Двусторонние отношения России и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы политического и экономического сотрудничества России и США. В начале третьего столетия дипломатических связей между США и Россией наши отношения не могут не сочетать в себе сотрудничества и соперничества, преодоления трудностей и творческого подхода к расширению областей, в которых у нас существуют общие интересы. Соединенные Штаты и Россия имеют различные взгляды по таким вопросам как будущее Косово, противоракетная оборона и Договор об обычных вооружениях в Европе. Следует вкратце остановиться на пяти областях, в которых мы могли бы сделать гораздо больше, работая сообща, могли бы продемонстрировать всему миру свою руководящую роль, соблюдая при этом собственные интересы.

Содержание

Введение
1. Исторический обзор двусторонних отношений России и Соединенных Штатов Америки
1.1 Особенности торгово-экономических отношений США и СССР
1.2 Отношения Российской Федерации и США в период российской интеграции в мировую экономику (постсоветский период)
2. Экономическое и политическое сотрудничество на современном этапе
2.1 Влияние торгово-экономического потенциала России и США на развитие международной торговли
2.2 Проблемы развития двусторонних отношений
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Двусторонние отношения России и США.docx

— 94.64 Кб (Скачать файл)

Автор этой работы согласен с предложенными В.А. Сельцо и  Г.А. Орловой путями решения проблем, существующих и возникающих в  сфере русско-американского экономического сотрудничества и выделяет ещё несколько  задач экономической политики России по отношению к США. Орлова Г.А. Указ. соч. - С.67..

В первую очередь очень  важно поддерживать эффективный  государственный контроль за экспортом  из России стратегического сырья, перспективных  технологий, утечкой "умов" и интеллектуальной собственности в сферах, затрагивающих  интересы национальной безопасности страны. Пороховский А.А. Американская экономика: вызовы управлению // США-Канада: экономика, политика, культура. - 2008. - N 8.- C.3-22.

Нужно устранить или существенно  сократить ограничений на экспорт  в Россию высокотехнологичного оборудования, "ноу-хау, и проводить гибкую протекционистскую  политику в целях выборочной защиты от иностранной конкуренции отечественных  производителей товаров и услуг.

Также необходимо постепенно отказаться от тех видов экономических  отношений, которые строятся преимущественно  на основе американской правительственной  помощи и кредитов международных  финансовых организаций, поскольку  они часто обусловливаются со стороны США политическими условиями, которые ущемляют суверенитет России, ограничивают внешнеполитическую и  внешнеэкономическую активность нашей  страны в отдельных регионах.

И, несомненно, нужно разрушать  сложившиеся о России стереотипы, не допуская, чтобы в фильмах, передачах  или книгах Российской Федерации  представлялась сквозь призму предрассудков.

Отношения с США являются важнейшим приоритетом российской внешней политики. В их основе лежит  общее понимание сторон о близости стратегических интересов России и  США в вопросах обеспечения международной  безопасности. Российское руководство  исходит из того, что возникающие  в ходе взаимодействия двух стран  расхождения как тактического, так  и концептуального характера  по некоторым вопросам не должны являться препятствием для поступательного  развития российско-американских отношений. Проблемные вопросы должны решаться на основе диалога и стремления сторон к расширению сферы согласия и  взаимопонимания. Россия и США сохраняют  приверженность продолжению активного  и плодотворного политического  и экономического диалога по всему  комплексу двусторонних, международных  и глобальных проблем.

Поэтому правительство должно заниматься проблемы разработки правовой базы инвестиционного регулирования, привлекать иностранных инвесторов путём предоставления различных  льгот и гарантий, создавать условия, в которых иностранные инвесторы  будут спокойны за свои вложения. Для  привлечения инвесторов в первую очередь нужно сделать экономику  России нормально функционирующей  и привлекательной для иностранных  инвестиций.

