Дипломатическая служба Республики Таджикистан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 00:42, реферат

Краткое описание

По данным переписи населения за 2010 год, численность населения Республики Таджикистан составила 7 млн. 565 тыс. человек. Количество мужчин составляет 3 млн. 813 тыс., а женщин 3 млн. 752 тыс. Согласно этим данным, на 1 тыс. мужчин в РТ приходится 984 женщины. Государственный строй Таджикистана определяется Конституцией, принятой 6 ноября 1994 года. Таджикистан -- президентская республика. С 1994 года пост президента занимает Эмомали Рахмон, переизбранный на этот пост в 1999 и 2006 году. До избрания президентом в 1994 году Эмомали Рахмонов являлся членом Коммунистической партии и, соответственно, платил членские взносы. В связи с избранием его президентом, по договоренности с партийным руководством, его членство в партии было временно приостановлено.

Содержание

Ознакомление со страной
История МИДа Таджикистана
Министры иностранных дел Таджикистана
Действующая структура МИД РТ
Консульская служба РТ. Общая информация о Консульском управлении МИД РТ
Дипломатические и консульские представительства Таджикистана за рубежом
Нормативно-правовые акты Консульской службы РТ
Источник использованных материалов

Вложенные файлы: 1 файл

tadzh.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Кафедра дипломатической и консульской  службы

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Дипломатические службы иностранных государств

на тему: «Дипломатическая служба Республики Таджикистан»

Студентка 3-го курса

отделения «МО»

Гелдиева Марал Бяшгелдиевна

Минск 2012

План

Ознакомление со страной

История МИДа Таджикистана

Министры иностранных дел Таджикистана

Действующая структура МИД РТ

Консульская служба РТ. Общая информация о Консульском управлении МИД  РТ

Дипломатические и консульские  представительства Таджикистана за рубежом

Нормативно-правовые акты Консульской  службы РТ

Источник использованных материалов

Ознакомление со страной

Таджикистан -- государство в Центральной Азии, бывшая Таджикская Советская Социалистическая Республика в составе СССР.

Таджикистан расположен в предгорьях Памира и не имеет выхода к морю. Это наименьшее по площади государство  Средней Азии. Граничит с Узбекистаном на западе и северо-западе, с Киргизией  на севере, с Китаем на востоке, с Афганистаном -- на юге. Столица -- город Душанбе.

Таджикистан -- единственное ираноязычное государство в бывшей советской  Средней Азии. Большинство населения  Таджикистана исповедует ислам суннитского  толка.

По данным переписи населения за 2010 год, численность населения Республики Таджикистан составила 7 млн. 565 тыс. человек. Количество мужчин составляет 3 млн. 813 тыс., а женщин 3 млн. 752 тыс. Согласно этим данным, на 1 тыс. мужчин в РТ приходится 984 женщины.

Государственный строй Таджикистана определяется Конституцией, принятой 6 ноября 1994 года. Таджикистан -- президентская республика. С 1994 года пост президента занимает Эмомали Рахмон, переизбранный на этот пост в 1999 и 2006 году. До избрания президентом в 1994 году Эмомали Рахмонов являлся членом Коммунистической партии и, соответственно, платил членские взносы. В связи с избранием его президентом, по договоренности с партийным руководством, его членство в партии было временно приостановлено. Законодательную власть осуществляет парламент -- Маджлиси Оли РТ.

Политические партии:

1. Народно-демократическая партия -- правящая

2. Коммунистическая партия Таджикистана

3. Аграрная партия

4. Партия экономических реформ

5. Социалистическая партия

6. Демократическая партия Таджикистана

7. Социал-демократическая партия Таджикистана

8. Партия исламского возрождения

История МИДа Таджикистана

В Республике Таджикистан уделяется  весьма серьезное внимание вопросам внешней политики, осуществления  связей с другими государствами  и субъектами международных отношений.

