Дипломатическая служба Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 21:30, реферат

Краткое описание

Дипломатическую службу Германии традиционно причисляют к наиболее эффективным, целеустремленным и успешно функционирующим внешнеполитическим службам. Несмотря на свою относительную молодость — ей всего 130 лет, дипломатия Германии и профессионально обслуживающий ее персонал опираются на большой и разносторонний опыт работы в сложных политических ситуациях, которыми изобилует германская история нового и новейшего времени. За тринадцать десятилетий своего существования ей дважды пришлось решать проблему объединения страны, участвовать в подготовке двух мировых войн, а затем, после тяжелейших поражений, восстанавливать внешнеполитические позиции и влияние Германии в мире.

Содержание

I.Ведение.........................................................................................3
II. Становление дипломатической службы современной Германии.........................................................................................4
III. Место дипломатической службы в системе органов государственной власти ФРГ…………………………………..6
IV. Организация дипломатической службы и ее структура..8
V. Приемы и методы германской дипломатической службы16
VI. Особенности современной дипломатической службы Германии………………………………………………………...18
VII. Отношения РМ – ФРГ..........................................................23
VIII. Содержание..........................................................................25

Вложенные файлы: 1 файл

дипломатическая служба Германии.docx

— 65.22 Кб (Скачать файл)

В системе дипломатической  службы ФРГ в середине 2001 г. года работали примерно 9450 человек. Около 2700 человек были заняты в Центральном  аппарате МИД, около 6750 человек —  в загранпредставительствах. ФРГ  имеет за границей 142 посольства, 56 генеральных  консульств и консульств, двенадцать постоянных представительств при международных  организациях и два специальных  представительства.

Поскольку дипломатическая  служба является составной частью государственной  службы ФРГ, на нее распространяется установленная сетка должностей и должностных окладов. В Германии существуют две основные группы должностей — категория «А» (имеет 16 разрядов или классов) и категория «В» (имеет 11 разрядов или классов). Для категории  «А» установлены прогрессивные  ставки окладов в зависимости  от выслуги лет. Для категории  «В» — фиксированные ставки окладов.

Структура государственной службы включает в себя так называемую «простую службу» (категории А1 — А5), «среднюю службу» (категории А5 — А9), «высокую службу» (категории А9 — А13), и «высшую службу» (категории А13 — А16 и ВЗ, В6, В9, В11).

К непосредственно  дипломатическим относятся должности  «высшей службы». Однако в штатах МИД и его загранпредставительств работают сотрудники всех категорий, причем работники категории «высокой службы» фактически также выполняют функции дипломатов, а за границей имеют и дипломатические паспорта. Они соответствуют примерно младшим дипломатам российской дипломатической службы — референтам, атташе, третьим секретарям.

Из общего числа сотрудников  МИД только 688 человек являются собственно дипломатами и проходят по категории «высшей службы». Это немногим больше 25 % общего состава кадров дипломатического ведомства. В загранпредставительствах таких несколько больше — 900 человек, но при этом они составляют лишь около 14 % работающих.

Переход сотрудников в  порядке повышения по должности  их одной категории в другую, например из «высокой» в «высшую» не предусматривается. Дело в том, что для зачисления в «высшую» категорию необходимо иметь законченное университетское  образование, пройти трехлетнее обучение в Дипломатической школе МИД  и сдать квалификационный экзамен.4

Сотрудники «высокой»  категории таким требованиям, как  правило, не отвечают. Они обладают лишь общим или специальным высшим образованием, а служащие «средней»  категории — законченным средним  образованием. Этим и объясняется  жесткая иерархическая структура  дипломатической службы ФРГ.

В современной Германии дипломатическая  служба уже не является привилегией  избранных, которой в прошлые  века пользовались главным образом  представители аристократии, хотя и  сегодня среди дипломатов можно  встретить выходцев из старых аристократических  семей. По мере демократизации общественной жизни и расширения международного общения профессия дипломата потеряла свою исключительность и особую привлекательность. Но и сейчас вокруг этой профессии сохраняется атмосфера некой таинственности, избранности, что поддерживает достаточно большой интерес к поступлению на дипломатическую службу.

Положение дипломатов хорошо защищено германским законодательством. Предусмотрена широкая система разного рода надбавок к должностному окладу в зависимости от сложности и условий работы в различных регионах мира, в результате чего зарплата дипломата может более чем вдвое превышать вознаграждение, получаемое чиновником, работающим в Центре. Установлены также компенсации для членов семей, учитывающие профессиональный ущерб, нанесенный им в связи с необходимостью прерывать свою деловую карьеру при выездах с главой семьи на работу за границу. Действуют также различные социальные гарантии, достойное пенсионное обеспечение и т.д.

