Зарубежный опыт внедрения СМК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:16, курсовая работа

Краткое описание

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что выживаемость фирмы, её устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием десятков факторов, среди которых можно выделить два основных для потребителя – цена и качество приобретаемой продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по СМК.docx

— 103.66 Кб (Скачать файл)

 

В методике создания системы менеджмента качества излагается последовательность действий, охватывающих все этапы создания СМК от определения целей и политики в области качества на предприятии до сертификации действующей системы.

Методика  включает пять этапов. На первом этапе  при подготовке к созданию СМК  руководство предприятия определяет политику и цели в области качества, придерживаясь следующих принципов:

  • политика в области качества - это часть общей политики и стратегии предприятия;
  • политика служит основой для установления целей, направленных на улучшение качества продукции.

 

Для выполнения работ по созданию СМК назначается  ответственный со стороны руководства, организовывается служба качества и формируется команда проекта.

В состав команды проекта входят специалисты  из ведущих производственных и функциональных подразделений. Сотрудники службы качества и члены команды проекта проходят обучение по специальным программам, включающим изучение требований ИСО 9001:2000, и методам проектирования СМК и разработке всей необходимой документации.

 До начала работ команда проекта составляет план проведения работ, который утверждается ответственным за качество со стороны руководства. В плане определяются этапы и виды работ, исполнители, сроки и стоимость выполнения. Для определения стоимости составляется смета затрат на осуществление проекта по созданию СМК.

При разработке СМК предприятия привлекаются профессиональные консультанты. Стоимость консультационных услуг учитывается в смете.

На втором этапе проводится комплексный анализ управления качеством продукции  на предприятии и разрабатывается  концептуальная модель СМК. Выполнение этапа начинается с анализа существующей системы управления, сильных и  слабых сторон деятельности предприятия  в области качества, а также  организационной структуры и  используемых методов контроля качества продукции. Процедура оценки соответствия фактического состояния управления качеством на предприятии, политики в области качества и требованиям  стандарта ИСО 9001:2000 :

  • установление квалификационного и профессионального уровня персонала;
  • определение наличия соответствующего оборудования для выпуска качественной продукции;  
  • рассмотрение методов проверки качества поставляемого сырья и материалов;
  • организация контроля качества в процессе производства и окончательного контроля качества готовой продукции.

 

После анализа  существующей системы управления качеством  разрабатывается концептуальная модель СМК предприятия. В первую очередь  определяются бизнес-процессы и по ним разрабатываются организационно-технологические  схемы. Разработка организационно-технологических  схем сопровождается анализом существующей системы управления и внесением  изменений в производственный процесс  и в организационную структуру  в соответствии с требованиями ИСО 9001-2000.

По результатам  проведённого анализа разрабатываются  предложения по совершенствованию  системы управления предприятием в  целом, а также составляются планы  организационно-технических мероприятий  по повышению качества продукции, необходимых  для внедрения и функционирования CMК.

Третий  этап включает разработку документации СМК. Документация СМК является основным элементом функционирования СМК. Она  обеспечивает выполнение функций СМК  путём определения форм и видов  взаимодействий и установления порядка  ввода и вывода информации.

Через документацию, соответствующую установленным  требованиям к качеству, осуществляется воспроизводимость принципов менеджмента качества, принятых на предприятии.

Документация  СМК включает:

  • руководство по качеству - главный документ системы, в котором приводится политика и цели организации в области качества, состав системы и дано описание реализации всех требований, предъявляемых к СМК предприятия стандартом ИСО 9001-2000;
  • документированные процедуры, предназначенные для координации различных видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование СМК;
  • записи по качеству - документация по доказательству качества продукции, работ, услуг, в которой содержатся зарегистрированные значения контролируемых признаков и параметров.

 

Документированные процедуры и формы записей  по качеству разрабатывает команда  проекта. В процессе подготовки к  разработке документации определяется полный перечень документированных  процедур, требуемых для функционирования СМК. Служба качества составляет технические, задания и график разработки процедур и других документов СМК.

На основании  документированных процедур служба качества подготавливает Руководство  по качеству, которое включает:

  • область применения СМК;
  • документированные процедуры, разработанные для СМК или ссылки на них;
  • описание взаимодействия процессов, включённых в систему менеджмента качества.

 

Руководство по качеству необходимо постоянно актуализировать, так как СМК, как и система  управления организацией, постоянно развивается и изменяется.

После этого  все регламентирующие документы  такие, как положения по функциональным и производственным подразделениям и должностные инструкции приводятся в соответствие с разработанными документированными процедурами и  Руководством по качеству.

Основными задачами документирования системы  качества являются:

  • определение и формализованное описание работ по управлению качеством;
  • обеспечение регулярной регистрации фактических данных о качестве процессов и их результатов, а также состоянии СМК в ходе её функционирования и совершенствования;
  • отражение влияния любых изменений и сохранение тех преимуществ, которые обеспечивают повышение качества, закрепление положительного опыта по организации работ в СМК;
  • объективное подтверждение того, что все процессы, с помощью которых организация обеспечивает заданный уровень качества, определены, процедуры утверждены и находятся под контролем при внесении в них изменений;
  • регистрация выявленных несоответствий и доказательство их устранения;
  • обеспечение достоверности проверки СМК как внутренними, так и внешними аудиторами с целью установления адекватности описания реальных процессов и их выполнения.

 

Характер  и глубина документации должна отвечать требованиям, установленным в контрактах, законодательных и нормативных  актах; потребностям и ожиданиям  потребителей и других заинтересованных сторон. Документация СМК согласовывается  со всеми исполнителями и утверждается руководством предприятия.

