Зарубежный опыт внедрения СМК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:16, курсовая работа

Краткое описание

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что выживаемость фирмы, её устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием десятков факторов, среди которых можно выделить два основных для потребителя – цена и качество приобретаемой продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по СМК.docx

— 103.66 Кб (Скачать файл)

Администрация США по требованию американских предпринимателей приняла ряд протекционистских  мер по защите американских производителей автомобилей, стали, бытовой электроники, мотоциклов и т. д. Даже ведущие американские компании, в которых качество продукции  считалось основной целью, рассматривали  качество как средство уменьшения издержек производства, а не способ удовлетворения нужд потребителей. Вместе с тем  наиболее трезвомыслящие управляющие  фирм США поняли, что надо повышать качество американских товаров. Какие  же меры предлагались для этого? Было решено уделить внимание развитию таких  проблем, как:

  • мотивация рабочих;
  • кружки качества;
  • статистические методы контроля;
  • повышение сознательности служащих и управляющих;
  • учет расходов на качество;
  • программы повышения качества;
  • материальное стимулирование.

 

В США  в начале 80-х годов управление качеством сводилось к планированию качества, и это было прерогативой службы качества. При этом недостаточно внимания уделялось внутрипроизводственным потребителям - планы повышения качества делались без учета потребностей внутри фирмы. Процесс такого управления качеством создавал не планы, а проблемы.

Для 80-х  годов характерна массированная  кампания по обучению прямо на рабочих  местах как способ повышения качества и обнаружения дефектов. Поставщики тоже предприняли попытки обучить  качеству свой персонал.

В этот же период в США были изданы две книги  Э. Деминга: "Качество, производительность и конкурентоспособность" и "Выход из кризиса". В этих монографиях изложена философия Деминга, знаменитые "14 пунктов", которые легли в основу всеобщего качества.

В США  стали четче представлять проблему качества. У американской промышленности есть ресурсы, потенциал, амбиции и  хорошо оплачиваемое руководство высшего  звена. Огромные капиталовложения в  новую технологию и разработку новых  видов продукции, а также новые  отношения между рабочими и управляющими, строящиеся на общей заинтересованности в повышении качества продукции  и работы, создают предпосылки  для новой технической революции  в США.

Специалисты США возлагают большие надежды  на совершенствование управления качеством, которое должно означать, по их мнению, радикальную перестройку сознания руководства, полный пересмотр корпоративной  культуры и постоянную мобилизацию  сил на всех уровнях организации  на поиск путей к непрерывному повышению качества американской продукции.

Новым тенденциям в США наибольшее сопротивление  оказывают руководители среднего звена. Для многих из них управленческая политика, основанная на качественном подходе, представляется угрозой их авторитету и даже их должностному положению. Производственные рабочие, как правило, готовы взять на себя ответственность за качество своей  работы.

Сердцевиной революции в области качества является удовлетворение требований заказчиков (потребителей). Каждый рабочий на конвейере  является потребителем продукции предыдущего, поэтому задача каждого рабочего состоит в том, чтобы качество его работы удовлетворяло последующего рабочего.

Внимание  со стороны законодательной и  исполнительной власти к вопросам повышения  качества национальной продукции - новое  явление в экономическом развитии страны. Одна из главных задач общенациональной кампании за повышение качества - добиться реализации на деле лозунга "Качество - прежде всего!". Под этим лозунгом ежегодно проводятся месячники качества, инициатором которых стало Американское общество по контролю качества (АОКК) - ведущее в стране научно-техническое  общество, основанное в 1946 г. и насчитывающее  в настоящее время 53 тыс. коллективных и индивидуальных членов. Конгресс США учредил национальные премии имени Малькольма Болдриджа за выдающиеся достижения в области повышения качества продукции, которые с 1987 г. ежегодно присуждаются трем лучшим фирмам. Премии вручает Президент США во второй четверг ноября, отмечаемый как Всемирный День Качества.

