Дипломатические документы, подготавливаемые к переговорам и визитам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 16:41, лекция

Краткое описание

1. Характер и перечень документов, подготавливаемых к переговорам.
2. Требования к их оформлению

Вложенные файлы: 1 файл

ДДок10лекция.docx

— 93.11 Кб (Скачать файл)

документы

:  1)  текст 

договора  (или  договоров);  2)  резолюции  по  от

дельным  вопросам,  определяющим  порядок

осуществления договора (договоров); 3) заключительный акт конференции.

Обычно международные договоры или конвенции

содержат

:

·

вступительную часть (преамбулу), говорящую об участниках договора, о его главных

задачах и ц

елях, об уполномоченных для подписания договора или конвенции лицах;

·

статьи об обязательствах сторон;

·

статью о сроке действия и вступления в силу договора;

·

статью о порядке ратификации, о месте и сроке обмена ратификационными грамотами;

·

указание места, дат

ы подписания и языков, на которых составлен договор (конвенция);

·

подписи и печати государств

Особенности оформления заключительных документов. 
Подготовка текста заключительных документов.Подготовка текста заключительного документа может осуществляться различным путем: на конференциях договаривающихся сторон, путем переговоров через уполномоченных лиц или путем создания специального органа, например, группы экспертов; текст может быть подготовлен и по дипломатическим каналам, в частности, между посольством одной страны и МИД страны его пребывания.  
 
Путем дипломатических переговоров подготавливаются, как правило, тексты двусторонних договоров. В международных организациях проекты текстов договоров разрабатываются их главными органами либо специально созданными для этих целей вспомогательными органами. В практике имеются примеры, когда международная конференция сама разрабатывала проект текста договора. Так это было с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, текст которой III Конференция ООН по морскому праву готовила с 1974 по 1982 год. [3] 
 
Международные соглашения, например, конвенции, могут быть подготовлены с помощью ООН. Так, на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 21 ноября 1947 г. в целях поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации был создан вспомогательный орган ГА ООН — Комиссия международного права (КМП), которая собирается на ежегодные сессии в Женеве. На основе ее проектов был принят ряд важных конвенций в области дипломатического, консульского, договорного и др. отраслей международного права. Так, на основе материалов комиссии созванные в Вене конференции ООН приняли в 1961 г Конвенцию о дипломатических сношениях, а в 1963 г. — Конвенцию о консульских сношениях. В 1969 г. Конференция ООН по праву международных договоров приняла по этому вопросу специальную конвенцию, вступившую в силу в январе 1980 г. 
 
В международных организациях, например в ООН, тексты договоров принимаются согласно правилам, существующим в этих организациях. Как правило, текст договора принимается путем принятия соответствующей резолюции. [8] 
 
Международная практика выработала новую форму принятия текста договора на международных конференциях и в международных организациях — принятие текста договора без голосования, путем согласования позиций участников и при отсутствии официальных возражений со стороны любого из участников. Такая форма принятия текста договора получила название консенсуса. [2] 
 
В договорных документах нередко приходится прибегать к альтернату, т.е. правилу, когда текст договора или соглашения каждой страны-участницы печатается на ее языке, а ее наименование, подписи уполномоченных лиц и печати проставляются на первом месте. Аналогичный порядок используется и для другого участника. Обычно правило альтерната применяется при заключении двусторонних договоров. Для многосторонних договоров, как правило, при обозначении названия страны-участницы используется алфавит принятого официального языка. 
 
Прежде чем договор поступит на подпись, он обычно проходит стадию парафирования, представляющего собой окончательное согласование текста договора перед его подписанием. Парафирование обычно представляет собой проставление инициалов (чаще всего на каждой странице) уполномоченных лиц. Парафирование не всегда обязательно. В некоторых случаях договор может быть подписан сразу по завершении переговоров.[1] 
 
 Выражение согласия с соглашением. Последней стадией заключения договора является выражение согласия государств и других субъектов международного права на обязательность договора. Статьи 11 Венских конвенций 1969 и 1986 годов установили следующие способы выражения согласия на обязательность договора: подписание договора, обмен документами, образующими договор, ратификация договора, его принятие, утверждение, присоединение к нему или любой другой способ, о котором условились стороны. [2] 
 
Подписание.Наиболее распространенным способом выражения согласия на обязательность договора является его подписание.  
 
