Двусторонние отношения России и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы политического и экономического сотрудничества России и США. В начале третьего столетия дипломатических связей между США и Россией наши отношения не могут не сочетать в себе сотрудничества и соперничества, преодоления трудностей и творческого подхода к расширению областей, в которых у нас существуют общие интересы. Соединенные Штаты и Россия имеют различные взгляды по таким вопросам как будущее Косово, противоракетная оборона и Договор об обычных вооружениях в Европе. Следует вкратце остановиться на пяти областях, в которых мы могли бы сделать гораздо больше, работая сообща, могли бы продемонстрировать всему миру свою руководящую роль, соблюдая при этом собственные интересы.

Содержание

Введение
1. Исторический обзор двусторонних отношений России и Соединенных Штатов Америки
1.1 Особенности торгово-экономических отношений США и СССР
1.2 Отношения Российской Федерации и США в период российской интеграции в мировую экономику (постсоветский период)
2. Экономическое и политическое сотрудничество на современном этапе
2.1 Влияние торгово-экономического потенциала России и США на развитие международной торговли
2.2 Проблемы развития двусторонних отношений
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Двусторонние отношения России и США.docx

— 94.64 Кб (Скачать файл)

После того как в России произошли реструктуризация нефтяной промышленности и появились вертикально-интегрированные  частные компании, экспорт нефти  снова вырос. В 2001 году экспорт нефти, достиг 4,91 миллионов баррелей в день. В настоящее время Россия занимает второе место по экспорту нефти после  Саудовской Аравии.

Взаимопонимание российских и американских партнеров по бизнесу  в этом вопросе практически едины. Необходимо систематизировать нормотворческую  деятельность различных российских министерств и ведомств, внести изменения  в Административный Кодекс, в котором  были бы четко определены процедурные  требования в отношении всех органов  государственной власти. В экспорте России в США преобладают сырье  и товары первичной переработки - алюминий, черные металлы, никель, драгоценные  камни; в импорте - мясо и мясные субпродукты, оборудование. Практически прекратились крупномасштабные поставки американского  зерна, занимавшие ведущее место  в советском импорте из США, поскольку  резкое сокращение поголовья скота  в России привело к значительному  уменьшению потребностей в кормовом зерне.

Характерно, что в основополагающих документах, таких как ежегодное  послание президента США о внешнеэкономической  деятельности, нет ни слова о российско-американских декларациях типа «Партнерство для  экономического прогресса», а Россия обычно упоминается лишь в связи  с затяжкой ратификации Договора о поощрении и взаимной защите капиталовложений и отсутствием  законодательства по охране интеллектуальной собственности. Министерство торговли США не включило Российскую Федерацию  в список 10 «нарождающихся рынков», в отношении которых проводится соответствующая политика. Неоправданно затянулось предоставление России статуса  страны с «переходной экономикой». Растет список российских товаров, облагаемых антидемпинговыми пошлинами. Не отменены положения печально знаменитой поправки Джексона - Вэника. Проблема эффективности в XXI веке: Экономика США / Отв. ред. Марцинкевич В.И. - М.: Наука, 2006. - С.301.

Хотя США являются одним  из крупнейших иностранных инвесторов в России, общий объем американских прямых капиталовложений (по оценкам, 3 - 4 миллиарда долларов) выглядит мизерным по сравнению с масштабами экономик двух стран. Весьма ограничена американская помощь и по государственной линии. Показательно, что среди государств - кредиторов России Соединенные Штаты, с учетом долгов Советского Союза, находятся  на 4-5 месте. Долги Вашингтону составляют всего лишь 5 процентов общего долгового  бремени Москвы, выросшего до 120 с  лишним миллиардов долларов.

Лишь в узкой сфере  торговли оружием и технологиями двойного назначения Россия обладает какой-то конкурентоспособностью. Но эта  область вряд ли играет приоритетную роль для экономики конца XX века, где, бесспорно, доминирует невоенная  продукция. После «холодной войны» главные ее участники резко сократили  спрос на военную продукцию, а  развивающиеся страны не в силах  обеспечить платежеспособный спрос, способный  компенсировать сужение мирового спроса на вооружения. Правда, это обострило  соперничество на мировых рынках (причем Россия пострадала в наибольшей степени), но в целом конкуренцию  в этой сфере нельзя признать причиной для нового американо-российского  противоборства.

