Государственное регулирование внешней торговли и современная внешнеторговая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение внешнеторговой политики государства, основных методов государственного регулирования внешней торговли и анализ внешнеторговой политики России на современном этапе её развития. Вопрос о внешнеторговой политике России стал особенно актуальным в преддверии вступления России во Всемирную торговую организацию. Корректировка внешнеторговой политики приведет к изменению состояния экономики России в целом, так как внешняя торговля несет огромное значение для экономики страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Внешнеторговая политика и её виды ………………….. 5
Либерализация во внешнеторговой политике…….…………..6
Политика протекционизма……………………………………..9
Методы регулирования внешней торговли…………….14
Тарифные методы регулирования……………………………..15
Нетарифные методы регулирования…………………………..16
Современная внешнеторговая политика России……….22
Заключение…………………………………………………………….…….27
Список использованной литературы………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по МЭО.docx

— 74.43 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

 

Факультет мировой экономики  и торговли

 

 

Курсовая работа на тему:

«Государственное регулирование внешней торговли и

современная внешнеторговая политика России»

 

 

Выполнил студент 2 курса

Факультета МЭиТ

Группы – 24

Айрапетян Овсеп

 

Научный руководитель:

к. э. н., доц., Бондарев Сергей Александрович

 

 

                                                                       

 

 

 

 

 

Москва 2012 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3

  1. Внешнеторговая политика и её виды ………………….. 5
    1. Либерализация во внешнеторговой политике…….…………..6
    2. Политика протекционизма……………………………………..9
  2. Методы регулирования внешней торговли…………….14
    1. Тарифные методы регулирования……………………………..15
    2. Нетарифные методы регулирования…………………………..16
  3. Современная внешнеторговая политика России……….22

Заключение…………………………………………………………….…….27

Список использованной литературы………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из старейших форм международных экономических отношений  является международная торговля. Международная  торговля в современных условиях выступает как результат глубокого  международного разделения труда, специализации  различных стран на производстве отдельных видов товаров и  предоставлении различных видов  услуг в соответствии с уровнем  технико-экономического развития каждой страны и ее природно-географическими  условиями.

 Активное участие страны в международной торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а так же более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения. В этой связи значительный интерес представляет изучение различных видов внешнеторговой политики и их влияние на международную торговлю.

Целью данной курсовой работы является изучение внешнеторговой политики государства, основных методов государственного регулирования внешней торговли и анализ внешнеторговой политики России на современном этапе её развития. Вопрос о внешнеторговой политике России стал особенно актуальным в преддверии вступления России во Всемирную торговую организацию. Корректировка  внешнеторговой политики приведет к изменению состояния экономики России в целом, так как внешняя торговля несет огромное значение для экономики страны.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

    • выявить значение и основные цели внешнеторговой политики;
    • изучить понятие либерализации, выявить её положительные и отрицательные стороны;
    • изучить политику протекционизма, выявить её преимущества и недостатки;
    • изучить основные методы регулирования внешней торговли;
    • рассмотреть современную внешнеторговую политику России

 

В первой главе данной курсовой работы объясняется сущность и понятие  внешнеторговой политики. Внешнеторговая политика представляет собой одно из направлений внешнеэкономической политики государства, связанное с государственным регулирование внешней торговли посредствам пошлин и прямого контроля над импортом и экспортом страны. Также в первой главе определены такие экономические явления как либерализация и протекционизм.

Во  второй главе даны основные инструменты  внешнеторговой политики, подразделяющиеся на два основных вида: тарифные методы регулирования внешней торговли и нетарифные методы регулирования внешней торговли.

В третьей главе рассмотрена внешнеторговая политика России, её современное состояние  и тенденции развития.

В заключении подводятся итоги выполненной  работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Внешнеторговая политика и её виды

Характерной чертой современной мировой экономической  системы является усиление глобализации и расширение связей между различными странами. Сейчас практически все  государства включены в систему  международных экономических связей. Разные страны занимают в мировой экономике в целом и на отдельных товарных рынках различное положение. Для защиты своих интересов каждый участник международной торговли старается проводить определенную внешнеторговую политику.

Под внешнеторговой политикой понимается целенаправленное воздействие государства  на торговые отношения с другими  странами.

Основными целями внешнеторговой политики являются:

    • изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда;
    • изменение объема экспорта и импорта;
    • изменение структуры внешней торговли;
    • обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией и т. д.)
    • изменение соотношения экспортных и импортных цен.

