Европейский Валютный Союз и его антикризисная политика в отношении Ирландии и Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:24, дипломная работа

Краткое описание

В работе поставлена цель - проанализировать механизм ЕВС и эффективность его антикризисных действий в отношении Ирландии и Греции в 2008-2011 гг. При написании квалификационной работы были поставлены следующие задачи:
изучить процесс создания ЕВС, основные проблемы и риски валютной интеграции;
выявить причины финансовых кризисов в Ирландии и Греции;
исследовать динамику развития отношений ЕВС с правительствами Ирландии и Греции в связи с антикризисными мероприятиями;
оценить эффективность антикризисных мер ЕВС.

Содержание

Summary 3
Введение 4
Глава 1. Создание и механизм Европейского Валютного Союза 13
1.1. ЕВС как этап европейской валютной интеграции 13
1.2. Проблемы и риски ЕВС 24
Глава 2. Деятельность ЕВС по преодолению кризисов в Ирландии и Греции 31
2.1. Меры ЕВС в связи с банковским кризисом в Ирландии 31
2.2. ЕВС и долговой кризис в Греции 42
Заключение 49
Список использованных источников и литературы 52

Вложенные файлы: 1 файл

Ибрагимов_Диплом 176 гр..doc

— 316.50 Кб (Скачать файл)

Негативный  эффект для стран-инсайдеров усилится, если это будет сопровождаться снижением экономического роста в зоне евро и ростом производства в остальных странах ЕС. Другим преимуществом является свобода проведения кредитно-денежной политики, особенно в сфере учетных ставок, что дает возможность привлекать финансовые ресурсы из-за рубежа, в том числе из зоны евро. Таким образом, аутсайдеры получат в свои руки сильное средство конкурентной борьбы, которое могут использовать в случае расхождения экономических интересов с государствами валютного союза.

Страны ЭВС заинтересованы в  том, чтобы уменьшить расхождения  экономических интересов среди  стран ЕС в целом, создать условия для кооперации с аутсайдерами, особенно в кредитно-денежной сфере, поскольку и члены ЭВС, и страны-аутсайдеры являются участниками единого внутреннего рынка и вынуждены поддерживать разумную экономическую дисциплину.

 

Глава 2. Деятельность ЕВС по преодолению кризисов в Ирландии и Греции

2.1. Меры ЕВС в связи с банковским кризисом в Ирландии

До 2007 года экономика «Кельтского тигра» бурно развивалась, а особенно сектор информационных технологий (на электронику приходилось 25%). Ирландская экономика более других стран ЕС пострадала от мирового финансового кризиса 2009 года: банки столкнулись с громадными потерями, вырос дефицит бюджета и государственного долга. В 2008-2010 годах наблюдается стремительный рост цен на недвижимость и здравоохранение, снизился ВВП на душу населения. Уровень безработицы в стране в июле 2010 достиг 15% с сентября 1994 года. До 2008 года туризм в Ирландии активно развивался. Далее наблюдается спад. По данным на сентябрь 2010 года Ирландия — одна из стран ЕС, которая испытывает наибольшие проблемы с уровнями государственной задолженности и бюджетным дефицитом. Экономика переживает вторую волну рецессии32.

Как и в Испании, главная причина  экономического коллапса в Ирландии — крах рынка недвижимости33. Экономика Ирландии находится в удручающем состоянии после того, как крах рынка недвижимости оставил банкам огромные безвозвратные долги. Ирландскому правительству пришлось национализировать банковский сектор и изолировать банки, на которых висят долги. Власти страны намерены сократить бюджетные расходы и дефицит. МВФ выделит 1,6 млрд евро Ирландии

Международный Валютный Фонд (МВФ) разморозил первый транш в размере 1,58 млрд евро для испытывающей бюджетные трудности Ирландии.