Обратимся к анализу нормативно-правовой базы российско-американского сотрудничества.

Основополагающим документом, регулирующим торгово-экономические  отношения России с США, является межгосударственное Соглашение о торговых отношениях между СССР и США, подписанное  в 1990 г. и введенное в действие применительно к России в 1992 г.

«Акт в Поддержку Свободы 1992 г.» Freedom for Russia and Emerging Eurasian Democracies and Open Markets (P.L. 102-511), и «Закон о Торговле 1974 г.» (именно к нему была принята пресловутая поправка Джексона-Вэника) (Trade Act of 1974, 19 U.S.C. 2411, создал основу для большинства программ финансовой помощи России в 1990-х годах, что является исключительно важным объектом исследования в рамках изучаемого периода. Международные экономические отношения: Учебник/ В.Е. Рыбалкин и др.; под ред. В.Е.Рыбалкина. ? 6-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - С.431.

“Закон о торговле 1974 г.» и принятая к нему поправка Джексона-Вэника до сих пор определяют правовую базу российско-американских торговых отношений.

В 1993 г. вступил в силу Договор от 17 июня 1992 г. между Россией  и США об избежание двойного налогообложения  и предотвращении уклонения от налогообложения  в отношении налогов на доходы и капитал.

Договор о поощрении и  взаимной защите капиталовложений был  подписан в 1992 г., однако не был ратифицирован  Россией, т.к. противоречил российским позициям в переговорном процессе по вступлению в ВТО.

Кроме того, между Россией  и США действует целый ряд  межправительственных соглашений, регламентирующих отношения в отдельных областях сотрудничества, в том числе: о  научно-техническом сотрудничестве в области топлива и энергии (июнь 1992 г.); относительно использования  высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия (февраль 1993 г.); о  воздушном сообщении (январь 1994 г., с  изменениями и дополнениями от апреля 1999 г.); по морскому транспорту (июнь 2001 г.); об экспорте огнестрельного оружия и боеприпасов из России в США (1996 г.); о научно-техническом сотрудничестве (декабрь 2005 г.); несколько соглашений о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях.

19 ноября 2006 г. в рамках  российско-американской встречи  на высшем уровне на саммите  АТЭС в Ханое подписан протокол  о завершении двусторонних переговоров  с США по условиям присоединения  России к ВТО, а также шесть  межправительственных соглашений: о сельскохозяйственных биотехнологиях, о торговле говядиной, об инспекциях  предприятий, о торговле свининой, о защите прав интеллектуальной  собственности и о процедуре  импортного лицензирования товаров,  содержащих шифровальные средства.

Одним из главных в принятой по итогам российско-американского  саммита в Сочи 6 апреля 2008 г. «Декларации  о стратегических рамках российско-американских отношений» стал раздел «Стратегическое  экономическое сотрудничество». В  нём говорилось, что до конца текущего года США и России необходимо завершить  процесс присоединения России к  ВТО, добиться предоставления России в  отношениях с США режима нормальных торговых отношений на постоянной основе, а также создать новые форматы  экономического, энергетического и  делового диалога.

28 апреля 2008 г. в Вашингтоне  был запущен двусторонний экономический  диалог на уровне старшего  заместителя Госсекретаря США

