Казахско-турецкие взаимоотношений в 60-90-е гг. XX столетия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной диссертационной работы является комплексное и всестороннее изучение казахстанско-турецких взаимоотношений в 60-90-е гг. XX столетия. В этой связи нами были выдвинуты следующие задачи:
выявить основные факторы, оказавшие влияние на становление и развитие казахстанско-турецких взаимоотношений;
- определить характерные черты и динамику процессов взаимодействия и взаимовлияния социально-политических и культурно-духовных идей двух народов;
- дать характеристику и определить роль и место казахской и турецкой диаспор в развитии казахстанско-турецких отношений в современный период;
- определить роль и место Турецкой Республики в системе внешнеполитических координат Казахстана;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНСКО-ТУРЕЦКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 13

1.1 Казахстан и Турция: причины стратегического партнерства 13
1.2 Исторические истоки казахстанско-турецких
отношений 23
Казахская и турецкая диаспоры, как важный фактор развития
отношений между Казахстаном и Турцией 36

2 ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КАЗАХСТАНА И ТУРЦИИ 49

2.1 Становление и развитие казахстанско-турецких
политических отношений 49
2.2 Основные направления развития торгово-экономических отношений Казахстана и Турции 60
2.3 Сотрудничество Казахстана и Турции в инвестиционной сфере 69

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КАЗАХСТАНА И ТУРЦИИ В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ 87 3.1 Динамика развития казахстанско-турецких культурных
связей 87
Углубление двустороннего гуманитарного сотрудничества
в рамках международных организаций и проектов 105

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 123

Вложенные файлы: 1 файл

Каз-турец отн..doc

— 799.00 Кб (Скачать файл)

Несмотря на то, что казахи относятся к монголоидной расе в отличие от турков, но существует большое сходство в языке, культуре и даже менталитете этих двух народов. Это сходство имеет общие корни происхождения, так как и казахи, и турки относятся к группе тюркоязычных народов. Их общие предки населяли просторы Центральной Азии. Вот почему предыстория турок уводит исследователя в даль центральноазиатских просторов, к древним тюркам-кочевникам, одному из корней турецкого народа. Но турки также - и переднеазиатский народ. Они сложились в народность на земле Малой Азии, унаследовав ее высокую культуру. И при изучении этнической истории турок необходимо спуститься в глубь веков древних цивилизаций Анатолии, к тем народам, которые жили здесь до появления тюрков, а потом частично смешались с ними, став другими корнями турецкого народа.

Турки и казахи исповедуют мусульманскую религию. Их тюркоязычные предки приняли мусульманство еще в Средней Азии. Ислам, религия арабов, стала тем важным руслом, в котором развивались средневековые культуры Казахстана и Турции.

Древние тюрки принадлежали к миру кочевых обществ, роль которых в этнической истории Старого Света чрезвычайно велика. Перемещаясь на огромные расстояния, смешиваясь с оседлыми народами, номады, не раз перекраивали этническую карту целых континентов, создавали гигантские державы, изменяли ход общественного развития, передавали культурные достижения одних оседлых народов другим, наконец, и сами внесли свой вклад в историю мировой культуры. Много сведений об этом содержат письменные источники древних греков, персов, ассирийцев /56/.

В VII в. основным ареалом азиатских тюрков стала обширная область в Средней и Центральной Азии, получившая в иранских языках название «Туркестан» («Страна тюрков»). Однако уже в VIII в. большую часть Туркестана завоевывают арабы, создавшие новую гигантскую державу средневековья - Арабский халифат. Среднеазиатские тюрки признают власть халифата, становятся его союзниками, и среди них начинает распространяться религия завоевателей - ислам. Именно этот период может считать началом распространения ислама среди кочевых тюрков, ставших предками казахов и турков.

Особенно хочется подчеркнуть, что имя «тюрк» отражало и общее этническое и культурно-историческое самосознание всех тюркских племен Центральной Азии, помнивших свое единое происхождение и не утративших ощущение своего родства и в современный период.

Среднеазиатские тюрки недолго терпели господство арабов. Уже в IX в. они создают свою державу во главе с ханом Огузом, вождем огузских племен. Огузы  становятся еще одним из наиболее существенных компонентов, участвовавших в образовании казахского и турецкого этносов.

