Европейский Валютный Союз и его антикризисная политика в отношении Ирландии и Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:24, дипломная работа

Краткое описание

В работе поставлена цель - проанализировать механизм ЕВС и эффективность его антикризисных действий в отношении Ирландии и Греции в 2008-2011 гг. При написании квалификационной работы были поставлены следующие задачи:
изучить процесс создания ЕВС, основные проблемы и риски валютной интеграции;
выявить причины финансовых кризисов в Ирландии и Греции;
исследовать динамику развития отношений ЕВС с правительствами Ирландии и Греции в связи с антикризисными мероприятиями;
оценить эффективность антикризисных мер ЕВС.

Содержание

Summary 3
Введение 4
Глава 1. Создание и механизм Европейского Валютного Союза 13
1.1. ЕВС как этап европейской валютной интеграции 13
1.2. Проблемы и риски ЕВС 24
Глава 2. Деятельность ЕВС по преодолению кризисов в Ирландии и Греции 31
2.1. Меры ЕВС в связи с банковским кризисом в Ирландии 31
2.2. ЕВС и долговой кризис в Греции 42
Заключение 49
Список использованных источников и литературы 52

Вложенные файлы: 1 файл

Ибрагимов_Диплом 176 гр..doc

— 316.50 Кб (Скачать файл)

Все члены дирекции являются штатными работники ЕЦБ и не могут занимать никакие другие должности оплачиваемые, так и не оплачиваемые, если только в силу конкретных причин такое право не предоставлено члену дирекции в ограниченных пределах непосредственно Советом управляющих. Все члены дирекции назначаются с общего согласия правительств государств-членов на уровне глав государств или правительств по рекомендации Совета Европейского Союза и после консультаций с Европейским парламентом и Советом управляющих. Кандидаты в члены дирекции должны обладать широко признанным авторитетом, опытом и репутацией в финансовых и банковских делах.

Срок полномочий членов дирекции —  8 лет и продлению не подлежит. Членами дирекции могут быть только граждане государств-членов. Досрочное освобождение члена дирекции от своего поста может иметь место только по решению Суда ЕС в случае совершения им серьезного проступка и обращения в Суд со стороны Совета управляющих или дирекции. Совет управляющих, будучи руководящим органом ЕЦБ, определяет валютную политику Сообществ. Дирекция, выступая в роли органа управления, осуществляет валютную политику в соответствии с основными ориентирами и решениями Совета управляющих. В качестве управленческого органа дирекция дает необходимые указания центральным банкам государств-членов. Дирекция подготавливает заседания Совета управляющих и может в результате делегирования полномочий Совета управляющих осуществлять некоторые его функции.

ЕЦБ также дает рекомендации и консультации Совету Европейского Союза, Комиссии и  компетентным властям государств-членов относительно сфер действия и осуществления законодательства Сообщества, касающегося разумного контроля над деятельностью кредитных учреждений и обеспечения стабильности финансовой системы25. В основных документах сравнительно четко определены валютные функции и операции, осуществляемые ЕЦБ, положения, касающиеся финансовой отчетности, проведения ревизий, формирования капиталов, критериев подписки на капитал, заграничных операций банка и распределения валютных доходов национальных центральных банков. Чистая прибыль ЕЦБ распределяется следующим образом: сумма, определяемая Советом управляющих и не превышающая 20% чистой прибыли, переводится в общий резервный фонд. При этом соблюдается правило, согласно которому эта сумма не может превышать 100% уставного капитала. Оставшаяся чистая прибыль распределяется между акционерами ЕЦБ пропорционально оплачиваемой ими доли капитала. При этом следует иметь в виду, что единственными акционерами ЕЦБ являются только национальные центральные банки.

В случае убытков они восполняются либо за счет общего резервного фонда, куда переводится получаемая прибыль, и в случае необходимости из валютной прибыли соответствующего финансового года в пропорции и в пределах сумм, распределенных между национальными центральными банками. ЕЦБ наделяется значительными полномочиями в правовой сфере. Ему предоставлено право принятия регламентов, необходимых для решения задач, стоящих перед ЕСЦБ и ЕЦБ. Он может также принимать решения и давать рекомендации и заключения. Регламенты являются нормативно-правовыми актами общего характера, которые обязательны во всех своих частях для государств-членов и, как и любые иные регламентарные акты, имеют прямое действие. Решения — это правовые акты индивидуального характера, обязательные для тех субъектов права, коим они адресованы. Рекомендации и заключения обязательной силы не имеют. Наделение ЕЦБ правами и полномочиями в сфере издания нормативно-правовых актов неизбежно порождает как следствие возможность распространения на эти действия ЕЦБ контроля со стороны Суда ЕС.

Функции, осуществляемые в данном случае Судом ЕС, могут  затрагивать, во-первых, толкование актов, касающихся функционирования ЕЦБ, во-вторых, рассмотрение исков, которые могут быть предъявлены ЕЦБ в связи с его финансово-хозяйственной деятельностью и осуществлением распорядительных функций. По общему правилу споры между ЕЦБ, с одной стороны, его кредиторами и дебиторами, либо с иными лицами — с другой, рассматриваются компетентными национальными судами. Национальные банки несут ответственность в соответствии с национальным законодательством. Решение о возбуждении дела в Суде принимается Советом управляющих или по его уполномочию дирекцией.

