Государственное регулирование внешней торговли и современная внешнеторговая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение внешнеторговой политики государства, основных методов государственного регулирования внешней торговли и анализ внешнеторговой политики России на современном этапе её развития. Вопрос о внешнеторговой политике России стал особенно актуальным в преддверии вступления России во Всемирную торговую организацию. Корректировка внешнеторговой политики приведет к изменению состояния экономики России в целом, так как внешняя торговля несет огромное значение для экономики страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Внешнеторговая политика и её виды ………………….. 5
Либерализация во внешнеторговой политике…….…………..6
Политика протекционизма……………………………………..9
Методы регулирования внешней торговли…………….14
Тарифные методы регулирования……………………………..15
Нетарифные методы регулирования…………………………..16
Современная внешнеторговая политика России……….22
Заключение…………………………………………………………….…….27
Список использованной литературы………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по МЭО.docx

— 74.43 Кб (Скачать файл)

Меры автоматического лицензирования. Суть этой меры заключается в том, что для ввоза или вывоза определенных товаров в стране требуется получение соответствующего документа – лицензии. С введением лицензирования осуществляется мониторинг за торговлей данными товарами. Так как лицензирование автоматическое, такого рода мониторинг не является ограничительной мерой, однако он облегчает введение таких мер в случае необходимости.

Самой жесткой формой ограничения  импорта товаров является неавтоматическое лицензирование, или, так называемая, выдача разовых лицензий. Государственные органы выдают разрешение на совершение конкретных импортных (или экспортных) операций. В самой лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза определенного объема товаров. Лицензирование может выступать как составной частью квотирования, так и быть самостоятельным государственным инструментом регулирования импорта – экспорта. Государство имеет право по своей воле отказывать в выдаче лицензий неугодным ему фирмам, то есть ограничивать круг участников во внешней торговле данными товарами. Кроме того государство требует плату за выдачу лицензии, тем самым получает дополнительный доход и еще один способ ограничения ввоза или вывоза товаров.7

Монополистические меры, то есть государственная монополия внешней торговли в целом или отдельными товарами. Во многих случаях введение государственной монополии внешней торговли отдельными товарами в тех или иных странах мотивируется их руководством соображениями поддержания общественной морали, здоровья и нравственности, обеспечения стабильного снабжения населения лекарством, продовольственной безопасности, санитарно – ветеринарными соображениями.

Технические барьеры, то есть контроль за соответствием импортируемых товаров национальным стандартам, в том числе качества безопасности. Технические барьеры обязательны при пропуске отдельных категорий товаров через таможенную границу.

Внешнеторговая политика государства  включает в себя государственную  экспортную политику, направленную на увеличение количества продукции отечественного производителя экспортируемого  за границу. Для стимулирования экспорта отечественной продукции государство использует субсидирование экспорта.

Под экспортными субсидиями понимаются пособия, преимущественно в денежной форме, предоставляемые государством предприятиям для стимулирования экспорта и повышения конкурентоспособности их продукции на зарубежных рынках путем предоставления им возможности снижать экспортные цены без сокращения прибыли. Различают несколько видов субсидий:

1) прямые субсидии, непосредственно  выплачиваемые государством экспортеру в трех формах:

  • выплата некоторой суммы в определенной пропорции к экспорту;
  • возврат экспортеру разницы между внутренней и мировой ценами, если первая выше;
  • финансирование государством некоторых затрат экспортера, например затрат на исследование внешних рынков, рекламу, транспорт и т.д.

2) косвенные субсидии, предоставляемые  в виде различных льгот с  целью снижения затрат экспортера  или получения им дополнительных доходов в иных сферах:          

  • налоговые льготы (государство может предоставлять различные льготы по налогу на прибыль, по подоходному налогу, по выплатам с заработной платы, исключать некоторые затраты из суммы, подлежащей налогообложению, разрешать ускоренную амортизацию, возвращать пошлины на импортное сырье при последующем экспорте продукции, произведенной из этого сырья);
  • государственное кредитование (государство может предоставлять кредиты экспортерам на льготных условиях по процентам и срокам, кредиты заграничным государствам для закупки товаров на отечественном рынке, а также осуществлять государственное страхование экспортных кредитов по пониженным ставкам. В этом случае государство берет на себя риск неплатежа. Риски в данном случае бывают коммерческими и политическими (неполучение платежа от импортера, задержка поставки товара, изменение условий валютного и лицензионного контроля в стране-импортере, изменение курса валют, экспроприация, государственный переворот и т.д.).

