Государственное регулирование внешней торговли и современная внешнеторговая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение внешнеторговой политики государства, основных методов государственного регулирования внешней торговли и анализ внешнеторговой политики России на современном этапе её развития. Вопрос о внешнеторговой политике России стал особенно актуальным в преддверии вступления России во Всемирную торговую организацию. Корректировка внешнеторговой политики приведет к изменению состояния экономики России в целом, так как внешняя торговля несет огромное значение для экономики страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Внешнеторговая политика и её виды ………………….. 5
Либерализация во внешнеторговой политике…….…………..6
Политика протекционизма……………………………………..9
Методы регулирования внешней торговли…………….14
Тарифные методы регулирования……………………………..15
Нетарифные методы регулирования…………………………..16
Современная внешнеторговая политика России……….22
Заключение…………………………………………………………….…….27
Список использованной литературы………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по МЭО.docx

— 74.43 Кб (Скачать файл)

В последние несколько лет причиной увеличения применения протекционистской  политики стал мировой финансовый кризис 2008 года. С ноября 2008 года до конца 2009 года правительства разных стран ввели порядка 280 протекционистских мер, при этом 121 из них приходились на государства Большой Двадцатки, которые всячески пытались бороться с протекционизмом. Во время мирового финансового кризиса Россия являлась лидером по количеству принятых протекционистских мер. В течение 2009 года правительством России было принято более 60 постановлений,  корректирующих импортный тариф РФ. Однако спустя несколько лет государства продолжают вести скрытую протекционистскую политику.  Так, например, в начале 2012 года Российским правительством были снижены квоты на ввоз зарубежного мяса. Власти объяснили эти меры необходимостью поддержки отечественного производства.5

Протекционистская внешнеэкономическая политика несет  в себе как положительные, так  и негативные моменты для национальной экономики и общества.

 

 

 

Положительные стороны протекционизма:

  1. Необходимость обеспечения обороны. Предприятия и отрасли, обеспечивающие обороноспособность страны должны быть ограждены от иностранного вмешательства
  2. Защита молодых отраслей. Если государство желает в дальнейшем получать конкурентоспособную продукцию из этих отраслей, то на этапе становления оно должно обеспечить этим отраслям  протекционистскую защиту.
  3. Увеличение внутренней занятости. Покупая импортный товар, мы оплачиваем труд иностранного рабочего. Покупая отечественный товар, мы оплачиваем труд  своего рабочего. Поэтому  чем больше отечественной продукции будет реализовываться на внутреннем рынке, тем больше будет внутренняя занятость.
  4. Дешевая иностранная рабочая сила. Желание страны нанять на некоторые «непрестижные» работы иностранцев и платить им за это зарплату ниже, чем в среднем по стране, часто приводит к обратному  финансовому результату: среди этих иностранцев растет преступность, нелегальная  миграция и прочее, что требует вмешательства государства и дополнительных финансов.
  5. Защита от демпинга. Это явление нежелательно для любой страны, так как происходит захват национального рынка сбыта более дешевой иностранной продукцией. Практически все страны проводят антидемпинговую политику. По данным Минэкономразвития, на 31 декабря 2009 года было зафиксировано 95 ограничительных мер, применяемых иностранными государствами в отношении российских товаров, в том числе 41 антидемпинговая мера, 7 специальных защитных мер и 47 мер нетарифного регулирования торговли, включая меры административного регулирования. Одним из последних громких антидемпинговых расследований является расследование, начатое в феврале 2011 года, касающееся поставок металлопроката с полимерным покрытием из КНР, ввозимого на единую территорию Таможенного союза. На основании предварительных результатов расследования, которые были озвучены в начале года, Минпромторг РФ предлагал установить антидемпинговую пошлину сроком на пять лет для металлопроката, происходящего из КНР. Для предприятия Angang Steel Co, Ltd пошлина определена в размере 12,94%, для группы компаний POSCO – 12,84%, для Shandong Guanzhou Co, Ltd – 8,12% от таможенной стоимости. Единая антидемпинговая пошлина для других производителей металлопроката из КНР составляет 22,56% от таможенной стоимости. За I квартал 2012 года на российский рынок ввезено порядка 90 тыс. тонн китайского проката с полимерным покрытием (за аналогичный период 2011 года импортировано всего 20-25 тыс. тонн). Данный показатель составил около 20% в общем потреблении указанной продукции в РФ (в прошлом году доля КНР была на уровне 7%).

