Казахско-турецкие взаимоотношений в 60-90-е гг. XX столетия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной диссертационной работы является комплексное и всестороннее изучение казахстанско-турецких взаимоотношений в 60-90-е гг. XX столетия. В этой связи нами были выдвинуты следующие задачи:
выявить основные факторы, оказавшие влияние на становление и развитие казахстанско-турецких взаимоотношений;
- определить характерные черты и динамику процессов взаимодействия и взаимовлияния социально-политических и культурно-духовных идей двух народов;
- дать характеристику и определить роль и место казахской и турецкой диаспор в развитии казахстанско-турецких отношений в современный период;
- определить роль и место Турецкой Республики в системе внешнеполитических координат Казахстана;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНСКО-ТУРЕЦКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 13

1.1 Казахстан и Турция: причины стратегического партнерства 13
1.2 Исторические истоки казахстанско-турецких
отношений 23
Казахская и турецкая диаспоры, как важный фактор развития
отношений между Казахстаном и Турцией 36

2 ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КАЗАХСТАНА И ТУРЦИИ 49

2.1 Становление и развитие казахстанско-турецких
политических отношений 49
2.2 Основные направления развития торгово-экономических отношений Казахстана и Турции 60
2.3 Сотрудничество Казахстана и Турции в инвестиционной сфере 69

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КАЗАХСТАНА И ТУРЦИИ В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ 87 3.1 Динамика развития казахстанско-турецких культурных
связей 87
Углубление двустороннего гуманитарного сотрудничества
в рамках международных организаций и проектов 105

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 123

Вложенные файлы: 1 файл

Каз-турец отн..doc

— 799.00 Кб (Скачать файл)

Активная деятельность  по привлечению иностранных инвестиций в казахстанскую экономику началась еще в бывшем СССР в годы перестройки, когда в 1987 г. были приняты первые нормативные документы о создании и функционировании совместных предприятий. Главным результатом этих документов стало предоставление предприятиям с иностранными инвестициями национального режима, при котором такие предприятия пользуются на территории страны равными юридическими правами и несут равные обязанности  с чисто казахстанскими предприятиями (за исключением деятельности в некоторых  стратегических отраслях экономики).

Для нового международного экономического порядка характерен рост прямого инвестирования, в современных условиях он становится одной из важнейших тенденций мирового процесса глобализации, которая в экономике проявляется в виде ростов объемов международных торговых, финансовых и инвестиционных потоков при усилении их взаимосвязи. Инвестиционные возможности Казахстана оцениваются специалистами довольно высоко. Известно, что концепция государственной инвестиционной политики позволяет определить условия постоянного развития экономики на 10-15 лет вперед при последующей корректировке управленческих решений в зависимости от изменений социально-экономической ситуации в стране и в мире. Однако, как показывает мировой опыт, отсутствие четкой модели государственного регулирования инвестиционной сферы приводит к борьбе финансово-политических    групп,    к    снижению    эффективности инвестиционной политики, делает ее зависимой от интересов данных групп, способных оказывать влияние на государственные решения. В Казахстане выработка государственной инвестиционной политики  находится на стадии формирования. В этих условиях может оказаться весьма ценным опыт других стран, уже сумевших выработать оптимальную модель инвестиционной политики.

С началом рыночных преобразований, распадом единого экономического пространства бывшего СССР  экономика Казахстана  стала испытывать острую потребность в привлечении финансовых и материальных ресурсов и новых технологий. Поэтому в республике стали активно предприниматься меры по привлечению иностранных инвестиций.  

В результате  в Казахстане были созданы предпосылки для формирования благоприятного инвестиционного климата в стране. Процесс массовой приватизации в Казахстане, проходивший в 1992-1996 гг., развитие рынка ценных бумаг,  создание законодательной базы для стимулирования инвестиций создали возможности для их привлечения в республику. Среди иностранных инвесторов особое место принадлежит ведущему региональному партнеру Казахстана – Турции.  Об это свидетельствуют данные, приведенные в таблице 1. /103/.

