Доллар США в современной мировой валютной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

Международный валютный фонд, Банк международных расчетов, Всемирный банк; такие исследовательские институты, как Национальное бюро экономических исследований США, Институт международной экономики Петерсона в Вашингтоне и др.; в России - Всероссийская 4 академия внешней торговли Минэкономразвития России, Институт мировой экономики и международных отношений РАН, Институт США и Канады РАН и др.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..с. 3
1.Возникновение и основные этапы становления современной мировой валютной системы…………………………………………………………..с. 6
1.1.Понятие и эволюция мировой валютной системы……………………с. 6
1.2.Особенности и основные черты современной валютной системы…с. 24
2.Место и роль доллара США в международной финансовой системе…с.31
2.1.Роль американской валюты в обслуживании операций на международных рынках товаров, услуг и капитала…………………………………………с. 31
2.2.Доллар США на мировом валютном рынке…………………………..с. 36
2.3.Специфика и структура международных резервов…………………...с. 40
3.Анализ перспектив участия доллара США в развитии мировой валютной системы………………………………………………………………………с. 44
3.1.Проблемы доллара США как основной валюты в СМЭ……………..с. 44
3.2.Сценарии развития мировой валютной системы в первой половине XXI века…………………………………………………………………………..с. 49
Заключение………………………………………………………………….с. 59
Список использованной литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 402.00 Кб (Скачать файл)

С 1976 года Мировая  валютная система изменилась. В конце 70-х для отдельных индустриально-развитых государств - Великобритании, Италии, США - еще были характерны проблемы баланса платежей. К 1980 году эти проблемы остались в прошлом, однако многие страны в различных регионах мира - Латинской Америке, Азии, Африке и Восточной Европе - столкнулись с кризисом платежей по внешним долгам. Подобные катаклизмы, хотя зачастую иного рода, случались и в 90-х, но МВФ и МВС приспособились к новым условиям и научились справляться с кризисом. Кроме того, МВФ успешно решает проблемы переходных экономик Восточной и Центральной Европы, а также проблемы стран, испытывающих экономические трудности послевоенного восстановления. Все это свидетельствует о том, что МВС доказала свою способность приспосабливаться к изменению условий. 
 
Современную валютную систему характеризует наличие огромных потоков капиталов, перемещающихся по мировому рынку с невероятной скоростью, огромные объемы валютных торгов и валютных спекуляций. Масштабы этих процессов - объем, скорость перемещения финансовых потоков, регулируемых открытым рынком, - намного превышают возможности большинства правительств их контролировать. Таким образом, попытки одной страны вмешиваться в ситуацию на валютных рынках, чтобы контролировать обменные курсы (например, для поддержания стабильности собственной валюты), редко увенчиваются успехом, если только речь не идет о кратковременной коррекции.  
 
Именно поэтому еще одно направление происходящей ныне эволюции международного валютного механизма состоит в расширении сферы либерализации валютных отношений, которая стала одним из важных аспектов неолиберальной системы ценностей. Это процесс имеет как бы две ступени. Одна из них – усиление с начала 1993 года нажима МВФ на страны-члены, имеющие целью принять обязательства по статье 8 устава МВФ. Эта статья запрещает вводить ограничения на осуществление платежей и переводов по текущим международным операциям, участвовать в дискриминационных валютных соглашениях и прибегать к практике множественности валютных курсов без одобрения со стороны МВФ. К концу 1996 года к статье 8 официально присоединились 134 страны-члены из 181, то есть почти 3/4 общего их числа.  
 
Вторая ступень – отмена ограничений, помимо текущих операций, также и на международное движение капиталов, то есть установление свободной конвертируемости валют в полном объеме.  
 
Снятие ограничений в сфере движения капиталов между странами связывают главным образом с двумя обстоятельствами – глобализацией рынка капиталов и введением плавающих валютных курсов. В этой связи в апреле 1998 года МВФ внес поправки в принятое в 1997 году положение о надзоре за политикой стран-членов в области валютных курсов, которые включают в сферу такого надзора оценку роли движения капиталов. Поскольку практически все промышленно развитые страны к настоящему времени отказались от валютного контроля над рынками капиталов, то соответствующее давление МВФ адресовано развивающимся странам и государствам с переходной экономикой.  
 
