецкое соглашение, положившее начало военно-политическому сотрудничеству двух стран. Логическим завершением этой политики стало принятие Турции в НАТО в 1951 г., а также ее участие и в ряде других мероприятий западных стран, имевших наряду с другими целями, в первую очередь, антисоветскую направленность и явившихся началом «холодной войны» /81/.

На третьем этапе - после принятия Турции в НАТО - напряженность между двумя странами сохранялась до 60-х годов, хотя со стороны СССР и делались попытки нормализации отношений между двумя странами.

Турция продолжала политику самого активного участия в мероприятиях США и других западных государств. В частности, Турция была одним из активных инициаторов по осуществлению различных проектов создания военно-политического союза на Среднем Востоке вдоль границ Советского Союза, которые завершились образованием в 1955 г. Багдадского пакта (с 1958 г. - блок СЕНТО) /82/.

       40-е и 50-е годы  явились годами известного застоя и явного охлаждения  в развитии советско-турецких отношений. Адекватные меры по сворачиванию советско-турецких отношений  во всех сферах предпринимались обеими сторонами. В определенной мере подобная политика диктовалась усилением турецкой ориентации на западные образцы и стандарты и в первую очередь на США.

В этот отрезок времени практически все отношения между двумя странами были полностью заморожены.

Для четвертого этапа - перехода к развитию отношений между Турцией и СССР - характерно определенное понимание турецким правительством негативного влияния односторонней внешнеполитической ориентации на международные позиции и экономику страны. В то же время потепление отношений между двумя странами было вызвано и внутренними причинами в СССР, связанными с хрущевской оттепелью и прекращением политики международной изоляции советского государства.

Информация о работе Казахско-турецкие взаимоотношений в 60-90-е гг. XX столетия