Суд может  также рассматривать дела о договорной и внедоговорной ответственности на основании арбитражной оговорки, содержащейся в контракте, заключенном ЕЦБ или от его имени, независимо от того, регулируется ли этот контракт публичным правом. К юрисдикции Суда ЕС отнесено рассмотрение споров, касающихся выполнения национальными центральными банками обязательств, вытекающих из учредительных договоров и Устава. В случае если ЕЦБ считает, что национальные центральные банки не выполнили обязательств, он составляет обоснованное заключение, которое предоставляется заинтересованному национальному центральному банку Последний может изложить свои замечания по поводу заключения26.


Однако  если ЕЦБ настаивает на своем заключении национальный банк не выполняет его рекомендаций в установленные сроки, то соответствующий спор может быть передан на рассмотрение Суда ЕС. Помимо Совета управляющих и дирекции, Устав EIJR предусматривает создание еще одного органа, который получил наименование Генерального совета. В его состав входят председатель, заместитель председателя ЕЦБ и управляющие центральных банков всех государств-членов. Главное назначение этого органа — контроль за деятельностью государств, которая может прийти в противоречие с требованиями и критериями, установленными для участия в Европейской системе центральных банков. Именно на него возложено изучение складывающейся ситуации и представление докладов Совету Европейского Союза, который на этом основании, в частности, решает вопрос об участии соответствующего государства в осуществлении третьей фазы валютного союза. Генеральный совет также выполняет те задачи, которые были поручены ЕВИ и которые не были полностью решены до наступления третьей фазы. Он решает также некоторые другие вопросы, в том числе такие, как вопросы найма персонала ЕЦБ. Европейский центральный банк ведает выпуском единой для всех членов валютного союза денежной единицы, которая получила наименование евро. Смена официального наименования денежной единицы Европейского Союза произошла в значительной мере по настоянию ФРГ.

1.2. Проблемы и риски ЕВС

Одним из основных рисков для евро как новой международной валюты является то, что за ним стоит не единое государство с четко выраженными интересами и целями, а несколько государств, различающихся по экономическому и политическому весу, по культурным и правовым традициям. Созданные наднациональные институты имеют ограниченные полномочия, делегированные национальными государствами. Как известно, в экономическом и валютном союзе важнейшие решения в области денежно-кредитной, валютной и финансовой политики принимаются разными институтами на основе сложного механизма, который не может конкурировать с эффективной централизованной валютной политикой США. Реализация политики внутри ЭВС часто затруднена институциональными и процедурными сложностями, которые при возникновении кризисных ситуаций могут сыграть отрицательную роль. Прежде всего, речь идет о координации действий между ЕЦБ, отвечающим за денежно-кредитную и валютную политику27.

Главная проблема состоит в том, что регулированием денежного обращения и кредитных отношений занимается ЕЦБ, а финансовая политика находится в руках министров экономики и финансов государств-членов ЕС. Правовые рамки денежно-кредитной и валютной политики в ЭВС ограничивают возможности проведения активной политики на международных валютных рынках28.

Общая денежно-кредитная  политика и даже единая валюта не устраняют специфики отдельных государств внутри валютного союза, которая потенциально чревата столкновением интересов. Например, слабый евро наносит больший ущерб интересам наиболее крупных и развитых стран, а в случае чрезмерного укрепления евро неизбежны снижение темпов экономического роста и социальные издержки в менее развитых странах. Кроме того, ориентация ЕЦБ, прежде всего на поддержание стабильности цен и жесткий контроль над денежной массой евро не способствует экспансии на мировых валютных рынках.

Согласно  теории оптимальных валютных зон  профессора Р. Манделла, государства-члены ЭВС не образуют такую «оптимальную валютную зону», а решение о создании валютного союза имело не экономический, а прежде всего политический характер29.

Вообще, Р. Манделл рассматривал оптимальную  валютную зону как образованный рядом  стран валютный союз с высокой  степенью мобильности трудовых ресурсов для поддержания уровня занятости  в случае принятия «асимметричных шоковых мер» одной или несколькими странами-членами союза. При обострении ситуации наличие единых учетных ставок будет устраивать далеко не все государства ЭВС, поскольку правительства более слабых стран не смогут потребовать от Европейского центрального банка изменения ставок для девальвации своих валют. Передача валютной и денежно-кредитной политики в ведение ЕЦБ фактически лишает национальные государства главных средств оперативного регулирования, а валютный союз по определению не может приспосабливать свою политику к текущим потребностям отдельных стран.

Поскольку внутри зоны евро динамика экономического развития существенно различается по странам, установление единой процентной ставки не может отвечать интересам всех стран. Выгоды от использования евро сопоставимы с убытками от потери важнейших экономических рычагов, в частности независимой денежно-кредитной политики и возможности изменения валютного курса.

