Двусторонние отношения России и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы политического и экономического сотрудничества России и США. В начале третьего столетия дипломатических связей между США и Россией наши отношения не могут не сочетать в себе сотрудничества и соперничества, преодоления трудностей и творческого подхода к расширению областей, в которых у нас существуют общие интересы. Соединенные Штаты и Россия имеют различные взгляды по таким вопросам как будущее Косово, противоракетная оборона и Договор об обычных вооружениях в Европе. Следует вкратце остановиться на пяти областях, в которых мы могли бы сделать гораздо больше, работая сообща, могли бы продемонстрировать всему миру свою руководящую роль, соблюдая при этом собственные интересы.

Содержание

Введение
1. Исторический обзор двусторонних отношений России и Соединенных Штатов Америки
1.1 Особенности торгово-экономических отношений США и СССР
1.2 Отношения Российской Федерации и США в период российской интеграции в мировую экономику (постсоветский период)
2. Экономическое и политическое сотрудничество на современном этапе
2.1 Влияние торгово-экономического потенциала России и США на развитие международной торговли
2.2 Проблемы развития двусторонних отношений
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Двусторонние отношения России и США.docx

— 94.64 Кб (Скачать файл)

Американские прямые инвестиции в России вложены в основном в  производственный сектор (75%). Около  половины американских капиталовложений накоплены в топливно-энергетическом секторе («Эксон-Мобил», «Шеврон», «Коноко-Филипс»  и др.).

Соединённые Штаты, несмотря на проблемы в политической сфере, традиционно  являются одним из ведущих торговых партнеров России. В 2005 двусторонний товарооборот достиг 19,2 млрд долларов, при этом российский экспорт составил 15,3 млрд, а импорт -- 3,9 млрд

19 ноября 2006 в рамках российско-американской  встречи на высшем уровне на  саммите АТЭС в Ханое был  подписан Протокол о завершении  двусторонних переговоров с США  по условиям присоединения России  к ВТО в пакете с межправительственными  соглашениями о сельскохозяйственных  биотехнологиях, о торговле говядиной,  об инспекциях предприятий, о  торговле свининой, о защите прав  интеллектуальной собственности  и о процедуре импортного лицензирования  товаров, содержащих шифровальные  средства. Смирнов В.Е. Торгово-экономическое  сотрудничества России и / В.Е.  Смирнов // БИКИ. - 2009 - №52-53. - C.2-6.

В 2005 поставки в США российской нефти и нефтепродуктов достигли уровня 466 тыс. баррелей в день. При  сохранении этой тенденции Россия может  войти в четвёрку основных экспортёров  энергоресурсов в США. В 2003 «Газпром»  начал работу над проектом поставок в CШA сжиженного природного газа. В 2005 были осуществлены первые «своповые» поставки. В середине 2000-х годов  США занимали 6 место (8,3 млрд долл.) по объёму накопленных иностранных  инвестиций в России (6,5 % от общего объёма) Мощность электростанций, производство электроэнергии и теплоэнергии // Росстат. - http://www.gks.ru/ 
free_doc/new_site/business/prom/natura/natura4g.htm, причём примерно половина американских прямых инвестиций вложена в топливно-энергетический комплекс. В числе основных проектов -- «Сахалин-1» и Каспийский трубопроводный консорциум. На российских автозаводах расположены сборочные цеха американских автомобилей марки Форд, General Motors. На непроизводственную сферу приходится четверть прямых инвестиций США, направляемых в первую очередь в банковскую и страховую деятельность, а также в сферу информационных услуг.

По итогам 2007 г. объем российско-американской торговли вырос на 12.7%, достигнув 27,6 млрд. долл. (в 2006 г. - 24,5 млрд.долл.). При  этом объем российского экспорта в США вырос на 2% до 20,2 млрд.долл., а импорта - на 57% до 7,4 млрд.долл. Положительное  для России сальдо снизилось на 2,3 млрд. долл., составив 12,8 млрд.долл.

