Дипломатическая служба Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 21:30, реферат

Краткое описание

Дипломатическую службу Германии традиционно причисляют к наиболее эффективным, целеустремленным и успешно функционирующим внешнеполитическим службам. Несмотря на свою относительную молодость — ей всего 130 лет, дипломатия Германии и профессионально обслуживающий ее персонал опираются на большой и разносторонний опыт работы в сложных политических ситуациях, которыми изобилует германская история нового и новейшего времени. За тринадцать десятилетий своего существования ей дважды пришлось решать проблему объединения страны, участвовать в подготовке двух мировых войн, а затем, после тяжелейших поражений, восстанавливать внешнеполитические позиции и влияние Германии в мире.

Содержание

I.Ведение.........................................................................................3
II. Становление дипломатической службы современной Германии.........................................................................................4
III. Место дипломатической службы в системе органов государственной власти ФРГ…………………………………..6
IV. Организация дипломатической службы и ее структура..8
V. Приемы и методы германской дипломатической службы16
VI. Особенности современной дипломатической службы Германии………………………………………………………...18
VII. Отношения РМ – ФРГ..........................................................23
VIII. Содержание..........................................................................25

Вложенные файлы: 1 файл

дипломатическая служба Германии.docx

— 65.22 Кб (Скачать файл)

Пятый департамент — Правовой. Состоит из 12 отделов. Ведает всем комплексом правовых, международно-правовых, договорных, консульских, в том числе визовых, вопросов, правовыми аспектами положения иностранцев и вопросами предоставления им убежища.

Шестой  департамент — Культурное сотрудничество. Состоит из 10 отделов и ведает вопросами отношений с зарубежными странами в области культуры, многосторонними отношениями в этой сфере, деятельностью институтов Гете и других немецких организаций, занимающихся продвижением немецкой культуры и информации о ФРГ за границей. Предметом деятельности департамента является сотрудничество в области науки и образования, включая научные обмены, международные молодежные и спортивные контакты.

Протокольная  служба. Действует на правах департамента, хотя формально таковым не является. Выполняет функции государственного протокола, обслуживает не только МИД, но и ведомства федерального президента и федерального канцлера. Организует и осуществляет работу с дипломатическим корпусом в Берлине, обеспечивает протокольную сторону международных конференций и встреч на высшем уровне, проводимых в ФРГ. Состоит из пяти отделов.

В рамках МИД ФРГ действуют  также Координаторы сотрудничества с США и Францией. Как правило, это не дипломаты, а политические и общественные деятели.

Имеется также Уполномоченный по правам человека и гуманитарной помощи.

В министерстве существует Совет по персоналу, избираемый сотрудниками на срок 4 года в составе 20—25 человек. Часть из них освобождается от основной работы. Совет контролирует соблюдение установленных принципов кадровой политики и визирует все решения кадровой службы по назначениям и перемещениям вплоть до должностей категории А15 включительно (ст. советники, заместители зав. отделами, послы и генеральные консулы в небольших странах). Остальные назначения осуществляются руководством МИД самостоятельно.

В середине 1998 г. было объявлено  о проведении широкой структурной  реформы дипломатической службы ФРГ. Цель реформы: повышение эффективности работы центрального аппарата за счет более рационального распределения обязанностей между подразделениями министерства, сокращения числа сотрудников, внедрения современных методов организации труда и современной оргтехники. Реформирование затронуло, прежде всего, оба политических, а также экономический и культурный департаменты. Одновременно проводится сокращение заграничной службы. К настоящему времени закрыты 20 представительств ФРГ за границей. Реформирование дипломатической службы ФРГ продолжается.

 

 

V. Приемы и методы германской дипломатической службы

 

Было бы преувеличением считать, что особенности дипломатических  приемов и методов имеют чисто  национальное происхождение и обоснование. Конечно, история страны и специфика  ее развития накладывают свой отпечаток  на методы дипломатической деятельности. Однако правильнее говорить лишь о  национальной окраске дипломатии того или иного государства, когда  определенные приемы и методы дипломатической  технологии, несомненно, известные  в других странах, но не реализованные  их дипломатией, выступают на передний план в политике другого государства.

Решающее значение для  определения дипломатической стратегии  и тактики имеет геополитическое, экономическое и военное положение  страны, расстановка сил на международной  арене, характер режима, существующего  в стране, культурно-политические традиции, уровень нравственного самосознания общества и множество других факторов долгосрочного или моментального воздействия, включая личные качества руководящих лиц государства.

Новая и новейшая история  Германии дает хорошую возможность  для изучения приемов и методов  дипломатии вообще и германской дипломатии в частности. Они вырабатывались на чрезвычайно богатом событиями  историческом фоне, полном драматических  поворотов, трагических коллизий, блистательных  взлетов и катастрофических падений  государств и режимов, политических доктрин, идеологий и государственных  деятелей.

