Дипломатические документы, подготавливаемые к переговорам и визитам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 16:41, лекция

Краткое описание

1. Характер и перечень документов, подготавливаемых к переговорам.
2. Требования к их оформлению

Вложенные файлы: 1 файл

ДДок10лекция.docx

— 93.11 Кб (Скачать файл)

Найдите время и займитесь совершенствованием своей речи, упражняясь произношении имен, фамилий, сложных словосочетаний.

Речь (в беседе, в кругу друзей, соратников) – центральная часть вашего имиджа, поскольку воспринимается в совокупности с манерой одеваться, а в телевизионном разговоре и вовсе является единственной возможностью внушить собеседнику, представление о себе. Запишите свой голос на магнитофонную пленку, послушайте, как он звучит. Разборчиво ли вы говорите? Есть ли у вас некая специфика в произношении и словоупотреблении, характерных для определенной местности, из-за чего вас могут не понять. Не рекомендуется произносить длинные монологи вместо обоюдного разговора. Может случиться, что вы говорите так тихо, что некоторые слова попросту пропадают и собеседник должен переспрашивать, пытаться догадаться, о чем идет речь. Это нередко случается, когда «большой начальник» «цедит» сквозь зубы, давая указание робко сидящему перед ним подчиненному.

Следует помнить, что ваши голос и те выражения, которыми вы пользуетесь, – это очень важные компоненты профессионализма.

Дипломатическая беседа нередко начинается, в условиях, когда и находятся на противоположных полюсах. Опытный дипломат, излагая свою позицию и слушая собеседника, постарается обнаружить то положительное, что может стать в дальнейшем основой для сближения точек зрения. Но даже негативные результаты умело проведенной беседы не являются основанием для ухудшения отношений. Бывает и так, что такие беседы открывают возможности для расчистки завалов, мешающих развитию отношений между странами.

Спокойный тон, убедительная контраргументация, вдумчивый подход к позиции собеседника, рассудительная манера ведения беседы способствуют сближению не только собеседников, но и их позиции.

Ошибается тот, кто после первой неудачной беседа спешит с выводом о своем партнере и его позиции. Нередки случай, когда собеседник, казавшийся при первой встрече замкнутым и не очень разговорчивым, оказывается затем знающим и эрудированным, а его начальная позиция объяснялась осторожностью. Поэтому, готовясь к беседе и собирая данные о партнере; следует проявить осторожность к оценкам, которые получены от третьих лиц. Знать мнение опытных дипломатов о том или ином деятеле страны пребывания полезно, но это не исключает целесообразности проверки таких суждений, как говорят, «свежим взглядом». Подчас обнаруживаются такие черты, которые другие не замечали или неправильно истолковывали.

Дипломатическая беседа требует собранности, целеустремленности, самодисциплины. Импровизация в беседе допустима, если она идет не во вред основной цели и намеченному плану. Собранность особенно необходима, когда собеседник говорит с «подтекстом». Путем дополнительных вопросов, реплик следует побудить собеседника раскрыть этот «подтекст». Беседу необходимо вести спокойно, не повышая голоса и не показывая своего раздражения даже в том случае, если для этого есть основания. Этикет предусматривает, что следует терпеливо, не перебивая собеседника, выслушать все до конца, даже если говорят неприятные вещи. Затем, так же спокойно и, если это диктуется обстановкой, обстоятельно ответить позитивно или отклонить сказанное собеседником. Горячность, торопливость – плохие помощники в беседе. Даже если приходится давать отповедь в ответ на выпад со стороны собеседника, полное самообладание и спокойная речь произведут на него гораздо большее впечатление, чем запальчивый тон и повышенный голос.

В беседах по поводу конфликтных ситуаций крайне важно выявить главное, отмести мелочи и несущественное, необходимо дать ответ на главный вопрос. И ответ должен быть ясным, четким, без намеков. Поэтому, прежде чем говорить, нужно детально все уяснить себе, чтобы не попасть в положение известного литературного героя, боровшегося с ветряными мельницами.

Вежливость и корректность в беседе отнюдь не должны помешать дипломату уточнить даже самые мелкие вопросы обсуждаемой проблемы. Поскольку мелочей в дипломатии нет, то нельзя забывать, что всякая «мелочь» может перерасти в крупную оплошность.

Чтобы сделать свою позицию убедительной, ее следует подкрепить ссылками на факты. При этом надлежит иметь в виду, что источники этих фактов должны быть официальными. Надо остерегаться сомнительных фактов: они могут дискредитировать дипломата.

Нередко одним и тем же фактам может быть дана различная оценка. Именно здесь и проявляется умение дипломата убеждать, доказывать правильность своей оценки.

Иногда возникает необходимость дать «обтекаемый» ответ. Арсенал уклончивых ответов весьма многообразен, и дипломаты часто к нему прибегают. Важно, однако, следить за тем, чтобы за уклончивым ответом собеседник не усмотрел какого-то определенного намека.