В разработке и реализации внешнеполитического  курса республики распределение  полномочий между ветвями власти проводится в соответствии с конституционным  устройством государства.

Органы внешних сношений подразделяются на внутригосударственные и зарубежные. В свою очередь, внутригосударственные органы являются либо органами общей компетенции, либо специальными. В Таджикистане группу органов общей компетенции образуют: Президент Республики Таджикистан, Маджлиси Оли (парламент), состоящий из двух палат - Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон, Правительство республики.

Министерство иностранных дел  Республики Таджикистан в этой системе  выступает как орган, на который  возложены специальные функции  повседневной деятельности в области  осуществления внешнеполитического курса государства.

«Министерство иностранных дел  Республики Таджикистан является центральным  органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере  отношений Республики Таджикистан  с зарубежными странами и международными организациями и возглавляющим систему органов дипломатической службы Республики Таджикистан», - написано в Законе Республики Таджикистан «О дипломатической службе».

МИД Республики Таджикистан осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими центральными органами исполнительной власти, местными органами государственной власти, юридическими лицами. Главная цель такого подхода - централизованное обеспечение проведения единой внешнеполитической линии Таджикистана в отношениях с зарубежными государствами и международными организациями.

Министерство иностранных дел  Республики Таджикистан обладает статусом юридического лица, имеет печать с  изображением Государственного герба  Республики Таджикистан и со своим  наименованием, печати и штампы, счета  в банках Республики Таджикистан и финансируется из единого казначейского счета Министерства финансов Республики Таджикистан.

Контроль за деятельностью Министерства осуществляется Президентом Республики Таджикистан и Правительством Республики Таджикистан.

Зарубежные органы внешних связей подразделяются на:

- постоянные - дипломатические представительства,  консульские учреждения, представительства  при международных организациях, торговые представительства;

- временные - специальные миссии, делегации государства на сессиях международных организаций, на международных конференциях (совещаниях и т. п.)

Министерство иностранных дел  Республики Таджикистан, создание которого связано с политикой Советского Союза, имеет свою историю.

1 февраля 1944 года Верховный Совет СССР принял закон о предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений, в котором было предусмотрено право каждой союзной республики вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами. После принятия данного закона в союзных республиках были образованы в порядке республиканского законодательства министерства иностранных дел, а МИД СССР из общесоюзного преобразовано в союзно-республиканское министерство. За высшими органами государственной власти СССР сохранились установление общего порядка во взаимоотношениях союзных республик с иностранными государствами и представительство в международных отношениях СССР в целом.

12 мая 1944 года VII сессия Верховного Совета Таджикской ССР 1-го созыва принимает Закон «Об образовании союзно-республиканского Народного Комиссариата иностранных дел Таджикской ССР».

29 июля 1944 года Указом Президиума  Верховного Совета Таджикской  ССР Народным комиссаром иностранных  дел Таджикской ССР был назначен  Али Ахмедов, который работал  на этом посту до 1946 года.

15 марта 1946 года Народный комиссариат  иностранных дел СССР был преобразован  в Министерство иностранных дел  СССР. 27 марта этого же года  Указом Президиума Верховного  Совета Таджикской ССР народные  комиссариаты республики были  преобразованы в соответствующие министерства и, соответственно, Народный комиссариат иностранных дел Таджикской ССР в Министерство иностранных дел Таджикской ССР.

В период с 1946 по 1989 гг. министерство по совместительству возглавляли председатели Совета Министров республики Джаббор Расулов, Турсун Улджабоев, Назаршо Додхудоев, Абдулахад Каххоров, Рахмон Набиев, заместители Председателя Совета Министров Рустамбек Юсуфбеков, Усмон Усмонов. С 1989 г. должность министра занимал Лаким Каюмов.