Рассматривая приемы и  методы германской дипломатии, выделим, прежде всего, период от создания единой Германии до Второй мировой войны. Этот периода можно разделить на три  эпохи — монархии, республики и  гитлеровской диктатуры. Они серьезно различались по многим показателям. Различались приемы и методы дипломатии. Но были и сходные технологии.

Распространенным приемом  было прикрытие агрессии потребностями обороны или идейными мотивами. Корни этой технологии уходят еще во времена Фридриха II и даже Макиавелли. Прусский король говорил: когда вам нравится какая-нибудь страна и у вас есть средства и возможность, занимайте ее своими войсками, а когда займете, сейчас же вы найдете юристов и историков, которые докажут, что у вас имеются на эту землю неоспоримые права. Преемники Фридриха неуклонно следовали этому завету. Именно так действовал Бисмарк, объединяя Германию, а Гитлер, — захватывая Австрию, Чехословакию и начиная Вторую мировую войну. Использовались и идейные соображения — объединение немецкой нации, зашита немцев, проживающих в соседних странах, борьба с большевизмом и т.п.7

Заключение соглашений о дружбе и союзе с целью  притупить бдительность противника. Богатый набор предложений о таких союзах накопился в период правления Бисмарка и в канун Первой мировой войны. Германия неоднократно обращалась то к России, то к Великобритании, то к Франции с соблазнительными предложениями территориальных приобретений и политических выгод за благожелательную позицию в интересующих Берлин вопросах. В середине 70-х годов XIX в. Германия попыталась сколотить Тройственное соглашение с Великобританией и Австрией, прельщая Лондон возможностью укрепить свои позиции на Балканах в ущерб России. Замысел не удался. Англичан больше беспокоила в то время Средняя Азия, где Россия активно расширяла свое влияние.

Бисмарк тогда резко активизировал  свои дипломатические усилия на восточном  направлении и склонил Россию и Австрию к созданию Союза  трех императоров. Цель состояла в том, чтобы помешать сближению России с Францией, которая постепенно оправлялась  от революции и поражения, нанесенного  немцами, и где начинали зреть  стремления к реваншу. Бисмарк даже задумывался о превентивной войне, но вынужден был отказаться от этих планов, почувствовав, что Европа не склонна позволять Германии повторного вторжения во Францию.

Особенно ярко германская тактика маскировки своих агрессивных  устремлений заключением «дружественных»  договоров проявилась в канун  Второй мировой войны. Гитлер широко прибегал к лживым заверениям о миролюбии  Германии, готовя большую войну в  Европе. В одной из нацистских брошюр того времени говорилось: «Пацифизм  является средством борьбы и служит делу подготовки к войне. Усыпляя  противника мирными фразами, этот пацифизм стремится заставить его пренебречь своим вооружением. Усыпляющий туман, который наводится перед противником, пригоден также для того, чтобы  прикрыть им свои собственные вооружения».

И вообще ложь нацисты считали  одним из самых сильных средств  воздействия на общественность и  широко пользовались им в дипломатической  практике. Хрестоматийным примером коварства  гитлеровской дипломатии считается  заключение пакта о ненападения  и последующее нападение на Советский  Союз. Столь же лживой была политика Германии в отношении Чехословакии и Польши, а также других государств, в отношении которых последовательно  осуществлялись акты агрессии.8

Использование давления и шантажа для достижения своих целей. Бисмарк широко использовал этот метод и нередко добивался успеха. Перед началом австро-прусской войны Бисмарк внимательно наблюдал за позицией России, рассчитывая на ее нейтралитет в этом конфликте. На каком-то этапе он, однако, узнал, что при дворе российского императора начинают зреть настроения в пользу Австрии. Обеспокоенный Бисмарк по неофициальным каналам довел до сведения царя, что в таком случае Пруссия «разнуздает» польский мятеж. Это была серьезная угроза для России, хотя реальность ее реализации была невелика. Тем не менее, угроза возымела свое действие, и Россия прекратила всякую активность в пользу Австрии.

Особенно нагло и прямолинейно к методам давления и шантажа  прибегала гитлеровская дипломатия. Это ярко проявилось в период подготовки Мюнхенского соглашения в 1938 г. Позже германская дипломатия «обогатила» свой арсенал самыми одиозными и недостойными методами ведения дел на международной арене. Обман, ложь, коварство и фальсификация, грубое давление и шантаж стали постоянными инструментами германской дипломатии. Ее действия были подчинены главной цели — установлению мирового господства. Во имя этого все средства считались допустимыми.

Разгром гитлеровской Германии надолго вывел эту страну из числа  активных субъектов международной  дипломатии. МИД Германии был ликвидирован, как и другие государственные  структуры рейха, участвовавшие  в проведении преступной политики агрессии и насилия. Немецким дипломатам пришлось переквалифицироваться и заняться другой деятельностью.

