Казахско-турецкие взаимоотношений в 60-90-е гг. XX столетия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной диссертационной работы является комплексное и всестороннее изучение казахстанско-турецких взаимоотношений в 60-90-е гг. XX столетия. В этой связи нами были выдвинуты следующие задачи:
выявить основные факторы, оказавшие влияние на становление и развитие казахстанско-турецких взаимоотношений;
- определить характерные черты и динамику процессов взаимодействия и взаимовлияния социально-политических и культурно-духовных идей двух народов;
- дать характеристику и определить роль и место казахской и турецкой диаспор в развитии казахстанско-турецких отношений в современный период;
- определить роль и место Турецкой Республики в системе внешнеполитических координат Казахстана;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНСКО-ТУРЕЦКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 13

1.1 Казахстан и Турция: причины стратегического партнерства 13
1.2 Исторические истоки казахстанско-турецких
отношений 23
Казахская и турецкая диаспоры, как важный фактор развития
отношений между Казахстаном и Турцией 36

2 ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КАЗАХСТАНА И ТУРЦИИ 49

2.1 Становление и развитие казахстанско-турецких
политических отношений 49
2.2 Основные направления развития торгово-экономических отношений Казахстана и Турции 60
2.3 Сотрудничество Казахстана и Турции в инвестиционной сфере 69

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КАЗАХСТАНА И ТУРЦИИ В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ 87 3.1 Динамика развития казахстанско-турецких культурных
связей 87
Углубление двустороннего гуманитарного сотрудничества
в рамках международных организаций и проектов 105

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 123

Вложенные файлы: 1 файл

Каз-турец отн..doc

— 799.00 Кб (Скачать файл)

 Долгие годы практически  любые отношения Казахстана и  Турции не приветствовались и  не укладывались в рамки государственной  внешней политики Советского  Союза. Причин тому несколько  и не все они связаны с  идеологическим курсом СССР. Безусловно, что Советский Союз проводил жесткую   идеологическую политику, как внутри страны, так и за ее пределами. Первоначально, когда вполне реально складывалась перспектива развития Турции по социалистическому пути, Советское государство формировало свои отношения с ней на основе добрососедства, и более того всесторонней помощи и поддержки. Однако, после смерти Кемаля Ататюрка, произошло резкое взаимное охлаждение. Во многом причиной тому послужила позиция Турции.

Не секрет для исследователей, что даже в период наиболее тесных связей Кемалю Ататюрку и его сторонникам приходилось преодолевать сопротивление противников добрососедских отношений с СССР. Они считали, что фундаментом внешней политики Турции должна быть односторонняя ориентация на Запад, сотрудничество с ведущими капиталистическими странами.

Все сказанное относится и к казахстанско-турецким отношениям, ведь в советский    период Казахстан не имел возможности осуществлять самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику.

ХХ-е столетие для Казахстана ознаменовалось глубокими системными изменениями и трансформациями. В начале века произошло образование казахской государственности в рамках одной из крупных и значительных империй в истории всего человечества - Союза Советских Социалистических Республик. Вместе с Союзом Казахстан за короткий исторический отрезок времени, несмотря на огромные человеческие и моральные издержки, совершил   громадный   качественный   скачок   во   всех   сферах жизнедеятельности, в том числе в экономике, политике, социально-культурной и духовной областях.

Несомненно, крупнейшим событием конца нынешнего столетия явился распад Советского Союза и исчезновение целой общественно-политической системы. Последствия распада некогда великой страны оказали заметное воздействие на процесс формирования новой системы международных отношений. На смену противостоянию двух систем во главе с Советским Союзом и США, которые провозгласили собственное право на безопасность, пришел многополярный мир с доминирующей силой в лице США.

Каково же место и роль Казахстана в этом полном противоречий сложном современном мире?

С распадом СССР казахский народ получил возможность создания независимого и суверенного государства - Республики Казахстан. Молодое государство оказалось в ситуации выбора модели своего дальнейшего развития. Во многих отношениях республике пришлось начинать практически с нуля. Особенно это касалось внешнеполитической деятельности и международных отношений, что объясняется целым рядом причин. В первую очередь, это связано с тем, что в рамках Союза Казахстан не имел самостоятельной внешней политики и лишь следовал в фарватере международной деятельности СССР. С обретением независимости перед Республикой встала важнейшая задача определения своего места и роли в мировом сообществе, стратегических приоритетов, принципов и направлений внешнеполитической деятельности. 

 Геополитическое расположение  на стыке Азии и Европы, в  самой середине Центральной Азии, экономические и военно-политические  интересы, а также существующий  потенциал определили место Казахстана  в системе современных международных отношений как крупного регионального государства, заинтересованного в создании в своем окружении зоны добрососедства на принципах взаимной безопасности, уважения суверенитета и территориальной целостности /49/. Уход в прошлое биполярной системы международных отношений, появления в них признаков многополярности - все это привело к необходимости проведения внешней политики, которая отвечала бы реалиям современного мира и соответствовала бы национально-государственным интересам Казахстана.