Кредиторы Ирландии – МВФ и ЕС, а также ЕЦБ, в апреле проводившие оценку состояния экономики страны, одобрили предоставление ей первого транша внешней финподдержки на 4,5 млрд евро.

Предполагалось, что из этой суммы 2,9 млрд евро выделит ЕС, а 1,6 млрд евро – МВФ. На деятельность МВФ не повлиял арест его директора-распорядителя 62-летнего Доминика Стросс-Кана.

Ранее представитель ЕК заверил  журналистов «что это (задержание Стросс-Кана) не будет иметь никакого влияния на действующие программы помощи (от ЕС и МВФ) для Греции и Ирландии».

В целом за период действия внешней поддержки Ирландия может получить до 45 млрд евро от ЕС и до 22,5 млрд евро – от МВФ.

Евросоюз согласился выделить Ирландии финансовую помощь в размере 67,5 миллиарда евро. Соответствующее решение было принято на экстренной встрече министров финансов стран-членов ЕС, прошедшей 28 ноября в Брюсселе34.

По словам премьер-министра Ирландии Брайена Коуэна, 10 миллиардов евро из выделенной ЕС суммы было немедленно направлены на увеличение резервных капиталов банков, поддержку которым оказывает государство. Еще 25 миллиардов евро было зарезервировано правительством для оказания помощи банкам. Оставшуюся сумму власти Ирландии потратили на покрытие бюджетного дефицита в течение ближайших четырех лет. В свою очередь правительство обремененной долгами Ирландии одобрило план финансовой помощи от Европейского союза (ЕС) и Международного валютного фонда (МВФ) в размере до 85 миллиардов евро.

Выделение такой помощи должно сопровождаться принятием страной обязательств по нормализации ситуации в экономике и финансовой сфере.

Ирландия оказалась в серьезном  политическом кризисе практически  сразу после того, как немного  решила свои финансовые проблемы. Благодаря кредиту в 67,5 млрд евро, который Дублину предоставили ЕС и МВФ, Ирландия избежала дефолта, а также притормозила распространение кризиса в еврозоне.

Однако в обмен на кредит власти ЕС и МВФ потребовали от Дублина  проведения политики серьезной экономии, на что руководство страны согласилось, хотя это вызвало недовольство у населения. Тем не менее законопроект, замораживающий зарплаты и пенсии, а также повышающий налоги, был принят парламентом.

Правительство Ирландии представило  самый жесткий за всю историю страны план по сокращению дефицита бюджета  – на 20 миллиардов долларов за четыре года. Предполагается, что за рассматриваемый период расходы будут сокращены на 13,3 миллиарда долларов, а дополнительные налоговые доходы составят 6,7 миллиарда долларов35.

В случае успешной реализации плана  дефицит бюджета Ирландии в 2014 г. может снизиться до установленной в ЕС планки в 3% ВВП, полагают власти страны. По итогам текущего года, дефицит бюджета Ирландии может достичь рекордной отметки в 32% ВВП. ЕС дал Ирландии лишний год (до 2015 г.) на приведение ее дефицита к разрешенному максимуму в 3% ВВП.

В ЕС говорят о создании консолидированной налоговой базы, Ирландия заявляет о своем беспокойстве. «ЕС пытается провести гармонизацию налоговой системы, только обходным путем», – беспокоятся в Ирландии. Дело в том, что руководство Европейского Союза на прошлой неделе объявило о своем намерении далее продвигать идею создания консолидированной налоговой базы Союза. Брюссель утверждает, что это «систематическое решение проблемы для компаний, работающих сразу в нескольких странах-членах ЕС». А в Ирландии многие усматривают скрытую угрозу для их 12,5% налога на прибыль36.

На самом деле за всеми благими  намерениями Европейского Союза  облегчить нелегкую долю международного бизнеса можно вполне рассмотреть конкретные интересы Франции и Германии: страны с большим налогом на прибыль, но с другой стороны, куда большим рынком потребления. Ирландия, которая экспортирует большую часть производимой внутри страны продукции, в заведомо проигрышном положении по сравнению с такими гигантами. Ничего удивительного, что две самые мощные экономики ЕС видят исключительно преимущества в консолидированной налоговой базе и гармонизации налогов.