Анализируя  американский опыт в области качества, можно отметить следующие характерные  его особенности:

  • жесткий контроль качества изготовления продукции с использованием методов математической статистики;
  • внимание к процессу планирования производства по объемным и качественным показателям, административный контроль за исполнением планов;
  • совершенствование управления фирмой в целом.

 

Принимаемые в США меры, направленные на постоянное повышение качества продукции, не замедлили  сказаться на ликвидации разрыва  в уровне качества между Японией  и США, что усилило конкурентную борьбу на мировом рынке, превращающемся в единый, глобальный рынок.

 

2.2 Опыт управления качеством в Японии

 

Опыт  Японии убедительно показывает, что  повышение качества - работа, которая  никогда не кончается.

 В  1945 году Япония лежала в руинах; ее промышленность была полностью  разрушена. Об отсталости японской  техники в тот период дает  следующее сопоставление.

Имеющий большое значение в современной  радиотехнике трансформатор низкой частоты для усилителей, изготовляемый  в Японии, весил 250 г., в то время  как вес этого аппарата конструкции  США - всего 30 г.

Будучи  погружен в воду, японский трансформатор  выходил из строя в течение 15 минут, американский же - полностью герметичен и непроницаем.

Однако  в конце 40-х - начале 50-х годов японские специалисты, пройдя обучение у авторитетных американских ученых по управлению качеством  Э. Деминга и Дж. Джурана, стали успешно применять эти знания в промышленности Японии.

Был внедрен  так называемый цикл Деминга, связанный с проектированием, производством, сбытом продукции, анализом и вытекающими из его результатов изменениями для повышения уровня качества - цикл РВСА "планирование - выполнение - проверка - корректирующее воздействие" ("plan - do - check - action").

Активно использовались контрольные карты  для управления технологическим  процессом. Авторский гонорар от книги лекций Деминга был использован для учреждения премий его имени. Золотые медали Деминга присуждаются с 1951 г. для отдельного лица и для предприятия. Все это создало атмосферу, в которой управление качеством рассматривается как орудие руководства. На передовых фирмах Японии с наибольшей полнотой и последовательностью внедрены комплексный подход и принципы системного управления качеством. Опыт подобных фирм тщательно изучается, анализируется, и делаются попытки его заимствования в США и в странах Западной Европы.

Считается, что японский подход к управлению качеством имеет ряд отличительных  черт, однако сравнительный анализ показывает, что теоретические положения  имеют универсальный характер и  в этом смысле они интернациональны. Системы управления качеством тех  прогрессивных зарубежных фирм, где  эти концепции нашли наиболее полную и правильную практическую реализацию, сходны по своему характеру, сам механизм внедрения и развития систем также  универсален по своей сути.

Отличительными  элементами японского подхода к  управлению качеством являются:

  • ориентация на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях;
  • ориентация на контроль качества процессов, а не качества продукции;
  • ориентация на предотвращение возможности допущения дефектов;
  • тщательное исследование и анализ возникающих проблем по принципу восходящего потока, т. е. от последующей операции к предыдущей,

культивирование принципа: "Твой потребитель - исполнитель  следующей производственной операции" ;

  • полное закрепление ответственности за качество результатов труда за непосредственным исполнителем;
  • активное использование человеческого фактора, развитие творческого потенциала рабочих и служащих, культивирование морали: "Нормальному человеку стыдно плохо работать".

 

Основная  концепция "японского чуда" - совершенная  технология, будь то технология производства, управления или обслуживания. На фирмах широко внедряются вычислительная и  микропроцессорная техника, новейшие материалы, автоматизированные системы  проектирования, широко применяются  статистические методы, которые полностью  компьютеризированы.

Характерной особенностью разработки системы управления качеством в последние годы является то, что в ее состав включают систему  связи с потребителем и систему  связи с поставщиками.

Пути  решения проблемы дальнейшего повышения  качества руководители фирм видят только в сотрудничестве, взаимном доверии  поставщиков, производителей и потребителей.