Представители государств подписывают договор в соответствии с основными принципами подписания двусторонних и многосторонних договоров. 
 
При подписании договора каждый уполномоченный ставит рядом со своей подписью свою личную сургучную печать (на которой выгравированы начальные буквы имени и фамилии уполномоченного или его личный герб). Под печатями проходят концы шнура, которым сшит договор. Эта процедура должна как бы гарантировать, что в дальнейшем в подлинник договора не окажутся вставленными листы с неправильным текстом. При заключении многосторонних договоров со значительным числом участников вышеприведённое правило соблюдается далеко не всегда. 
 
В соответствии со статьями 18  конвенций 1969 и 1986 годов государства или международные организации, подписавшие договор под условием ратификации, принятия или утверждения, обязаны воздерживаться от действий, которые лишили бы договор объекта и цели. От указанных действий государства или международные организации обязаны воздерживаться в отношении как к не вступившему в силу договору, так и к действующему до того времени, пока они ясно не выразят своего намерения не становиться участниками такого договора.  
 
Ратификация.Следующим способом выражения согласия на обязательность договора является ратификация. В соответствии с Венскими конвенциями ратификация — это международный акт. Однако ратификация одновременно является институтом внутреннего права государств, поскольку только внутреннее право определяет, какие органы государств уполномочены ратифицировать договоры. Такими органами являются обычно главы государств и парламенты. 
 
Государство не связано юридическим обязательством ратифицировать договор, согласованный ее собственным делегатом, хотя выбор действий государств ограничен: либо принятие, либо полное отклонение, хотя в исключительных случаях ратификацию можно проводить с оговорками, которые носят скорее процессуальный, чем касающийся существа дела характер. 
 
Ратификация договора оформляется особым документом — ратификационной грамотой. Эта грамота состоит из трёх частей:  
 
·          вступительной, в которой глава государства объявляет, что он рассмотрел подписанный договор, 
 
·          из копии текста самого договора, 
 
·          из заключительной части, в которой глава государства заявляет, что договор будет соблюдаться. Под заключительной частью ставится подпись главы государства и государственная печать. Ниже этой подписи ставится  подпись того высшего должностного лица, которое по законам данного государства должно скреплять своей подписью государственные акты. 
 
Ратификационные грамоты двусторонних договоров обмениваются одна на другую договаривающимися сторонами в указанном в договоре месте. Ратификационные грамоты многосторонних договоров не обмениваются, а передаются каждым государством на хранение  депозитарию. В соответствии со ст. 76 Венской конвенции 1969 года и ст. 77 Венской конвенции 1986 года в качестве депозитария могут быть назначены одно или несколько государств, международная организация или главное исполнительное должностное лицо такой организации. Например, депозитарием Венских конвенций 1969 и 1986 годов является Генеральный секретарь ООН.  
 
Ратификация требуется, как это следует из Венских конвенций, когда она предусмотрена самим договором либо когда представитель государства подписал договор под условием ратификации. Законодательство многих государств устанавливает, какие договоры подлежат обязательной ратификации. Все сказанное относится также к актам принятия и утверждения. Необходимо лишь отметить, что принятие и утверждение — это акты, которые совершаются, как правило, иными органами государств, чем главы государств и парламенты. [2] 
 
Обмен нотами.Согласие на обязательность договора может быть выражено путем обмена документами, например нотами или письмами идентичного содержания. Необходимо отличать эту процедуру от заключения договора в форме обмена письмами или нотами, в которых содержится сам предмет договора.  
 
