Дипломатические документы, подготавливаемые к переговорам и визитам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 16:41, лекция

Краткое описание

1. Характер и перечень документов, подготавливаемых к переговорам.
2. Требования к их оформлению

Вложенные файлы: 1 файл

ДДок10лекция.docx

— 93.11 Кб (Скачать файл)

 

Лекция 10. Дипломатические документы, подготавливаемые к переговорам и визитам

1. Характер  и перечень документов, подготавливаемых  к переговорам.

2. Требования  к их оформлению

 

 

  • О дипломатических переговорах писали и пишут много, очень много. О них писали и пишут мало, все еще мало… Почти каждое исследование по вопросам международной политики и дипломатии так или иначе касается проблематики дипломатических переговоров. В мемуарной литературе — времен давно минувших и современной — целые страницы посвящены описанию межгосударственных переговоров и конференций. Если взять только период после первой мировой войны и до наших дней, то непосредственными участниками и исследователями описаны вдоль и поперек Версальская мирная конференция, работа Лиги Наций, мюнхенский сговор с Гитлером, судороги англо-французской дипломатии в преддверии второй мировой войны. Обширна литература о деятельности антигитлеровской коалиции, о конференциях в Тегеране, Ялте, Потсдаме. Перипетии политической и дипломатической борьбы 50—70-х годов тоже отражены в ряде воспоминаний (Де Голля, Р. Кеннеди, Кув де Мюрвиля, К. Аденауэра, В. Брандта, А. Идена, А. Гарримана, Дж. Кеннана и др.).

Переговоры, конференции, совещания, встречи государственных и политических деятелей, словно горные пики, вздыблены цепью предшествующих событий над повседневно-стями международной жизни. И чем ближе к высшей, крайней точке переговоров, тем меньше площадка для политического маневра, тем круче склоны вниз, тем неотвратимее момент выбора, момент решения. Правильность или ошибочность такого решения, внутренний драматизм, присущий процессу переговоров, столкновение или притирка концепций, позиций, характеров и темпераментов, выразительные детали обстановки и штрихи поведения действующих лиц — все это описывается в меру таланта и аналитических способностей пишущих. Список произведений такого рода исчисляется, вероятно, десятками тысяч.

И все же о дипломатических переговорах написано и пишется мало. Мало в том смысле, что требуется дальнейшая систематизация взглядов на роль и значение переговоров как важнейшего средства осуществления внешнеполитических целей и улаживания межгосударственных дел в условиях, когда извечная альтернатива переговорам — применение силы сопряжена с риском возникновения ядерной войны. Мало с той точки зрения, что все более актуальным становится глубокое постижение искусства конструктивного ведения переговоров.

Как никогда в прошлом, выросла задача: овладеть наукой сотрудничества государств с различным социальным строем на поприще мира и во имя мира. И в чем, как не в переговорах, должно проявляться прежде всего умение сотрудничать!

Но для плодотворных переговоров, для прокладывания новых путей мирного сотрудничества недостаточно, как известно, готовности одной стороны. Необходима также добрая воля партнеров. А эти партнеры — во многих случаях буржуазные, империалистические государства. Их внешняя политика и дипломатия закоснела в тех представлениях о целях и способах ведения международных дел, которые она породила сама в эпоху своего безраздельного господства на мировой арене или же унаследовала от предшествующих эксплуататорских формаций. У буржуазной дипломатии продолжают срабатывать не только рефлексы «холодной войны»: предубеждения, подозрительность, плохое знание, даже нежелание знать действительные позиции и возможности других. Кроме того, у нее за плечами многовековой багаж таких приемов переговоров, как угрозы, вероломство, «выкручивание рук», камуфляж действительных намерений благообразной фразеологией. В силу своей классовой природы она постоянно подвержена искусу: не договориться с партнером на равных, а попытаться сломить его.

Возьмем не самую худшую и не самую лучшую, а, так сказать, рядовую страницу из практики буржуазной дипломатии. Свидетельство достаточно авторитетное — оно принадлежит генералу Де Голлю и относится к периоду его пребывания в Лондоне в конце 1940 — начале 1941 года.

«…И как трудно было сопротивляться британской машине, когда ее пускали в ход, чтобы что-либо навязать! Только убедившись на собственном опыте, можно представить себе, какую целеустремленность, какое разнообразие приемов, какую настойчивость, сначала любезную, затем требовательную и, наконец, угрожающую, могли проявить англичане для достижения поставленной цели.

 

Главная функция переговоров− совместное обсуждение и совместное решение спорных проблем.

Выработка и заключение взаимоприемлемых договоренностей

являются основной целью переговоров, что отличает их  от  других  видов  дипломатической  деятельности  −  бесед, переписки, консультаций и т.д. Поэтому не всегда встречи, даже на высшем уровне, рассматриваются как переговоры.