В целом большинство современных  экономистов считают, что протекционизм  отрицательно влияет на мировую торговлю, и выделяют следующие его недостатки:

1. Протекционизм замедляет экономический рост. Тарифы ведут к сокращению объема международной торговли, в целом отрицательно воздействуя на мировую экономику и на уровень благосостояния страны. Защита отечественных производителей может привести к самоизоляции страны, консервации отсталых затратных производств. Протекционизм нарушает специализацию страны на определенных производствах. При свободной торговле каждая страна имеет возможность выделять и развивать свои наименее затратные и наиболее конкурентоспособные отрасли, наиболее полно реализуя свои различные выгоды (например, географическое положение). Протекционизм препятствует этому, так как приходится перераспределять ресурсы между более и менее эффективными производствами, чтобы удовлетворять разнообразные потребности внутреннего рынка.

2. Протекционизм создает благоприятные условия для возникновения и поддержки внутренних монополий в торговле, промышленности, финансовой сфере, что связано с ограничением конкуренции.

3. Протекционизм не способствует снижению цен, так как импортная продукция дорожает из-за тарифов. Происходит общее повышение цен. Тарифы приводят к тому, что потребители покупают местную продукцию по более высоким ценам, так как протекционизм не способствует снижению издержек, а значит и стоимости.

4. Необдуманное использование протекционистской политики, в частности одностороннее введение тарифов, нередко приводит к торговым войнам и подрыву международной торговли. Страна, вводящая в одностороннем порядке импортный тариф для защиты отечественных производителей от наплыва дешевых товаров их конкурентов, рискует получить ответные меры ее торговых партнеров и введения ими пошлин на ее основные экспортные товары.

5. Протекционизм отрицательно влияет на экспорт страны. Защищая внутренний рынок от иностранных производителей, данная страна сокращает доходы других стран, государство сокращает их доходы и возможность экспортировать, в том числе и его продукцию. Также во многих странах экспортные товары включают в себя импортные компоненты, и тарифы ведут к росту издержек производства. Это ведет к росту цен, падению конкурентоспособности национальных товаров.

Таким образом, политика протекционизма обладает привлекательными положительными и настораживающими отрицательными сторонами. На фоне громких заявлений «большой двадцатки» о недопустимости протекционизма в реальности его политическая привлекательность настолько велика, что перевешивает доводы экономического здравого смысла при принятии решений.

 

 

Глава 2. Методы регулирования внешней торговли

С каждым годом число мер государственного регулирования внешней торговли растет, поскольку в международный  обмен вовлекаются все новые  продукты различных сфер экономической  деятельности. Это предполагает использование  более широкого круга средств  и инструментов, позволяющих эффективно ограждать национальную экономику  от негативного влияния внешних  факторов, содействовать укреплению позиций отечественных производителей на мировом рынке.

Инструменты государственного регулирования внешней  торговли подразделяются на тарифные и нетарифные. Классификация этих инструментов впервые была предложена Секретариатом ГАТТ в конце 60-ых гг. ХХ века.

Таблица 1. Классификация  инструментов внешнеторговой политики.

Методы

Инструмент торговой политики

Регулируют преимущественно

Тарифные

Таможенные пошлины

 

импорт

Н е т а р  и ф н ы е

количественные

Квотирование

 

импорт

Лицензирование

экспорт

импорт

Добровольные ограничения

экспорт

 

скрытые

Государственные закупки

 

импорт

Требование к содержанию местных компонентов

 

импорт

Технические барьеры

 

импорт

Налоги и сборы

 

импорт

финансовые

Субсидии экспорта

экспорт

 

Кредитование экспорта

экспорт

 

Демпинг

экспорт

 

 

 

 

2.1 Тарифные методы регулирования

Тарифные методы регулирования  внешней торговли являются наиболее распространенными и постоянно  используемыми – в форме импортных  и (в меньшей мере) экспортных пошлин.

Таможенный тариф – главный  инструмент внешнеторговой политики, это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин. Под таможенной пошлиной понимается налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы  государства. Ставка таможенной пошлины принадлежит обязательной уплате при ввозе или вывозе товара. Функции таможенных пошлин:

  1. Протекционистская функция – защита отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции;
  2. Балансировочная функция – использование экспортных пошлин, с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров;
  3. Фискальная функция – обеспечивает поступление средств в бюджет.

В зависимости от направления движения товаров пошлины бывают импортные, экспортные и транзитные. При этом наиболее часто применяются импортные  пошлины, менее часто – экспортные и транзитные.

В соответствии со способом установления пошлин различаются:

    • адвалорные пошлины;
    • специфические пошлины;
    • комбинированные пошлины.

Наиболее распространенные в международной  торговле адвалорные пошлины устанавливаются  в виде процента от стоимости пересекающего  таможенную границу товара. Примером адвалорной пошлины является пошлины на ввоз в Россию новых иностранных автомобилей. На сегодняшний день размер данной пошлины составляет 30 % от стоимости автомобиля, однако ради вступления в ВТО Россия обязалась единовременно снизить пошлины на иномарки с 30 до 25%, а затем в течение семи лет — до 15%. Специфические пошлины взимаются в виде твердой ставки с единицы товара. Основными видами специфических пошлин являются пошлины на ввоз сельскохозяйственной продукции, например, риса, пшеницы, и т. д. Комбинированные пошлины сочетают в себе оба вышеуказанных способа установления пошлин.