 

Заключение

Анализ современных тенденций  в мировой политике и экономике  позволяет сделать вывод о  том, что в мире формируется новый  энергетический порядок. В числе  основных таких тенденций в первую очередь следует назвать рост потребления энергоресурсов в мире и глобализацию энергетического  рынка, то есть переход к единому  мировому рынку энергетических ресурсов. В этой ситуации важно понять энергетический рынок планеты в целом.

Ведущая роль России и США  на энергетическом рынке мира определяет их историческую миссию. Историческая миссия России и США - объединить свои возможности и усилия в поисках  ответа на серьезные вызовы, брошенные  современному человечеству, в интересах  собственного развития и благополучия всего мира. Одним из ключей к  решению этой задачи на ближайшие 20 лет могут стать совместные российско-американские энергетические проекты, как инструмент решения экономических и политических задач в Средней и Южной  Азии, на Ближнем Востоке и в  других регионах мира.

Работая по теме «Экономические отношения США и России», можно  безусловно сказать, что Америка  является одним из важнейших экономических  партнёров Российской Федерации. Конечно, мировой финансово-экономический  кризис повлиял на текущее состояние  торговли между странами. До кризиса, в 2008 г., наблюдался рекордный рост товарооборота - он составлял более 27 млрд. долларов США. При этом даже с таким объемом  товарооборота США занимали лишь восьмое место среди торговых партнеров России. Это говорит  о недоиспользовании потенциала развития нашей торговли. Доля США  во внешней торговле России составляет меньше 4%. Вместе с тем удельный рост России во внешней торговле США - менее 1%. Это крайне мало, по сравнению  с потенциалом этих стран, и с  возможностью реализации проектов в  разных сферах, которые отвечали бы интересам России и США.

Обе стороны заинтересованы в том, чтобы развивать взаимную торговлю, диверсифицировать ее, развивать  совместные инвестиционные и иные проекты  в ряде ключевых областей, которые  представляют взаимный интерес и  существует большое количество сфер, где есть ресурс для перспективного сотрудничества и у России, и у  Соединенных Штатов, и где они  могут работать сообща и реализовывать  совместные проекты. Но, к сожалению, многие потенциальные американские инвесторы, особенно из числа малых  и средних фирм, считают, что коммерческая деятельность в России довольно рискованна, и воздерживаются от вложения средств  в российские проекты. Административные барьеры и коррупция, неисполнение на местах принятых законов, хозяйственная  некомпетентность, являются одними из основных препятствий для повышения  привлекательности России как объекта  международного экономического сотрудничества. И, хотя современное состояние отношений  между Россией и США дает основание  предполагать, что сотрудничество по широкому спектру торгово-экономических  вопросов станет более активным, многое будет зависеть от того, насколько  быстро и эффективно удастся устранить  негативные моменты, сдерживающие в  настоящее время процесс расширения взаимовыгодного инвестиционного  и торгового сотрудничества. А  для этого в первую очередь  нужно разработать правовую базу инвестиционного регулирования  и прав собственности, гарантирующую  условия, в которых иностранные  инвесторы будут спокойны за свои вложения, создать материальные условия  для возрождения страны как мощной процветающей экономической державы  на базе эффективных структурных  преобразований в экономике в  русле рыночных реформ и ее интеграции в мировое хозяйство.

Зародившись более двух веков  назад, российско-американские экономические  отношения, безусловно, имели очень  успешное начало. На сегодняшний день гармоничное развитие двусторонних отношений единственной мировой  сверхдержавы, и одной из крупнейших держав и региональных лидеров мира, не просто вопрос взаимовыгодного сотрудничества, но и гарантия мира для будущего всех стран.

Если наши страны объединят  свои усилия в реализации энергетических проектов, то они смогут установить новый мировой энергетический порядок. Новым энергетический порядок будет  способствовать сотрудничеству и развитию всех стран: и производителей, и потребителей энергоресурсов. Одновременно он создаст  условия для демократических  преобразований и развития рыночной экономики политическими и экономическими методами.