Прямые субсидии имеют  слишком явный характер, что существенно повышает вероятность принятия странами-импортерами ответных мер. Поэтому обычно экспортерам предоставляются косвенные субсидии.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Современная  внешнеторговая политика России

Современный этап развития внешнеторговой политики России можно  рассматривать, начиная с мирового финансового кризиса 2008 года. Важнейшими направлениями внешнеторговой политики России до кризиса 2008 года было создание условий для устойчивого роста национального хозяйства в условиях повышения уровня открытости экономики и на этой базе содействие решению социально-экономических задач. Реализация национальной политики в этой сфере основывалась на использовании законодательно закрепленных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в том числе поддержки российских производителей и экспортеров путем создания условий для недискриминационного доступа товаров на внешние рынки, защиты внутреннего рынка и отечественных товаропроизводителей с применением общепризнанных в мировой практике правил. Однако мировой финансовый кризис заставил пересмотреть политику либерализации и принять меры по защите внутреннего рынка.

Во время кризиса 2008 года Россия являлась лидером по количеству принятых протекционистских мер. В течение 2009 года правительством России было принято более 60 постановлений,  корректирующих импортный тариф РФ. Ставки таможенных пошлин не только повышались, но по значительному количеству товаров и понижались – прежде всего, ставки ввозных таможенных пошлин на высокотехнологичное оборудование. Из 600 товарных позиций, по которым были изменены ставки ввозных пошлин в 2009 г., на 350 позиций ставки пошлин были повышены. Пошлины повышались с целью защиты чувствительных для российской экономики отраслей и товаров, где имело место большое давление импорта, часто и импорта с применением демпинга и субсидий. Среди важнейших отраслей, в отношении которых были приняты меры таможенно-тарифной защиты в целях повышения конкурентоспособности, – автомобильная промышленность, сельхозмашиностроение, черная металлургия, станкостроение. В условиях кризиса во многих странах скопились огромные запасы готовой продукции, и многие производители были готовы сбывать их в других странах даже по заниженным ценам. Поэтому меры российского правительства были вынужденными и защитными. Но, тем не менее, в целом в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом средневзвешенная ставка импортной пошлины даже сократилась: в 2008 г. она была 11,45%, а в 2009 г. – 10,7%.

В отношении российских товаров  в 2009 году торговые партнеры инициировали 4 антидемпинговых расследования, 5 пересмотров введенных ранее  антидемпинговых мер, а также 10 специальных  защитных расследований. По данным Минэкономразвития, на 31 декабря 2009 года было зафиксировано 95 ограничительных мер, применяемых  иностранными государствами в отношении  российских товаров, в том числе 41 антидемпинговая мера, 7 специальных  защитных мер и 47 мер нетарифного  регулирования торговли, включая  меры административного регулирования. Максимальное количество ограничительных  мер действовало в Белоруссии (24), ЕС (17), Украине (13) и США (11). Более  половины всех введенных антидемпинговых  мер были направлены против российских черных металлов и изделий из них. Второе место занимали минеральные  удобрения и химикаты.

Активность политики протекционизма во время мирового финансового кризиса легко объясняется: угрожая социальными последствиями кризиса,  можно было добиться увеличения ввозных пошлин, а также резкого роста внутренних цен и доходов неконкурентоспособных предприятий. В список торговых барьеров можно включить, например, решение правительства о ценовых преференциях – от 5 до 25% – для поставщиков российских товаров при размещении госзаказа. Это решение позволило российским поставщикам просто поднять цены на свою продукцию, не заботясь о ее качестве.

Очевидным примером протекционизма стало повышение с 12 января 2009 года импортных пошлин на легковые автомобили со сроком эксплуатации от 1 до 5 лет. Они увеличились в среднем до 30%, с одновременным увеличением налога пропорционально объему двигателя. Однако, как уже говорилось выше, с вступлением в ВТО России придется понизить ставку пошлины на ввоз легковых автомобилей. В целом, в 2012 году Россия пересмотрела практически всю внешнеторговую политику. Это связано с тем, что при вступлении в ВТО Россия будет вынуждена подкорректировать все таможенные тарифы под нормы принятые Всемирной торговой организацией.