При появлении «асимметричных шоков» их потеря будет особенно чувствительна. Таким образом, утрата финансовой самостоятельности и отсутствие возможности девальвации валюты и манипуляции процентными ставками могут создать немало проблем. В такой ситуации теория оптимальных валютных зон предлагает следующие варианты решений: мобильность трудовых ресурсов, гибкость системы цен и заработной платы, наличие эффективного механизма перевода бюджетных трансфертов в подвергшиеся «асимметричным шокам» страны или регионы. В соответствии с этой теорией, для успешной работы валютного союза необходимо, чтобы «асимметричные шоки» были редкими, а участники союза находились в близких фазах экономического цикла30.

Единая  финансовая политика должна влиять на все составные части союза  одинаково и исключать языковые, культурные, юридические препятствия для перемещения трудовых ресурсов через его внутренние границы. Неоднородность состава валютного союза создает большие трудности и для проведения единообразной денежно-кредитной политики ЕЦБ на территории валютного союза, что, в конечном счете может снизить ее эффективность. Так, в феврале 2000 г. было признано, что при общем росте инфляции в странах ЭВС с 1,5% в ноябре 1999 г. до 1,7 в декабре, а ее уровень во Франции, Германии, Испании и Ирландии был выше, чем планировалось.

Теория оптимальных валютных зон  в качестве основных проблем развития валютного союза рассматривает сложности поддержания стабильной занятости в условиях, когда изменения спроса или иные последствия «асимметричных шоков» приведут к снижению реальной заработной платы в конкретном регионе. В этой связи особую важность для преодоления экономических потрясений имеет поддержание высокой мобильности трудовых ресурсов.

Действительно, географическая и социальная мобильность  трудовых ресурсов является одним из наиболее эффективных средств борьбы с экономическими кризисами, однако в ЕС она весьма низка по сравнению с США, в первую очередь ввиду наличия языковых и культурных различий. Несмотря на снятие формальных юридических и иных барьеров на пути свободного передвижения трудовых ресурсов, внутри Европейского союза в 1998 г. при населении 370 миллионов человек переехали на работу в другую страну ЕС всего 740 тысяч граждан. Повышение мобильности трудовых ресурсов блокируется и высоким уровнем хронической безработицы во многих странах ЕС.

В результате в условиях валютного союза циклические  и иные спады производства в отдельных странах могут стать более частыми и продолжительными. Трудно предвидеть все последствия свободного перемещения трудовых ресурсов внутри ЭВС после появления евро. Например, в 1998 г. наиболее динамично растущей экономикой являлась ирландская, где темпы роста составляли 8%, в то время как Германия, до недавнего времени имевшая самую стабильную валюту в Европе, фактически имела минимальный рост. Тем не менее эта ситуация не привела к массовому оттоку рабочей силы из Германии в Ирландию.

За пределами ЕВС остаются ряд западноевропейских государств-членов Евросоюза: Великобритания, Дания и Швеция, которые с момента создания ЭВС, предпочли не участвовать в нем, а также Греция, хотя и желающая вступить, но дока, не удовлетворяющая некоторым критериям конвергенции. Фактическое разделение ЕС на страны, входящие (инсайдеры) и не входящие (аутсайдеры) в ЕВС, несет в себе серьезные экономические и политические проблемы.

С одной  стороны, члены ЕС, оставшиеся вне  зоны евро, не без оснований опасаются, что они могут потерять влияние в принятии экономических и политических решений, касающихся ЕС в целом: по поводу единого внутреннего рынка, бюджетно-налоговой политики и другие31. Хотя все экономические решения, не касающиеся единой кредитно-денежной политики, принимаются официальным органом – Советом министров финансов и экономики стран ЕС, но на практике введение единой валюты может привести к более тесной координации экономической, бюджетно-налоговой, социальной политики стран-членов ЭВС. Например, страны зоны евро могут прибегнуть к таким средствам, как общая бюджетно-налоговая политика и усиление гармонизации в налоговой сфере и в экономическом законодательстве.

В Совете министров финансов и экономики стран ЕС государства ЕВС также будут составлять большинство, что может отрицательно отразиться на интересах аутсайдеров в случае разногласий. Более того, статус аутсайдеров может привести к негативным экономическим последствиям: ослаблению конкурентоспособности фирм этих стран на товарных рынках и привлекательности для иностранных инвесторов, снижению кредитного рейтинга правительств и частных компаний на финансовых рынках.

Положение аутсайдеров обладает и рядом  ценных преимуществ. Они сохранят возможность  самостоятельного проведения кредитно-денежной и валютной политики. Одним из главных преимуществ аутсайдеров будет свобода установления валютного курса, в частности возможность проведения «конкурентных девальваций» в отношении евро. Например, если евро будет укрепляться относительно других европейских валют, конкурентоспособность стран зоны евро неизбежно снизится, тогда страны-аутсайдеры получат конкурентное преимущество.

Информация о работе Европейский Валютный Союз и его антикризисная политика в отношении Ирландии и Греции