 Затем на арену истории  выходит новое этническое образование - туркмены, или, точнее, тюркмены.  Юг Средней Азии получает название «Туркменистан» («Страна туркмен»). К концу XI в. туркменские и огузские племена вплотную приблизились к Малой Азии. Они словно заняли исходные позиции, чтобы под предводительством вождей из рода Сельджуков пуститься в дальнейший путь на запад, в ту страну, которая позже получит свое современное название «Турция». Но это были кочевники (вернее, полукочевники; часть их освоила оседлое земледелие), уже очень сильно отличавшиеся от древних тюрков и расовым типом, и языком, и культурой, но помнившие и ощущавшие свое генетическое родство с другими тюркоязычными народами. Придя в Малую Азию или, Анатолию, туркмены и огузы оказались на земле древнейших цивилизаций. Само слово «Анатолия» происходит от греческого «анатоли» - «восход», «восток». Восточная земля - так называли греки в античное время обширную страну посреди Малой Азии. Ныне это название распространилось на всю Малую Азию, став ее синонимом. Тюрки, переселившись в Анатолию, не сразу смешались с местным населением. Первое время различные группы анатолийцев жили бок о бок, сохраняя свои языки, религии и образ жизни: кочевые тюрки-овцеводы, греки - садоводы и виноградари, курды, разводившие ангорских коз, лазы - рыбаки и мореплавателями. Однако постепенно большинство населения Анатолии освоило язык пришельцев, а многие христиане приняли их религию - ислам. Но и тюрки осваивали местные навыки хозяйства, материальную и духовную культуру аборигенов. Шел взаимный процесс сближения, а затем и смешения между тюрками и коренными жителями. Осев на землю, смешавшись с прежним населением, тюрки-кочевники превратились в турок-крестьян, в основном хлебопашцев. Природа Анатолии, где наряду с великолепными возможностями для развития почти всех видов земледелия, есть прекрасные условия для пастбищного скотоводства, позволила тюркским кочевникам сохранять скотоводство как основу хозяйства и одновременно осваивать земледелие. Освоение ими высокой земледельческой культуры местных народов растянулось на длительный период: до наших дней сохранились в Турции остатки прежних тюркских племен - юрюки, не перешедшие к полной оседлости.

Различные исторические источники дают примерную картину того, как шло оседание и смешение тюрков с местными народами /57/. Европейские летописцы крестовых походов XII - XIII вв. Тагеном и Гийом де Тир писали, что огузцы и туркмены Анатолии жили в палатках или юртах, разводили овец, коз и вели пастушеский образ жизни; то же самое сообщает и Марко Поло. Но вот Ибн Баттута, арабский путешественник, побывавший в Анатолии в 1331 -1334 гг., встретил уже туркменскую деревню. В огузском эпосе «Деде Корвуд» говорится, что у огузов были в горах свои виноградники. Смешение тюрков с оседлыми жителями, которые были в основном христианами, шло, прежде всего, через исламизацию. Иногда она проходила добровольно. Язык турок по грамматическому строю остался тюркским, но его словарь обогатился огромным числом заимствований из многих языков - иранских, славянских, арабского, греческого, армянского и др. А культура турок - это настоящий синтез двух цивилизаций - кочевнической, принесенной тюркскими племенами из далеких степей Центральной Азии, и оседлой, анатолийской, уходящей корнями в глубь тысячелетий. В турецкой культуре, как и в языке, много и других напластований - иранских и арабских, среднеазиатских и балканских. Но все же главных пластов - два: тюркский и малоазийский.

Итак, в XI - XIII вв. в Малой Азии произошли значительные этнополитические и социально-экономические изменения, вызванные массовой миграцией огузо-туркменских племен. Там сложилась новая для этой территории этнолингвистическая и культурная общность тюркских племен, связь которых с новой родиной не смогло уничтожить даже опустошительное монгольское нашествие.

Они создали могущественную империю, которая стала угрозой Западной Европе. Турецкая империя росла и расширялась с удивительной быстротой. В течение каких-нибудь 200 лет турки стали фактическими господами в значительной части Азии, Африки и даже Европы. Османская империя в зените могущества простиралась от Нильских порогов до ворот Вены и от Марокко до Ирана. Таким образом, потомки центрально-азиатских тюрков, завоевав огромные территории, создали могущественное государство и стали играть одну из главных ролей в средневековой истории.

Между тем, их близкие родственники - казахи, оставшиеся на своих исконных территориях, прошли свой путь развития. Как известно, в ХУ-ХУ1 вв. происходит процесс формирования казахской нации и складывания самостоятельной государственности. Существует масса исследований, затрагивающих этот период, поэтому мы не станем останавливаться на нем подробно. Скажем только, что казахский народ прошел огромный и очень трудный путь к созданию самостоятельного независимого государства. Ему пришлось пережить опустошительные набеги джунгаров и страшную политику китайского дракона, присоединение к России, Октябрьскую революцию, ужасы голода и сталинизма. Все это было, но ничто не могло остановить поступательный путь развития казахского народа к созданию своей суверенной республики.

Сравнивая вехи истории казахского и турецкого народов,  обнаруживая сходные черты в языке, культуре, религии, мы не можем не удивляться тому, что родственные и близкие народы имеют большие различия в своем историческом развитии. Поэтому все более ценным для Казахстана становится тот позитивный опыт, который обрели турецкие братья за период своей самостоятельности.

Суммируя все вышесказанное и анализируя предпринятый нами исторический экскурс, мы можем прийти к следующим выводам.

Во-первых, если до конца не ясно происхождение самих тюрков в целом, то ни для кого не вызывает сомнений тот факт, что они составили этническую основу для формирования многих тюркских народов, в том числе казахского и турецкого.

Во- вторых, у обоих народов сохранилось много общего в культуре, быту и традициях и они никогда не теряли линию преемственности и взаимодействия во многих сферах деятельности.

