Казахско-турецкие взаимоотношений в 60-90-е гг. XX столетия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной диссертационной работы является комплексное и всестороннее изучение казахстанско-турецких взаимоотношений в 60-90-е гг. XX столетия. В этой связи нами были выдвинуты следующие задачи:
выявить основные факторы, оказавшие влияние на становление и развитие казахстанско-турецких взаимоотношений;
- определить характерные черты и динамику процессов взаимодействия и взаимовлияния социально-политических и культурно-духовных идей двух народов;
- дать характеристику и определить роль и место казахской и турецкой диаспор в развитии казахстанско-турецких отношений в современный период;
- определить роль и место Турецкой Республики в системе внешнеполитических координат Казахстана;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНСКО-ТУРЕЦКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 13

1.1 Казахстан и Турция: причины стратегического партнерства 13
1.2 Исторические истоки казахстанско-турецких
отношений 23
Казахская и турецкая диаспоры, как важный фактор развития
отношений между Казахстаном и Турцией 36

2 ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КАЗАХСТАНА И ТУРЦИИ 49

2.1 Становление и развитие казахстанско-турецких
политических отношений 49
2.2 Основные направления развития торгово-экономических отношений Казахстана и Турции 60
2.3 Сотрудничество Казахстана и Турции в инвестиционной сфере 69

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КАЗАХСТАНА И ТУРЦИИ В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ 87 3.1 Динамика развития казахстанско-турецких культурных
связей 87
Углубление двустороннего гуманитарного сотрудничества
в рамках международных организаций и проектов 105

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 123

Вложенные файлы: 1 файл

Каз-турец отн..doc

— 799.00 Кб (Скачать файл)

Несоответствие  между выбранной внешнеэкономической стратегией на открытую экономику и действующей внешнеторговой политикой в Казахстане, на наш взгляд, привело к тому, что международный обмен стал играть роль только источника «твердой» валюты, насыщения внутреннего рынка товарами, выхода экономики из кризиса и поддержания жизненного уровня населения.

При этом должна осуществляться адекватная корректировка текущей внешнеторговой политики. Однако, на деле этого не происходит.

Товарная структура экспорта продолжает носить ярко выраженную сырьевую направленность. Не требует особых доказательств, что за годы суверенного развития  сложилась устойчивая тенденция к повышению удельного веса сырья и полуфабрикатов. В экспорте с 1993 г. доля сырья, полуфабрикатов и продовольствия выросла с 62,7 % до 80,0 % в 1996 г. За 11 месяцев 1998 г. она составила 83 %.

Расширение внешнеторгового оборота происходило в основном за счет традиционных экспортоориентированных отраслей (нефтегазодобывающая отрасль, металлургия, сельское хозяйство). Удельный вес этих секторов превысил уже 90 % от общего объема вывоза.

Отметим, что сравнительные преимущества Казахстана  в области природных ресурсов носят в основном  статический характер. При этом эти преимущества не переносятся на другие секторы национальной экономики, в первую очередь связанные с экспортоориентированными отраслями. Страна завозит практически около 70 % необходимых материальных компонентов для организации производства в нефтедобыче, горном деле из-за рубежа.

Внешняя торговля Казахстана  продолжает оставаться торгово-посреднической, в результате чего воздействие внешнеэкономических связей на национальную экономику носит отрицательный характер.

Основными направлениями внешнеторговой политики остаются меры по приближению законодательно-нормативной базы Казахстана к правилам и принципам международной торговли.

В 1-ом квартале 1997 г. общий объем внешнеторгового оборота составил 2,5 млрд. долларов США, в том   числе соответственно экспорт – 1.2 млрд. долларов (108,1 %), импорт – 1.3 млрд. долларов (111,7 %). /95/.