Р. Джеффри и первого  замминистра иностранных дел  А.И. Денисова с целью интенсифицировать  процесс двустороннего экономического взаимодействия, сконцентрироваться на вопросах, представляющих взаимный интерес  и наметить планы на будущее. В  связи с событиями в Южной  Осетии в августе 2008 г. сроки проведения второго заседания экономдиалога  в Москве (планировалось на 26 сентября 2008 г.) по инициативе администрации  Дж. Буша были перенесены. В настоящее  время администрация Б. Обамы  высказывается за его возобновление. В рамках созданной по результатам  визита Б. Обамы в Москву 6-8 июля 2008г. двусторонней Президентской комиссии предполагается формирование, в том  числе, рабочих групп по развитию деловых связей и торгово-экономическим  отношениям, энергетике и окружающей среде, сельскому хозяйству, науке  и технологиям. 6 июня 2008 г. на XII Петербургском  международном экономическом форуме президенты РСПП и Торговой палаты США А.Н. Шохин и Т. Донохью подписали  соглашение о сотрудничестве и учреждении российско-американского бизнес-диалога. 10-13 марта 2009 г. состоялся визит в  Соединенные Штаты Америки делегации  РСПП во главе с президентом РСПП А.Н. Шохиным. На встрече было принято  совместное заявление РСПП и Торговой палаты США, в котором зафиксированы  основные принципы сохранения и укрепления долгосрочных взаимовыгодных партнерских  связей между деловыми кругами России и США. .Российско-американские отношения // Пресс-релиз МИД РФ №44 URL: http://www.russia.uz/index.php/ 
2010-01-13-05-27-03/71---44

Важную роль в развитии диалога также играют Российско-американский Совет делового сотрудничества (РАСДС) и Американо-Российский деловой  совет (АРДС), очередное заседание  которого состоялось 24-25 сентября 2008г. в Нью-Йорке с участием Министра иностранных дел России С.В. Лаврова.

Во второй половине ХХ века США как страна базирования крупнейших ТНК, занимали ведущие позиции в  мировом инвестиционном процессе. США  сохраняют свое явное лидерство  и по размерам накопленных за рубежом  прямых инвестиций. За 14 лет (1993-2006 гг.), несмотря на определенные колебания, их объем увеличился в 4 раза и в 2006 г. достиг огромной суммы - 2384 млрд. долл., или 19,4% общего объема накопленных в  мире прямых иностранных инвестиций. Для сравнения укажем, что доля Великобритании и Франции, занимавших по этому показателю второе и третье место в мире, составила 12% и 8% соответственно.

География прямых американских инвестиций весьма обширна, охватывает 190 стран и территорий. Однако основной сферой приложения прямых капиталовложений США остаются развитые государства, на которые в 2006 г. приходилось 71,9% всех зарубежных инвестиций США. Крупнейшие реципиенты американских инвестиций - Великобритания (364,1 млрд. долл.), Канада (246,5 млрд.), Нидерланды (215,7 млрд.), Австралия (122,6 млрд.), Германия (99,3 млрд.), Япония (91,8 млрд.) и Швейцария (90,1 млрд. долл.). На страны Европейского Союза (25 государств) приходится 1123 млрд. долл., или 47,1% всех прямых инвестиций США за рубежом. Там  же

Россия в настоящее  время объективно не может быть сравнима по международным инвестиционным позициям с США, имеющими более чем столетний  опыт экспорта-импорта капитала. Наша страна включилась в эти процессы в последнее десятилетие, причем в условиях социально-экономического кризиса и сложных трансформационных  процессов. В эти годы из страны преимущественно  осуществлялся нелегальный вывоз  значительных финансовых ресурсов, обескровливающих экономику страны.

Но в последние 5 лет  привлекательность России для иностранных  инвесторов все же значительно увеличилась. По результатам опроса представителей ТНК, проведенного ЮНКТАД в 2006 г., Россия заняла четвертое место в мире среди государств наиболее привлекательных для вложения прямых инвестиций (после Китая, Индии и США). Следует отметить, что ведущие международные рейтинговые агентства «Мудис», «Фитч» и позднее «Стэндард энд Пурз» повысили рейтинг России до уровня «инвестиционный». Кроме того, на заседании Рабочей группы по экспортным кредитам и экспортным гарантиям ОЭСР, состоявшемся в январе 2007 г., было принято решение о переводе России из четвертой группы по уровню рисков в более привлекательную для инвесторов третью группу. Это должно способствовать преодолению выжидательных настроений среди ряда потенциальных американских инвесторов, все еще опасающихся вкладывать средства в российские проекты.

На территории России действует  капитал из более 100 стран. Основные страны-инвесторы в 2008г. Кипр, Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобритания, США, Франция. На долю этих стран приходилось 80,7% от общего объема накопленных иностранных  инвестиций, в том числе на долю прямых приходилось 77,6% от общего объема накопленных прямых иностранных  инвестиций.