И, в-третьих, можно сказать, что знание своих общих корней происхождения, ощущение своего этнического родства, станут позитивными моментами в развитии отношений сотрудничества между двумя народами именно сейчас, на новом этапе развития, когда Казахстан, наконец обрел свою самостоятельность.

Говоря о преемственности в истории взаимоотношений казахского и турецкого народов, их глубоких культурно-духовных связях, в первую очередь, следует сказать о таких неординарных и неоднозначных идеях, как пантюркизм и панисламизм. Причины возникновения этих течений были достаточно объективными и осложнялись определенным противостоянием мировых конфессий в конце XIX века. Среди них в первую очередь можно назвать  вызванное     бурным  социально-экономическим  развитием пробуждение   этнического   и   культурно-духовного   самосознания мусульманского населения, в том числе и в царской России. Именно на этой почве в конце XIX — начале XX в. среди мусульман распространяется панисламизм и пантюркизм, ставившие своей конечной целью возродить прогремевшую когда-то на весь мир мусульманскую империю, объединить все 300 миллионов мусульман под главенством Турции. Эта идея возникла в Турции и была активно воспринята практически всем мусульманским миром. Прежде всего, следует обратить внимание на тот факт, что в османских сочинениях вплоть до середины XVIII века, а во многих и позднее слово "Турция" вообще не используется. Это был западный термин для обозначения страны, которую сами турки называли "землей ислама", "имперским владением". Когда младотурки после революции 1908 года решили говорить о своем государстве как о "Турции", они долго не могли подыскать подходящего слова. Сначала употребляли слово "Туркестан" (земля турок), но, так как это название закрепилось за Средней Азией, они взяли кальку с европейских языков, введя слово "Тюркийе", что, собственно, и означает "Турция" для самих турок. Это слово было окончательно принято в 1923 году для обозначения страны и государства    /58/. По многочисленным свидетельствам, вплоть до XIX века даже для анатолийских турок язык, на котором человек говорил, территория, на которой он жил, раса, из которой он происходил, отступали на второй план перед религиозной принадлежностью. Кровные связи были известными и крепкими, но это была преданность племени, а не народу, нации. Для турка-мусульманина сосед-христианин и его собственные "неверные" предки были чужими. Из этого следует, что религия, принадлежность к исламу была определяющей для турков. Исходя из приверженности одной религии и помня общее происхождение, турки считали казахов и других тюркоязычных народов, единым турецким народом. Именно на этой основе возникли идеи панисламизма, получившего в Турции нового времени широкое распространение.

В Османской империи жили различные народности и складывались нации, в том числе и турецкая. Среди сельского населения Анатолии чувство принадлежности к турецким корням выжило, находя свое отражение, в частности, в богатом фольклоре. Но от факта бытия до его осознания дистанция огромного размера, иногда непреодолимая. Идея турецкой нации появилась в середине XIX века. Она родилась под европейским влиянием, хотя опиралась на турецкую действительность.

Турецкое   общество   почти   тысячелетие   формировалось   по мусульманским канонам, и стоит еще раз подчеркнуть, что ислам для турков был больше чем религия. В течение столетия реформаторы пытались поверхностно имитировать Европу в попытке спасти империю от краха, но тщетно. К началу XX столетия Османская империя и Турция в ее составе пришли в состояние глубочайшего кризиса, завершившегося гибелью империи и созданием Турецкой Республики.

Величайшим деятелем Турции нового времени стал Мустафа Кемаль, прозванный «отцом народа». Его лозунгом во внешней политике были слова: "Мир в стране, мир во всем мире". Первый президент Турции завещал своим наследникам поддерживать хорошие отношения с Советской Россией: "Основа нашей внешней политики - укрепление братских связей с Российской Советской Республикой, которая раньше всех, искренне, открыто признала нашу полную и подлинную независимость и протянула нам руку помощи" /59/.

В 1923 году была образована независимая Турецкая Республика, а генерал Мустафа Кемаль стал ее первым президентом. Он достиг абсолютной власти и провел системные реформы, надеясь превратить страну в цивилизованное светское государство.

В отличие от многих других реформаторов президент Турции был убежден, что бессмысленно просто модернизировать фасад. Чтобы Турция могла устоять в мире, необходимо было произвести фундаментальные изменения всей структуры общества и культуры. Слово "цивилизация" постоянно повторяется в его речах и звучит как заклинание: "Мы будем следовать по пути цивилизации и придем к ней... Те, которые задержатся, будут потоплены ревущим наводнением цивилизации... Цивилизация - такой сильный огонь , что тот, кто его игнорирует, будет сожжен и разрушен... Мы будем цивилизованными, и будем горды этим... Мы должны доказать, что мы способны стать активными членами общества цивилизованных народов... Мы будем жить как прогрессивная цивилизованная нация... Мы должны быть частью цивилизации..." /60/. Новое турецкое государство приняло в 1923 году республиканскую  форму  правления,  с  президентом,  парламентом, конституцией Однопартийная система просуществовала более 20 лет, а затем, уже после смерти Ататюрка, была заменена многопартийной.

Информация о работе Казахско-турецкие взаимоотношений в 60-90-е гг. XX столетия