Основные функции переговоров:

формирование общественного мнения;

• информационно-коммуникативная;

• регуляционная;

• пропагандистская;

• решение

внутриполитических и внешнеполитических задач;

• координация действий на международной арене

 

  • Международные  переговоры  ведутся  министерствами  иностранных дел  и  дипломатическими представительствами. Руководство  внешними сношениями, а также ведением переговоров и заключением международных соглашений представляет прерогативу исполнительной власти, которая реализуется через ведомства международных связей. Дипломатические представительства составляют звено в этой цепи.
  • За  исключением  случаев,  когда  закон  предоставляет  полномочия  в вопросах ведения международных переговоров определенным правительственным  ведомствам,  общее  руководство  ведением  переговоров  и  направление их в рамках национальной политики, а также ответственность возлагаются на министерство иностранных дел.

Переговоры могут быть двусторонними и многосторонними. Многосторонние проводятся тогда, когда за столом одновременно собираются несколько участников с различными позициями, принадлежащих скорее к сфере политики, хотя это и не обязательно (пример со строительством крупного промышленного предприятия). 
В международной практике многосторонние переговоры часто ведутся на основе международных организаций и требуют, как правило, создание соответствующих форм управления, которые обеспечивали бы поиск решений и в целом их работу. Пожалуй, наиболее сложные структуры управления имеет на сегодняшний день самая крупная международная организация – Организация Объединенных Наций. Это следует из того, что каждый из участников многосторонних переговоров по самому широкому кругу проблем имеет специфические интересы, позиции, поэтому здесь найти взаимоприемлемое решение оказывается сложно. 
При ведении многосторонних переговоров ставится вопрос о том, какой принцип должен быть положен в основу принимаемого решения. 
На переговорах, в том числе и многосторонних, обычно действует принцип консенсуса, предполагающего согласие всех участников. Термин «консенсус» происходит от латинского «consensus» – согласие, единодушие. Достичь консенсуса сложнее на многосторонних, чем на двусторонних переговорах: достаточно возражения хоть одной стороны – и предложение отклоняется. Поэтому часто многосторонние переговоры требуют более длительной работы по согласованию точек зрения и подходов к решению.

 
Следует различать переговоры по целям. 
1. Переговоры, направленные на продолжение существующих соглашений, продление достигнутых ранее договоренностей (например, продление тарифных соглашений). Важной характеристикой таких переговоров является наличие договоренностей, а их результатом может быть просто подтверждение статус-кво либо небольшие, не принципиальные изменения в отношениях. Переговоры, направленные на продолжение существующих соглашений, часто можно встретить в торговой сфере, когда Стороны, например, заключив ранее соглашение сроком на 3 года о поставках товаров, продляют его после истечения указанного срока, внеся незначительные уточнения и изменения в новый договор с учетом складывающейся конъюнктуры 
2. Переговоры с целью нормализации отношений. Они предполагают переход от конфликтных к иным типам отношений между сторонами. Обычно такого рода переговоры встречаются в международной практике, например, мирные переговоры, ведущиеся после окончания войны. Но такие переговоры есть и в области социальных, экономических и других отношений. Примером могут служить переговоры по улаживанию конфликта между двумя фирмами, возникшего по поводу распределения рынков сбыта продукции. 
3. Переговоры в целях достижения перераспределительного соглашения. Суть таких переговоров заключается в том, что одна из сторон, занимая наступательную позицию, требует изменений в свою пользу за счет других сторон. Перераспределительные переговоры можно встретить в любой сфере. Подобное может случиться в сфере деловых отношений, когда один из участников, например, совместного предприятия выступает с инициативой проведения переговоров по подписанию нового соглашения, предусматривающего увеличение ему процента от прибыли. Причины, побудившие его к такому шагу, могут быть разные порой весьма обоснованные. 
4. Переговоры в целях достижения нового соглашения. Они направлены на установление новых отношений и обязательств между участвующими в них сторонами. Примеров таких переговоров много. Один из них – переговоры с новым партнером о взаимных поставках. С новыми партнерами переговоры, как правило, более сложные и длительные. Ведь участники мало знают друг друга. Порой в этих случаях проявляется осторожность и осмотрительность, выясняется репутация партнера из третьих источников. 
5. Переговоры, ориентированные на получение косвенных результатов, которые не отражаются в соглашениях. В качестве таких результатов может быть установление контактов, выявление точек зрения партнеров, оказание влияния на общественное мнение и др. В этом случае главным становится то, что остается за кадром. 
В зависимости от целей, которые преследуют участники переговоров, по-разному строится и процесс взаимодействия. Переговоры, направленные на нормализацию отношений, будут отличаться от переговоров, направленных на продолжение существующих соглашений. В первом случае можно ожидать более сложных переговоров, возможно, потребуются и посредники.

 

Как уже отмечалось выше, дипломатические документы разделяют на документы дипломатического (внешне дипломатического) и внутриведомственного переписки.