Перед казахстанской внешней политикой встала задача обеспечить полное включение Казахстана в региональные и субрегиональные структуры экономического и политического взаимодействия. Стратегическим интересам Казахстана соответствует закрепление тенденции к утверждению в отношениях   между   государствами   основополагающих   принципов международного права как главного средства регулирования споров и противоречий.

Итак, в Казахстане были четко сформулированы и конкретно определены главные принципы и направления внешней политики. Это, во-первых, многовекторность и равноправие международных взаимоотношений. Во-вторых, последовательность политики международных правил и норм. В-третьих, интеграция в мировое экономическое и информационно-культурное пространство. Внешняя политика Казахстана строилась на объективном анализе тенденций мирового развития, в первую очередь экономических и геополитических.

Место Республики Казахстан в современной геополитической картине мира определяется в первую очередь его географическим положением. Следует отметить, что особенности географического расположения предоставляют Казахстану определенные геополитические преимущества, но также и создают серьезные трудности с точки зрения процессов глобализации экономики. С одной стороны, наша страна, расположенная на обширной территории между двумя крупными державами, имеет дополнительные возможности осуществления активной политики, сочетающей высокую степень маневренности и гибкости. Расположение Казахстана на перекрестке между двумя континентами создает для него чрезвычайно выгодные возможности в плане создания через свою территорию транзитного пути между Востоком и Западом. В то же время его самым уязвимым местом является отсутствие прямого выхода к мировым коммуникациям, континентальность республики. Поэтому необходимость поиска путей для экспорта казахстанской продукции на мировой рынок служит, в свою очередь, дополнительным стимулом к активизации внешнеполитической деятельности. Общепризнанно, что конфликты современного мира все чаще носят характер столкновений   различных   цивилизаций.   Столкновение   различных религий и конфессий становится характерной приметой нашего времени. В то же время, Казахстан, представляющий собой пример если не сплава, то высокого уровня взаимопроникновения западной и восточной цивилизаций является примером общества с евразийским менталитетом. В этом смысле страна обладает внутренними способностями для того, чтобы стать лидером в Центрально-Азиатском регионе, имеет хорошие шансы для того, чтобы выступать инициатором акций, направленных на обеспечение комплексной безопасности на уровне отдельных государств, регионов и в глобальном измерении.

Логично, что в существующем мировом и региональном раскладе сил для обеспечения своих долгосрочных интересов Казахстан должен быть заинтересован в сохранении широкого поля для политического маневра. Поскольку Центрально-Азиатский регион сейчас является одним из самых сложных, стабильность в нем держится буквально на волоске, о чем свидетельствуют факты отдельных попыток исламских фундаменталистов захватить власть в регионе и даже создать самостоятельное исламское государство. Поэтому Казахстан в своей внешней политике проявляет твердость в отстаивании национально-государственных интересов в сочетании с гибкостью и маневренностью в достижении поставленной цели, а также многовекторность и сбалансированность. Многовекторная политика предполагает отсутствие жесткой зависимости внешнеполитического курса от поведения того или иного партнера, от непредсказуемости развития ситуации в том или ином регионе, от изменения конъюнктуры мирового рынка. В практическом   плане   многовекторность   означает   взаимовыгодное сотрудничество Казахстана со странами, являющимися непосредственными соседями, государствами СНГ, а также с ведущими странами Запада, Азии, Ближнего Востока, в том числе с Турцией.

Главной целью внешней политики Казахстана, как и любого другого демократического государства,   является формирование и поддержание благоприятных внешних условий для успешной реализации Стратегии становления и развития Казахстана, как суверенного государства. Для достижения этой цели крайне важное значение имеет укрепление позиций Казахстана в мировом сообществе в качестве его полноправной и неотъемлемой части как государства, которое твердо придерживается основополагающих принципов международных отношений Устава ООН, прагматического и конструктивного подхода во внешнеполитических делах, а во внутренних - привержено политике гражданского мира, стабильности, демократизации общественного устройства и соблюдения прав человека.

Для решения этой задачи с самого начала были созданы надежные предпосылки. Казахстан отказался от ядерного статуса, не желая использовать обладание смертоносным оружием для получения особого статуса в мировом сообществе.

Республика позитивно рассматривает возрастание регионального аспекта в современных международных отношениях. Казахстан в своей политике делает значительный упор на региональные проблемы, рассматривая их в контексте глобального сотрудничества.

В этом смысле вполне логичны приоритеты внешней политики Казахстана в направлении взаимовыгодного экономического, культурного и научного сотрудничества со своими давними партнерами и соседями по региону. Рассмотрим подробнее отношения Казахстана с его основными, можно сказать, в своем роде естественными, стратегическими партнерами. Среди них можно выделить несколько групп стран, которые в силу исторических, экономических, геополитических, конфессиональных и культурных факторов, становятся такими союзниками для нашей страны. В первую очередь, можно выделить ближний круг - страны СНГ.