Присоединение к договору. Согласие на обязательность договора может быть выражено путем присоединения к договору. 
 
Приглашённые участвовать в договоре государства, не представленные на конференции или почему-либо уклонившиеся от подписания, могут присоединиться к уже подписанному договору путём вручения правительству страны, в которой договор хранится (депонирован), особого документа, декларации о присоединении. Декларация вручается главе ведомства иностранных дел страны, в которой депонирован договор. Почти все многосторонние договоры предусматривают возможность такого к ним присоединения. Присоединяющееся государство вправе делать при этом оговорки, но только такие, которые уже были сделаны при подписании данного договора. Если присоединяющееся государство желает сделать другие оговорки, оно должно предварительно получить на то согласие всех участников данного договора. 
 
Регистрация и опубликование договоров.  Двадцатое столетие характеризуется тем, что международные договоры стали регистрироваться. До второй мировой войны регистрацией договоров занимался Секретариат Лиги Наций. В статье 102 Устава Организации Объединенных Наций предусматривается, что все договоры  и международные соглашения, заключенные государствами – участниками, должны быть зарегистрированы в секретариате и им зарегистрированы.   
 
Если договор не зарегистрирован, то государства не могут ссылаться на него ни в одном из органов ООН ( например, Международный Суд). В свою очередь, Секретариат ООН при первой возможности публикует зарегистрированные договоры в специальной серии сборников. Включение этой статьи в Устав ООН преследовало цель ограничить тайную дипломатию и довести до сведения международного сообщества содержание договоров.  
 
Кроме Секретариата ООН регистрацией договоров занимаются и другие международные организации, например ИКАО, МАГАТЭ, МОТ. Даже если договор зарегистрирован в международной организации, он подлежит, как следует из Венских конвенций, обязательной регистрации в Секретариате ООН. [3] 
 
Многими государствами предусматривается порядок публикации договоров, заключенных с их участием. Внутригосударственная публикация носит наименование промульгации. [4] 
 
Вступление в силу. Юридические последствия вызывает только договор, вступивший в силу. Это означает, что он становится юридически обязательным для участников. В соответствии с Венскими конвенциями порядок и дата вступления договора в силу устанавливаются в самом договоре или согласуются его участниками.  
 
Международные договоры вступают в силу: 
 
а) со дня подписания, если в тексте договора в силу нет указания о другом сроке вступления его в силу;  
 
б) со дня уведомления сторонами друг друга о состоявшемся утверждении правительствами подписанного договора, если последний ставит применение договора в зависимость от такого утверждения;  
 
в) со дня обмена ратификационными грамотами, если договор подлежит ратификации и если в нём не установлен другой срок вступления в силу. 
 
Иногда договоры не предусматривают дату их вступления в силу. Это относится главным образом к двусторонним договорам, юридическую силу которым придают подписи договаривающихся сторон. Предполагается, что они начинают действовать с момента подписания.  
 
Срок действия. Вступление договора в силу связано со сроком действия, который, как правило, устанавливается в договоре. Договоры могут заключаться на определенный срок (срочные договоры), на неопределенный срок, без указания срока действия либо с указанием на бессрочность действия.  
 
На определенный срок могут заключаться как двусторонние, так и многосторонние договоры. Некоторые двусторонние договоры содержат условие, что по истечении определенного срока действия они будут оставаться в силе до тех пор, пока один из участников не заявит о своем выходе из договора. Другие договоры предусматривают автоматическое продление действия договора на определенные сроки, например на 3 года, 5 лет или же больший срок. Такое продление будет осуществляться до тех пор, пока один из участников не денонсирует договор либо откажется продлевать его действие. 
 
