Инновационная программа как инструмент реализации стратегии развития города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 16:54, контрольная работа

Краткое описание

Совокупность инновационных проектов, осуществляемых в рамках единого тематического направления, составляет инновационную программу. Инновационные программы в зависимости от уровня принятия решения и охватываемых сфер могут подразделяться на: федеральные и президентские; региональные; отраслевые. Для решения задач в области экономического, экологического, социального и культурного развития РФ осуществляется разработка и реализация целевых инновационных программ. Утвержденные целевые программы могут реализовываться за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, а также привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников.

Содержание

1. Инновационная программа как инструмент реализации стратегии развития города.
2. Анализ и планирование бюджета города.
3. Задача.
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

осипенко силантьев.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

  1. Инновационная программа как инструмент реализации стратегии развития города.
  2. Анализ и планирование бюджета города.
  3. Задача.

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Инновационная программа как инструмент реализации стратегии развития города.

Совокупность инновационных проектов, осуществляемых в рамках единого тематического направления, составляет инновационную программу. Инновационные программы в зависимости от уровня принятия решения и охватываемых сфер могут подразделяться на: федеральные и президентские; региональные; отраслевые. Для решения задач в области экономического, экологического, социального и культурного развития РФ осуществляется разработка и реализация целевых инновационных программ. Утвержденные целевые программы могут реализовываться за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, а также привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников.

К целевым программам относятся инновационные и научно-технические программы. Инновационная программа – согласованный по срокам, ресурсам и исполнителям комплекс мероприятий по созданию и внедрению новшеств. научно-техническая программа – согласованный по срокам, ресурсам и исполнителям комплекс научных исследований и разработок, а также мероприятия по их осуществлению.

Цели научно-технических программ:

  1. получение новых знаний в области фундаментальной и прикладной науки;
  2. решение научно-технических проблем;
  3. создание конкурентоспособных технологий, техники, материалов.

Программа может быть отнесена к федеральному уровню, если выполняются следующие условия:

  1. Соответствие входящих в программу проектов приоритетным направлениям развития науки и техники перечню критических технологий.
  2. Существенная значимость решаемой проблемы для экономики, социальной сферы, экспорта, развития науки и техники.
  3. Невозможность решения проблемы в приемлемые сроки без государственной поддержки.
  4. Принципиальная новизна и технологическая прогрессивность научно-технических результатов.
  5. Возможность влияния на структурные соотношения в технологическом укладе экономики.

Инновационная программа состоит из следующих разделов:

  1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.
  2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы.
  3. Система программных мероприятий, финансово-ресурсное обеспечение программы.
  4. Механизм реализации программы.
  5. Организация управления программой.
  6. Контроль над ходом реализации программы.
  7. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий реализации программы.

          Объективной тенденцией формирования системы целей и реализации государственной инновационной политики является ее регионализация. В рамках целостности региональной политики социально-экономического развития определенного территориального образования формируется комплекс объектов государственного воздействия. Сложившаяся в течение длительного периода времени территориальная специализация производства, достигнутый уровень развития производительных сил конкретного региона обуславливают адекватность мер инновационной политики, обеспечивая большую координацию социальных и хозяйственных процессов. Региональная экономика как целостная воспроизводственная социоприродохозяйственная система включает в себя часто высоко интегрированные межотраслевые комплексы, обладающие определенным инновационным потенциалом. Последний является базой для выхода региональной экономической системы на новые уровни социально-экономической эффективности. Региональная инновационная политика призвана задействовать весь комплекс условий и факторов производства, имеющихся на данной территории - природных, человеческих, социальных, институциональных, технических, информационных. Они формируют региональные инновационные системы, обладающие спецификой и способностью к самовоспроизводству.

Инновационная политика региона осуществляется исходя из следующих принципов: 1) признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности и уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, улучшения качества жизни населения и экологической безопасности; 2) обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием механизма конкуренции в инновационной сфере; 3) концентрация ресурсов для создания и распространения новшеств, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике региона; 3) создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере через формирование соответствующей инновационной среды, пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности; 4) формирование благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности; 5) активизация международного сотрудничества в инновационной сфере; 6) организация государственного управления инновационными процессами в регионе; 7) подготовка специалистов для управления инновациями через многоуровневую систему образовательной деятельности.

Основной целью региональной инновационной политики является создание благоприятной инновационной среды, обеспечивающей превращение идей и разработок в рыночные продукты международного уровня, внедрение этих продуктов в важнейшие отрасли экономики и социальную сферу, а также позволяющей сохранить уникальный набор научных и инженерных школ. Необходим серьезный маркетинговый анализ инновационного спроса: какие потребности рынка способен удовлетворить регион, по-новому применив имеющиеся знания и производственные мощности? Необходимо учитывать и тот факт, что спрос на инновационную продукцию во многом определяется потребностями самих научных организаций и инновационных фирм.

Основными направлениями государственной инновационной политики выступают: 1) выявление отраслевых проблем, для решения которых требуется развитие инновационной деятельности; 2) обеспечение роста ВРП за счет освоения производства принципиально новых региона видов продукции и технологий, а также расширение на этой основе рынков их сбыта; 3) формирование целевых инновационных программ региона для решения выявленных проблем с учетом выделяемых и привлекаемых ресурсов; 4) развитие инновационной инфраструктуры и формирование инвестиционно-инновационной среды, привлекательной для инвестиций в производственную сферу региона; 5) формирование эффективной системы государственного регулирования инновационной деятельности; 6) государственная поддержка инновационной деятельности; 7) создание условий для формирования единой организационной инфраструктуры экспертного, информационного, патентного, правового и иного обеспечения инновационной деятельности; 8) создание условий для интеграции инновационной и научно-образовательной деятельности; 9) обеспечение информированности населения региона о ходе реализации инновационной политики с проведением мониторинга инновационной деятельности.