Таблица 1

Динамика поступлений инвестиций из Турции

 

 

1993-1997 гг.

1998 г.

1999 г.

Сумма

%

Сумма

%

Сумма

%

Инвестиции из Турции

Всего инвестиций

345,1

 

6696

5,3

 

100

88,8

 

1233

7,2

 

100

34

 

1799

1,9

 

100


Из таблицы  видно, что поступление инвестиций в Казахстан благодаря активным действиям казахстанского руководства по созданию благоприятного инвестиционного климата постепенно увеличивается. Так, только в  1999 г. по сравнению с 1998 г.  сумма поступлений увеличилась с 1233 млн. долл. 1799 млн. долл. Объем инвестиций в основной капитал в Казахстане за январь-сентябрь 2000 г. по сравнению с тем же периодом 1999 г. возрос на 33,6 % и составил  343, 8 млрд. тенге /104/. Из общей суммы капиталовложений 78 % занимают инвестиции в капитальное строительство. Объем строительных инвестиций, освоенных хозяйствующими субъектами в РК  за 9 месяцев составил 268,7 млрд. тенге, на 50,8 % больше объема 1999 г. При этом приоритетными отраслями явились нефтеперерабатывающая промышленность, транспорт и связь, добыча металлических руд, а также металлургическая промышленность.

Объем инвестиций же из Турции, в 1993-1997 гг. составлявших  значительную часть в общем объеме, после 1998 г. стал сокращаться.  Это объясняется различными причинами. К ним можно отнести финансовые трудности, испытываемые самой Турцией вследствие Азиатского кризиса 1998 –1999 гг. Тем не менее, объем инвестиций из Турции в экономику Казахстана остается по-прежнему довольно значительным. 

Как уже указывалось, сама Турция также нуждается в привлечении инвестиций. Зарубежные инвестиции поступают в большинство отраслей экономики Турции. Ежегодно растут объемы фактически использованных иностранных средств.

Важное значение  для Казахстана может иметь пример Турции, страны, которая благодаря экономическим реформам, проведенным в середине 80-х гг., достаточно динамично развивается и успешно осуществляет  интеграцию национальной экономики в мировую экономическую систему. В этой связи  интересно было бы проанализировать турецкий опыт по выработке эффективной инвестиционной политики, с тем, чтобы некоторые его положения можно было бы применить в казахстанской практике.

Начиная с середины 80-х гг. одним из важнейших принципов экономической политики турецкого правительства является привлечение иностранных капиталовложений и всемерное поощрение деятельности зарубежных инвесторов. Бизнесменам из других стран были представлены в полном объеме те же права, что и национальному капиталу. Помимо этого, в отношении зарубежных вложений стал применяться комплекс стимулирующих и поощрительных мер, которые призваны способствовать такому размещению инвестиций в стране, которое отвечало бы стратегии ее экономического развития. В частности, размер долевого участия иностранных инвесторов в совместных с турками проектах не ограничивается. Гарантируется перевод прибылей и репатриация капитала за рубеж в случае продажи или ликвидации фирмы. К формам поощрения инвестиций относятся частичное или полное освобождение от уплаты налогов и таможенных пошлин на определенном этапе развития производства, льготное кредитование, отсрочки  в выплате налога на добавленную стоимость при импорте инвестиционных товаров.

   После бурного роста иностранных  инвестиций, который был зарегистрирован в конце 80-х - начале 90-х гг., турецкое правительство приступило к упорядочению в этой области. Так, была поставлена задача на основе активного и рационального использования иностранного капитала, поощрять зарубежные инвестиции в комплексное развитие сельского хозяйства, в транспортную  инфраструктуру, освоение природных ресурсов, создание высоких и новых технологий, а также в центральные и западные регионы страны, отстающие в своем развитии. Используя меры,  соответствующие международным нормам, были принято решение упорядочить конкуренцию в стране, усилить деятельность по обслуживанию, контролю и управлению предприятиями с участием иностранного капитала.