Документы внутриведомственного переписка - это документы, касающиеся связи иностранных дипломатических представительств с Центром и включают в себя переписку с МИД и другими государственными, реже негосударственными структурами, с конкретными проблемными отношениями со страной пребывания или в многосторонних международных отношениях.

В свою очередь, документы внутриведомственного переписки условно можно разделить на документы, касающиеся только своего ведомства, и документы межведомственной переписки. До тех, которые готовятся для использования в работе своего ведомства, принадлежат служебная и докладной записки.

Служебная записка - это форма служебного документа, которым дипломат информирует руководство дипломатического учреждения о событиях и фактах, которые имели место или произойдут в ближайшем будущем и будут иметь прямое или косвенное влияние на деятельность зарубежного учреждения, и вносит соответствующие предложения.

Докладная записка - это форма служебного документа, в котором дипломат информирует о проделанной работе или о ситуации, сложившейся в связи с выполнением порученного задания.

Документы дипломатического представительства для внутренних нужд, а также для отправки в Центр можно разделить на такие группы:

- информационно-справочные  материалы;

- отчетная  документация;

- переписка  с консульским вопросам;

- переписка  по поводу планирования работы  и кадровых вопросов;

- переписка  с административно-хозяйственных  и финансовых вопросов;

- переписка  с МИД и другими ведомствами и учреждениями Казахстана относительно запросов этих учреждений и отдельных граждан.

Дипломатические документы внутриведомственного характера диппредставительства за рубежом чрезвычайно разнообразны и отражают широкую палитру его деятельности. Таким основополагающим документом можно считать информационную справку о стране пребывания или, как ее еще называют, "справку по схеме". Справка о стране пребывания содержит краткую характеристику ее политики, экономики, культуры, государственного устройства, прессы, партий, информацию о геополитическое положение, краткие сведения по истории и т.д.

В справке подается информация из проблем внутриполитической ситуации: характеристика правящих партий, группировок, коалиций; отношений между ветвями власти (законодательной, исполнительной, судебной); острых вопросов текущего момента как политического, так и экономического плана; места Украины во внешнеполитической стратегии страны пребывания и т.д. Расширенная справка (до 20 страниц) имеет внутриведомственный характер и как документ для служебного пользования касается ограниченного круга пользователей.

Для широкого использования готовится общая справка (до 5 страниц), в нем подают только схематические сведения, без раскрытия специфических острых проблем и оценок. Эти справки должны постоянно обновляться наиболее актуальными материалами. Справки, как правило, составляются на отдельных листах, чтобы их можно было оперативно заменять, не переделывая всего документа.

Вторым по значению информационным документом является справка о состоянии двусторонних отношений, которая включает разделы о:

- условия  и цели развития двусторонних  отношений;

- хронологию  контактов между руководителями  государств (президентами, главами  парламентов, премьер-министрами, министрами  иностранных дел);

- состояние  договорно-правовой базы (существующих  документов и тех, которые готовятся  к подписанию);

- состояние  торгово-экономического и научно-технического  сотрудничества, деятельность межправительственных  комиссий, смешанных консультативных  и рабочих групп;

- состояние  сотрудничества в гуманитарной  сфере (наука, образование, культура, здравоохранение), а также проблемы национальных  меньшинств, специфику религиозной  жизни.

Материалы этой справки могут содержать специфические сведения относительно регионального сотрудничества, проблем отношений, включая исторический аспект.

В целом, эта справка является оперативным документом и должна постоянно обновляться с учетом конкретной ситуации.

В процессе деятельности дипломатического представительства готовятся и другие тематические справки и информации, которые дают оценку той или иной сферы жизни и деятельности страны пребывания, особенно в контексте возможного развития событий и их влияния на отношения с Украиной.

Биографические справки о политических и государственных деятелей страны пребывания содержат, как правило, хронологические данные основных событий в их жизни, служебной карьере, участия в избирательных органах. Здесь же содержится информация о ученую степень, семейное положение, владение языками, о личных предпочтениях и хобби.

В принципе, никаких устоявшихся правил подготовки справочно-информационных материалов не существует, но для них характерна одно требование - четкость, ясность и последовательность изложения, освещение всех важнейших аспектов проблемы и, что самое главное, объективность.

В справке должны быть изложены причины возникновения проблемы, логическое развитие ее решения до момента завершения с учетом времени подготовки документа. Для работы с материалами такого рода используется как официальная, так и неофициальная документация страны пребывания, материалы бесед, стенограммы выступлений государственных и политических деятелей, парламентские протоколы, документация общественных организаций и политических партий полуось заднего моста уаз . Могут также использоваться научные труды, монографии, диссертации, картографические материалы и т.д. При подготовке справочных материалов желательно ссылаться на источники информации, особенно в тех вопросах, которые имеют некую особую важность.

Информация о работе Дипломатические документы, подготавливаемые к переговорам и визитам