Уместно здесь сказать и о довольно часто используемых в беседах формулировках: «в неофициальном порядке», «в личном плане». Дипломат – лицо официальное. Поэтому подчеркивание неофициального характера информации может восприниматься лишь условно и скорее как намек на то, что эта информация носит доверительный характер и собеседник не хочет, чтобы она была разглашена. С этим следует считаться, чтобы не потерять доверия и не уронить своего престижа.

Когда же дипломат говорит, что ему поручено сделать «официальное» сообщение, то в этом проявляется желание лишний раз формально подчеркнуть значимость заявления. Дипломат, к примеру, посещает Министерство иностранных дел страны пребывания и делает «официальное заявление» по поводу статьи, опубликованной в местной печати и содержащей клеветнические измышления в адрес страны дипломата.

По итогам беседы оформляется дневниковая запись. В дипломатической практике сложилась определенная форма таких записей. Называются фамилия собеседника, его должность, дипломатическое звание, день, час беседы, ее продолжительность, место беседы и по чьей инициативе она состоялась. Следует указать, была ли беседа «один на один» или велась с помощью переводчика.

Запись беседы должна точно отражать ее содержание. В случае необходимости, если в разговоре упоминаются цифры, «можно их сразу же записать. Иногда делаются пометки по ходу всей беседы, если заранее было сказано, что, будет сделано устное заявление без передачи письменного текста. Вслед за изложением сделанного ему сообщения дипломат записывает свой ответ. Запись должна точно отражать сказанное дипломатом. Беседа и последующая запись ее, конечно, носят черты индивидуальности, субъективного понимания вопроса. Но это не дает основания для придания записям таких оттенков, которые каким-либо образом сглаживали бы (или обостряли) вопрос, искажали тональность беседы, то есть не отражали бы реальное положение.

Важные и срочные вопросы, поднятые в беседе, передаются в страну с помощью шифрованной телеграммы. Более подробная информация, а также записи бесед, не имеющие срочного характера, пересылаются с дипломатической почтой. Нередко встречающаяся ошибка молодых дипломатов – оформление записей бесед, содержание которых не выходит за рамки протокольных любезностей или касается общеизвестных тем.

Вот пример того, чего не надо делать.

В первые годы существования НКИД, когда во главе его стоял Г.В. Чичерин, в нем был небольшой протокольный сектор. Руководитель сектора после очередного посещения приема оформил запись беседы о своих разговорах с иностранцами. В записи говорилось: «На приеме людей было немного. Я развлекал иностранцев своими обычными глупостями». Резолюция Г.В. Чичерина: «Будьте любезны сообщить, какими конкретно».

Беседа дипломата была и остается важным инструментом дипломатической службы. Ведь цель дипломатии – примирять разногласия, разрешать противоречия, развивать дружественное сотрудничество между странами. Искусство дипломатической беседы в том и состоит, чтобы искать решение международных проблем мирным путем.

Сказанное выше, естественно, касалось лишь самых общих положений. Каждый дипломат в силу своих личных качеств и особенностей, опыта вырабатывает присущую ему манеру ведения беседы.

Особое место в межгосударственных отношениях занимают переговоры высших государственных деятелей, уполномоченных делегаций, отдельных высокопоставленных лиц государства, дипломатов. В данном случае присутствуют элементы дипломатии, дипломатического протокола и этикета.

 

 

 

 

 Ход рассуждений  участников конференции был примерно таков:  
Дипломат, участвующий в беседе, должен, естественно, выполнять  
возложенные на него своим правительством функции и получения информации,  
и убеждения партнеров, и обсуждения практических вопросов, но он в свою  
очередь является и объектом деятельности представителей страны пребывания  
и своих коллег по дипкорпусу, и если подходить с этой точки зрения, то  
беседы и встречи, исходя из методов ведения бесед, можно было бы условно  
подразделить так:  
а) беседы по официальному поручению руководства вашей страны с  
представителями страны пребывания;  
б) беседы по официальному поручению вашего министерства иностранных дел  
(наиболее частый вид беседы);  
в) беседы по официальному приглашению руководства и МИДа страны  
пребывания;  
г) беседы с представителями страны пребывания по вашей инициативе или по  
их предложению;  
д) беседы на общих приемах, официальных мероприятиях, выставках и т. д.;  
е) беседы в перерывах (вне официальных заседаний) на переговорах (как  
правило, неофициальные или полуофициальные);  
ж) беседы случайные - при посещении вами театров, кинофильмов, в  
гостиницах, при выезде из столицы и в других общественных местах;  
з) беседы неожиданные, непредвиденные, когда тема их не могла быть  
известна заранее.  

Понятие «дипломатическая бесеДа» весьма широкое. Оно охватывает различные по уровню, содержанию, форме проведения контакты. Например, глава государства проводит беседу с другим главой государства, прибывшим в страну с официальным визитом. Общественное положение собеседников, их полномочия, круг вопросов, которые становятся предметом обсуждения, — все это ставит такие беседы в первый ряд по весу и значению. Поэтому к такого рода беседам проводится большая и ответственная подготовительная работа.