Напомним, что в сентябре 2008 г. Комиссия Европейского союза приостановила работу над созданием консолидированной налоговой базы, аргументируя это тем, что требовалось больше времени для проработки деталей. Да и мы все знаем, что сентябрь 2008 г. был не самым удачным временем для экспериментов с налогами. К тому же, тогда многие страны участники ЕС выступили против реформы. Тем не менее, стало известно, что Комиссия ЕС собирается выпустить доклад о реформе внутреннего рынка, и ходят слухи, что консолидированная налоговая база будет играть в нем ключевую роль. В 2008 году Комиссар по налоговой политике ЕС Лазло Ковач, продвигая законопроект, объяснял его преимущества тем, что консолидированная налоговая база позволит компаниям в ЕС работать по одной налоговой схеме во всем Союзе, вместо того, чтобы работать сразу с 27-мью. Упрощение бюрократических процедур и объединения норм налоговых систем поможет сократить издержки бизнеса. Но именно здесь, и начинается проблема Ирландии37.

В стране, которая ощутила один из самых сильных ударов во время  рецессии из стран-членов ЕС, налог на доходы был одной из главных причин ее экономического роста, и также, одним из немаловажных факторов, сдерживающих страну от еще большей рецессии. Страна, в которой безработица превышает 10 проц. не может допустить даже намека об изменении налогового режима. В течение последних 15 лет, Ирландия выбиралась  международными, преимущественно американскими, компаниями из-за льготного налогового режима,  дешевой и высококвалифицированной рабочей силы, англоговорящего населения и низких затрат на строительство и  энергоносители. Но постепенно преимущества стали испаряться – дешевые высококвалифицированные специалисты стали высокооплачиваемыми и требовательными, английский подучили и в других странах, уже некстати стали вспоминать о затратах на логистику в связи с тем, что Ирландия является островным государством. И налог на прибыль для нее сейчас остается чуть ли не последним преимуществом страны перед другими членами ЕС.

  • темпы роста ВВП Ирландии в 1996–2000 гг. составляли в среднем 9%. Уже в 1997 г. The Economist назовёт Ирландию, ни много ни мало, Звездой Европы. Страна в течение жизни одного поколения превратилась в важнейший финансовый центр Европы, развитую постиндустриальную площадку с заводами крупнейших транснациональных IT-компаний. У Ирландии лучший показатель в ЕС по экспорту промышленной продукции – 80%, причём 25% экспорта приходится на электронику.
  • ВВП Ирландии за десять лет (с 1990-го по 1999-й годы) увеличился на впечатляющие 88% (для сравнения, итальянская экономика тогда выросла на 14%), а профицит бюджета ежегодно превышал $1 миллиард.
  • В 2009 г. ВВП на душу населения (по ППС) составил более $42 тыс., значительно превысив показатели Великобритании, Германии и многих других индустриально развитых стран38.
  • В предкризисные годы Ирландия была признана второй богатейшей нацией в мире с более чем тридцатью тысячами миллионеров. А ведь ещё здравствует поколение, дневной рацион которого прежде сводился к картошке с рыбой. В общем, волшебная сказка Изумрудного острова (в природе острова присутствуют всевозможные оттенки зелёного цвета – от нежного салатного до интенсивного болотного). 39

При всей схожести кризиса в Греции, Ирландии и Испании, всё-таки не стоит ставить их на одну планку, пояснили эксперты Академии Masterforex-V, потому как история болезни у каждой из них своя. Любопытно, но всё тот же Бенджамин Пауэлл несколько лет назад пророчествовал, что, дескать, пока Ирландия будет проводит политику экономической свободы, её экономика будет по-прежнему «творить чудеса». Но сегодня её громадный государственный долг является результатом небрежности как раз частного сектора и минимизации государственного участия в экономике40.