В чем состоят основные задачи российско-американского делового сотрудничества в международных  проектах? Это, в первую очередь, обеспечение  условий для демократических  преобразований и развития рыночной экономики политическими и экономическими методами. Далее, улучшение обеспечения  мирового рынка нефтью и газом. И, наконец, создание единых систем управления, контроля безопасности и информационного  обеспечения рынка энергоресурсов.

Можно выделить ряд факторов, определяющих условия делового сотрудничества России и США в странах СНГ. Во-первых, в СНГ нарастают интеграционные процессы на базе интеграции топливно-энергетических комплексов. Во-вторых, российские энергетические компании стали серьезными партнерами и конкурентами крупнейших компаний мира. Они успешно берут под  контроль энергетические компании стран  СНГ, Балтии и Восточной Европы. В-третьих, завершен процесс разграничения  дна северного Каспия. В-четвертых, быстро развивается система нефтепроводов  для транзита нефти через территорию России.

Тарифы на транспортировку  нефти через Россию успешно конкурируют  с тарифами КТК. В будущем они  будут успешно конкурировать  с тарифами ОЭТ Баку-Тбилисп-Джейхан  и МНК Одесса-Броды-Гданьск.

Страны СНГ являются самым  перспективным регионом для сотрудничества России и США. Так, прогнозные ресурсы  стран СНГ по нефти составляют около 80 млрд т, по газу -160 трлн м3. На территории России сосредоточено 55% прогнозных ресурсов нефти и 81% ресурсов газа, на территории Казахстана 16% и 6% соответственно, на территории Туркменистана 14% и 8%. Новый мировой  энергетический порядок. российско-американское сотрудничество в третьих странах // Официальный сайт Ю.К. Шафраника. - http://www.shafranik.ru/publikatsii/-novyi-mirovoi-energeticheskii-poryadok-rossiisko-amerikanskoe-sotrudnichestvo-v-tretikh-stranakh-

Согласно прогнозам, принятым энергетическими стратегиями стран  СНГ, к 2015 г. пять ведущих стран СНГ  будут добывать более 700 млн т  нефти в год (14,5 млн барр./сутки). В этом году за пределы СНГ будет  экспортировано более 320 млн т (6,5 млн  барр./сутки) нефти и нефтепродуктов, причем на нефть приходится только 65% этого объема. Россия обеспечит 78% экспорта, Казахстан - 11% и остальные  страны вместе - 11%. К 2015 г. пять ведущих  стран СНГ вместе смогут экспортировать за пределы СНГ 580 млн т нефти  и нефтепродуктов в год (11,3 млн  барр./сутки), что значительно выше потребности США в импорте  нефтяных товаров. Россия в цифрах. 2009: Крат.стат.сб./Росстат ? М.,2009. - 525 с.

Условия для сотрудничества России и США в странах СНГ  за последние годы сильно изменились. Прошел шок от распада СССР, и  в СНГ нарастают интеграционные процессы. Лидером интеграции сейчас является процесс создания Единого  экономического пространства на территории России, Казахстана, Украины и Беларуси. В качестве модели интеграции выбрано  Европейское сообщество.

Сотрудничество по реализации совместных проектов возможно только под патронажем правительств наших  стран. Только формирование перечня  крупных проектов и целенаправленная деятельность для их реализации позволит получить положительный результат. Примерами такого подхода могут  быть совместные проекты по освоению нефтяных месторождений на Сахалине и строительству трубопровода КТК, когда проходило не только их обсуждение на самом высоком уровне, но и  для обеспечения успешной реализации проводился комплекс работ в законодательной, промышленной, административно-территориальной  и других сферах деятельности.

Современному человечеству брошены серьезные вызовы, которым  необходимо найти достойный ответ. Историческая миссия России и США - стать партнерами, объединить свои возможности и усилия в поисках  такого ответа в интересах собственного развития и благополучия всего мира. Обеспечение такого партнерства - общая  задача и компаний, и энергетической дипломатии: здесь любые контакты и контракты требуют дипломатической  и политической поддержки на государственном  и межгосударственном уровнях.