Следует отметить, что в советский период в системе МИД СССР (центральный аппарат МИД СССР, советские дипломатические представительства за рубежом и МИД Таджикской ССР) в разные годы работали Гулом Алиев, Хилол Каримов, Абдурахмон Дадабоев, Кодир Наими, Махмудбек Нарзибеков, Карим Юлдошев и другие представители Таджикистана. Джаббор Расулов, который в 1946-1955 гг. был Председателем Совета Министров и одновременно министром иностранных дел Таджикской ССР, в 1960-1961 гг. занимал пост Чрезвычайного и Полномочного Посла СССР в Республике Того. Здесь следует особо подчеркнуть, что Джаббор Расулов был первым послом Советского Союза в Того. Бывший Председатель Президиума Верховного Совета Таджикской ССР Мирзо Рахматов в 1966-1975 гг. работал Чрезвычайным и Полномочным Послом СССР сначала в Йеменской Арабской Республике, а затем в Исламской Республике Мавритания.

В годы независимости пост министра иностранных дел (в январе-июле 1992 г. министра внешних сношений) Республики Таджикистан занимали Лаким Каюмов, Худоберди Холикназаров, Рашид Алимов, Талбак Назаров. С декабря 2006 г. министром иностранных дел Республики Таджикистан является Хамрохон Зарифи.

10 января 1992 года на сессии Верховного  Совета Республики Таджикистан  была утверждена новая структура  Правительства республики. Вместо  прежнего Министерства иностранных дел создавалось Министерство внешних сношений, которому придавались также функции министерства внешнеэкономических связей. Изменились функции, задачи, структура, формы и методы работы министерства. Однако, через некоторое время руководство республики пришло к выводу, что внешнеполитическое ведомство должно функционировать самостоятельно. Таким образом, 20 июля 1992 года Президент Республики Таджикистан Р. Набиев издал Указ «О совершенствовании структуры органов управления зарубежными связями Республики Таджикистан». В документе, в частности, говорится, что в связи с установлением и развитием дипломатических отношений, расширением внешнеэкономических связей суверенной Республики Таджикистан со многими зарубежными странами и в целях дальнейшего совершенствования структуры органов управления этими вопросами в республике, «признать целесообразным реорганизовать Министерство внешних сношений Республики Таджикистан». На базе реорганизованного Министерства внешних сношений Республики Таджикистан образованы Министерство иностранных дел Республики Таджикистан и Государственный комитет Республики Таджикистан по внешним экономическим связям. Этим же указом Кабинету Министров Республики Таджикистан поручено установить численность центрального аппарата Министерства иностранных дел и выделить необходимые ассигнования на его содержание.

27 августа 1992 года во исполнение  вышеупомянутого указа Кабинет  Министров Республики Таджикистан  принял постановление по вопросам  Министерства иностранных дел  Республики Таджикистан. Данным постановлением утверждена структура центрального аппарата Министерства иностранных дел Республики Таджикистан с численностью работников в количестве 40 человек с обслуживающим персоналом (в структуру вошло: руководство; общий секретариат; отдел по двусторонним и многосторонним связям; отдел международных организаций, военно-политических и культурных связей; отдел государственного протокола; консульский отдел; административно-хозяйственный отдел). Министерству также было разрешено иметь трех заместителей министра, в том числе одного первого.

Руководство республики предприняло  первые шаги с целью открытия дипломатических  представительств Таджикистана за рубежом. Необходимо отметить, что первым таким  документом является указ Президента Республики Таджикистан от 17 июля 1992 года о назначении бывшего Министра иностранных дел страны Лакима Каюмова - Постоянным представителем Республики Таджикистан при Организации Объединенных Наций.

Серьезная и последовательная работа по выработке внешнеполитического курса страны и создания соответствующих условий для функционирования МИД Республики Таджикистан и дипломатических загранучреждений республики началась позднее, под непосредственным руководством главы государства Эмомали Рахмона. Начиная с 1993 года предпринимались серьезные шаги, с одной стороны, для создания законодательной базы международной политики государства и внешних сношений, и с другой стороны, с целью разработки и принятия нормативно-правовых основ функционирования системы дипломатической службы республики.