Территориальный принцип реализации инновационной политики предполагает использование возможностей кластеров научного и промышленного потенциала в этом регионе. Под кластером здесь следует понимать сеть производителей, поставщиков, элементов промышленной инфраструктуры, НИИ, взаимосвязанных в процессе создания добавленной стоимости. Кластерный подход дает возможность активизировать деятельность регионального звена управления с привлечением местных финансов. В свою очередь, корпоративные отношения приводят к появлению новых ресурсов, которые являются общими и используются в интересах развития всех участников инновационного процесса на основе согласованного управления финансовыми потоками. Экономические агенты, формирующие тот или иной кластер в регионе, могут рассчитывать на следующие положительные эффекты: увеличение масштабов и расширение области деятельности; разделение издержек и рисков; повышение способности к обучению; скорость и гибкость; увеличение возможностей в привлечении инвестиций.

На рис. 1 приводится механизм реализации региональной инновационной политики. Механизм инновационной политики должен строиться на основе учета воспроизводственных особенностей конкретного региона и предусматривать модернизацию регионального институционального пространства на основе приоритетов долгосрочного социально-экономического развития страны.

Организационной опорой формирующейся в стране ее городах и регионах инновационной системы является широкая сеть разнообразных по своим функциям и формам собственности институциональных структур. Они непосредственно осуществляющих фундаментальные и прикладные исследования, проектные, опытно-конструкторские и технологические разработки, изыскательские работы, подготовку кадров специалистов или обеспечивающих финансовое, маркетинговое, информационно-консалтинговое, правовое и иное обслуживание научно-технической деятельности.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Механизм реализации региональной инновационной политики

Реализация функций инновационного процесса при создании соответствующей институциональной системы поддержки со стороны государства в рыночной экономике, характеризующейся «эффективной конкуренцией», обеспечивает реальную возможность создания благоприятного инвестиционного климата для осуществления инновационной деятельности. Нововведения здесь пользуются спросом, их возможно продать и купить. Институтом государства обеспечивается реализация функциональной направленности инновационных процессов.

В рамках  государственной  инновационной  политики реализуется механизм самонастройки, основные функции которого: 1) купирование ведомственных, а также региональных интересов в процессе распределения и использования государственных ресурсов на исследовательские  цели, рациональная частичная передача полномочий межведомственным, межрегиональным координационным формированиям, обеспечивающим согласование этих интересов; 2) формирование специализированной системы научно-технологического аудита, в связи с возникновением опасности необоснованного получения льгот и нецелевого использования средств, что трудно поддается выявлению методами традиционного аудита; 3) ведение постоянного диалога с общественными организациями, неправительственными консультативными органами, представителями научного сообщества, крупного и мелкого бизнеса Эффективная инновационная деятельность частнопредпринимательского сектора достигается в результате  создания «макроусловий» инновационной деятельности.

Выбор приоритетов — сложный многоступенчатый административно-управленческий и общественно-политический процесс, осуществляемый под влиянием экономических, научно-технических, военных, политических и других факторов. Влияние этих связывается не с демонстрационными дорогостоящими проектами прорывного характера (так называемыми «красивыми технологиями»), а со сбалансированным развитием всех звеньев национальных инновационных систем.

Последние десятилетия выявили проблему сопряжения научных направлений и технологий, понимания их комбинаторной сути, когда результаты и успехи по каждому направлению определяют успехи других и продуцируют совокупный синергетический эффект. Последнее обстоятельство особенно актуально для выбора рациональных, сбалансированных направлений региональной инновационной политики. Ориентация на продвижение зачастую эфемерных инновационных проектов, усиленное перераспределение ресурсов региона на их реализацию может, учитывая широкие  возможности использования так называемого административного ресурса, приводить к вымыванию средств из региона и к их непроизводительному использованию. Это обостряется и известной особенностью инновационных продуктов, услуг и процессов, связанной со сложностью их рыночного прогнозирования, невозможностью детерминированного маркетингового сопровождения на всех стадиях их жизненного цикла. В приведенной на рис. 1 схеме особое внимание уделено необходимости сопоставления возможностей и ограничений использования, сложившихся в регионе воспроизводственных условий.

Правовое регулирование инновационных процессов предполагает отлаженное специальное законодательство и последовательную правоохранительную деятельность, позволяющие установить баланс интересов между участниками инновационного процесса. Эволюционно сложившиеся правовые модели инновационного развития включают в себя: общее законодательство по научно-технической политике (своего рода инновационную доктрину, содержащую нормы государственного содействия распространению в стране технических знаний и новых технологий); законы по защите интеллектуальной собственности; законы и нормативные акты, регулирующие деятельность инновационных структур различных типов (малых инновационных фирм, финансово-промышленных групп, инновационных фондов и т. д.); контрактное право, регулирующее, взаимодействие инновационных партнеров и защитные сетки лиц творческого труда, работающих по контракту, а также антимонопольное законодательство (защита и стимулирование конкуренции способствуют инновациям).

Информационное обеспечение инновационного процесса - это интегрирование данных об инновационных процессах и обеспечение открытого доступа (платного или бесплатного) к ним заинтересованных юридических и физических лиц. Информационное обслуживание предполагает наличие сведений об инновационных проектах, о финансовых ресурсах, которые могут быть аккумулированы для реализации проекта, о создателях новшеств  и  инновационных  менеджерах,  патентном  фонде. Информационное обслуживание все в большей степени осуществляется через компьютерные сети. Информационная среда существенно влияет на скорость протекания инновационных процессов, оптимизирует инновационную деятельность, пропагандирует ее достижения.

Информация о работе Инновационная программа как инструмент реализации стратегии развития города