Основу российского экспорта по-прежнему составляют нефть и нефтепродукты - 11,5 млрд.долл. (57% экспорта), металлы  и металлопродукция - более 3 млрд. долл. (15%). На товары химической промышленности приходится около 1,9 млрд. долл. (9,4%). В  импорте из США сохранилось преобладание продукции машиностроения и транспортных средств - более 4,4 млрд. долл. (59% всего  импорта из США) и продовольствия - 1,2 млрд. долл. (16%), прежде всего мяса птицы.

Доля России в товарообороте  США остается незначительной - порядка 0,8% (26-е место в списке торговых партнеров США по объему товарооборота).

Американские прямые инвестиции в России вложены в основном в  производственный сектор (75%). Около  половины американских капиталовложений накоплены в топливно-энергетическом секторе («Эксон-Мобил», «Шеврон», «Коноко-Филипс»  и др.).

На сегодня (2009-2010) прямые российские инвестиции в американскую экономику превышают 1 млрд долл. В  США работают российские компании «ЛУКойл», «Норильский никель» (завод по производству металлов платиновой группы), «Северсталь» (компания по производству стали), «ЕвразГруп» (завод по производству ванадия), «Интеррос» (водородная энергетика) и некоторые  другие. Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых // Росстат

Развивается сотрудничество в сфере высоких технологий, инновационной  деятельности и информатики. Создан российско-американский Инновационный  совет по высоким технологиям, работает Межправительственный комитет по науке  и технике, российские компании участвуют  в инновационных форумах в  США. Ведущие компании аэрокосмической  отрасли США -- Боинг, Локхид Мартин, Пратт энд Уитни -- на протяжении многих лет активно взаимодействуют  с российскими предприятиями  в рамках проектов по МКС, космическим  запускам, производству авиадвигателей, разработке новых моделей самолётов.

Американские компании проявляют  значительный интерес к развитию торгово-экономического сотрудничества с регионами России. Более 10 лет  действует «Российско-американское тихоокеанское партнерство», объединяющее представителей бизнеса, науки, общественных кругов, федеральных и региональных властей Дальнего Востока России и Западного побережья США. Давыдов  А.Ю. Российско-американская торговля: состояние, проблемы, перспективы(электронный  ресурс) / А.Ю. Давыдов // httm/www.rusus/ru.

Немалую часть экономического сотрудничества Соединенных Штатов и Российской Федерации составляют взаимовыгодные и широкие взаимоотношения  в области совместного использования  достижений мирной атомной энергетики. Российско-американское соглашение о  сотрудничестве в области мирного  использования атомной энергии (Соглашение 123) фактически вступило в силу 9 декабря  с.г. (юридически это произойдет после  обмена дипломатическими нотами).

Соглашение подготовлено в соответствии с российским законодательством  и учетом ст. 123 («Сотрудничество  с другими странами») американского  закона 1954 года об атомной энергии. Согласно этой статье американские компании могут заключать контракты с  предприятиями лишь тех стран, с  которыми подписаны соглашения о  порядке передачи ядерных технологий и материалов. Таких стран у  Соединенных Штатов насчитывается 49 (включая Тайвань). Зименков Р.И. Прямые инвестиции США в экономике России(электронный  ресурс) / Р.И. Зименов // httm/www.rusus/ru. У  России правовая база для сотрудничества в ядерной области есть с 53 странами. Являясь крупнейшими в мире ядерными державами не только по масштабам  ядерно-оружейного комплекса, но и по размерам гражданского ядерного сектора, Россия и США не имели совместной юридической основы для равноправного, системного взаимодействия в сфере  ядерной энергетики. Немногочисленные совместные проекты регулировались частными соглашениями и специальными решениями глав государств; сотрудничество Россия-США шло через третьи страны (реэкспорт технологий и материалов), что мешало развитию выгодных партнерских отношений.

Мировая конкурентоспособность  российских фирм обусловлена низкими  энерготарифами.

