Зарубежный опыт внедрения СМК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:16, курсовая работа

Краткое описание

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что выживаемость фирмы, её устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием десятков факторов, среди которых можно выделить два основных для потребителя – цена и качество приобретаемой продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по СМК.docx

— 103.66 Кб (Скачать файл)

У обучения есть очень важный побочный полезный эффект: изменение в лучшую сторону  личного отношения людей к  работе по качеству. Считают, что качество на 90% определяется воспитанием, сознательностью  и только на 10% знаниями. Учебные  программы могут дать лишь эти 10 процентов, но зато они сообщают импульс  изменению отношения работников к качеству, которое в дальнейшем надо поддерживать постоянными усилиями.

         Большое внимание уделяется кружкам качества. Формирование кружков добровольное. Исследования показали, что имеется прямая зависимость посещаемости кружков и активности на заседаниях от степени добровольности, самостоятельности в выборе тем, автономии в решении внутренних вопросов кружка. Заседание кружков - единственный вид непроизводственной деятельности, разрешенной в рабочее время. Заседания еженедельные. Если кружки собираются после работы, то компания выплачивает компенсацию, как за сверхурочное время. Лозунги кружков качества: "Качество определяет судьбу предприятия"; "Что сегодня кажется прекрасным, завтра устареет"; "Думай о качестве ежеминутно".

Регулярно проводятся цеховые и заводские  конференции кружков качества. Дважды в год конференции кружков  качества проводятся на Уровне всей компании. Проводятся и всеяпонские съезды представители кружков качества. Кружок считается признанным официально, если он зарегистрирован Японским союзом ученых и инженеров и об этом было оповещение в журнале "Мастер и контроль качества".

На японских предприятиях для персонала разработана  программа участия в обеспечении  качества, получившая название "пять нулей". Она сформулирована в виде коротких правил - заповедей:

  • не создавать условия для появления дефектов;
  • не передавать дефектную продукцию на следующую стадию;
  • не принимать дефектную продукцию с предыдущей стадии;
  • не изменять технологические режимы;
  • не повторять ошибок.

 

Эти правила  детализированы для этапов подготовки производства и собственно производства и доведены до каждого работника.

Таким образом, можно выделить главное в отношении  к качеству в Японии:

широкое внедрение научных разработок в  области управления и технологии

высокая степень компьютеризации всех операций управления, анализа и контроля за производством

максимальное  использование возможностей человека, для чего принимаются меры по стимулированию творческой активности (кружки качества), воспитанию патриотизма к своей  фирме, систематическому и повсеместному  обучению персонала 

 

2.3 Европейский опыт управления качеством

 

Если  в Японии и США на протяжении многих лет реализуются программы повышения  качества, проводится активная политика в вопросах качества, осуществляется долгосрочное планирование качества, то в Европе за редкими исключениями управление качеством продолжало оставаться, по существу, контролем качества. В  течение 1980-х годов повсюду в  Европе наблюдалось движение к высокому качеству продукции и услуг, а  также к усовершенствованию самого обеспечения качества. Широко внедрялись системы качества на основе стандартов ISO 9000.

Это привело  к более последовательной позиции  по вопросам качества, более надежным поставкам и более стабильному  уровню качества в целом.

Необходимо  отметить большую и целенаправленную деятельность стран Западной Европы по подготовке к созданию единого  европейского рынка, выработке единых требований и процедур, способных  обеспечить эффективный обмен товарами и рабочей силой между странами.

Важное  место в этой деятельности занимают специальные ассоциации или организации, осуществляющие координацию в масштабах  региона. В процессе подготовки к  открытому общеевропейскому рынку, провозглашенному с 1 января 1993 г., были выработаны единые стандарты, единые подходы  к технологическим регламентам, гармонизированы национальные стандарты  на системы качества, созданные на основе стандартов ИСО серии 9000, введены  в действие их европейские аналоги - ЕМ серии 29000. Большое значение придается  сертификации систем качества на соответствие этим стандартам, созданию авторитетного  европейского органа по сертификации в соответствии с требованиями стандартов ЕМ серии 45000. Указанные стандарты  должны стать гарантами высокого качества, защитить миллионы потребителей от низкосортной продукции, стимулировать  производителей к новым достижениям  в области качества.

Для нормального  функционирования европейского рынка  поставляемая продукция должна быть сертифицирована независимой организацией. Кроме сертификации продукции проводится аккредитация испытательных лабораторий  и работников, осуществляющих контроль и оценку качества продукции. Важнейший  аспект их деятельности - контроль за удовлетворением требований потребителя и разрешение конфликтов, которые имеют место между производителем и поставщиком продукции.

Фирмы проводят еще более интенсивную политику в области повышения качества продукции, а процессы подвергаются более жесткому контролю.

 Качество  стало фактором обеспечения конкурентоспособности  европейских стран. Для реализации  такой стратегии потребовались: 

  • единые законодательные требования;
  • единые стандарты;
  • единые процессы проверки, чтобы убедиться, что фирма соответствует требованиям рынка.

 

В 1985 г. принята  новая концепция гармонизации стандартов, введены требования по обеспечению  безопасности и надежности, но эти  требования являются рекомендательными. В то же время обеспечение единых требований имеет большое значение. Поэтому и ориентируется Европа на основополагающие стандарты ИСО 9000 и ЕМ 29000. Введена маркировка продукции  знаком СЕ.

Образованы  Европейский координационный совет  по испытаниям и сертификации и Европейский  комитет по оценке и сертификации систем качества. В состав комитета входят организации по сертификации Великобритании, Швейцарии, ФРГ, Австрии, Дании, Швеции, Франции, Испании, Португалии, Греции, Голландии, Бельгии, Финляндии, Норвегии, Ирландии и Италии. Главная задача проводимой работы - полностью удовлетворить запросы миллионов потребителей единого европейского рынка с наименьшими затратами.