Но было бы ошибкой полагать, что для беседы атташе посольства с представителем министерства иностранных дел по какому-то частному вопросу подготовки не требуется. В рамках своих полномочий атташе обязан досконально знать все о вопросе, по которому ведется беседа. Только в этом случае дипломат будет чувствовать себя уверенно, не боясь вопросов, которые могли бы поставить его в тупик.

Беседы, относительно которых была достигнута предварительная договоренность, позволяют заранее продумать и предусмотреть возможные повороты, отступления от намеченного сценария. Но могут иметь место и беседы «случайные». Чаще такие беседы возникают в ходе приемов одно из назначений которых — обеспечить возможность для сбора сведений и передачи информации. В этом случае, конечно, трудно точно предугадать, кто и о чем будет говорить, хотя сама обстановка в стране и текущие события могут определить возможную канву беседы. К тому же сами условия приема не располагают к обстоятельной беседе. Чаще бывает, что дипломаты обмениваются краткой информацией и условливаются о встрече с целью продолжить обсуждение затронутой темы.

Даже за дипломатическим завтраком или обедом, где обстановка для обмена информацией и мнениями бывает более благоприятной, чем на больших многолюдных приемах, если планируется серьезная беседа, то она организуется особо — не за столом, а в другом зале. Собеседники могут заранее условиться и о теме беседы.

Не каждый контакт перерастает в беседу. Нетактично и даже неприлично пытаться «выудить» какие-то сведения у собеседника, с которым дипломат только что познакомился. Более того, назойливость может лишь негативно отразиться на дальнейшей деятельности дипломата. Даже в том случае, если есть необходимость обсудить какую-то тему, следует проявить такт и выдержку, чтобы при переводе разговора от общих тем к частному вопросу, интересующему дипломата, почувствовать желание (или нежелание) собеседника обсуждать эту тему. Если собеседник уклоняется от конкретного обсуждения, то лучше отложить разговор или найти другого собеседника.

Всякий контакт дипломата с представителем страны пребывания или сотрудником иностранного посольства, даже если в ходе него не было сообщено ничего интересного, имеет положительную сторону. Ведь всегда существует возможность, что позже этот контакт перерастет в хорошие отношения, позволяющие обмениваться полезной информацией и сверять свои точки зрения по интересующим вопросам.

Целесообразно планировать беседы заранее. Готовясь к беседе, следует определить круг вопросов, которые желательно .обсудить. Затем необходимо изучить имеющиеся на этот счет в посольстве или МИД официальные документы как своей, так и другой стороны. Сопоставляя документы, следует обратить внимание на имеющиеся расхождения во мнениях сторон и аргументацию, с помощью которой подкрепляются различные точки зрения. Это поможет найти и подготовить новые доводы и доказательства в пользу своей позиции, способные побудить партнера к изменению его прежних взглядов. Разрабатывая тактику беседы, нужно строить ее так, чтобы в ответ на шаг навстречу другой стороне последовал не менее определенный встречный шаг. Нецелесообразно выкладывать сразу все свои возможные позиции, не получая ничего взамен. Собеседник может быть не готов к такой конструктивной беседе, и ее лучше перенести на другой день.

Очень важно научиться «чувствовать» время. Считается неприличным во время беседы посматривать на часы. Этот жест воспринимается обычно как сигнал к окончанию разговора. Чувство времени особенно важно, когда в ходе беседы предполагается обсудить несколько вопросов. Нужно быть готовым и к тому, что придется кое-что из намеченного к обсуждению перенести на следующую встречу. Поэтому беседу целесообразно начинать с наиболее важного и срочного вопроса.

Идя на беседу или принимая кого-либо для беседы, следует по возможности получить полное представление о собеседнике. Не следует пренебрегать и кажущимися, на первый взгляд, мелочами. Неплохо знать основные моменты биографии собеседника, круг его личных интересов, включая любимое занятие, так называемое хобби.

Начиная беседу после приветствий и краткого обмена любезностями, полезно сообщить собеседнику что-то новое о своей стране, то, о чем нет пока еще подробной информации в местных газетах. Примером может служить следующее заявление: «Мне доставляет большое удовольствие сообщить вам, что в данный момент в Москве успешно завершились переговоры с делегацией вашей страны о плане культурного и научного сотрудничества на следующий год. Подписанный план включает много интересных мероприятий, осуществление которых даст нам возможность постоянно поддерживать обоюдополез-ные контакты». Такое начало поможет создать благоприятный психологический настрой собеседника к беседе.

Искусство ведения беседы в конечном счете проявляет себя через язык дипломата. Можно хорошо подготовиться к беседе, знать много интересных и доказательных фактов, но не уметь их четко и связно изложить. В беседе каждое слово должно быть сказано к месту, а связное, логично построенное сообщение не может не оказать воздействия на собеседника. Особую весомость слова приобретают при возникновении конфликтных ситуаций. Нечаянно оброненное, необдуманное слово может быть использовано для того, чтобы осложнить отношения между государствами и скомпрометировать сказавшего его.

Информация о работе Дипломатические документы, подготавливаемые к переговорам и визитам