Соглашение, носящее рамочный характер и устанавливающее основные принципы сотрудничества двух стран  в ядерной области, было подписано  главой Росатома С. Кириенко и послом США в России У. Бернсом 6 мая 2008 года в Москве. 13 мая президент Дж. Буш  внес его на рассмотрение в Конгресс. Однако в сентябре того же года после  событий на Кавказе оно было отозвано.

10 мая этого года новый  президент США Б. Обама вернул  соглашение на повторное рассмотрение  законодателей, которое завершилось  ратификацией документа. Зименков  Р.И. США и Россия в мировых  инвестиционных процессах // httm/www.rusus/ru.

По поводу ратификации  Конгрессом США российско-американского  межправительственного соглашения МИД РФ выступил с заявлением, в  котором говорится:

«Это закономерный и давно  назревший шаг, который позволит обеспечить вступление в силу одной  из важнейших двусторонних договоренностей, создающей необходимые правовые рамки для налаживания полномасштабного взаимодействия в гражданской ядерной  энергетике. Соглашение формирует условия  для плодотворной работы по осуществлению  широкомасштабных, имеющих практическое значение исследований в области  обращения с отработавшим ядерным  топливом и радиоактивными отходами, совместной деятельности по предоставлению услуг ядерного топливного цикла, внедрения  инновационных технологий, обеспечения  ядерной и радиационной безопасности».

«США и Россия смогут значительно  расширить сотрудничество в сфере  ядерной энергетики, - заявил зам. министра энергетики Дэниэл Понеман. - Это соглашение позволяет РФ и США углублять  уже начатое сотрудничество в  области нераспространения и  ядерной безопасности. Оно выводит  наше взаимодействие в ядерной области  на новый уровень и создает  новые коммерческие возможности  для российской и американской промышленности»  Цит. по Коновалов А.Б. Как Россия и США потеряли друг друга / А.Б. Коновалов // Мировая экономика и международные  отношения. - 2000 ? №7. - С.3-15..

Среди направлений сотрудничества можно выделить взаимодействие в  области разработки новых реакторов, в том числе малой мощности, на быстрых нейтронах, газовых высокотемпературных  реакторов.

Соглашение открывает  возможности реализации совместных проектов строительства АЭС в  третьих странах и снимает  ограничения с поставок российского  высокообогащенного урана.

Одним из главных в принятой по итогам российско-американского  саммита в Сочи 6 апреля 2008 г. «Декларации  о стратегических рамках российско-американских отношений» стал раздел «Стратегическое  экономическое сотрудничество». До конца текущего года нашим странам  необходимо завершить процесс присоединения  России к ВТО, добиться предоставления России в отношениях с США режима нормальных торговых отношений на постоянной основе, а также создать новые  форматы экономического, энергетического  и делового диалога.

28 апреля 2008 г. в Вашингтоне  запущен двусторонний экономический  диалог на уровне старшего  заместителя Госсекретаря США  Р.Джеффри и Первого замминистра  иностранных дел А.И. Денисова. Новый канал консультаций позволит  интенсифицировать процесс двустороннего  экономического взаимодействия, сконцентрироваться  на вопросах, представляющих взаимный  интерес и наметить планы на  будущее. Давыдов А.Ю. Факторы  роста американской экономики  // США-Канада: экономика, политика, культура. - 2006. - N 10. - С.3-20

Для США Россия остается одной из важнейших стран - как  в качестве потенциального партнера, так и в качестве потенциального источника проблем. Причины, обусловливающие  необходимость взаимодействия с  Россией, отлично известны как членам данного комитета, так и правительству  США: речь идет о борьбе с распространением оружия массового поражения, диверсификации источников поставок энергоносителей, антитерроре и обеспечении безопасности в Евразии.

