Европейский Валютный Союз и его антикризисная политика в отношении Ирландии и Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:24, дипломная работа

Краткое описание

В работе поставлена цель - проанализировать механизм ЕВС и эффективность его антикризисных действий в отношении Ирландии и Греции в 2008-2011 гг. При написании квалификационной работы были поставлены следующие задачи:
изучить процесс создания ЕВС, основные проблемы и риски валютной интеграции;
выявить причины финансовых кризисов в Ирландии и Греции;
исследовать динамику развития отношений ЕВС с правительствами Ирландии и Греции в связи с антикризисными мероприятиями;
оценить эффективность антикризисных мер ЕВС.

Содержание

Summary 3
Введение 4
Глава 1. Создание и механизм Европейского Валютного Союза 13
1.1. ЕВС как этап европейской валютной интеграции 13
1.2. Проблемы и риски ЕВС 24
Глава 2. Деятельность ЕВС по преодолению кризисов в Ирландии и Греции 31
2.1. Меры ЕВС в связи с банковским кризисом в Ирландии 31
2.2. ЕВС и долговой кризис в Греции 42
Заключение 49
Список использованных источников и литературы 52

Вложенные файлы: 1 файл

Ибрагимов_Диплом 176 гр..doc

— 316.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ  И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

 

 

 

 

Европейский Валютный Союз  
и его антикризисная политика

в отношении Ирландии и Греции

(квалификационная работа  
на степень бакалавра)

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 4 курса, 176 группы

Ибрагимов Р.Н.

____________________

(подпись)

Научный руководитель

к.и.н., доц.

Бетмакаев А.М.

_____________________

(подпись)

Допустить к защите:

зав. кафедрой, д.и.н.,

профессор

Чернышов Ю.Г.

_________________

(подпись)

«___»______2011 г.

Работа защищена

«____»__________2011 г.

Оценка_______________

Председатель ГАК

д.п.н., профессор

Барабанов О.Н.

______________________

(подпись)


 

Барнаул 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Summary

 

The EU uses a common currency, the euro monetary system which tends to make the trade zone more effective and compatible in the international market (European Union). The EU also intended to improve the relations with non-member countries and for this purpose it planned to develop special policies on trade with nonmember countries. Nowadays, the EU is on the 5 th place ahead of the US and Japan. The EU is the leading player in international market (European Union). As these countries have not yet fulfilled all the requirements, they need financial resources or in other words they need money. The EU assists those countries providing financial resources to those countries. The EU provides sovereignty to its Members to act as independent ones on behalf of the EU or in other words to welfare and interest of the Union as a whole (European Union).

The European Union has an internal problem with its own member states Ireland and Greece. In this case Ireland and Greece has a budget deficit.

The main purpose of the article is to examine the situation in Ireland and Greece and in the EU.

To study this question it is necessary to investigate some problems:

  • history and establishment of European Monetary Union;
  • the problem of creation of European Monetary Union;
  • The economic situation and problems of the Ireland and Greece in the EU.

It is difficult to imagine the overcoming of the current economic crisis without any efforts by the major international organizations. The European Union as the most advanced form of international economic integration is intended to play a special role in the anti-crisis actions of the world community.

 

Введение

Европейский союз как экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1993 году на принципах Европейских сообществ.

С помощью  стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля между 22 странами-членами Шенгенским соглашением. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

Евро был  представлен мировым финансовым рынкам в качестве расчётной валюты в 1999 году, а 1 января 2002 года были введены в наличное обращение банкноты и монеты. Евро заменил европейскую валютную единицу (ЭКЮ), которая использовалась в европейской валютной системе с 1979 по 1998 год, в соотношении 1:1.

Финансово-экономический кризис 2008–2009 гг. быстро приобрел глобальный характер и затронул в той или иной степени практически все значимые экономики мирового хозяйства. Это одна из особенностей текущего кризиса.

В условиях глобализации финансовый кризис, зародившийся в США, быстро распространился на Европу и сначала вылился в кризис ликвидности, а затем поразил реальный сектор. К концу 2008 г. экономика стран ЕС оказалась подвержена рецессии, демонстрируя два квартала подряд отсутствие роста. Значительное ухудшение конъюнктуры началось еще во втором квартале 2008 г., когда произошло абсолютное сокращение ряда ключевых показателей по отношению к первому кварталу, в котором они имели прирост. В конце первого квартала 2009 г. продолжающая свой рост безработица в ЕС-27 составила 8,4 %, а в зоне евро – 8,9 %. Падение ВВП, по данным Евростата, составило более 4 %. Кризис активно распространялся на ведущие экономики мира.