Современную Турцию можно отнести к типу индустриально-аграрной страны со средним уровнем развития производительных сил. Наиболее динамично ее экономика стала развиваться с начала 80-х годов, когда к власти в стране пришла партия Отечества, возглавляемая в тот период Т.Озалом. Новое правительство, представлявшее интересы крупного промышленного и банковского капитала, взяло курс на индустриализацию страны, развитие высокотехнологичных отраслей производства и социальной сферы. Благодаря политике нового руководства к концу 80-х годов удалось вывести экономику страны из кризиса, придать ей динамизм, экспортоориентированную направленность в крупных отраслях промышленности, банковском деле, сфере услуг. В результате реально увеличились доходы населения, и был обеспечен переход к конвертируемости турецкой лиры. Таким образом, в 80-х годах Турции удалось совершить переход на новый уровень социально-экономического развития. Благодаря этому существенно изменилась структура экономики Турции, если в 1980 г. индустрия занимала в ней 36 %, то к 1994 г. ее доля увеличилась до 43, 5 %. Соответственно  доля сельскохозяйственного сектора уменьшилась с 26,4 % до 15, 4% /96/.

Дальнейшее развитие Турции в соответствии с седьмым пятилетним планом на 1996-2000 гг. предусматривало ежегодный рост ВНП в размере 5-5,7 %. Также планировалось   дальнейшее изменение структуры экономики, в которой теперь должна преобладать сфера услуг, доля которой должна возрасти до 59 %.  Такие планы свидетельствуют о намерении Турции стать постиндустриальной страной с высоким уровнем    развития сферы нематериального производства.

Достижение этих целей связано с большими сложностями,   поскольку экономика страны находится в затруднительной ситуации. Прежнему правительству не удалось добиться реализации выдвинутого пакета экономических мер, а именно, снижения уровня инфляции, бездефицитности государственного бюджета, улучшения сальдо платежного баланса. Внутриполитическая нестабильность, связанная с ростом сепаратистских тенденция курдского населения и растущий внешний долг также отрицательно сказались на экономической ситуации.

Сегодняшняя Турция – индустриально-аграрная страна, добившаяся в результате реализации экономических реформ 80-х гг., значительных успехов. В 1983-93 гг. среднегодовые   темпы экономического роста составляли порядка 6 %. В 1994 г. имел место спад в экономике (объем произведенного ВВП по сравнению с 1993 г. сократился на 4 %, падение производства в отдельных отраслях составило до 40 %, уровень инфляции вырос до 150 %), однако правительству Турции удалось избежать крупного кризиса.

 Глобальный кризис 1997-98 гг. во всех  его формах Турция ощутила лишь в начале 1998 г. Наиболее четко последствия «азиатско-российского экономического гриппа» проявились в виде резкого на 60 % падения средней стоимости акций на Стамбульской бирже. Международные экономические неурядицы  ударили по внешней торговле страны, туризму, текстильной, продовольственной отраслям – в большей или меньшей степени связанным с российским рынком.

Темпы роста ВНП (превышает 200 млрд. долл  – 23 место в мире) снизились в 1998 г. до 4,5 % (в 1997 г. – 8,3 %), национальный доход на душу населения возрос до 3224 долл. (48 место в мире). В 1998 г. удалось несколько сбить волну инфляции (58 % по оптовым и 72 % по розничным ценам). /97/.

Несмотря на приоритетную роль частного сектора, важное место в экономике страны продолжают занимать государственные организации. Из бюджета финансируются крупные инфраструктурные проекты.  В промышленности наряду с традиционными отраслями (пищевая, текстильная, горнодобывающая) заметное развитие получили черная и цветная металлургия, химическая, энергетическая, а также машиностроение. Важную роль продолжает играть животноводство. Турция в основном обеспечивает  собственные потребности в продовольственной продукции и даже экспортирует ее излишки.

Внешнеторговый оборот  в 1998 г. составил 77 млрд. долл. (экспорт – 27,5, импорт – 49,5 млрд. долл.). Импортируются нефть и нефтепродукты, природный газ, товары инвестиционного назначения. Основными торговыми партнерами являются страны ЕС и ЕАСТ, а также Россия, США, КСА. С 1 января 1996 г. начал функционировать таможенный союз Турции и ЕС.

Доходы от иностранного туризма в 1998 г. приблизились к 8 млрд. долл., а число  посетивших страну интуристов составило  9,7 млн. чел.