В большинстве договоров указываются сроки их действия. Исключение составляют мирные договоры, договоры о принадлежности территории (например, Договор 1920 г. о Шпицбергене), договоры, фиксирующие признание какого-либо института международного права (например, Гаагские конвенции 1907 г. о правилах войны). В таких договорах срок не указывается, они действуют бессрочно.[6] 
 
Пролонгация. Продление договора называется пролонгацией. Большая часть заключаемых договоров предусматривает возможность автоматического продления их на новый срок, если за установленный в договоре период до наступления первоначального срока ни одна из сторон не заявит о своём отказе от договора. Пролонгация может быть осуществлена на основании специального соглашения в отношении договора, срок действия которого истекает. Если договор прекратил свое действие и стороны специально договорились о продлении его действия, то такое продление называется восстановлением или возобновлением действия договора. [1] 
 
 Прекращение и приостановление договора. Прекращение договора, то есть утрата им юридической силы, или выход из него участника могут иметь место в соответствии с положениями договора или в любое время с согласия его участников.  
 
Прекращение договора может происходить в результате истечения срока его действия, исполнения договора, возникновения новой нормы jus cogens, денонсации на условиях, предусмотренных договором, и т. д.  
 
Исполнение договора также является основанием его прекращения.  
 
Последующий договор может отменить предшествующий, если они заключены по одному и тому же вопросу, а также в том случае, когда оба договора несовместимы друг с другом либо участники намерены регулировать свои отношения этим последующим договором.  
 
Если произошло существенное нарушение двустороннего договора одним из его участников, другой участник имеет право прекратить или приостановить действие этого договора. Существенное нарушение многостороннего договора одним из его участников дает право другим участникам приостановить действие договора в отношениях с государством, нарушившим договор, либо со всеми участниками. [3] 
 
Денонсация. Для прекращения договора чаще всего используется денонсация, то есть уведомление о расторжении договора. Денонсация может осуществляться лишь на условиях, предусмотренных самим договором. Если договор не предусматривает денонсации и не установлено намерение его участников допустить такую возможность, то договор не может быть денонсирован. [4] 
 
Аннулирование. Известны и такие способы прекращения договоров, как их отмена и аннулирование. Под отменой понимают утрату договором юридической силы по соглашению участников. Аннулирование означает односторонний отказ государства от договора, например, в случае существенного нарушения договора другим участником. [4] 
 
Государство может также прекратить действие договора, если произошло коренное изменение обстоятельств (clausula  rebus sic stantibus). В истории есть немало примеров, когда государства использовали эту причину для расторжения договоров. 
 
Так, 7 марта 1936 г. Германия расторгла Локарнский договор и ремилитаризировала Рейнскую зону,  обосновав свои действия тем, что Франция заключила 2 мая 1935 г. пакт о взаимопомощи с СССР. Расторгнув перед второй мировой войной договор о ненападении с Польшей от 26 января 1934 г., она обосновала это нарушение международного права тем, что Польша заключила союзный договор с Англией. Под подобными же пустыми предлогами нарушила Германия и свои договоры с Австрией и Чехословакией, для того чтобы овладеть этими государствами. [6] 
 
На коренные изменения обстоятельств можно ссылаться, когда наличие таких обстоятельств составляло существенное основание соглашения участников и когда изменение обстоятельств коренным образом изменяет сферу действия обязательств.  
 
Однако клаузула о неизменности обстоятельств не может применяться в отношении договоров, устанавливающих границу, а также в случаях, когда коренное изменение обстоятельств произошло в результате нарушения своих обязательств государством, которое ссылается на эту клаузулу.   
 
Недействительные договоры. В международной практике встречались случаи, когда отдельные договоры объявлялись недействительными. Венская конвенция 1969 года содержит исчерпывающий перечень оснований недействительности договоров. Основаниями недействительности являются принуждение государства, обман, ошибка, противоречие договора норме jus cogens и др.  
 
Если договор был заключен в результате принуждения государства посредством угрозы силой или ее применения в нарушение принципов Устава ООН, он является ничтожным. Ничтожным считается также договор, который заключен в результате принуждения представителя государства действиями или угрозами, направленными против него.  
 