Надо отметить, что ЕС в последние  годы часто становится либо инициатором, либо одной из главных движущих сил, либо даже моделью международного регулирования по все более широкому кругу областей. Многие страны и региональные объединения используют опыт ЕС по формированию зоны свободной торговли и таможенного союза, снятию барьеров на пути перемещения услуг, капиталов, гражданских лиц. Как известно, ЕС был и остается наиболее активным сторонником принятия международных мер по ограничению выбросов парниковых газов в борьбе за сохранение климата и пионером формирования рыночной системы торговли эмиссионными квотами1.

Антикризисная политика не является исключением. Интересно отметить, что инициатором международной координации антикризисных мер во многих случаях являлся ЕС. Именно по инициативе ЕС, в ноябре 2008 г. в Вашингтоне был созван саммит представителей ведущих экономик мира, с которого началась по существу выработка глобальной антикризисной политики. На саммите «Группы двадцати», который состоялся 15 ноября в Вашингтоне, ЕС был полноценно представлен как объединение, наряду с 19 главами государств и правительств крупнейших экономических держав мира2. Скоординированный подход ЕС оказывал влияние на выработку и глобальной скоординированной политики. В этой связи особенно интересно проанализировать направление и характер принимаемых в ЕС мер, поскольку часть из них имеет шанс быть использована международным сообществом в перестройке мировой финансовой архитектуры и в выработке новой системы международного экономического регулирования.

Способность действовать в критической (кризисной) ситуации является своего рода проверкой на прочность ЕС как объединения. Не секрет, что в кризис каждая страна, в стремлении защитить национальную экономику, под давлением обстоятельств, может «забыть» о своих обязательствах перед партнерами, попытаться ввести протекционистские меры в интересах отечественных производителей. Поэтому наличие общей или скоординированной политики в период кризиса особенно показательно с точки зрения определения степени общности экономических интересов стран внутри союза.

В ЕС до мирового кризиса 2008–2009 гг. не было антикризисной политики. Собственно говоря, никогда и не возникало столь острой необходимости в ее проведении. Тем не менее, Европейский союз обладает мощными ресурсами воздействия на макроэкономическую ситуацию, удачно дополняющими национальные инструменты регулирования входящих в него стран с точки зрения способности противостоять глобальным экономическим вызовам времени. Для проведения общей политики есть и соответствующие институты, и механизм, и правовая база, и инструментарий. Есть и солидная основа в виде таможенного союза, емкого единого внутреннего рынка, валютного союза – укрепляющих мировые позиции ЕС и расширяющих возможность противостоять внешним экономическим потрясениям. А возможности ЕС координировать национальную политику стран членов, пожалуй, наиболее высоки среди всех международных экономических институтов3.

В рамках формировавшейся в течение 2008–2009 гг. антикризисной политики ЕС действует по всем направлениям и использует все возможные рычаги воздействия на макроэкономическую ситуацию. Это и меры по восстановлению ликвидности, и прямая финансовая поддержка, и совершенствование системы регулирования4.

В Ирландии, которая ощутила один из самых сильных ударов во время  рецессии из стран-членов ЕС, налог  на доходы был одной из главных  причин ее экономического роста, и также, одним из немаловажных факторов, сдерживающих страну от еще большей рецессии. Страна, в которой безработица превышает 10 проц. не может допустить даже намека об изменении налогового режима.

Ирландия выбиралась  международными, преимущественно американскими, компаниями из-за льготного налогового режима,  дешевой и высококвалифицированной рабочей силы, англоговорящего населения и низких затрат на строительство и  энергоносители. Но постепенно преимущества стали испаряться – дешевые высококвалифицированные специалисты стали высокооплачиваемыми и требовательными, английский подучили и в других странах. И налог на прибыль для нее сейчас остается, чуть ли не последним преимуществом страны перед другими членами ЕС.

В результате, произошло нечто невероятное, но очевидное, буквально на глазах Ирландия из оазиса благополучия превращается в безнадежного должника. И уже звучат прогнозы о «потерянном десятилетии» Ирландии. Увы, за любой успех нужно платить, особенно за такой. Очевидно, «тучные» времена для Ирландии отошли в прошлое, впереди её ждут только «тощие» годы. Ирландия переходит к режиму строгой экономии.