Не менее важным, а во многом в силу ряда объективных факторов в сфере регионального сотрудничества, более значимым для Казахстана является приоритет,   направленный на объединение потенциала стран Центральной Азии и Среднего Востока. В современный период с геополитической точки зрения внешняя политика Казахстана ориентирована на существующую расстановку сил в Азии. Сегодня активные региональные группировки на азиатском континенте охватывают в основном страны Юго-Восточной, Южной и Юго-Западной Азии. Это - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН - с 1967 г.) , Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК - с 1985 г.), Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ - 1981 г.). Данная конфигурация альянсов побудила Казахстан к необходимости активизации процесса регионального сотрудничества в Центральной Азии. Именно этими причинами объясняются усилия Казахстана по сближению с Организацией экономического сотрудничества (ОЭС), которая была основана в 1977 г. Ираном, Пакистаном и Турцией на основе Измирского договора. В 1992-1993 гг. к ней присоединились Афганистан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и Азербайджан. Казахстан становится членом ОЭС в октябре 1992 г. На встрече 1992 г. в Ашхабаде представителям ОЭС удалось подписать конкретные документы об экономическом сотрудничестве и согласовать взаимоприемлемые позиции по весьма острым политическим вопросам /50/. В июле 1993 г. на Стамбульской встрече глав государств -членов ОЭС впервые обсуждались перспективы развития ОЭС, среди них вопросы создания общего таможенного союза к 1998 году, объединения транспортных и информационных систем, развития инфраструктуры, а также участия в конкретных инвестиционных проектах. Общность социально-экономических и политических задач стран Центрально-азиатского региона в преддверии XXI в., стремление к совместному решению вопросов геополитической стабильности на всём азиатском континенте было выражено в предложении Президента РК Н.А. Назарбаева о создании Комиссии ООН для Центральной Азии /51/. Эта инициатива президента Назарбаева получила широкую поддержку со стороны многих государств и международных организаций и   организационно выразилась в создании Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).   Членами этой организации стали крупнейшие государства Азии, прежде всего Центральной, в том числе Турция и Казахстан. Анкара убедительно поддержала идею создания безопасности в Азиатском регионе и подтвердила, что «... являясь авторитетным членом  многих международных организаций  и обладая опытом в региональной политике, должна занять достойное место в этом процессе. Турция должна до конца оказывать поддержку идее Нурсултана Назарбаева по созыву СВМДА, поскольку в Азии необходима подобная организация по сохранению стабильности в регионе, в чем заинтересована и Турция» /52/.

Мировое сообщество считает стратегически важным развивающийся в настоящее время процесс СВМДА. Инициатива Президента РК Н. Назарбаева, впервые выдвинутая на Генеральной Ассамблее  ООН в октябре 1992 г., получила широкую поддержку и одобрение крупных международных организаций в лице ООН, ОБСЕ и ОИК, активным членом которых является и Турция. Анкара подтвердила свою готовность оказывать постоянную поддержку в этом вопросе и заявила, что « ... являясь авторитетным  членом многих международных организаций и, обладая опытом в региональной политике, должна занять достойное место в этом процессе. Турция должна до конца оказывать поддержку идее Нурсултана Назарбаева по созыву СВМДА, поскольку в Азии необходима подобная организация по сохранению стабильности в регионе, в чем заинтересована и Турция». /53/.

Ввиду общности исторических, культурных и духовных корней, связывающих Казахстан  с  государствами  Ближнего  Востока,  их географической близости, а также важного значения региона для интеграции страны в мировую экономику, политико-экономическое, культурно-научное взаимодействие с этим регионом является одним из приоритетных направлений международной политики. В контексте этого объединения для Казахстана приоритетное значение имеют взаимоотношения с Турцией. Можно уверенно говорить о том, что именно Казахстан и Турция в региональном аспекте являются инициаторами многих важнейших международных акций, предпринимают совместные шаги для укрепления стабильности и безопасности в регионе. Обе страны понимают важное значение двусторонних дружеских отношений для позитивного развития всего Центрально-Азиатского региона и для своих народов.

Перед Казахстаном стоит задача задействовать значительный потенциал политического, экономического, военного и культурно-гуманитарного сотрудничества с Анкарой, как в двустороннем плане, так и в рамках ОВСЕ, ОЭС. Заинтересованность Турции в реализации проектов транспортировки нефти через ее территорию может обеспечить Казахстану альтернативный канал транспортных коммуникаций и выхода к мировому рынку. Тесные отношения с Турцией, являющейся членом ряда важных международных и региональных организаций, включая НАТО, также важны с точки зрения интеграции Казахстана в европейские структуры.

Турция – это своеобразная страна, как по географическому положению, так и по внутреннему устройству.

Как президентская республика Турция была провозглашена в октябре 1923 г. Первым президентом стал М.К. Ататюрк. В мае 1993 г. президентом страны был избран С.Демирель, занимавший до этого пост премьер-министра. А в  2000 г. президентом стал Ахмед Сезер.

1980-90-е гг. стали для Турции  периодом значительных успехов  в политическом и экономическом  развитии, ей удалось   укрепить свой международный авторитет, она проводит активную внешнеполитическую деятельность,   развивает   демократические   институты,   обеспечивает достаточную стабильность в обществе.

Информация о работе Казахско-турецкие взаимоотношений в 60-90-е гг. XX столетия