В германской дипломатической  службе применяется модель передвижения и ротации, которая предусматривает большую мобильность и служебный рост сотрудников, если они, разумеется, обеспечивают необходимое качество работы. После окончания Дипломатической школы молодой сотрудник назначается на должность А13 — «легационный секретарь», что соответствует должности второго секретаря. Он может поработать на одной— двух должностях в Центральном аппарате и на двух—трех должностях в представительствах за границей в различных регионах мира и на разных участках работы, причем перемещения осуществляются без заезда в Германию и промежуточной работы в МИД ФРГ.

Поработав на младших дипломатических  должностях 10— 12 лет, дослужившись до звания старшего советника, сотрудник  обретает реальную возможность получить назначение на должность заместителя  заведующего отделом в ЦА МИД. На этой должности он может проработать  неопределенное время и либо продвинуться еще на одну ступень в министерстве, либо получить назначение генеральным  консулом в среднем по величине представительстве, либо даже послом в небольшой стране. После этого обычно следует перевод  на аналогичную должность в более  крупную страну. И все это без  промежуточной работы в ЦА МИД.

После возвращения на родину сотрудник назначается обычно на должность зав. отделом в МИД  ФРГ, а в дальнейшем может отправиться  послом в среднюю по величине страну, либо посланником или генеральным  консулом в крупную страну. Для  большинства сотрудников этим и  завершается их дипломатическая  карьера.

Наиболее перспективные  дипломаты назначаются на должность  зам. директора, а затем — директора  департамента с перспективой назначения послом в крупную страну. Лишь единицы  становятся статс-секретарями.

Существующая в МИД  ФРГ система ротации дипломатов обеспечивает их профессиональное формирование как «генералистов», универсалов, т.е. специалистов широкого профиля, способных  гибко приспосабливаться к выполнению заданий разного характера и  в разных регионах. Германский дипломат может, например, поработать пресс-атташе в посольстве в Анкаре, советником по экономическим вопросам в Токио, генеральным консулом в Новосибирске, атташе по культуре в Париже. Узкая  специализация не поощряется. Хотя и нет правил без исключения.5

Для работы по наиболее важным, специальным направлениям внешней  политики в соответствующем подразделении  складывается ядро специалистов, которые  могут длительное время заниматься одной проблемой, например, разоружением, СБСЕ, ООН, либо повторно выезжать в командировки в одну и ту же страну. В МИД ФРГ есть, а частности, специалисты, которые целенаправленно специализировались для работы в СССР, а затем — в России.

В настоящее время в  МИД ФРГ развернулась дискуссия  вокруг вопроса о том, не следует  ли усилить страноведческую и  проблемную специализацию немецких дипломатов. Причина в том, что  «генералисты» далеко не всегда оказываются  в состоянии справиться с задачами, возникающими на наиболее острых направлениях, где требуются глубокие системные  знания не только нынешнего состояния  дел в каком-либо вопросе, но и  истории его развития.

Исходя из действующей  модели ротации, знание языков всех тех  стран, в которых приходится работать немецким дипломатам, считается желательным, но не обязательным. Они могут пользоваться услугами переводчиков, хотя, конечно, незнание языка страны пребывания является серьезным недостатком и ощутимой помехой в работе дипломата, осложняющей  его общение и получение необходимой  информации.

Обязательным для поступления  на дипломатическую службу ФРГ считается  знание двух иностранных языков —  английского и французского. За это  даже не выплачивается надбавка к  зарплате. А вот за знание дополнительных языков надбавка выплачивается, но не более 600 марок за пять языков. Проверочные  экзамены сдаются один раз в четыре года.

Структура министерства иностранных дел ФРГ в основных ее элементах остается неизменной на протяжении многих десятилетий, хотя и появляются новые подразделения, увеличивается личный состав. В настоящее время организационная схема МИД ФРГ выглядит следующим образом.

Министерство возглавляет министр. Смена министров и приход к руководству представителей разных партий обычно не ведет к кадровым перетряскам. Профессиональный состав остается неизменным, причем в аппарате МИД работают представители разных политических партий. Принадлежность к партии считается их личным делом и не является основанием для каких-либо санкций, при условии, что сотрудники не используют свой пост для работы в пользу той или иной партии и не занимаются партийной деятельностью в рабочее время. Принцип внепартийности государственной службы в дипломатическом ведомстве соблюдается довольно строго.6

При министре имеется т.н. «руководящий штаб», включающий 5 отделов: бюро министра, отдел, ведающий вопросами парламента и кабинета министров, отдел по работе с общественностью, отдел печати и отдел связи. Кроме того, министру непосредственно подчинен штаб планирования, главная задача которого — разработка концептуальных вопросов внешней политики, а также Центр реагирования на кризисные ситуации.