Все эти соображения остаются в силе, и на фоне неравномерного развития американо-российских отношений  нельзя упускать из вида их основополагающего  значения. Наиболее ответственным политическим курсом со стороны США являлась бы долгосрочная стратегия взаимодействия с Россией в целях обеспечения  безопасности и экономических интересов  США. Учитывая важную роль России в  регионе и ее влияние на решение  жизненно важных глобальных проблем, она  должна оставаться одним из главных  внешнеполитических партнеров Соединенных  Штатов.

Задача Соединенных Штатов состоит в том, чтобы осознать ограниченную эффективность российского  государства, и на практике придерживаться своей принципиальной позиции относительно важности демократии и соблюдения прав человека как инструментов повышения  этой эффективности.

В этих условиях, пожалуй, самое  лучшее, что могут сделать США - это продолжать осуществление практических программ и политических шагов, в  рамках которых успешное взаимодействие уже налажено.

Однако, из-за ограниченного  потенциала российского государства, а также с учетом того, что Россия может добиться успеха, безопасности и процветания только в том  случае, если в осуществлении ее программ и политики будет задействовано  общество, Соединенным Штатам не следует  избегать взаимодействия с российским обществом и независимыми гражданскими институтами.

2.2 Проблемы развития двусторонних  отношений

На сегодняшний день сфера  взаимодействия и сотрудничества между  США и Россией огромна и, несмотря на проблемы в политической сфере, Соединённые  Штаты традиционно являются одним  из ведущих торговых партнеров России.

Но если рассмотреть масштабы, возможности и потребности Америки  и РФ, становится очевидным, что потенциал  российско-американских связей, особенно экономических, явно не реализован.

В первую очередь следует  обратить внимание на проблему зарубежного  инвестирования. Практически все  сферы и отрасли России испытывают острую потребность в огромном количестве инвестиционных ресурсов. США же занимает ведущие позиции в мировом  инвестиционном процессе и является лидером по размерам накопленных  за рубежом прямых инвестиций. Но хотя по сумме накопленных иностранных  инвестиций в России Америка входит в десятку крупнейших, их доля в 9 раз меньше, к примеру, доли Великобритании. Международные экономические отношения: Учебник/ В.Е. Рыбалкин и др.; под ред. В.Е.Рыбалкина. ? 6-е изд., перераб. и  доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - С.224.

Гипотетическая привлекательность  российского рынка для иностранных  инвесторов (прежде всего с неограниченными  сырьевыми возможностями и дешевой  высококвалифицированной рабочей  силой) явно уступает сумме негативных факторов.

Определяя экономические  отношения Российской Федерации  и Соединенных Штатов, следует  обратить внимание на тот факт, что, несмотря на безусловный приоритет  взаимного учёта политических линий, остающийся актуальным и сегодня, объём  экономического сотрудничества двух государств никак не отражает первоочередности политического взаимодействия. Период интеграции России в мировую экономическую  систему был болезненным и  многоэтапным процессом, в котором  инвестиции США сыграли большое  значение, но не были при этом на первом месте в числе других иностранных  финансовых вливаний. По итогам 2007 г. США  занимают 6-ое место (8,5 млрд. долл.) по объему накопленных иностранных инвестиций в России (или 3,9% от общего объема в 220,6 млрд. долл.). По объемам прямых инвестиций США на четвертом месте (3,6 млрд. долл.).

Товары России так же долгое время не были достаточно конкурентоспособными ни на мировом рынке, ни на национальном рынке соединенных штатов. Практически  вся современная мировая экономическая  система была сформирована в условиях взаимной изоляции экономик советского союза и США. Процесс интеграции нашей страны в мировую экономику  не смог кардинально изменить этой ситуации. Усиливающиеся тенденции  регионализации экономических связей помогли России успешно использовать свое выгодное геополитическое положение  причастности сразу к нескольким крупным самостоятельным центрам  мировой торговли, таким как регионы - Восточной и Центральной Европы, Балтийского моря, Центральной Азии, Азиатско-Тихоокеанский регион и  т.д.

Информация о работе Двусторонние отношения России и США