В области отраслевого распределения инвестиций, в первую очередь, поощряются вложения в экспортные отрасли промышленности и наукоемкие производства, а также в туризм, транспортные перевозки, строительство, образование и здравоохранение. В соответствии с политикой выравнивания уровней экономического развития отдельных регионов страны, стимулирование притока иностранных инвестиций в Турцию имеет и территориальный аспект. Страна была условно разделена на четыре категории районов с разной степенью поощрения иностранных инвестиций –  первой, второй степени приоритетности, а также нормальные и развитые районы. К приоритетным районам отнесены в основном наименее развитые вилайеты Восточной Турции (Трабзон и др.). Нормальными районами считаются западная и частично центральная Турция. Развитыми называют зоны больших городов: Стамбула, Анкары, Измира, Коджаэли, Аданы и Бурсы. Суммарный объем иностранных инвестиций в экономику Турции достиг к концу 1990-х годов 19 млрд. долл.  Из них 58 % приходится на вложения в промышленное производство, 38 % - в сферу услуг и только 4 %  - в аграрный сектор и горнодобывающую промышленность. Наибольший объем инвестиций приходится на Францию – 5 млрд. долл., США  - 2, 3 млрд. долл., Нидерланды – 2,2 млрд., Германию – 2,1 млрд., Швейцарию – 1,8 млрд., а также некоторые страны Персидского залива.

В целом, в Турции установлен один из наиболее либеральных режимов деятельности    иностранного    капитала,    который    периодически конкретизируется в соответствии с приоритетами развития страны /105/.

Закон «Об иностранных инвестициях» от 24 января 1994 г. № 6224, указ «Об иностранных инвестициях» от 7 июня  1995 г. № 95/6990 и Инструкции к данному указу от 24 августа 1995 г. № 95/2 были разработаны с целью привлечения и эффективного использования иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и технологий, управленческого опыта.  Именно с 1995 г. в турецкую экономику были сделаны наиболее важные иностранные вложения в весьма значительных объемах. Координирующим органом данной сферы  является правительственный Департамент по вопросам казначейства, в который входит Управление по делам иностранных инвестиций. Анализ распределения иностранных инвестиций по секторам экономики выявляет их концентрацию в промышленности. Важное место занимает транспортная, химическая, пищевая отрасли, а также строительство и туризм.

Формы стимулирования притока инвестиций в разных регионах страны различны. Такие, как, например, освобождение  от таможенных сборов, пошлин и выплат в фонды; все машины и оборудование, импортируемые с целью осуществления капиталовложений, освобождаются от таможенных сборов и пошлин, однако при этом в некоторых случаях взимаются выплаты в фонды в размере 15-20 %. Размеры выплаты капитала различны: в развитых регионах  и регионах со средним уровнем развития – 20 %, а в районах преимущественного капиталовложения – 70 %. Возможность субавансирования кредитов действительна для проектов, связанных с инвестициями в охрану окружающей среды и составляет для регионов преимущественного развития и индустриального пояса 20-25 % постоянного капиталовложения.

В районах преимущественного развития  существуют энергетическое стимулирование, отсрочка выплаты НДС на импортируемые машины и оборудование, возврат части стоимости машин и оборудования, приобретенных из местных источников (кроме того, на такие машины осуществляется скидка НДС на 10 %), выплата за земельный участок.

Таким образом, можно отметить  шесть выгодных позиций для иностранного инвестора  при капиталовложении в экономику Турции: национальный режим по отношению к иностранным инвесторам; свободное обращение дивидендов, прибыли и капитала, как внутри страны, так и за ее пределами;    близость  к ЕС, Северной Африке, Ближнему Востоку, СНГ; развитая инфраструктура; большое количество дешевой рабочей силы; огромный внутренний рынок.