Такую политику можно интерпретировать как постепенное формирование новой концептуальной модели мирового валютного устройства. К настоящему времени достаточно отчетливо выявились следующие основные тенденции, характерные для кристаллизации этой модели:  
 
1. Отказ от первоначальных планов превратить СДР в стержень мирового валютного устройства и от возврата к системе паритетов, выраженных в СДР.  
 
2. Образование нескольких мировых “валютных полюсов” при сохранении за американским долларом доминирующей роли среди резервных валют.  
 
3. Отход от ориентации на свободное, неограниченное валютное “плавание” в качестве универсального механизма автоматического уравновешивания платежных балансов.  
 
4. Обращение к практике коллективных мер по обеспечению большей стабильности рыночных обменных курсов ведущих валют, в частности путем совместной фиксации на определенный период тех или иных пределов колебаний этих курсов, поддерживаемых с помощью согласованных валютных интервенций.  
 
5. Перенесение центра тяжести усилий, имеющих целью управление международными платежными балансами и достижение их равновесия, на использование широкой по своему охвату регулярной межгосударственной координации страновых макроэкономических политик.  
 
6. Принятие установки на снятие всех валютных ограничений, то есть на введение тотальной конвертируемости валют.  
 
Как видно, все эти изменения имеют не столько институциональный, сколько концептуальный характер, определяющий общие подходы к валютной политике.

Наиболее острой проблемой в развитии МВС явилась  проблема СДР. Итоги функционирования СДР с 1970 года свиде¬тельствуют о  том, что они далеки от мировых  денег. Более того, возник ряд проблем: эмиссии и распределения, обеспечения, метода определения курса, сферы использования СДР. Харак¬тер эмиссии СДР неэластичный и не связан с реальными потреб¬ностями международных расчетов. По решению стран-членов при наличии 85% голосов членов Исполнительного совета МВФ выпу¬скает заранее установленные суммы на определенный период. Первая эмиссия была осуществлена в 1970—1972 годах на сумму 9,3 млрд. СДР, вторая — в 1979—1981 годах на 12,1 млрд. Из общей суммы 21,4 млрд. СДР (34 млрд. долларов) на счета стран-членов зачислено 20,6 млрд., на счет МВФ — 0,8 млрд. СДР используются в форме безналичных перечислений путем записи в бухгалтерских книгах по счетам стран — участников системы СДР, МВФ и некоторых международных организаций. Счет СДР дает возможность стране заимствовать конвертируемые валюты через МВФ. 
 
Поскольку объем эмиссии СДР незначителен, ежегодно раз¬вивающиеся страны, при поддержке ряда развитых стран, подни¬мают вопрос об их дополнительном выпуске. В 1997 г. внесена поправка в Устав МВФ, дающая право выпустить еще 21,4 млрд. СДР. В связи с принципом распределения выпущенных СДР между странами пропорционально их взносу в капитал МВФ на долю развитых стран приходится свыше 2/3 выпущенных СДР, в том числе «семерки» — более половины, США получили около 23%, столько, сколько развивающиеся страны, что вызывает недоволь¬ство последних. 
 
Развивающиеся страны и некоторые развитые страны пред¬лагают ввести принцип связи распределения СДР с оказанием помощи, финансированием развития. 
 
Вопреки замыслу, СДР не стали эталоном стоимости, главным международным резервным и платежным средством. Практика их использования не соответствует целям. В мае 1998 года к СДР были прикреплены лишь 4 валюты против 15 в 1980 году. СДР в основном применяются в операциях МВФ как коэффициент пересчета национальных валют, масштаб валютных соизмерений. Вне МВФ СДР используются в ограниченных сферах: 
 
- например, вместо франка Пуанкаре и франка жерминаля в разных международных конвенциях;  
 
- на мировом рынке ссудных капиталов некоторые счета, облигации номиниро¬ваны в СДР;  
 
- более 10 международных организаций получили право открывать счета в СДР; в 80-х годах были сняты ограничения по ним на счетах при операциях «своп», срочных сделках, кредитах, гарантиях, предоставлении даров. Официально СДР могут быть использованы банками, предприятиями, частными лицами. 
 