Четвёртый этап охватывает работы, связанные  с внедрением СМК. Весь персонал предприятия  знакомится с документацией СМК  и обучается работе в условиях функционирования СМК.

Начиная с момента внедрения СМК, все  подразделения работают по документированным  процедурам и ведут в обязательном порядке записи о качестве. Несоответствия, выявленные в процессе внедрения  СМК, анализируются службой качества с целью установления причин их появления  и корректировки при необходимости  соответствующей документации.

На пятом  этапе проводятся работы, связанные  с сертификацией СМК. Ввиду того, что сертификацию действующих СМК  проводят различные международные  и национальные органы, желательно сделать выбор сертифицирующего органа с учётом пожеланий заказчика.

С выбранным  сертифицирующим органом заключается  контракт и подаётся заявка по установленной  форме и передаётся требуемый  пакет документов СМК. После получения  замечаний по документации служба качества вносит в неё соответствующие  изменения и согласовывает дату проведения внешнего аудита.

В процессе проведения внешнего аудита выявляются несоответствия созданной на предприятии  СМК требованиям ИСО 9001:2000. Если несоответствия незначительные, для получения сертификата  предприятию достаточно отчитаться о принятых мерах по устранению несоответствий.

Сертификат  выдаётся на три года, в течение  которых сертифицирующий орган  осуществляет надзор за функционированием  СМК на предприятии, проводя регулярные наблюдательные аудиты. В случае выявления  серьёзных нарушений сертификат может быть аннулирован.

 

2 Зарубежный опыт управления качеством

 

Международное сообщество выработало единый подход к нормированию технических требований к качеству продукции. Важная роль в  этом деле отводится законодательству как форме государственного регулирования  качества и методов его обеспечения.

 На  современном этапе развития научно-технического  прогресса качество продукции  выдвигается в число ключевых  проблем развития национальных  экономик. Во всех промышленно  развитых странах мира ведется  активный поиск путей решения проблемы повышения качества продукции, ее конкурентоспособности на мировом рынке. Рассмотрим историю развития управления качеством на примере трех ведущих регионов мира: США, Японии и Западной Европы. Законодательные основы стандартизации, сертификации и метрологии в различных регионах мира приведены в табл 1

 

Таблица 1- Законодательные основы стандартизации, сертификации и метрологии в различных регионах мира.

Страна

Закон по стандартизации

Закон по сертификации

Закон по метрологии

США

каталогизации и стандартизации (1954г.)

о безопасности потребительских товаров 1972г.)

о метрологической системе (1986 г.)

Япония

о промышленной стандартизации (1949 г., поправки - 1980 г.)

о безопасности потребительских товаров (1973 г.)

об измерениях (1985г.)

Германия

соглашение между ДИН и федеральным  правительством (1979г.)

 

о продуктах питания и товарах  массового потребления (1974г.)

обеспечении безопасности технических средств (1968г.)

об охране окружающей среды (1974г.)

об измерительном деле (1985 г.)

о единицах измерений и о поверке (1985 г.)


 

         2.1 Опыт управления качеством в США

 

Промышленная  революция в Америке положила конец ремесленничеству. Ремесленник  контролировал процесс производства с начала до конца. Он был и инспектором  по качеству, сам закупал сырье, торговал и выполнял функции управляющего. Работа для него стала предметом  гордости, и, кроме того, он мог осуществлять контроль за конечной продукцией. В XIX веке в результате перехода к серийному производству потребовался новый тип рабочего. Для фабрик были необходимы рабочие, согласные выполнять в известной последовательности простые повторяющиеся операции. От таких рабочих не требовалось высокого уровня подготовки и профессиональных навыков. Стиль управленческой работы базировался на том, что рабочий не имел оборудования, рабочих навыков, не стремился к общению и не был заинтересован в труде. Отсюда и враждебные отношения между рабочими и руководящим составом. Рабочий делал то, что ему говорили. Если он был плохим работником, его увольняли.

В Америке  эта система работала хорошо, ибо  позволяла производить больше товаров  при меньших расходах. После второй мировой войны, когда большая  часть глобального промышленного  потенциала была уничтожена, во всех странах  переживали острый недостаток в товарах  широкого потребления. Территория США  не подвергалась бомбардировке и  не была ареной сухопутных сражений. Промышленность США начала быстро и, как казалось, в неограниченном количестве производить  холодильники, телевизоры, автомобили и радиоприемники, чтобы удовлетворить  потребности, возросшие во всем мире в результате возвращения бывших солдат домой. В 40-е и 50-е годы качество товаров, производимых в Америке, было низкое. Единственный вопрос, над которым задумывались, касался лишь объемов возможного производства.

Серьезной проблемой для промышленности США  являлись огромные затраты вследствие низкого уровня качества. 20 - 25 процентов  всех текущих затрат типичного американского  предприятия шло на обнаружение  и устранение дефектов продукции. Иными  словами, до одной четверти всех работников предприятия ничего не производили - они лишь переделывали то, что было неправильно сделано с первого  раза. Если прибавить к этому затраты  на ремонт или замену дефектных изделий, которые вышли за пределы предприятия  и попали на рынок, то суммарные расходы  вследствие низкого уровня качества составляли 30 и более процентов  от издержек производства.

Многие  специалисты США считали низкое качество главным тормозом роста  производительности труда и конкурентоспособности  американской продукции. Повысить уровень  качества или оказаться в проигрыше - другой альтернативы для американской промышленности не существовало. Решение  проблемы качества в США чаще всего  пытались найти в различных протекционистских  мерах: тарифах, квотах, пошлинах, защищающих американскую продукцию от конкурентов. А вопросы повышения качества отодвигались на второй план.

Информация о работе Зарубежный опыт внедрения СМК