Давая оценки экономического положения страны, официальные власти Турции неизменно выделяют    «казахстанский фактор», как один из наиболее важных. Так, дефицит текущих платежей, без «поступлений от казахстанских челноков», в 1998 г. достиг рекордной цифры в 5,2 млрд. долл., а с учетом того, что оставляют  эти своеобразные «казахстанские туристы», указанный дефицит превращается в положительное сальдо платежного баланса.

В то же время накопления прошлых лет, особенно в виде притока наличной валюты из Казахстана от челноков – в отдельные годы они достигали 10-13 млрд. долл. (+ 30 % коэффициента за наличность), а также оплата за строительные подряды, послужили в качестве своего рода смягчающего удар буферного запаса, как признают и сами турки.

Однако, специалисты указывают при этом, что сами турецкие предприниматели и представляющее их интересы правительство в немалой степени просчитались, делая упор на одностороннюю выкачку средств из Казахстана, вынужденном оплачивать свой импорт из Турции и выполнение подрядных строительных работ в иностранной валюте. При этом,  турецкая сторона  забыла о «золотом правиле» - если из страны-партнера вывозятся значительные валютные суммы в плату за импорт и иные услуги, то страна-экспортер должна в собственных интересах восполнять минимум 25 % этой утечки валюты  в виде инвестиций  в эту страну  (в этом конкретном случае  в Республику Казахстан) с тем, чтобы сохранять устойчивость поступления из нее платежей за товары и услуги из Турции.

Казахстанская же сторона заинтересована в том, чтобы предложить турецкой отказаться от активной поддержки челночных потоков товаров в ее направлении. Необходимо перейти на крупнооптовые поставки турецких изделий в Казахстан  на базы и склады в основных центрах страны. В результате можно было бы сократить число вынужденных казахстанских «туристов», оставляющих в Турции крупные суммы иностранной валюты. Наряду с этим удалось бы поднять качество поставляемых из Турции в Казахстан товаров и снизить цены на них на казахстанском рынке.

Вероятно, также потребуются и схемы гарантирования  инвестиций турецких компаний в Республику Казахстан. Основная цель – развитие производства в РК с учетом турецких интересов в случае получения инвестиций.  Явно назрела необходимость в специальной поддержке научно-технологических связей, в том числе на базе открытых конверсионных разработок.

Во время визита Н.Назарбаева в Турцию в 1998 г. президенты сошлись во мнении, что нынешний товарооборот  между двумя странами  (порядка 300 млн. долл.) явно не отвечает настоящим возможностям их экономики.

Экономические отношения   с Турцией имеют важное значение для Казахстана. Молодой республике предоставляется возможность использовать опыт и потенциал Турции в модернизации и внедрении новых технологий в деятельность казахстанских предприятий тяжелого машиностроения, нефтехимии, коммуникаций, легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства, обеспечить участие среднего и крупного турецкого капитала в инвестирование казахстанских проектов. Иначе говоря, экономические отношения Казахстана и Турции должны выстраиваться как сотрудничество стран с взаимодополняющими экономиками, что диктуется мировыми процессами глобализации.

Правительство Турции в вопросах экономического развития придерживается позиции приоритета международных экономических отношений не только со странами,  но и различными международными  и региональными экономическими структурами для углубления интеграционных процессов, проводимых с целью оптимизации внешней торговли, привлечения иностранных инвестиций. В этом плане наибольший интерес для Турции представляют такие межрегиональные экономические и финансовые блоки, как Организация экономического сотрудничества, Международный банк реконструкции и развития, Исламский банк развития. Особый интерес Турции заключается во вступлении в Европейский Союз, что, по мнению руководства страны, позволит усилить межрегиональную интеграцию экономики. В 1996 году Турция вступила в Таможенный союз с ЕС с целью ускорения получения равноправного членства в этой организации.

В этом вопросе Турции активно помогают США, которые видят в ней важнейшего стратегического союзника в регионе. Стремления Турции получили также поддержку представителей крупного японского и южнокорейского капитала, которые   активизировали инвестиционную деятельность с тем, чтобы в дальнейшем проложить своим товаром беспошлинный путь на европейские рынки.