СДР как международное средство накопления валютных ре¬зервов применяются незначительно. Их доля в мировых валютных резервах колеблется от 9,2% в 1971 году до 3,4% в 1992 году и 2,1% в 1998 году.  
 
В качестве международного платежного средства СДР исполь¬зуются в ограниченном круге межгосударственных операций. Не достигнута главная цель СДР: они направляются на приобретение конвертируемой валюты не столько в целях покрытия дефицита платежного баланса (около 26% их общего объема), сколько для погашения задолженности стран по кредитам МВФ. Значительные суммы СДР возвращаются в Фонд (путем оплаты полученной иностранной валюты и выкупа национальной валюты) и интенсив¬но накапливаются на его счетах, преимущественно в пользу разви¬тых стран с активным платежным балансом. Накопление СДР формально выгодно, так как они более стабильны, чем националь-ные валюты, и имеют международные гарантии. Кроме того, МВФ выплачивает процентные ставки за хранение (использова¬ние) СДР сверх распределенных странам лимитов. Чтобы повы¬сить привлекательность хранения СДР, ставки на счетах увеличе¬ны с 1% в 1970 году до средневзвешенных рыночных ставок пяти ведущих стран с 1974 году. 
 
Укрепление валютно-экономических позиций новых центров- стран Западной Европы, особенно ЕС, и Японии - обусловило тенденцию перехода от стандарта СДР к многовалютному стандарту на основе ведущих валют( доллара США, марки ФРГ, японской иены, евро). Этот переход обусловил появление ещё одной актуальной проблемы в рамках МВС - проблемы многовалютного стандарта. 
 
« Общий рынок» сформировал собственный валютный центр в виде ЕВС, где с 1999 года господствует евро. Но Западная Европа не в состоянии противостоять засилью США в валютной сфере, воздействовать на курс доллара, вытеснить его из операций по проведению валютной интервенции и международных расчётов. 
 
Созданный за послевоенные годы мощный экономический потенциал Японии способствует укреплению её позиций в международных валютных отношениях и мировой экономике. 
 
Однако ни один из трех центров не имеет такого превосходства над другими в валютно-экономической сфере, чтобы установить безраздельное господство своей валюты. Поэтому характерной чертой эволюции мировой валютной системы является тенденция к полицентризму, что значительно усложняет ее проистечение. 
 
Кроме того, актуальной проблемой остается отношение к золоту. Денежные функции золота не исчерпаны, а золотые запасы остаются фондом мировых денег и наиболее надежными резервными активами по сравнению с функциональными формами мировых денег - евровалютами, национальными кредитными деньгами. Золото остается источником финансирования дефицита балансов текущих операций, обслуживания международных расчетов, формирует сбережения страны, запас ликвидности. Однако легализация роли золота как валютного металла затрудняется в связи с колебаниями рыночной цены золота и отсутствием реальной официальной цены золота. 
 
Ситуация золота иллюстрирует несоответствие юридической демонетизации и фактического положения золота как чрезвычайных мировых денег. 
 
Помимо этого, основными проблемами в функционировании МВС выступают и проблемы в деятельности МВФ, такие как: 
 
- крайне слабое развитие его регулирующих функций, то есть отсутствие «рычагов принуждения, с помощью которых он мог бы заставить государства…проводящие неверную или нестабильную политику, изменить ее». 
 
- недостаточность ресурсов, не позволяющая фонду расширить сферу своего влияния за пределы немногих кризисов. 
 
В конце концов, рассмотрение аспекта проблематичности Ямайской валютной системы немыслимо без упоминания проблемы режима плавающих курсов, введение которых с марта 1973 года не обеспечило стабильности большинства стран, несмотря на огромные затраты на валютную интервенцию. Этот режим оказался неспособным обеспечить выравнивание платежных балансов, покончить с валютной спекуляцией, способствовать решению проблемы безработицы. Плавающим валютным курсам присущи резкие, непредсказуемые колебания, которые во многих случаях обусловлены разными привходящими обстоятельствами, а также целенаправленными действиями властей, вызванными стремлением к приобретению конкурентных преимуществ, и потому не могут считаться экономически обоснованными. В области макроэкономики скачки валютных курсов вызывают инфляционные импульсы, провоцируют нарушения равновесия платежных балансов. Таким образом, они чреваты серьезным ущербом, как для внутренней экономики стран, так и для международных экономических отношений. В результате стало нарастать недовольство механизмом валютного плавания. Поэтому страны предпочитают режим регулируемого плавания валютного курса, поддерживая его разными методами валютной политики. Возврат к твердым валютным паритетам маловероятен. Вместе с тем обязательства стран- членов МВФ по регулированию валютных курсов расплывчаты и декларативны, хотя устав Фонда введение стабильных, но регулируемых паритетов. 
 