Недействительными являются договоры, которые заключены в результате подкупа представителя государства, обмана контрагента либо ошибки, которая касается факта или ситуации, представляющих существенную основу согласия на участие в договоре.  
 
Если согласие государства на обязательность договора было выражено в нарушение какого-либо положения внутреннего права, то оно не может ссылаться на это как на основание недействительности договора. Такая ссылка возможна лишь в том случае, когда это касалось нормы внутреннего права особо важного значения и было явным.[8] 
 
Срок действия. Вступление договора в силу связано со сроком действия, который, как правило, устанавливается в договоре. Договоры могут заключаться на определенный срок (срочные договоры), на неопределенный срок, без указания срока действия либо с указанием на бессрочность действия.  
 
На определенный срок могут заключаться как двусторонние, так и многосторонние договоры. Некоторые двусторонние договоры содержат условие, что по истечении определенного срока действия они будут оставаться в силе до тех пор, пока один из участников не заявит о своем выходе из договора. Другие договоры предусматривают автоматическое продление действия договора на определенные сроки, например на 3 года, 5 лет или же больший срок. Такое продление будет осуществляться до тех пор, пока один из участников не денонсирует договор либо откажется продлевать его действие. 
 
В большинстве договоров указываются сроки их действия. Исключение составляют мирные договоры, договоры о принадлежности территории (например, Договор 1920 г. о Шпицбергене), договоры, фиксирующие признание какого-либо института международного права (например, Гаагские конвенции 1907 г. о правилах войны). В таких договорах срок не указывается, они действуют бессрочно.[6] 
 
Пролонгация. Продление договора называется пролонгацией. Большая часть заключаемых договоров предусматривает возможность автоматического продления их на новый срок, если за установленный в договоре период до наступления первоначального срока ни одна из сторон не заявит о своём отказе от договора. Пролонгация может быть осуществлена на основании специального соглашения в отношении договора, срок действия которого истекает. Если договор прекратил свое действие и стороны специально договорились о продлении его действия, то такое продление называется восстановлением или возобновлением действия договора. [4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Декларация. 
 
Декларация (заявление) представляет собою документ, в котором его участники выражают общую, согласованную между ними позицию по тем или иным международным проблемам, подходы к их решению, провозглашают принципы, которыми они намерены руководствоваться в своей внешней, а иногда и внутренней политике. Характерным примером может служить подписанная 1-го января1942 г. в Вашингтоне Декларация 26 государств антигитлеровской коалиции, которая легла в основу будущей Организации Объединенных Наций. Спустя более чем 28 лет, 24 октября 1970 г., эта организация приняла декларацию, содержащую основные принципы современного международного права, получившие свое развитие в других международных документах, в том числе в хельсинкском Заключительном акте 1975 г.[4] 
 
По своему оформлению декларации могут быть как подписными, так и без подписей их участников.[1] 
Коммюнике. 
 
Коммюнике (фр. communique от лат. соmmunicatio - сообщение, передача) - официальное сообщение высших органов государственной власти, органов внешних сношений, представителей различных государств или международных организаций о положении в какой-либо области межгосударственных отношений, ходе или результатах переговоров, ведущихся военных действиях и т.д. Помимо сугубо информационных задач, Коммюнике зачастую несет и более существенную смысловую нагрузку, когда в нем освещается позиция публикатора по политико-правовым проблемам, дается их оценка, обнародуются обязательства и цели заинтересованных субъектов, их намерения и предостережения. В контексте международных отношений коммюнике может быть как сообщением одной стороны, так и совместным актом сторон переговоров, при этом излагаются как положительные моменты, так и разногласия и особые мнения. Совместное коммюнике не имеет статуса международного договора, но в то же время может содержать положения, которые стороны могут рассматривать в таком качестве. Если в коммюнике указана информация о договоренности, которая не изъявлена в какой-либо иной официальной форме, её рассматривают в качестве международного договора. Совместные коммюнике с договорными обязательствами характерны для социалистических стран.[8]

Договор.