30 сентября 1993 года, впервые в истории, Председатель  Верховного Совета Республики  Таджикистан, глава государства  Эмомали Рахмон выступил с  трибуны 48-й сессии Генеральной  Ассамблеи ООН. 

Таджикистан постепенно начал развивать взаимоотношения с другими государствами и активно участвовать в работе международных организаций.

В годы политического  и вооруженного противостояния Министерство иностранных дел принимало активное участие в процессе мирного разрешения конфликта и возвращения беженцев на постоянные места жительства. Тогда около 70 тысяч таджикских беженцев находились в лагерях для беженцев в Афганистане (Мазори-Шариф, Шерхан Бандар, Кундуз, Ташкурган, Талукан). С начала 1993 года руководство республики направило рабочие группы для работы с беженцами. В 1996 году в Талукане было открыто Консульство Таджикистана, которое занималось созданием условий для пребывания беженцев на территории Афганистана и постепенного их возвращения на Родину. В результате этих усилий в период с начала 1993 до 1997 гг. беженцы из Афганистана вернулись на Родину.

Представители министерства участвовали  в организации и проведении межтаджикских  переговоров, а с января 1996 г. до их завершения правительственную делегацию на переговорах возглавлял министр иностранных дел Республики Таджикистан Т. Назаров. Межтаджикский переговорный процесс, который начался в апреле 1994 г. в Москве, завершился 27 июня 1997 г. в столице Российской Федерации подписанием «Общего соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане».

Как отмечалось выше, начиная с 1992 года Таджикистан начал открывать  свои дипломатические представительства  за рубежом. В 1993 г. представительства приступили к работе в Узбекистане, Казахстане и Туркменистане.

В советские времена в Москве функционировало Представительство  Совета Министров Таджикской ССР  при Совете Министров СССР. С приобретением  государственной независимости данное учреждение было переименовано в Постоянное представительство Республики Таджикистан в Москве, а в 1993 г. в Постоянное представительство Республики Таджикистан в Российской Федерации. 18 декабря 1993 г. на его базе было образовано Посольство Республики Таджикистан в Российской Федерации. В дальнейшем посольства Таджикистана начали функционировать в других странах, с которыми республика восстановила взаимовыгодное сотрудничество. В настоящее время Таджикистан имеет свои посольства и консульства в тех зарубежных странах, с которыми поддерживает тесное сотрудничество, а при ООН, ОБСЕ, ЭКО, СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС и ряде других региональных организаций имеет своих постоянных представителей.

После приобретения государственной  независимости Республика Таджикистан стала полноправным субъектом международных отношений - 2 марта 1992 года вступила в состав Организации Объединенных Наций, стала членом ОБСЕ, ОИС, ЭКО, других международных и региональных организаций.

В последние годы Таджикистан стал местом проведения крупных мероприятий международного масштаба. Летом 2000 г. в Душанбе прошли саммиты «Шанхайского форума» и Международного фонда спасения Арала. В октябре 2007 года впервые в столице Таджикистана состоялся «тройной саммит» - заседали высшие органы Содружества независимых государств, Евразийского экономического сообщества и Организация Договора о коллективной безопасности. В августе 2008 года в Душанбе успешно прошло 8-е заседание глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. Принимающей стороной были созданы великолепные условия для работы и пребывания высоких гостей и сопровождающих их делегаций.

За последние годы в столице  республики с участием делегаций, представляющих многие страны мира и международные  организации состоялось несколько международных конференций, на которых были обсуждены такие важные вопросы мирового характера, как разумное использование водных ресурсов, предупреждение экологических катастроф, стихийные бедствия, связанные с водой, борьба против терроризма, наркотиков, ситуация в Афганистане и т. п.

Информация о работе Дипломатическая служба Республики Таджикистан