Между тем глобальные процессы развиваются во всевозрастающей степени. Ведущие промышленно развитые государства: Германия, Франция, Италия, а также Япония и КНР - приходят к осознанию собственных фундаментальных экономических, финансовых и политических интересов. 
 
Как следствие - ширятся требования о создании новой, более сбалансированной и справедливой МВС. Так, 19 октября 2000 года более 30 членов Сената Италии во главе с Р. Педрици выдвинули стратегическую инициативу о воссоздании нового Бреттон-Вудского соглашения. Эта группа парламентариев, представляющих преимущественно правые оппозиционные партии, призвала парламент Италии и других европейских стран срочно осознать приближающуюся валютно-финансовую катастрофу и принять адекватную программу с возвратом к стабилизационной системе, не привязанной к доллару. В документе говорится, что гигантский спекулятивный «пузырь», созданный США при помощи МВФ, достиг размера 300 трлн. долларов при всемирном производстве не более 40 трлн. долларов, что обуславливает неизбежность тотального срыва долларовой системы. Эти же тенденции стали все объемнее проявляться в позициях стран тихоокеанского региона, Японии и КНР, которые в конце 1999- начале 2000 годов выдвинули инициативу "три плюс пять", предполагая открытый диалог о введении "общеазиатской расчетной денежной единицы".  
 
Подобные явления свидетельствуют об усилении вероятности глобального финансового кризиса. Тем более, что все большее число субъектов мирового сообщества приходит в прямое противоречие с созданной США финансово-экономической системой, которая через ряд международных финансовых институтов предполагает использование доллара как главной и единственной мировой расчетной единицы без всякого ее обеспечения и, более того, без контроля со стороны иных участников мировой экономики.  
 
Таким образом, проблемы Ямайской валютной системы порождают и объективную необходимость её дальнейшей реформы. Прежде всего, речь идет о поисках путей стабилизации валютных курсов, усилении координации валютно-экономической политики ведущих держав. Валютная солидарность диктуется их стремлением усовершенствовать мировой валютный механизм, который является одним из источников нестабильной мировой и национальных экономик.  
 
Движение к рационально упорядоченной МВС потребует разрешения ряда сложных экономических, политических и социально-психологических проблем. Достижение этой цели станет, по-видимому, возможным только при ощутимом изменении самой мировоззренческой парадигмы. Имеется ввиду переход от упований на всесилие "невидимой руки" к постановке в основу планомерных, целенаправленных, основанных на историческом опыте проб и ошибок опыте коллективных действий. Потребуется также перейти от национальной отстраненности к кооперированным совместным действиям. 
 
Будущее МВС пока еще не ясно, ведь приспособление ее к меняющимся экономическим условиям осуществляется путем движения наощупь, и, судя по всему, так и будет обстоять дело в ближайшем будущем. Но на основе анализа присущих ей проблем уже явно проглядываются направления, по которым ей следует развиваться.

Заключение

Современная мировая валютная система основывается на том, что страны могут свободно выбирать режимы валютных курсов. В то время, как для развитых стран характерен режим плавающих валютных курсов, во многих развивающихся странах значительное внимание уделяется их регулированию. Это, прежде всего, малые, открытые страны с интенсивными торговыми и финансовыми связями, преимущественно с каким-то крупным партнером, а также страны, проводящие политику стабилизации внутренних экономических процессов.

Валютный курс многих развивающихся стран привязан к определенной валюте или корзине валют. Доллар является «якорной» валютой для 50 стран, при этом на евро ориентируются 28, а на корзину валют — 15 стран.

Привязка курса национальной валюты происходит в соответствии с географической и товарной структурой торговых потоков.