 
Договором именуется важнейший международно-правовой акт, устанавливающий права и обязанности договаривающихся сторон в области политических или экономических отношений. Таковы мирный договор, союзный договор, договор о гарантиях, договор о дружбе, договор о взаимопомощи, договор о нейтралитете и ненападении, договор о торговле и мореплавании и т. д. 
 
В международном обиходе некоторые из договоров, имеющих целью обеспечение общего мира, иногда называют пактами.  Они регулируют вопросы коллективной безопасности, взаимопомощи и сотрудничества, а также вырабатывают внешнеполитические принципы межгосударственных отношений.Так, например, «Пакт трех держав» (1940) между Германией, Италией, Японией обязывал ее участников поддерживать друг друга всеми политическими, экономическими и военными средствами в том случае, если одна из держав подвергнется нападению со стороны  какой-нибудь державы, не участвующей в европейской войне и в китайско-японском конфликте. Или,  например, Парижский договор 1928 г. об отказе от войны в качестве орудия национальной политики называют Пактом об отказе от войны. Устав Лиги наций называется Пактом Лиги наций. [7]

 

 

Совместное заявление.

Совместное заявление – это документ, представляющий собой изложение согласованной позиции двух и более государств по определенному вопросу, касающемуся внешнеполитических, межгосударственных, экономических и других отношений.[5]

Конвенция.

 
Конвенция — это договор по отдельному вопросу права, экономики или администрирования. Таковы конвенция о согласительной процедуре, консульская конвенция, таможенная конвенция, почтовая конвенция, санитарная конвенция и т. п.[6]

Соглашение.

 
Соглашение (когда оно соответствует французскому ограничительному термину accord или arrangement) — это договор по вопросу сравнительно небольшого значения или временного характера, заключаемый на непродолжительный срок. Таковы, например, соглашение о пользовании пограничными водами, временное торговое соглашение, временное соглашение о рыболовстве и т. д.[7] 
 
Протокол. 
 
Протокол фиксирует в кратком изложении соглашение, достигнутое по отдельному вопросу, или служит пояснением отдельных постановлений заключённого договора. Таковы, например, протокол по таможенно-тарифным вопросам, протокол о поддержании в порядке пограничных знаков, протокол об изменении железнодорожной конвенции. Соглашение о продлении срока действия договора также оформляется обычно в виде протокола. Иногда протокол является дополнением к договору или соглашению (Дополнительный протокол, Заключительный протокол). В форме протокола фиксируют также обмен ратификационными грамотами.[6] 
Заключение. 
 
Итак, подводя итоги можно сказать, что международный договор- это международное соглашение, заключенное между государствами, либо между государствами и международными организациями, либо межу международными организациями в письменной форме и регулируемое международным правом. Термин «договор» употребляется как родовое понятие, охватывающие все наименования заключительных документов конференций, переговоров, встреч на высшем уровне. 
 
Нормы и принципы права заключения международных договоров продиктованы Венской конвенцией о праве международных договоров 1969г., венской конвенцией о праве международных договоров между государствами и международными организациями и между международными организациями 1986г., Уставом организации Объединенных Наций от 26 июня 1945г. и рядом других международных законодательных актов.  
 
Договор проходит ряд стадий заключения, продиктованных вышеназванными актами, международной практикой и обычаями, которые включают в себя получение соответствующих полномочий лицами, назначенными заключить договор, ведение переговоров, засвидетельствование подлинности и подписание текста, выражение согласия с текстом договаривающихся государств, вступление или присоединение к уже существующему договору, обмен или хранение ратификационных грамот у депозитария, регистрация и публикация договора.  
 
Заключительные документы юридически фиксируют обязательства сторон по конкретным вопросам, обеспечивают защиту интересов государств, а также придают устойчивый характер международным отношениям.  
Список использованной литературы.