Не менее важных экономических партнеров Турция видит в странах СНГ, товарооборот с которыми ежегодно увеличивается. Однако, в торгово-экономических отношениях со странами СНГ очевидна сырьевая направленность импорта, состоящего в основном из нефти, газа, угля, шкур крупного рогатого скота и т.п. Практически он не отличается от приведенного перечня и структура импорта Турции из Казахстана.

Двусторонние торгово-экономические отношения наших стран развиваются в целом поступательно и имеют устойчивую тенденцию к расширению. Согласно статистическим данным, за 10 месяцев 1996 г. объем товарооборота составил 152,7 млн. долларов, в т.ч. экспорт Казахстана - 41,6 млн. долларов, импорт - 111,1 млн. долларов. Только за первое полугодие 1997 года объем товарооборота составил 119, II млн. долларов, экспорт - 42, 5, а импорт - 76,61 млн. долларов /98/. По итогам 1998 года объем казахстанского экспорта в Турцию составил 180 млн. долларов, тогда как в 1997 г. он составлял 105,7 млн. долларов. Если сопоставить условные данные товарооборота, экспорта и импорта в объеме за один месяц, то явно видна отчетливая тенденция к увеличению товарооборота между двумя странами.

Турция в настоящий период является основным поставщиком продукции на казахстанский рынок из стран Азии, ее доля составляет 3, 2 % в общем объеме импорта. Из Турции вывозится до 4 % всех импортных продовольственных и химических товаров /99/.  Казахстан сегодня занимает 29-е место по объему торговли среди экспортеров и 25-е среди импортеров Турции. Импорт из Турции в Казахстан в 1998 году по сравнению с 1997 г. вырос на 16,6 млн. долларов и достиг 135 млн. долларов. По объему товарооборота с Турцией Казахстан занимает 3-е место среди стран СНГ после России и Украины /100/.

Структура казахстанского экспорта в Турцию за последние годы не претерпела каких-либо серьезных изменений и имеет ярко выраженный сырьевой характер. Основными товарами экспорта являются катодная медь и катоды, цинк в слитках, прокат черных металлов, удобрения, шкуры животных, шерсть и др. В Турции закупались товары народного потребления, продовольственные товары, лекарства, автомобили и автобусы, машины и оборудование, автоматические телефонные станции, моющие средства и др.

К середине 1995 г.  Казахстан и Турцию связывало 17 авиарейсов, включая чартерные, 500 грузовых автомобилей осуществляли регулярную перевозку грузов /101/. Во время пребывания в Казахстане турецкий Премьер-министр Месут Йылмаз в своем выступлении подчеркнул, что турецкое правительство придает большое  значение  развитию  торгово-экономических  отношений  с государствами Средней Азии и особенно с Казахстаном, поскольку признает его особый статус среди государств этого региона. Турецкие бизнесмены внесли большой вклад в развитие казахстанско-турецких торгово-экономических взаимоотношений.

Большие надежды возлагаются на Программу развития торгово-экономических отношений между РК и ТР на 1998-2007 гг. /102/. Эту Программу предложил разработать Президент РК Н.Назарбаев в целях преодоления накопившихся проблем, увеличения объема внешней торговли и расширения экономического сотрудничества. Основной целью программы является увеличение объема внешней торговли до 1 млрд. долларов.

Таким образом,  можно говорить о том, что происходит динамизация торгово-экономических отношений между Казахстаном и Турцией. За небольшой по времени исторический период  уровень  экономического сотрудничества двух стран  существенно повысился и на современный момент  оно представляет серьезный позитивный фактор   для обеих сторон. Определенные издержки и недостатки в развитии казахстанско-турецких торгово-экономических отношений  связаны в большей степени  с определенными реалиями и потенциалом экономик двух стран.

2.3 Сотрудничество Казахстана  и Турции в инвестиционной  сфере

Информация о работе Казахско-турецкие взаимоотношений в 60-90-е гг. XX столетия