Одним из ключей к решению  этой задачи на ближайшие 20 лет как  раз и могли бы стать совместные российско-американские энергетические проекты - как инструмент решения  экономических и политических задач в различных регионах мира, как результат координации усилий наших государств и бизнес-сообществ.

 

Список используемой литературы

1. Нормативно-правовая база

2. Концепция внешней политики  Российской Федерации. - http://www.mid.ru

3. Концепция участия Российской  Федерации в содействии международному  развитию. - http://www.mid.ru

4. Концепция государственной  национальной политики Российской  Федерации. - http://www.mid.ru

5. Стратегия национальной  безопасности Российской Федерации  от 12 мая 2009г. №537 // [Электронный  ресурс] Официальный сайт Совета  Безопасности Российской Федерации. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html

6. Подписан Протокол о  намерениях, регулирующий международное  сотрудничество России и США  в лесной области до 2013 года. - http://www.rosleshoz.gov.ru/media/news/302

7. Распоряжение Правительства  Российской Федерации от 8 апреля 2003 г. № 444-р

8. Российско-американские  отношения // Пресс-релиз МИД РФ  №44 URL: http://www.russia.uz/index.php/2010-01-13-05-27-03/71---44

Книги и монографии

9. Васильев Ю.П. Управление  развитием производства в США,  или Взгляд в будущее. - М.: Экономика, 2006. - 479с.

10. Вардомский Л.Б Прозрачные  границы. Безопасность и трансграничное  сотрудничество в зоне новых  пограничных территорий России / Быков А.Ю., Вардомский Л.Б., Голунов  С.В., Кирюхин А.М., и др.; Под ред.: Вардомский Л.Б., Голунов С.В. - М., Волгоград, 2002. - 573 c.

11. Вардомский Л.Б., Скатерщикова  Е.Е. Внешнеэкономическая деятельность  регионов России: Учебное пособие  для вузов/ Под общей редакцией  д.т.н., профессора В.Г. Глушковой. -- М.: АРКТИ, 2002. -- 320 с.

12. Велюханова Л.В. Международные  организации. - Новосибирск: СИМОР, 2001. - 239 с.

13. Иванов И.С. Новая  российская дипломатия. Десять лет  внешней политики страны. - М., 2001. - 381 с.

14. Корнеев А.В. Государственное  регулирование в энергетике США. - М.: Наука, 2004. - 156с.

15. Международное право  в документах. - М., 2000. - 824 с.

16. Международные экономические  отношения: Учебник/ В.Е. Рыбалкин  и др.; под ред. В.Е. Рыбалкина. ? 6-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 592с.

17. Примаков Е.Н. Россия  в мировой политике. - М., 1998. - 237 с.

18. Проблема эффективности  в XXI веке: Экономика США /Отв.  ред. Марцинкевич В.И. - М.: Наука, 2006. - 389с.

19. Россия в цифрах. // Росстат  М.,2009. - 525 с.

20. США на рубеже веков. - М.: Наука, 2000 - С.268.

21. Торкунов А.В. Внешняя  политика Российской Федерации. - М., 2000. - 325 с.

22. Торкунов А.В. Современные  международные отношения и мировая  политика. - М., 2004. - 990 с.

23. Торкунов А.В. Современные  международные отношения. - М., 1999. - 584 с.

24. Федорович В.А. США:  Государство и экономика / Федорович  В.А., Патрон А.П. - М.: Междунар. отношения, 2007. - 386с.

Статьи

25. Варивончик И.В. Страна  пригородов: "американская мечта"  сегодня // США-Канада: экономика,  политика, культура. - 2004. - N 7. - С.72-85.

26. Вардомский Л.Б. Социально-экономический  фактор федерализации//Федерализм  в России под редакцией Рафаэля  Хакимова - Казань, 2001

Информация о работе Двусторонние отношения России и США