США входят в число ведущих  стран-инвесторов по объему привлеченных иностранных инвестиций в экономику  России. Американские прямые инвестиции в России вложены в основном в  ее производственный сектор, в котором, согласно имеющимся данным, сосредоточено  их объема. Около половины американских капиталовложений накоплены в топливно-энергетическом секторе («Эксон-Мобил», «Шеврон», «Коноко-Филипс»  и др.). На непроизводственную сферу  приходится ? прямых инвестиций США, направляемых, в первую очередь, в банковскую и  страховую деятельность, а также  в сферу информационно-консультационных услуг.

Автором была рассмотрена  структура и динамика объёма накопленных  американских инвестиций, а так же инвестиций, поступаемых ежегодно в  Россию из США. Исходя из этих данных, можно  заметить, что с 2004 по 2009 год объем  всех иностранных инвестиций, накопленных  в экономике России, увеличился приблизительно в 3,2 раза, однако объём накопленных  американских инвестиций увеличился всего  лишь в 1,3 раза. В 2008 г. США заняли 8 место (8,8 млрд. долл.) по этому показателю в России (или 3,3% от общего объема в 265 млрд. долл.). В 2004 году по объемам  накопленных зарубежных инвестиций в российскую экономику США занимали 6 место среди основных стран-инвесторов, и их доля в накопленных зарубежных инвестициях на территории России составляла 8,1%. По итогам I полугодия 2009 г. США сохранили 8 место в списке основных стран-инвесторов в экономику России, хотя общий  объем накопленных американских инвестиций снизился до 7,99 млрд.долл. (3,3% от общего объема иностранных инвестиций в 242 млрд.долл.). В 2004 году доля прямых инвестиций составила 65% от всех накопленных американских инвестиций, а на конец июня 2009 года - всего 34% (2,7 млрд.долл). По состоянию  на 1 июля 2009 г. в США накоплено 6 млрд.долл. российских инвестиций, из которых  доля прямых инвестиций составляет 84%, или 5 млрд. долларов. Америка занимает второе место среди крупнейших стран-получателей  российских инвестиций и на её долю приходится 10% всех инвестиций, вложенных  Россией в экономику других стран.

Американские компании проявляют  интерес к развитию торгово-экономического сотрудничества с регионами России, обладающими крупными запасами полезных ископаемых (в первую очередь углеводородного  сырья) или являющимися центрами концентрации предприятий химической, металлургической, авиакосмической, автомобильной  и пищевой промышленности. Наиболее активно в российско-американском торгово-инвестиционном сотрудничестве участвуют Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская  область, Сахалинская область, Республика Коми, Тюменская область, Самарская  область, Татарстан. Активизируется сотрудничество с компаниями США и ряда других регионов, среди которых Архангельская, Мурманская, Челябинская, Свердловская, Томская, Ярославская и Камчатская области, Красноярский, Хабаровский  и Краснодарский края, Нижний Новгород, Башкортостан и некоторые регионы  Восточной Сибири. Вардомский Л.Б., Скатерщикова Е.Е. Внешнеэкономическая деятельность регионов России: Учебное пособие  для вузов/ Под общей редакцией  д.т.н., профессора В.Г. Глушковой. -- М.: АРКТИ, 2002. -- с. 230

Расширению двусторонних экономических связей активно содействует  рабочая группа «Российско-Американское Тихоокеанское партнерство» (РАТОП) под сопредседательством Минэкономразвития  России и Минторга США, призванная содействовать  развитию торгового и инвестиционного  сотрудничества между дальневосточными регионами России и тихоокеанскими штатами США. В работе РАТОП принимают  участие представители федеральных  и региональных органов исполнительной власти, а также деловых кругов России и США. Ежегодные заседания  рабочей группы проходят поочередно в России и США. Очередная (12-я) ежегодная встреча этой группы состоялась в августе 2007 г. в г. Южно-Сахалинске., 13-е в г. Такома (шт.Вашингтон) в июле 2008 г.

Информация о работе Двусторонние отношения России и США