В последнее время, особенно в связи со вступлением в ВТО, Россия всё больше стремится к либерализации внешнеторговой политики. Так на протяжении последних лет Россия провела большую работу по приспособлению своего механизма внешнеторгового регулирования к требованиям ГАТТ/ВТО. К сегодняшнему дню осуществлены следующие основные меры в этом направлении:

1. Россией признаны основные принципы свободы торговли, права каждого физического и юридического лица заключать экспортно-импортные сделки;

2. Основным регулятором внешней торговли таможенного тарифа признано сведение к минимуму других средств регулирования внешней торговли;

3.Россией  признан принцип наибольшего благоприятствования во внешней торговле (в настоящее время соответствующий режим предоставлен более чем 120 государствам, включая всех участников международной торговли);  
4. Признан принцип национального режима в отношении импортных товаров (сертификация этих товаров осуществляется на основе российских стандартов, а также применение равного подхода к товарам импортного и отечественного производства в отношении налогов).

5. Признан принцип национального режима в отношении прав интеллектуальной собственности (российское законодательство на равных основаниях охраняет права резидентов и нерезидентов);  
6. Россия практически полностью отказалась от субсидированного экспорта;

7.Утверждена общепринятая номенклатура таможенного тарифа, основанная на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров;  
8. Утверждена система таможенного контроля, базирующееся в основном на принципах ГАТТ, включая порядок декларирования, проверки, таможенного оформления товаров, определения их таможенной стоимости на основе реальной стоимости контракта.

9. Разрешение торговых  споров проходит путем проведения консультаций и переговоров.

Одним из последних проектов России в области либерализации  внешней торговли является создание таможенного союза ЕврАзЭС в 2010 году. Участниками таможенного союза  являются Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан. Таможенный союз ЕврАзЭС предусматривает единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники таможенного союза применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

Создание таможенного  союза позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно до 15 % роста ВВП стран-участниц к 2015 году. Уже после создания таможенного союза наметилась тенденция роста международной торговли между странами – участницами.

Источник: www.gks.ru

После создания таможенного  союза товарооборот России с Беларусью  и Казахстаном превысил показатель товарооборота до кризиса 2008 года. Так  товарооборот России с Республикой  Беларусь возрос с 34059 млн. долларов в 2008 году до 39160 млн. долларов в 2011 году, а  с Республикой Казахстан с 19678 млн. долларов в 2008 году до 22396 млн. долларов в 2011 году.9 Таким образом, таможенный союз между государствами привел к увеличению товарооборота и дальнейшему стимулированию международной торговли, что очередной раз подтверждает пользу либерализации внешней торговли. Также с 2012 года действует зона свободной торговли, объединяющая Россию, Казахстан, Белоруссию, Киргизию, Таджикистан, Армению, Молдавию и Украину. Зона свободной торговли предполагает отмену экспортных и импортных пошлин, а также отмену количественных ограничений.

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении подведем итоги по вопросам, освещенным в рамках данной курсовой работы.

Важнейшая новая черта современной  мировой экономики то, что мир  стал более интегрированным, единым и взаимозависимым. Отдельные страны и регионы в мировой экономике специализируются на выпуске своей, особой продукции, востребованной в других странах и регионах. И тот, кто не встраивается в этот процесс, неизбежно проигрывает, отстает в своем развитии. Международная торговля позволяет странам удовлетворять спрос населения почти на все существующие товары и, в то же время, получать прибыль с экспортных операций.

Для удачного участия в международной  торговле каждой стране – участнице  этого процесса необходимо разработать  и проводить целесообразную внешнеторговую политику, варьируя различными методами государственного регулирования внешней  торговли. Итак, мы пришли к выводу, что некое сочетание политики свободной торговли и политики протекционизма для отдельной страны является наиболее рентабельным вариантом ведения внешнеторговой политики. Использование какого-то одного направления является крайностью, к которой можно прибегнуть при определенных условиях. Для нахождения точки равновесия между либерализацией и протекционизмом необходимо рассмотреть все характеристики экономики страны и провести анализ всех её возможностей.

Основным инструментом внешнеторговой политики является таможенно-тарифное регулирование, и прежде всего таможенные тарифы. Однако с каждым годом все больше во внешнеторговой политике государств мы встречаем нетарифные методы регулирования. Это связано с тем, что разнообразие нетарифных инструментов позволяет получить наибольший эффект от государственного регулирования внешней торговли. Некоторые нетарифные инструменты позволяют непосредственно влиять на импорт и ограничивать его до нужных размеров. К таковым относятся лицензирование и контингентирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, так называемые добровольные ограничения экспорта, компенсационные сборы, системы минимальных импортных цен и т.д. Остальные нетарифные методы относятся больше к административным формальностям, и не направлены на прямое ограничение внешней торговли, например, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п.

Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли и современная внешнеторговая политика России