Итак, каковы же основные параметры  ирландского кризиса:

– ВВП страны в прошлом году снизился на 7,5%,

– госдолг к концу текущего года может составить 64%,

– огромный внешний долг (940% ВВП), он зашкаливает за все разумные пределы, причём, половина его приходится на краткосрочный внешний долг,

– бюджетный дефицит к концу этого года может превысить 32% ВВП, что в 10 раз превышает нормы ЕС, куда там Греции с её 14,2% бюджетной дырой. Это может стать своеобразным рекордом для Европы,

– безработица в стране достигла пика – 13,7%, а по данным профсоюзов, она составляет все 20%, особенно велик уровень безработицы среди молодежи – 30%. По некоторым прогнозам, до конца этого года Ирландию в поисках лучшей доли покинут около 100 тыс. человек. Страна опять столкнётся со своим многовековым проклятием – экспортом ирландцев,

– рейтинги Ирландии международное рейтинговое агентство Standard & Poor`s понизило-долгосрочного кредитного до A с AA– (на две ступени) и краткосрочного до A-1 с A-1+ (на одну ступень), в обоих случаях прогноз – «негативный», то есть, возможно, дальнейшее понижение,

– доходность по гособлигациям Ирландии превысила рекордную отметку в 8%, что говорит о недоверии инвесторов к долговым обязательствам страны, в еврозоне выше только у греческих бумаг – более 12% годовых. В общем, экономика страны оказалась в глубокой рецессии41.

Что же лежит в основе сегодняшних  болезненных проблем Ирландии:

  • Финансовый и строительный «пузырь». Ирландские банки, благодаря низким процентным ставкам Европейского ЦБ, занимали всё больше и больше денег. Те в свою очередь, едва ли не насильно выдавали ирландцам дешёвые кредиты. Дешёвая ипотека привела к строительному буму и раздула «пузырь» недвижимости42. Стоимость недвижимости в стране за последние десять лет увеличилась больше чем на 300%. С кризисом приток иностранных инвестиций серьёзно замедлился, «пузырь» на рынке недвижимости стремительно сдулся, и банковская система страны оказалась на гране банкротства. За кризисные годы рынок ирландских ценных бумаг потерял 75%, а цены на коммерческое жилье упали на 65%. В Ирландии появились огромные пустующие кварталы роскошных домов (около 300 тыс. домов). Выяснилось, что расцвет экономики финансировался в основном на заёмные деньги, ирландцы долгое время жили в долг, не по средствам43.
  • Несостоятельность банковской системы, балансирующей на грани краха. Как уже было отмечено, ирландские банки активно занимали средства за рубежом. Так, в 2003–2007 гг. ирландская банковская система импортировала денег на сумму, эквивалентную 50% ВВП. Банки год за годом раздавали дешёвые кредиты кому не лень. Когда же начался мировой кредитный кризис, у банков возникли серьезные проблемы с возвратом денег. По оценкам Центрального банка Ирландии, их убытки от невозвращённых кредитов превысили €85 млрд. – это почти половина годового ВВП страны. В результате долг ирландских банков Европейскому ЦБ сейчас составляет более €45,2 млрд., а задолженность перед иностранными банками достигла €730 млрд. евро (для сравнения, у Греции – €175 млрд.). Для маленькой страны это огромные деньги.
  • Рост стоимости рабочей силы, что делает Ирландию менее конкурентоспособной и вынуждает инвесторов свёртывать здесь производство. К слову сказать, руководство Dell уже объявило о переносе производства из Ирландии в Польшу, ещё бы, минимальная оплата труда ирландцев является одной из самых высоких в ЕС (€8,65 в час), а поляков – не более €3.
  • Эспортно-ориентированная экономика, полностью зависящая от воли привлечённых ею транснациональных корпораций и от подверженного колебаниям в мировой торговле экспорта. Хотя понятно, что маленький внутренний рынок заставляет экономику ориентироваться на экспорт44.
  • Рост социальных расходов. Дело в том, что на волне экономического бума в стране восстановилась традиционная для Ирландии развитая социальная сфера. В стране не было многократного налога на недвижимость, сбора за пользование энергоресурсами, а плата за обучение в колледже была совсем небольшая. Зато существует разветвлённая система налоговых льгот и компенсаций, кому только и за что только они не полагаются: живущим на арендованной жилплощади, за вывоз мусора, платные курсы и учёбу, по расходам на медицинские услуги, в том числе на лечение зубов и т. д. И вот ещё, оплаченные дни для посещения разного рода фестивалей музыки и искусства. Да, к тому же, всем бывшим премьерам пожизненно предоставляется персональный автомобиль45.