Во время визита Н.А Назарбаева в Турцию в июне 1998 г. оба президента с сожалением отметили недостаточную работу Межправительственной комиссии, которая по ряду причин еще не провела заседания. Хотя экономика обеих стран рыночная, но, тем не менее, именно правительства определяют рамки двусторонних деловых отношений. Было также отмечено, что 200 млн. долл., выделенных Казахстану, освоено, и Турция готова выделить еще 300 млн. долл.  По взаимной договоренности 100 млн. должно пойти на развитие  новой столицы, а 200 млн. – на развитие малого и среднего бизнеса (в том случае если Турция предложит достаточно мягкие условия  кредита). Казахстанская сторона просила установить срок оплаты займа в 15-20 лет, что достаточно сложно для Турции. Тем не менее, Президент Турции пообещал предоставить такие условия.

15 июня Президент Назарбаев  выступил с речью перед турецкими  бизнесменами в отеле "Хилтон", а вечером встретился с премьер-министром  Гуанин М. Йылмазом.  Н.Назарбаев  призвал деловых людей Турции  к более активному сотрудничеству, подробно развернув   перед партнерами широкие перспективы развития экономики Казахстана, в частности в сфере нефте- и газодобычи, строительства нефте- и газопроводов, сооружений объектов транспорта и телекоммуникаций.  Президент Назарбаев отметил, что Казахстан и Турция вступили в новую эру своих отношений.

В ходе визита обсуждались вопросы транспортировки казахстанской нефти на мировые рынки, в том числе проект трубопровода Баку-Джейхан. Казахстанская сторона выступает за многовариантность трубопроводных систем. И проект Баку-Джейхан является приоритетным наряду с такими проектами, как строительство нефтепровода в рамках Каспийского трубопроводного консорциума, трубопровод в направлении Самары и др.

При этом отмечалось, что в вопросе строительства  трубопровода Баку-Джейхан Анкара получила поддержку США.

Президент Н.Назарбаев ознакомился с малым и средним бизнесом Турции на примере  промышленной зоны предпринимательства в Анталье.

В ходе визита были подписаны документы об установлении побратимских связей между Астаной и Анкарой.  Алматы и Стамбул уже являются побратимами.

Особый интерес Анкара проявляет в сфере нефте- и газоразработок в Казахстане, с чем преимущественно и связана разыгравшаяся в регионе Центральной Азии  большая игра.  Турция из-за эмбарго против Ирака терпит значительные финансовые издержки  не получая платы за транзит нефти, а также из-за потери стабильного импорта энергоресурсов. Вопросы же транспортировки энергоресурсов все больше занимают умы руководителей не только Турции, но и большинства лидеров мусульманских государств. С ответом на вопросы: куда потечет стратегическое сырье и по чьей территории, государства Среднего и Ближнего Востока во многом связывают в перспективе свое геополитическое и геоэкономическое влияние и конкурентные возможности.

В связи с этим все более глобальное значение в отношениях государств региона играет Каспий как краеугольный в разворачивающейся игре и транспортной геополитике. Каспийский вектор большой игры еще далек от завершения, и Астане предстоит еще сыграть свою партию.

С 25 по 29 мая 19998 г. в Турции совместно с Казахстаном прошли две конференции, посвященные топливно-энергетическим проектам.

Первая конференция – «История двух морей: Черного и Каспийского» была организована по инициативе правительства Турции. На ее открытии с приветственной речью выступил президент страны С.Демирель. Присутствовали также премьер-министр Месут Йылмаз, министр энергетики и природных ресурсов Кумхур Эрсумер и другие члены кабинета. В работе конференции приняли участие представители практически всех стран Черноморского и Каспийского регионов, а также работники администрации США, посольств, заинтересованных компаний. Кроме вице-президента ННК «Казахойл», Казахстан представлял на конференции вице-президент компании национальной компании «КазТрансОйл» К.Кабылдин.

Информация о работе Казахско-турецкие взаимоотношений в 60-90-е гг. XX столетия