Инновационная программа как инструмент реализации стратегии развития города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 16:54, контрольная работа

Краткое описание

Совокупность инновационных проектов, осуществляемых в рамках единого тематического направления, составляет инновационную программу. Инновационные программы в зависимости от уровня принятия решения и охватываемых сфер могут подразделяться на: федеральные и президентские; региональные; отраслевые. Для решения задач в области экономического, экологического, социального и культурного развития РФ осуществляется разработка и реализация целевых инновационных программ. Утвержденные целевые программы могут реализовываться за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, а также привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников.

Содержание

1. Инновационная программа как инструмент реализации стратегии развития города.
2. Анализ и планирование бюджета города.
3. Задача.
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

осипенко силантьев.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

Следующий элемент инфраструктурных предприятий включает консалтинговые организации. Важность этих структур для обеспечения инновационной деятельности заключается в том, что инновационная деятельность имеет много специфических особенностей, знание которых приобретаются только с практическим опытом. Создание малых инновационных предприятий (МИП) "непрофессиональными" менеджерами приводит к тому, что выживаемость таких предприятий обычно бывает невысока. Поэтому обеспечение доступа к профессиональным консультациям представляется одним из средств повышения эффективности использования средств, направляемых на инновационное развитие. Комплексным решением многих из этих вопросов призваны заниматься центры (офисы) трансфера технологий. В настоящее время ЦТТ создаются, как правило, при крупных вузах и академических институтах. Гораздо слабее развита сеть ЦТТ в отраслевых институтах и государственных научных центрах (ГНЦ), хотя именно они обладают наиболее значительным заделом в области разработки новых технологий. Сеть ЦТТ на начало 2005 г. насчитывает около 50 организаций и продолжает интенсивно развиваться. ЦТТ создаются либо как структурные подразделения организаций, обладающих инновационными разработками, либо как самостоятельные юридические лица.

Основной задачей ЦТТ является коммерциализации разработок, создаваемых в материнских организациях. Для решения этой задачи ЦТТ должны обладать возможностям оказания консалтинговых услуг по достаточно широкому спектру вопросов - финансовых, экономических, маркетинговых, а также часто и по внешнеэкономической деятельности.

 

Кадровая инфраструктура

Если более подробно рассмотреть проблемы подготовки кадров, то следует отметить целый комплекс проблем в этой области. Как отмечалось выше, нарастают проблемы с кадрами, обеспечивающими исследования и разработки, остро стоит проблема нехватки среднего технического персонала и квалифицированных рабочих. Проблемой предприятий, выпускающих инновационную продукцию, в последнее время является старение кадров, являющихся носителями ключевых технологий. Без поступления молодых работников используемые технологии могут быть частично утеряны.

При развитии системы подготовки кадров необходимо обеспечивать сбалансированную подготовку кадров по всем направлениям, обеспечивающим инновационную деятельность. Тем не менее, в качестве одной из основных проблем следует отметить, что в настоящее время большинство промышленных предприятий (как крупных, так и малых) не обладает специалистами, которые могут грамотно обеспечить продвижение наукоемкой продукции предприятий на рынок. Общая потребность в таких кадрах составляет несколько десятков тысяч человек. Проблему можно решить, только организовав целенаправленную работу по подготовке таких кадров с горизонтом планирования 5-10 лет (время на базовое обучение кадров и приобретение ими практических навыков работы).

В настоящее время подготовку специалистов в области менеджмента и маркетинга высокотехнологичного производства ведут десятки вузов страны, однако эффективность этой работы невелика. Лишь небольшое число выпускников идут работать по специальности, существуют значительные проблемы даже с комплектованием небольшого числа центров трансфера технологий, созданных с участием Роснауки. Комплектация их, как правило, происходит специалистами, которые отбираются по практической пригодности к выполнению стоящих перед ЦТТ задач и функций.

В этой связи еще раз следует отметить роль системы консалтинга. Поскольку обучение кадров процесс достаточно длительный и инерционный, а время наступления необратимых изменений на многих предприятиях, ориентированных на выпуск наукоемкой продукции, может оказаться меньше срока решения кадровой проблемы, следует предусмотреть создание и развитие системы консалтинга для промышленных предприятий в области инновационной деятельности и продвижения на рынки наукоемкой продукции. Эта система не повторяет систему ЦТТ, хотя и должна работать с ней в тесной увязке, а обеспечивает разовый консалтинг по отдельным вопросам, возникающим у предприятий. Возможно, эту систему целесообразно строить как систему экспресс обучения основам инновационных подходов.

Организация работы по скоординированному развитию основных элементов инновационной системы требует выбора соответствующего программного инструментария инновационного развития территории.

Необходимость разработки региональной инновационной системы диктуется невозможностью комплексно решить эту проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма.

В инновационной программе территории отражаются источники финансовых и материальных ресурсов, направляемые на преобразование территориально-отраслевой структуры промышленности с целью увеличения выпуска продукции конечного потребления на основе максимально эффективного использования инновационного потенциала территории; направления развития сферы услуг; стимулирования производства путем использования системы поддержки предприятий всех форм собственности; развития альтернативных, внебюджетных форм финансирования отраслей и отдельных предприятий.

Таким образом, инновационная программа как инструмент реализации стратегии инновационного развития муниципального образования представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, направленный на достижение установленных целей и задач в интересах развития основных сфер жизнедеятельности муниципального образования, повышения конкурентоспособности инновационной сферы и местной экономики в целом.