 

 

 

Дипломатическая беседа и техника ее написания и оформления  

  1. Понятие «Дипломатическая беседа».  
  2. Дипломатическая беседа – как форма работы дипломатов.  
  3. Функции, роль дипломатической беседы.  Виды дипломатической беседы.  

Техника проведения дипломатической беседы. 
 

 

 

Беседа дипломата

Беседы с различными представителями страны пребывания, с коллегами по дипломатическому корпусу имеют первостепенное значение для выполнения дипломатами своих обязанностей. Из сведений, полученных в ходе таких бесед, после изучения сообщения прессы, анализа информации, поступившей от сотрудников других посольств, складывается действительная картина обстановки в стране, внутренней и внешней политики правительства. И точность этой картины будет зависеть от того, насколько профессионально дипломат будет проводить беседы и накапливать нужную информацию по интересующему его вопросу.

Дипломату нужно многое знать о стране пребывания. При визите к соответствующему лицу послу важно выяснить, как официальные представители страны пребывания оценивают, например, состояние политических, экономических, культурных и иных связей между двумя государствами. Такие оценки он может выявить во время бесед с членами правительства и представителями различных ведомств, организаций, деловых кругов, деятелями науки, культуры, журналистами.

Понятие «дипломатическая беседа» – весьма широкое. Оно охватывает различные по уровню, содержанию, форме проведения контакты. Например, глава государства проводит беседу с другим главой государства, прибывшим в страну с официальным визитом. Общественное положение собеседников, их полномочия, круг вопросов, которые становятся предметом обсуждения, – все это ставит такие беседы в первый ряд по весу и значению. Поэтому к такого рода беседам проводится большая и ответственная подготовительная работа.

В силу особого статуса и полномочий беседы министров иностранных дел со своими иностранными коллегами и с послами вызывают повышенный интерес общественности и в дипломатических кругах. В этих случаях надо быть весьма компетентным собеседником. Иначе можно попасть в анекдотичное положение, как это случилось, например, с министром иностранных дел Франции А. Брианом (1862-1932). Рассказывают, что однажды он принимал иностранных послов. И в конце дня помощник доложил, что к нему просится еще и посол Венесуэлы. Министр ответил, что …азиатскими делами он будет заниматься завтра.

Но было бы ошибкой полагать, что для беседы атташе посольства с представителем Министерства иностранных дел по какому-то частному вопросу подготовки не требуется. В рамках своих полномочий атташе обязан досконально знать все о вопросе, по которому ведется беседа. Только в этом случае дипломат будет чувствовать себя уверенно, не боясь вопросов, которые могли бы поставить его в тупик.

Беседы, относительно которых была достигнута предварительная договоренность, позволяют заранее продумать и предусмотреть возможные повороты, отступления от намеченного сценария. Но могут иметь место и беседы «случайные». Чаще такие беседы возникают в ходе приемов, одно из назначений которых – обеспечить возможность для сбора сведений и передачи информации. В этом случае, конечно, трудно точно предугадать, кто и о чем будет говорить, хотя сама обстановка в стране и текущие события могут определить возможную канву беседы. К тому же сами условия приема не располагают к обстоятельной беседе. Чаще бывает, что дипломаты обмениваются краткой информацией и условливаются о встрече с целью продолжить обсуждение затронутой темы.

Даже за дипломатическим завтраком или обедом, где обстановка для обмена информацией и мнениями бывает более благоприятной, чем на больших многолюдных приемах, если планируется серьезная беседа, она организуется особо – не за столом, а в другом зале. Собеседники могут заранее условиться и о теме беседы.

Не каждый контакт перерастает в беседу. Нетактично и даже неприлично пытаться «выудить» какие-то сведения у собеседника, с которым дипломат только что познакомился. Более того, назойливость может лишь негативно отразиться на дальнейшей деятельности дипломата. Даже в том случае, если есть необходимость обсудить какую-то тему, следует проявить выдержку, чтобы при переводе разговора от общих тем к частному вопросу, интересующему дипломата, почувствовать желание (или нежелание) собеседника обсуждать эту тему. Если собеседник уклоняется от конкретного обсуждения, лучше ожить разговор или найти другого собеседника.