В качестве заместителей министра действуют два статс-секретаря, являющиеся профессиональными дипломатами, чиновниками высшей категории В11. Распределение обязанностей между ними периодически меняется. Как правило, один из статс-секретарей курирует все административные службы министерства, весь комплекс отношений с европейскими и североамериканскими государствами, включая деятельность региональных международных организаций, вопросы европейской интеграции, разоружения и контроля над вооружениями. Обычно этот статс-секретарь является как бы первым заместителем министра.

Второй статс-секретарь  ведает глобальными проблемами международных  отношений, включая деятельность ООН, вопросами отношений в сфере  экономики, культуры, международно-правовыми  проблемами, отношениями с государствами, расположенными за пределами Европы и Северной Америки, а также протокольной службой.

Кроме того, в составе  министерства имеются два государственных министра. Это политические деятели, а не профессиональные дипломаты. Они входят в состав правительства и меняются со сменой кабинета. Государственные министры представляют министра в контактах с парламентом, на заседаниях кабинета в случае его отсутствия, в межминистерских контактах, в сфере внешних сношений и на внутренних общественно-политических мероприятиях, когда министр в силу занятости не может в них участвовать.

В составе министерства имеются 10 департаментов и отдельная протокольная служба, которые подразделяются на отделы. Директора департаментов  по существу осуществляют те же функции, что и заместители министра в  МИД России.

Первый, так называемый Центральный департамент, имеет в своем составе 22 отдела. Его функции охватывают:

  • осуществление кадровой политики;
  • подготовку и переподготовку кадров;
  • формирование кадров ЦА и загранпредставительств;
  • организацию внутренней работы министерства (секретариаты, канцелярии);
  • финансово-бюджетные вопросы и административно-хозяйственную службу;
  • работу политического архива, библиотеки, центра документации, переводческой службы;
  • организацию дипломатической связи, шифровальной и дипкурьерской служб;
  • обеспечение безопасности;
  • организацию медицинского обслуживания и некоторые другие вопросы.

На правах отдельного подразделения  министерства действует служба инспекторов МИД, контролирующая организацию работы в загранучреждениях. Она состоит из 4 отделов. В последние годы функции этой службы заметно расширились.

Второй департамент  — Политический, Его директор является Политическим директором министерства, третьим по значению профессиональным дипломатом в МИД после статс-секретарей. В составе департамента 11 отделов, а также группа по общей внешней и оборонной политике ЕС, специальные уполномоченные по вопросам укрепления стабильности в Юго-Восточной Европе, по делам России, Кавказа и Центральной Азии, два посла по особым поручениям.

Департамент ведает вопросами  отношений с США и Канадой, общими вопросами оборонной политики и политики безопасности, всей проблематикой  НАТО, включая евро-атлантическое  партнерство, Совет Россия — НАТО, военно-политические вопросы ЕС и  соответствующие вопросы в отношениях с государствами ЕС, проблематикой  ОБСЕ, Совета Европы, отношениями с  Россией и государствами СНГ, с государствами Восточной Европы, Балтии и др.

Департамент 2 «А», аппарат уполномоченного правительства ФРГ по вопросам разоружения и контроля над вооружениями, ведает в полном объеме всей проблематикой разоружения, включая проведение переговоров, разработку новых и осуществление действующих соглашений. Департамент состоит из 4 отделов.

Департамент «Е» — Европейский департамент. Состоит из 12 отделов. Ведает всей проблематикой западно-европейской интеграции и деятельностью Европейского Союза, включая отношения ЕС с третьими странами, кроме военно-политических вопросов, а также отношениями со странами — членами ЕС. В составе департамента действуют два специальных уполномоченных — по вопросам расширения ЕС и по координации европейской политики.

Департамент глобальных международных вопросов, ООН, прав человека и гуманитарной помощи. Состоит из 9 отделов и аппарата уполномоченного по вопросам борьбы с международным терроризмом. Ведает всеми вопросами деятельности ООН и организаций системы ООН, а также вопросами оказания гуманитарной помощи, проблематикой прав человека, борьбы с международной преступностью и международным терроризмом.

Третий  департамент — Политический. Состоит из 12 отделов и ведает всеми вопросами отношений со странами Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока. При департаменте работают специальные уполномоченные по вопросам политики ФРГ в отношении указанных регионов.

Четвертый департамент — Экономический. Состоит из 12 отделов и трех специальных уполномоченных. Занимается проблематикой внешнеэкономических связей ФРГ с зарубежными странами, международного экономического сотрудничества, деятельностью международных экономических организаций, вопросами научно-технического сотрудничества, мирного использования ядерной энергии, контроля над экспортом оружия, сотрудничеством в области охраны окружающей среды и др. смежными проблемами.

Информация о работе Дипломатическая служба Германии