Страны, привязавшие свои валютные режимы к евро, имеют тесные торговые связи и финансовые отношения со странами еврозоны и Европейским Союзом. По сравнению с евро американский доллар как якорная валюта используется более глобально и не имеет такого узкого географического ареала, как евро. Таким образом, европейскую единую валюту можно рассматривать в качестве региональной валюты, а доллар как мировую.

Практика регулирования  валютных курсов сопровождается увеличением  объемов чистых покупок валюты и ростом накоплений резервов.

По данным МВФ, за десятилетие с 1990 г. по 2000 г. мировые валютные резервы выросли в 2,5 раза, с 2000 г. по 2010 г. — в 3,7 раза. По отношению к мировому ВВП, в 2009 году их объем вырос до 11,7% по сравнению с 4,3% в 1995 г. На развивающие страны приходится 66% совокупных валютных резервов.

Большую часть этого прироста составили доллары США и другие долговые инструменты, оцененные в долларах, ставшие резервными активами в результате, во-первых, роста торгового дефицита между США и остальным миром на протяжении последних трех десятилетий, во-вторых, роста торговых профицитов в странах-экспортерах сырьевых товаров благодаря благоприятной ценовой конъюнктуре на мировых рынках.

Китай, Япония, страны Юго-Восточной  Азии и ряд других стран стремились обеспечить конкурентоспособность своих товаров на рынке США за счет регулирования курса своих валют по отношению к доллару. Если бы центральные банки этих стран придерживались портфельных подходов в принятии решений относительно валютной структуры резервов, то доминирование в них доллара можно было бы назвать неоптимальным в связи со снижением курса доллара относительно евро в период с 2002 г. до середины 2008 г. На практике они руководствуются принципами политики, направленной на поддержание конкурентоспособности.

Прирост мировых валютных резервов в долларах в период с начала 2001 г. по 1 кв. 2010 г. составил 1758,1 млрд. долл., (рост в 2,6 раза), а в евро -976,3 млрд. долл. (рост в 4,5 раз). При этом, доля доллара снизилась с 71,1% до 61,5%, а евро возросла с 18,3% до 27,2%.

Постепенный рост влияния евро и усиление фундаментальных факторов девальвации доллара США относительно национальных валют как развитых, так и развивающихся экономик сказывался на изменении валютной корзины официальных валютных резервов.

Рост использования  евро в качестве резервного актива обусловлен объективными причинами, продиктованный необходимостью диверсифицировать центральным банкам свои валютные накопления.

Учитывая, что масштабы использования валюты в резервах центральных банков во многом определяется ее выбором в качестве якорной валюты, к которой привязана национальная денежная единица, а также определенный консерватизм государственных органов и неустойчивость единой европейской валюты, проявившуюся на данном этапе разворачивания глобального финансового кризиса, фактического равенства в использовании доллара и евро в резервах в обозримом будущем не предвидится.

Современный этап развития валютной системы характеризуется  активизацией процессов валютной интеграции.

Формирование валютных объединений с единой валютой может происходить в виде перехода на коллективную валюту, введения единой расчетной единицы, а также введения зарубежной валюты вместо национальной.

Наиболее успешным примером служит ЭВС. Кроме того, в странах Азии, Африки и Латинской Америки функционируют более десятка валютных объединений, хотя и на начальной стадии своего развития.

С одной стороны, процессы формирования валютных объединений  с единой валютой вызваны стремлением  группы стран к созданию адекватной и достаточно стабильной формы мировых денег и выступают фактором, сдерживающим негативное внешнее воздействие.

С другой стороны, они  являются составной частью глобализационных процессов. В этом смысле возникает  потребность интеграции данных объединений  в мировую валютную систему, их объединение в общий механизм, которая осуществляется с помощью мировой валюты.

Примеры формирования валютных объединений с единой валютой  показывают, что данные процессы, кроме  опыта европейского ЭВС, еще не способны выступать как источник развития полицентричности в валютной системе на данном этапе и существенно повлиять на роль доллара США как мировой валюты не могут.

Интегрирующиеся страны сталкиваются с такими препятствиями, как: различия в уровнях экономического развития, состояние платежных балансов, конвертируемость национальных валют, небольшой объем торговли внутри объединений, большая доля торговли сырьевыми товарами и по справочным ценам, осуществляемая преимущественно в долларах.