Европейский рынок ставит серьезные задачи перед  фирмами других стран, намеревающимися  попасть на него.

Для того чтобы выстоять в конкурентной борьбе, крупнейшие фирмы Европы объединяют усилия для выбора прогрессивных  форм и методов управления качеством  продукции, связывают с их внедрением гарантии стабильного качества продукции. А она, как известно, включает:

  • стабильную технологию;
  • надлежащую систему поддержания технологической точности оборудования и оснастки;
  • метрологические средства контроля и испытаний продукции;
  • эффективную систему подготовки кадров.

 

В сентябре 1988 г. президенты 14 крупнейших фирм Западной Европы подписали соглашение о создании Европейского фонда управления качеством (ЕФУК).

Область деятельности Европейского Фонда управления качеством:

Поддерживать  руководство западноевропейских компаний в ускорении процесса создания качества для достижения преимуществ во всеобщей конкуренции 

Стимулировать и помогать всем сегментам западноевропейского сообщества принимать участие в деятельности, по улучшению качества и укреплению культуры европейского качества

ЕФУК  совместно с Европейской организацией по качеству (ЕОК) учредил Европейскую  премию по качеству, которая начиная  с 1992 года присуждается лучшим фирмам.

Отличительными  особенностями европейского подхода  к решению проблем качества являются:

  • законодательная основа для проведения всех работ, связанных оценкой и подтверждением качества;
  • гармонизация требований национальных стандартов, правил процедур сертификации;
  • создание региональной инфраструктуры и сети национальных организаций, уполномоченных проводить работы по сертификации продукции и систем качества, аккредитации лабораторий, регистрации специалистов по качеству и т.д.

Сопоставление западного (США и Европа) и восточного (Япония) подходов к качеству приведено в табл. 2

 

Таблица 2- Сравнение подходов к качеству.

Западный подход (США и Европа)

Восточный подход (Япония)

Качество основывается на низком уровне цен.

Качество основывается на низком уровне дефектов.

Первая цель - прибыль, качество - категория  случайная.

Первая цель - качество, прибыль  не замедлит последовать.

По вопросам качества покупатели должны просить согласие поставщика

Согласие с требованиями покупателя по вопросам качества

Общие идеи насчет качества

Строгая политика качества к каждому  предмету


 

 

Десять  лет назад в докладах на конференциях и в журнальных статьях приводился график динамики уровня качества в  Японии и на Запад (в Европе и США) (рис 1).

Из этого  графика вытекало, что в 1975 году произошла  смена лидерства в этой области. В лидеры по качеству продукции стали  входить страны, славившиеся в  недавнем прошлом низкопробной продукцией, находившиеся в экономическом кризисе, пострадавшие от войны, не имеющие, по сути, своих природных ресурсов, но всерьез занявшиеся подъемом экономики  страны и жизненного уровня населения  на базе использования нетрадиционных методов организации управления качеством. Качество переходило в количество - к 1985 г. на долю Японии стало приходиться  более половины продаваемых в  мире товаров, таких, как фотокамеры (84%), кассетные видеомагнитофоны (84%), часы (82%), калькуляторы (77%), высокочастотные  кухонные печи (71%), телефонные аппараты (66%), мотоциклы (55%), цветные телевизоры (53%) и др.

 

 

Рис. 1- Уровни качества продукции (кривые для США и Европы, а также Японии основаны на исследованиях Дж. Джурана)

 

Однако  с 1991-1992 гг. у лидера в области  качества - Японии начался экономический  кризис, который привел к изменению  объемов продаж и снижению конкурентоспособности  товаров. На этом фоне произошло выравнивание уровней качества между Японией, США и Европой.

Сближение уровней качества, достигнутых различными странами мира, стало следствием многих причин. Одной из главных является творческий обмен передовым опытом работы по улучшению качества, интеграция всех подходов и методов, которые  человечество освоило на эволюционном пути развития теории и практики достижения высокого качества.

Выработанные  таким образом единые подходы, признанные специалистами всех стран, известны теперь как принципы Всеобщего управления качеством (ТQМ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Зарубежный  опыт показывает комплексный и многовариантный характер проблемы повышения качества как одной из основных составляющих в повышении производительности организации вызывает усиление ориентации на комплексное развитие организации, включая социально – экономическое, производственное, технологическое, научное и нормативно – правовое развитие.

Система всеобщего управления качеством (TQM) является комплексной системой, ориентированной  на постоянное улучшение качества, минимизацию затрат, выполнение договорных обязательств, увеличение производительности. Данная система всеобщего управления качеством является основной частью системы всеобщего управления производительностью , при этом ключевым моментом системы является применение коллективных форм и методов поиска улучшений, постоянное участие всего персонала в реализации этих улучшений.

Стандарты серии ИСО-9000 представляют собой  общие требования к тому, как должна быть построена система управления на предприятии, чтобы можно было гарантировать работу производственной системы в соответствии с требованиями системы качества. И сводятся к  точной идентификации на предприятии  выделенных процессов и документированию зон ответственности. Описание системы  качества должно быть донесено до каждого  работника предприятия, деятельность которого влияет на качество продукции  и услуг предприятия.

Стандарты ИСО 9000 имеют своей целью оказать  помощь покупателям в определении  потенциальных поставщиков, обладающих эффективной Системой Качества. Предприятия, сертифицированные по ИСО 9000, идентифицируются и воспринимаются потребителем как  жизнеспособные поставщики. Соответствие стандартам ИСО 9000 создаёт конструктивную основу для заключения договорных соглашений между покупателем и поставщиком.

Информация о работе Зарубежный опыт внедрения СМК