Главное они видят в обязательном установлении причин ненадлежащего качества, независимо от того, где они будут обнаружены у поставщика или потребителя, и  реализации совместных мероприятий  по устранению выявленных причин в  максимально короткие сроки.

Заслуживает внимания практика целенаправленного  создания собственной субподрядной сети, которая работает с заказчиком на долгосрочной основе. Японским фирмам удалось доказать, что даже в условиях свободной конкуренции подобный принцип оказывается более эффективным, чем практикуемый на Западе ежегодный  конкурс субподрядчиков.

Создание  собственной сети поставщиков накладывает  на заказчика и серьезные обязательства. Они связаны с организацией на субподрядных предприятиях действенных  подсистем обеспечения качества, оказанием финансового, технического и организационного содействия им в  налаживании контроля качества продукции, в модернизации производственных мощностей  и т. д.

С этой целью  разрабатываются специальные программы, предусматривающие изучение состояния  дел у поставщиков в области  качества продукции, изучение их производственных возможностей, подготовку и обучение кадров, разработку и реализацию других мероприятий, от которых зависит  качество поставляемой продукции.

При наличии  доверительных отношений с поставщиками, основывающихся на совместном поиске путей повышения качества продукции, обеспечивается переход на распространенную в Японии систему доверия, дающую значительную экономию времени и средств, необходимых на проведение входного контроля материалов и деталей, поступающих с фирмы-поставщика.

Японские  специалисты считают, что нужно  начинать с фактов и с их анализа, а не с защиты логики обязанностей и ответственности. Нужны совместные усилия, коллективные решения.

Важнейшей предпосылкой успешной работы по качеству является подготовка и обучение персонала. Неоднократно подчеркивалось, что начинать процесс обучения следует с высшего  руководящего звена. Целесообразнее это  делать силами привлекаемых специалистов-консультантов  по качеству. Общие сведения о деятельности по качеству, даваемые в процессе обучения, должны сочетаться с конкретными  приемами и рекомендациями.

Считается, что каждой фирме лучше составить собственную программу обучения, задав при этом необходимые цели (повышение производительности, снижение уровня дефектности).

Лидерство во внедрении и распространении  концепции комплексного управления качеством должно принадлежать высшему  руководству компании. Это правило  становится единой и универсальной  основой успеха. В последние годы обучение ведется самыми современными методами. Разработаны программы  деловых игр по качеству с использованием персональных ЭВМ. Обучающийся сам  принимает решения и старается  создать воображаемому предприятию  наилучшие условия для достижения высокой конкурентоспособности  продукции.

         Обучение рабочих осуществляется, как правило, их непосредственными руководителями - мастерами, начальниками участков. Обучение мастеров, начальников участков и цехов состоит из 6-дневного теоретического курса и 4-месячной практической деятельности. В компании "Ниссан Мотор" в течение первых 10 лет работы учебе с отрывом от производства отводится не менее 500 дней. В дальнейшем учеба продолжается непосредственно на рабочих местах по вечерам и в выходные дни. Процесс обучения обязательно заканчивается аттестацией, которая проводится периодически для всех категорий работающих, включая и управляющих. Аттестация проводится руководителями соответствующего подразделения с привлечением специалистов. Периодичность аттестации в зависимости от категории рабочих - один раз в 3 месяца, 6 месяцев, один раз в год.

Ряд специалистов кроме фирменного экзамена сдают  государственный экзамен. Например, на фирме "Табай Эспек" 75% работников прошли государственную аттестацию Министерства труда. Обучение перед государственной аттестацией платное. За обучение платит фирма. Работник, прошедший государственную аттестацию, получает надбавку к зарплате. Результаты аттестации вывешиваются на рабочих местах. Допускается аттестация до трех раз. Работник, не прошедший аттестацию в третий раз, считается профессионально непригодным для работы на данном рабочем месте.

Информация о работе Зарубежный опыт внедрения СМК