 

VI. Особенности современной дипломатической службы Германии

 

В послевоенный период западногерманская дипломатия формировалась как дипломатия противостояния и конфронтации. Холодная война диктовала свои законы, и МИД ФРГ и его сотрудники были весьма активными и жесткими проводниками политики НАТО. Германская дипломатия была одним из наиболее активных отрядов Запада в проведении политики гонки вооружений, длительное время блокировала усилия по разрядке напряженности и развитию мирного сотрудничества. В Бонне упорно придерживались тезиса, что главной причиной напряженности является раскол Германии, поэтому основные усилия международного сообщества должны быть направлены на его преодоление, и лишь после этого можно переходить к осуществлению практических шагов по разрядке напряженности.

Эпоха разрядки смягчила стиль  германской дипломатии, в значительной мере сориентировала ее на поиски взаимоприемлемых вариантов решения острых международных  проблем. Однако полного очищения от конфронтационности времен «холодной  войны» не произошло.

Связанное членством в  НАТО, правительство ФРГ не предпринимало  попыток проводить какой-то самостоятельный  курс, способный вызвать раздражение  на Западе. В то же время, западногерманская  дипломатия имела свою специфическую  цель: объединение Германии на своих  условиях. И они не скрывались. Речь шла о фактическом поглощении ГДР, ликвидации существовавшего там строя и включения всей Германии в систему западных союзов. При этом здесь хорошо понимали, что достижение такой цели без поддержки западных союзников по НАТО нереально. Было также ясно, что даже для союзников объединение не является приоритетной задачей. Памятуя недавнее прошлое, ни Лондон, ни Париж не желали восстановления мощного германского государства. Осознавая это, в ФРГ стремились демонстрировать в отношении союзников, особенно Вашингтона, Парижа и Лондона, полную лояльность, отсутствие каких-либо амбиций на самостоятельность и выход из-под их опеки. В этих целях активно эксплуатировалась идея европейского единства. Правительство ФРГ настойчиво продвигало тезис, что объединение должно стать одним из составных элементов европейской интеграции, а объединенная Германия — составной частью единой Европы. Тем самым союзникам давали понять, что в рамках единой Европы Германия не может представлять для них какой-либо угрозы, что с помощью механизмов единых политических, экономических и военных структур они вполне смогут контролировать Германию.

И Запад принял предложенную ФРГ конструкцию. Западногерманская  дипломатия эффективно использовала в  своих интересах сложившуюся  в Европе в годы «холодной войны» ситуацию и сумела обеспечить своей  политике поддержку союзников, в  том числе и в период начавшейся в 80-е годы разрядки напряженности.

Объединение страны было одним  из важнейших, хотя и не единственным направлением, по которому развивались  усилия западногерманской дипломатии.

Другим ее приоритетом  было всемерное ослабление ГДР, подрыв ее экономической стабильности, предотвращение международного признания второго  германского государства. Эта политика имела лишь частичный успех. Усилиями СССР и других государств «доктрина  Хальштейна» была сломлена и ГДР, наряду с ФРГ, стала в 1973 г. полноправным членом ООН, получив широкое международное  признание. Однако в противоборстве на экономическом пространстве ГДР  не смогла выдержать конкуренции  с ФРГ.

С началом разрядки международной  напряженности ФРГ модифицировала свою политику в отношении ГДР. Хотя в Бонне никогда не отказывались от претензии на единоличное представительство  интересов «Германии в целом» и от политико-пропагандистского  давления на ГДР, с середины 70-х годов  правительство ФРГ в рамках «новой восточной политики» стало осторожно  налаживать контакты с ГДР, стремясь с их помощью «размягчить» ее режим. Выделялись кредиты, финансировалось строительство коммуникаций, стимулировалось, в том числе с помощью финансовых средств, оживление «человеческих контактов». Эти методы «мирного наступления» на ГДР приносили свои плоды, способствуя политической и экономической дестабилизации республики.

Менее успешными были попытки  западногерманской дипломатии добиться решения другой «национальной задачи»  — признания существования Германии в границах 1937 г., которые и должны были стать границами объединенной Германии. Постановка такой задачи фактически означала претензию на пересмотр  сложившихся в Европе границ. Поэтому  так прямолинейно эта задача официальными властями не формулировалась.

Правительство ФРГ ограничивалось тем, что отказывалось безоговорочно  и прямо фиксировать в договорной форме окончательность существующих германских границ, ссылаясь на необходимость  решения этого вопроса в рамках мирного урегулирования. Наряду с  этим, Бонн активно пробивал при  выработке Хельсинкского Заключительного  Акта идею включения в раздел принципов  взаимоотношений государств возможности  изменения границ «мирным путем  и по договоренности». Этого Бонну  удалось добиться.                                           

Информация о работе Дипломатическая служба Германии