 

Список  использованной литературы

    1. Алексеев П.В., Дискуссии (статья подготовлена по результатам НИР в соответствии с тематическим планом прикладных исследований Финансового университета), 2010
    2. Вязовский Алексей, Крах доллара не за горами, 18.02.2011
    3. Грязнова А.Г., Денежно-кредитная и валютная политика: научные основы и практика: «Финансы и статистика», 2003
    4. Головнин, М. Ю. Основные направления развития мировой валютной системы и денежно-кредитная политика России // Международная экономика, № 2, 2011
    5. Доронин И., Новые явления и тенденции в экономике и на финансовом рынке западных стран //Деньги и кредит, 2006
    6. Звонова Е.А., Журавлева Ю.А., Международные валютные войны в конце 2010 г.: позиции валют отдельных стран //Мировая валютная система: валютное регулирование и валютный контроль  №2, 2011
    7. Красавина, Л. Н. Концептуальные подходы к реформированию мировой валютной системы // Деньги и кредит, № 5, 2010
    8. Красавина Л.Н., Валютные проблемы инновационного развития экономики России (по материалам круглого стола в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации) // Деньги и кредит, №6, 2009
    9. Лобанов Александр, Публикация : «Анализ систем регулирования валютных курсов» // Банкаўскi веснiк, ЧЭРВЕНЬ 2008
    10. Мовсесян А.Г., Огнивцев С.Б., Международные валютно-кредитные отношения, 2005
    11. Учебник «Мировая экономика» // под редакцией Булатова А.С., 2007
    12. Учебное пособие: Валютный рынок и валютное регулирование // под. ред. И.Н. Платоновой. – М.: БЕК, 2006.
    13. Харрис Дж.М., Международные финансы, 2006
    14. Bureau of Economic Analysis, U.S. International Transactions Accounts Data, March 16, 2011, URL:http://www.bea.gov. (Дата обращения 17.03.2011)
    15. Currency Composition of Official Foreign Exchange Reserves: МВФ (Международный валютный фонд), 1995—2009
    16. Dr. Jerry Webman, Is the U.S. Dollar Losing Its Place in the World?, February 15, 2012
    17. Exchange rates: what in the world is a dollar worth? //Educational Film Center & Annenberg Foundation, 2012International Financial Statistics. IMF, 2000; www.imf.org.
    18. John R. Hummel, Can the Present dollar system survive?, Mach 2006
    19. Linda S. Goldberg, Is the International Role of the Dollar Changing?, Volume 16, Number 1, January 2010
    20. Matthew Millar, The Dollar and a Looming Currency Crisis, March 25, 2009IMF, World Economic Outlook, October 2009
    21. IMF, World Economic Outlook, April 2011
    22. Richard D. Martorelli, Postal History Symposium, October 22, 2007
    23. Ronald I. McKinnon,  New Rules for the Game?// The World Dollar Standard and Globalization, September 2005
    24. Survey of Current Business. - Washington: U.S. Department of Commerсe, Vol. 90, №7, July 2010
    25. The Accumulation of Foreign Reserves: ЕЦБ (Европейский центральный банк), 1999—2005
    26. World Economic Situation and Prospects//United Nations publication, № 07-58808, January 2008
    27. http://www.economy-web.org/?p=258
    28. http://4students.info/mirovaya-ekonomika/valyutnyj-rynok-i-valyutnye-otnosheniya/397-etapy-razvitiya-mirovoj-valyutnoj-sistemy
    29. http://www.ceninauku.ru/page_24522.htm
    30. http://bankir.ru/kurs/s/dollar-ssha-10000595/
    31. wikipedia.org
    32. http://www.personalmoney.ru/txt.asp?sec=0&id=1940084
    33. http://www.dissercat.com/content/rol-amerikanskogo-dollara-v-sovremennoi-valyutnoi-sisteme-sostoyanie-i-perspektivy?_openstat=cmVmZXJ1bi5jb207bm9kZTthZDE7
    34. http://www.financialblog.ru/2008/08/11/korrekciya-dollara-ssha-na-mirovom-valyutnom-rynke.html

Информация о работе Доллар США в современной мировой валютной системе