Всякий контакт дипломата с представителем страны пребывания или сотрудником иностранного посольства, даже если в ходе него не было сообщено ничего интересного, имеет положительную сторону. Ведь всегда существует возможность, что позже этот контакт перерастет в хорошие отношения, позволяющие обмениваться полезной информацией и сверять свои точки зрения по интересующим вопросам.

Целесообразно планировать беседы заранее. Готовясь к беседе, следует определить круг вопросов, которые желательно обсудить. Затем необходимо изучить имеющиеся на этот счет в посольстве или МИД официальные документы как своей, так и другой стороны, Сопоставляя документы, следует обратить внимание на имеющиеся расхождения во мнениях сторон и аргументацию, с помощью которой подкрепляются различные точки зрения. Это поможет найти и подготовить новые доводы и доказательства в пользу своей позиции, способные побудить партнера к изменению его прежних взглядов. Разрабатывая тактику беседы, нужно строить ее так, чтобы в ответ на шаг навстречу другой стороне последовал не менее определенный встречный шаг.

Нецелесообразно выкладывать сразу все свои возможные позиции, не получая ничего взамен. Собеседник может быть не готов к такой конструктивной беседе, и ее лучше перенести на другой день.

Очень важно научиться «чувствовать» время. Считается неприличным во время беседы посматривать на часы. Этот жест воспринимается обычно как сигнал к окончанию разговора. Чувство времени особенно важно, когда в ходе беседы предполагается обсудить несколько вопросов. Нужно быть готовым и к тому, что придется кое-что из намеченного к обсуждению перенести на следующую встречу. Поэтому беседу целесообразно начинать с наиболее важного и срочного вопроса.

Идя на беседу или принимая кого-либо для беседы, следует по возможности получить полное представление о собеседнике. Не следует пренебрегать и кажущимися на первый взгляд мелочами. Неплохо знать основные моменты биографии собеседника, круг его личных интересов, включая любимое занятие, так называемое хобби.

Начиная беседу после приветствий и краткого обмена любезностями, полезно сообщить собеседнику что-то новое о своей стране, то, о чем нет пока еще подробной информации в местных газетах. Примером может служить следующее заявление: «Мне доставляет большое удовольствие сообщить вам, что в данный момент в Москве успешно завершились переговоры с делегацией вашей страны о плане культурного и научного сотрудничества на следующий год. Подписанный план включает много интересных мероприятий, осуществление которых даст нам возможность постоянно поддерживать обоюдополезные контакты». Такое начало поможет создать благоприятный психологический настрой собеседника к беседе.

Искусство ведения беседы в конечном счете проявляет себя через язык дипломата. Можно хорошо подготовиться к беседе, знать много интересных и доказательных фактов, но не уметь их четко и связно изложить. В беседе каждое слово должно быть сказано к месту, а связное, логично построенное сообщение не может не оказать воздействия на собеседника. Особую весомость, слова приобретают при возникновении конфликтных ситуаций. Нечаянно оброненное, необдуманное слово может быть использовано для того, чтобы осложнить отношения между государствами и скомпрометировать сказавшего его.

Избрав для себя в будущей жизни гуманитарную область, человек редко задумывается над тем, как он говорит. Можно много знать о предмете, но не уметь внятно и убедительно озвучить свою мысль. Ведь Демосфены рождаются редко. И вряд ли кто-либо последует его примеру поправить свою речь. Древнегреческий оратор прославил себя умением правильно, четко, ясно, убедительно излагать свои мысли.

В настоящее время нет надобности, подобно Демосфену, выходить к морю, брать в рот камушки и оттачивать артикуляцию речи под шум морских волн.

Информация о работе Дипломатические документы, подготавливаемые к переговорам и визитам