При программно-целевом подходе осуществляется реализация одновременно двух типов интеграции науки и производства:

  • пространственной, когда объединяются усилия различных участников инновационной деятельности, принадлежащих к различным отраслям, территориям и формам собственности, академической, вузовской и отраслевой науке;
  • временной, когда требуется добиться четкой последовательности и единства различных этапов инновационного процесса.

Основной целью программы является создание экономических, правовых и организационных условий для перевода местной экономики на инновационный путь развития. Для достижения поставленной цели необходимо комплексное решение следующих задач:

- формирование организационно-правовых и финансовых механизмов управления развитием инновационной деятельности;

- интеграция научно-производственных, образовательных и бизнес-ресурсов для обеспечения инновационной деятельности;

- привлечение инвестиций в инновационную сферу;

- создание благоприятной среды для инновационной деятельности;

- вхождение в региональный рынок инноваций.

Систему программных мероприятий следует формировать по следующим основным разделам.

1. Разработка нормативно-правового, организационного и методического  обеспечения программы.

2. Реализация инновационных  проектов в научно-технической  и производственной сферах в  соответствии с приоритетными  направлениями социально-экономического  и инновационного развития муниципального образования.

3. Создание инфраструктуры инновационного  развития муниципального образования. Важным фактором в процессе  создания конкурентоспособной экономики  муниципального образования являются  эффективные и отлаженные взаимосвязи основных элементов инновационной инфраструктуры в научно-технической, образовательной, промышленной и финансовой сферах, обеспечивающие благоприятные условия для коммерциализации новых разработок и их передачи в экономику муниципального образования.

4. Формирование системы кадрового  обеспечения инновационного развития  муниципального образования.

5. Создание системы информационного обеспечения инновационной деятельности.

При обосновании необходимости решения проблем программными методами должны учитываться приоритеты и цели социально-экономического развития территории, направления промышленной и научно-технической политики, прогнозы развития региональных потребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния.

          Реализация стратегии инновационной деятельности заключается в скоординированной деятельности заинтересованных организаций, представляющих различные сферы: власть, науку, образование, бизнес, некоммерческий сектор в осуществлении собственных инициативных проектов и мероприятии, определенных органами управления стратегии инновационной деятельности.

Для разработки и реализации стратегии инновационной деятельности региона или города необходимо формирование системы стратегического планирования и управления инновационной деятельностью, включающей планирование, организацию, мотивацию и контроль.

Для успешного применения положений стратегии необходимо выполнение ряда условий.

Во-первых, специалисты, участвующие в реализации решений стратегии должны быть участниками всех стадий процесса стратегического планирования.

Во-вторых, в процессе разработки и реализации стратегии, инновационных программ и проектов необходимо не только использовать имеющийся, потенциал, но и выявлять и создавать новые стратегические ресурсы, а также привлекать различные внешние ресурсы.

В-третьих, бюджетные источники должны использоваться в основном для создания условий формирования и реализации стратегии, привлечения различных внебюджетных средств, что требует разработки соответствующих: механизмов в управлении финансами.

В-четвертых, необходимо совершенствование нормативно-правовой базы инновационной деятельности.

В-пятых, в ряде случаев целесообразно формирование особых субъектов инновационной деятельности для решения новых задач стратегического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ и планирование бюджета города

Финансовое планирование на общегосударственном и территориальных уровнях обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Каждый финансовый план решает задачи организации и управления финансами в конкретном звене управления.

В систему финансовых планов входят:

- перспективные финансовые планы;

- сводные финансовые балансы, составляемые  на общегосударственном и территориальных  уровнях управления.

Перспективное финансовое планирование на всех уровнях власти осуществляется в целях:

- обеспечения координации экономического  и социального развития и финансовой  политики;

- прогнозирования объемов финансовых  ресурсов, необходимых для обеспечения  планируемых мероприятий;

- прогнозирования финансовых последствий реформ, программ;

- определения возможности реализации  различных мер в области финансов.

Перспективный финансовый план разрабатывается на основе показателей прогноза экономического и социального развития. В нем содержатся данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета. Этот план составляется на три года по укрупненным показателям бюджета. План ежегодно корректируется на показатели уточненного прогноза социально-экономического развития.

Сводный финансовый баланс -- это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.

Необходимость разработки территориальных сводных финансовых балансов обусловлена рядом факторов:

1) разработкой программ, предусматривающих  объединение усилий территориальных  органов власти и предприятий, расположенных на их территории, по экономическому и социальному развитию;

2) значительными финансовыми затратами  на осуществление таких программ. Для обеспечения финансовыми  ресурсами мероприятий, намеченных  этими программами, необходимы координация  и концентрация денежных средств  бюджетной системы, средств ведомств и предприятий. Это, в свою очередь, требует разработки в регионе сводного финансового баланса;

3) необходимостью сведения воедино  различных видов финансовых планов: финансовых планов хозяйственных  предприятий и организаций, территориального  бюджета, внебюджетных фондов и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории. Это позволяет иметь полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы;

Основная задача территориального сводного финансового баланса -- определение объемов финансовых ресурсов,созданных, поступивших и использованных в регионе (как централизованных, аккумулированных и перераспределяемых территориальными бюджетами, так и децентрализованных, т. е. ресурсов предприятий, организаций и внебюджетных фондов).

Информация о работе Инновационная программа как инструмент реализации стратегии развития города