Важное место в системе импортного таможенного тарифа отводиться правилам определения страны происхождения  товара, поскольку применительно  е различным группам стран  ввозные пошлины дифференцируются. Базовыми при этом являются ставки ввозных пошлин, применяемые к  товарам, ввозимых из стран, в отношении  которых у данной страны действует  режим наибольшего благоприятствования. 

 

2.2 Нетарифные методы регулирования

Нетарифные методы регулирования  внешней торговли - совокупность экономических, административных и технических мер по регулированию внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования. При этом экономические меры включают контроль таможенной стоимости, валютный контроль, финансовые меры, а также защитные меры, к которым относятся особые виды пошлин (антидемпинговые, компенсационные и специальные) и дополнительные таможенные обложения (акцизы, НДС, другие налоги). 6

Административные меры включают запреты, или так называемые эмбарго, в  открытом и скрытом виде, лицензирование (автоматическое и неавтоматическое), квотирование и экспортный контроль.

ЮНКТАД выделяет семь основных нетарифных мер государственного регулирования внешней торговли: паратарифные методы, меры контроля за ценами, финансовые меры, меры количественного контроля, меры автоматического лицензирования, монополистические меры, технические меры.

Паратарифные меры, к которым относятся прочие, кроме таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. Официально эти меры предпринимаются не с целью регулирования внешней торговли, но оказывают на неё существенное воздействие. К числу наиболее часто используемых паратарифных методов относятся, прежде всего, НДС и акцизы. НДС, акцизы и другие паратарифные платежи применяются для защиты интересов отечественных товаропроизводителей и стимулирования конкурентоспособности отечественных товаров наряду с тарифными мерами регулирования. Данные платежи регулируют цены импортных товаров на внутреннем рынке страны и защищают отечественные товары от иностранной конкуренции.

Меры контроля над ценами, которые нацелены на защиту интересов национальных товаропроизводителей (компенсационные и антидемпинговые процедуры и пошлины). Компенсационные меры направлены против экспортных субсидий, предоставляемых правительствами иностранных государств отечественным фирмам-экспортерам, что также искусственно повышает их международную конкурентоспособность, антидемпинговые меры направлены на борьбу с искусственным занижением цен на импортируемые в данную страну товары. Антидемпинговые пошлины представляют собой дополнительные пошлины, взимаемые с импортируемых товаров, в отношении которых установлено, что они продаются на экспорт по цене ниже их нормальной цены на внутреннем рынке страны-экспортера и причиняют материальный ущерб отечественному производителю страны – импортера. Введение антидемпинговой пошлины возможно только после проведения специального расследования с целью установления самого факта демпинга и выяснения того, что демпинговый экспорт действительно причинил или может причинить материальный ущерб отрасли импортирующей данный товар страны.

Финансовые меры, предусматривающие особые правила совершения валютных операций для регулирования внешней торговли, например, введение обязательной продажи части валютной выручки, полученной от внешнеторговых операция.

Меры количественного контроля (квотирования), устанавливающие количественные ограничения на ввоз и вывоз конкретных товаров. Под квотами понимаются ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт или экспорт товара в определенный период. В случае установления квоты, равной 0, имеет место эмбарго, то есть запрет на импорт или экспорт. При экспорте квоты применяются редко, только в случае острого дефицита данной продукции в стране, а также для достижения политических целей дискриминационного характера. Импортные квоты применяются для защиты национального производства от иностранной конкуренции, сокращения безработицы, улучшения платежного баланса страны, контроля за движением товаров. Одной из разновидностей квот являются тарифные квоты. Тарифные квоты представляют собой ограничения на количество товаров, в отношении которых применяется обычная таможенная пошлина. В отношении товаров, перемещаемых вне квоты, как правило, действует повышенная пошлина. Примером тарифной квоты является квота на ввоз мяса в страны Таможенного союза. Так квота на поставки мяса кур в Россию на 2012 год утверждена правительством РФ в объеме 250 тысяч тонн для всех стран, на импорт замороженного куриного фарша - 70 тысяч тонн (из которых 56 тысяч тонн отводятся ЕС и 14 тысяч тонн - остальным странам), замороженного фарша индейки - 10 тысяч тонн для всех стран. Другой разновидностью квот являются соглашения о добровольном ограничении экспорта, которые распространяются в основном на продукцию отраслей, находящихся в кризисном положении. При чем «добровольность» в этом случае относительна, так как соглашения подписываются под нажимом импортеров. Согласно соглашениям, объем экспорта устанавливается по отдельным видам товаров на определенный период.

Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли и современная внешнеторговая политика России