Это связано с тем, что Ирландия имеет огромный долг, и дефицит  бюджета. В этой ситуации Ирландия, в которой она почувствовала, что сама не справиться со своими проблемами, она обратилась в ЕС и МВФ с просьбой о финансовой поддержке, необходимой стране для решения долговых проблем и укрепления банковской системы. Выделение такой помощи должно сопровождаться принятием страной обязательств по нормализации ситуации в экономике и финансовой сфере5.

Сложная финансовая ситуация в Греции не окажет длительного негативного воздействия на деятельность Европейского валютного союза (ЕВС). Опасная финансовая ситуация в Греции коренным образом отличается от финансовых проблем в Португалии, Ирландии, Испании и Италии6. «Проблемы в этих странах ни имеют ничего общего с драматической ситуацией, сложившейся в Греции, поэтому сравнение невозможно7.

Греция наряду с другими странами еврозоны с финансовыми проблемами должна представить убедительную концепцию консолидации бюджетов с целью наведения порядка в налогово-бюджетной сфере. Изучение практического опыта и примеров разных стран показывает, что решительные меры по консолидации бюджетов могут способствовать росту экономики. «Обоснованная программа консолидации способствует устранению ложных экономических стимулов, соотносит инвестиции с уровнем личного потребления и в среднесрочной перспективе может обеспечить резкий рост экономики», – прокомментировал г-н Хайзе.

Небольшое снижение уровня долга ожидается  уже в 2013 г. С учетом сказанного выше это означает, что даже с введением режима жесткой экономии ситуация с государственными финансами в Греции будет оставаться очень напряженной в течение длительного периода времени, вместе с тем это позволит в ближайшее время остановить рост внешнего долга. Сложившаяся кризисная ситуация в странах еврозоны способствовала началу дискуссии по вопросам управления кризисом задолженности. Одним из предложений является создание Европейского валютного фонда, который предоставлял бы займы на определенных условиях странам, испытывающим финансовые затруднения.

Объектом исследования является европейская валютная интеграция.

Предметом исследования является Европейский Валютный Союз  
и его политика в связи с финансовыми кризисами в Ирландии и Греции в 2008–2009 гг.

В работе поставлена цель - проанализировать механизм ЕВС и эффективность его антикризисных действий в отношении Ирландии и Греции в 2008-2011 гг.

При написании  квалификационной работы были поставлены следующие задачи:

  1. изучить процесс создания ЕВС, основные проблемы и риски валютной интеграции;
  2. выявить причины финансовых кризисов в Ирландии и Греции;
  3. исследовать динамику развития отношений ЕВС с правительствами Ирландии и Греции в связи с антикризисными мероприятиями;
  4. оценить эффективность антикризисных мер ЕВС.

В соответствие с поставленными  задачами структура работы включает введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение, в котором подводятся итоги всего исследования, и список использованных источников и литературы.

Хронологические рамки охватывают с 2002 по 2011 гг. Нижняя временная граница обусловлена тем, что в 2002 г. в наличное обращение был введен евро. Весной 2011 г. ЕВС приступил к разработке новых мер антикризисной политики.

Методологическую основу работы составил комплекс научных методов познания, в том числе историко-описательный, раскрывающий особенности процессов, происходящих в отношениях внутри ЕВС; метод системного анализа, благодаря которому теоретические концепции сопоставлялись с политикой проводимой сторонами; сравнительный анализ, с помощью которого были сопоставлены причины и сущность греческого и ирландского кризисов, также был использован аналитический метод обработки информации.

К источниковой базе следует отнести текст «Министерство финансов Ирландии», а также тексты «Министерство иностранных дел Греции», «Европейский центральный банк», «Правительство Ирландии»8. Эти источники  оказали помощь, чтобы понять ситуацию в Ирландии и Греции, а также причину возникновения и последовательно кризиса9.

Также часть информации получена с официального сайта Европейского союза10.

Степень изученности. При исследовании вопроса неоценимую помощь оказали работы Т.А Башкатова, В.Г Шемятенкова, Д.В Галушко, А.И Безрукова, Д. Ширрефф, П. Хонохан и др.

Исследование  Т.А. Башкатова «Западноевропейская интеграция» заслуживает особого внимания, так как автор даёт нам возможность взглянуть на процессы и рамки интеграции ЕВС. Также, несомненно, ценным является то, что в этой работе рассматривается понятие и этапы развития ЕВС11.

Особый  вклад в исследования была работа В.Г. Шемятенкова  «Мировая экономика». Автор рассматривает основные экономические проблемы, которые возникают в мире, а также показывает насколько усиливаются интеграционные процессы между странами12.

Информация о работе Европейский Валютный Союз и его антикризисная политика в отношении Ирландии и Греции