К слову сказать, даже в кризис подоходный налог, и без того умеренный на фоне европейских соседей, был сокращён – нижняя ставка с 22 до 21%, а максимальная – с 44 до 42%. Удивительные данные приводит Джиллиан Эджворт из UniCredit, в 2008 г. двое из пяти работников в Ирландии не платили налоги.

В результате, произошло нечто невероятное, но очевидное, буквально на глазах Ирландия из оазиса благополучия превращается в безнадежного должника. И уже звучат прогнозы о «потерянном десятилетии» Ирландии. Увы, за любой успех нужно платить, особенно за такой. Очевидно, «тучные» времена для Ирландии отошли в прошлое, впереди её ждут только «тощие» годы. Ирландия переходит к режиму строгой экономии.

Дублин для борьбы с огромным дефицитом бюджета обнародовал  «Национальный план восстановления Ирландии»:

1. правительство Ирландии запланировало  сокращение бюджетных расходов  почти на 20% в течение ближайших  4-х лет:

– зарплаты новых работников госсектора будут снижены на 10%, нужно здесь заметить, что за последние несколько лет зарплаты уже сократили на 14%;

– сокращение численности госслужащих;

– минимальная заработная плата уменьшится на €10 евро, до €7,65 в час;

– предполагается сократить на 10% социальные расходы на детей, пособия по безработице на 4%;

– скорее всего, в некоторых сферах общественного сектора работники перейдут с 33-часовой рабочей неделей на 35-часовую и т. д.

2. готовится повышение старых  налогов и введение новых:

– НДС будет повышен в течение 4-х лет с 21% до 23%;

– предполагает ввести налоги на собственность и на воду;

– уже увеличили налоги на выброс углекислых газов и т. п.

3. планируется рекапитализация  банковской системы:

– будет повышена капитализация отечественных банков с 8% до 12%;

– правительство готовится выкупить контрольный пакет акций Bank of Ireland (сегодня доля государства – 36%). Правительство вынуждено национализировать 3-и из 6-и крупнейших банков страны. Считается, что на оживление банков может уйти до €50 млрд., это притом, что Ирландия уже потратила на спасение своей банковской системы почти 20% ВВП.

– остается рекордно низкий налог на прибыль бизнеса (12,5%), чтобы не отпугнуть иностранных инвесторов, останется неизменным. Поскольку он в два раза меньше среднего налога по Евросоюзу (во Франции эта ставка составляет 33,3%, в Бельгии – 33,9%)46.

Как известно, Дублин долгое время  упорно не желал попросить у ЕС и МВФ финансовую помощь, более  того, несмотря на объективные трудности, активно сопротивлялся попыткам навязать ему помощь. Подобное, на первый взгляд, нелогичное поведение продиктовано, конечно же, не глупостью правящего класса, оно имеет под собой несколько важных оснований:

Информация о работе Европейский Валютный Союз и его антикризисная политика в отношении Ирландии и Греции