Некоторые цели имеют долговременный характер, например изменение степени и  способа включения данной страны в международное разделение труда. Другие же цели могут быть достигнуты в более короткие промежутки времени, например изменение объема экспорта и импорта.1

Отметим, что помимо внешнеторговой политики государства осуществляется и внешнеторговая политика иных субъектов международных  экономических отношений. Так, например, внешнеторговая политика Таможенного  союза России, Белоруссии и Казахстана по отношению к «третьим» странам, не входящим в  его состав, и к  другим экономическим союзам и группировкам. Однако роль государств в области  внешнеторговой политики сохраняет существенное значение. При этом внешнеторговая политика государства тесно взаимосвязана с внутренней экономической политикой, составляя вместе с ней общую экономическую политику страны. 2

Двумя основными разновидностями  внешнеторговой политики в настоящее  время являются либерализация (свободная торговля) и протекционизм.

 

    1. Либерализация во внешнеторговой политике

Либерализация (политика свободной торговли или  фритредерство) -  это политика торговли,  при которой таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не взимаются экспортные или импортные пошлины, не устанавливаются какие-либо ограничения на внешнеторговый оборот. Роль регулятора выполняет рынок, а за собой государство оставляет функцию заключения договоров с другими странами, чтобы обеспечить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам. В основе либерализации внешней торговли заложены принципы сравнительных издержек и преимуществ, а также свободной конкуренции. При этом предполагается, что в результате открытости национальных экономик непременно все страны — участницы мировой торговли выигрывают.

Благодаря либерализации мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния. Структура ресурсов и уровень технологический знаний каждой страны различны. Следовательно, каждая страна может производить определенные товары с разными реальными издержками. Каждая страна должна производить те товары, издержки производства которых относительно ниже издержек в других странах, и обменивать товары, на которых она специализируется, на продукты, издержки производства которых в стране выше относительно других стран. Если каждая страна будет поступать таким образом, мир сможет в полной степени использовать преимущества географической и человеческой специализации. То есть мир - и каждая свободно торгующая страна - сможет получить больший реальный доход от использования того объема ресурсов, которыми они располагают.

Таким образом, преимущества свободы торговли достаточно многогранны и доказываются как теорией, так и практикой.

Во-первых, свободная торговля позволяет улучшить благосостояние торгующих наций, так  как открывает возможности международной  специализации производства и обмена на основе принципа сравнительных преимуществ. Рост благосостояния происходит за счет выигрыша, получаемого от международной  торговли.

Во-вторых, свободная торговля облегчает развитие конкуренции и поддерживает дух  новаторства не только среди национальных производителей, но и в отношениях с другими странами. Это, в конечном счете, способствует повышению качества выпускаемой продукции.

В-третьих, свободная торговля открывает возможности  для расширения рынков и, следовательно, для международной концентрации производства и массового выпуска  товаров, выгодного потребителям.

В-четвертых, свободная торговля служит основой  оптимизации распределения производственных ресурсов между странами и такой  их международной комбинации, которая  значительно повышает эффективность  их использования.

Побочная  выгода от свободы торговли заключается  также в том, что последняя  стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию. Возросшая конкуренция  иностранных фирм заставляет местные  фирмы переходить к производственным технологиям с наиболее низкими  издержками. Это также вынуждает  их вводить новшества и держать  руку на пульсе технического прогресса, повышая качества продукции. Свободная  торговля предоставляет потребителю  возможность выбора из более широкого ассортимента продукции. Причины, по которым  следует отдать предпочтение свободной  торговле, в сущности, те же, по которым необходимо стимулировать конкуренцию. Поэтому большинство экономистов оценивают свободную торговлю как экономически обоснованное явление.

Однако  тот факт, что правительства отдельных  стран мыслят категориями национальных интересов, а не интересов человечества в целом препятствует политике свободной  торговли. Примером этому может служить  продажа товаров на рынках других стран по более низким ценам, чем  на внутреннем рынке, так называемый демпинг, при этом товары часто реализуются  по цене ниже издержек производства. Прибегая к демпингу, экспортеры пытаются внедриться на рынок, увеличить объем продаж, вытеснить конкурентов, реализовать  излишки товаров.

Следовательно, политику свободной торговли могут  проводить только страны с высокоэффективным  национальным хозяйством, при котором местные предприниматели способны выдерживать иностранную конкуренцию и активно внедряться на мировой рынок. Политика свободной торговли ведет к неизбежному использованию протекционистской политики теми странами, у которых оказывается недостаточный уровень промышленного развития и конкурентоспособности отечественной продукции на внешних рынках. Обращает на себя внимание и тот факт, что страны, проповедующие политику свободной торговли, под различными предлогами выступают с угрозами о принятии протекционистских мер или вводят их, как только та или иная отрасль их экономики начинает испытывать давление  со стороны производителей других стран.

Отражением  глобального процесса либерализации  внешней торговли служит возникновение  обширных региональных зон «свободной торговли» 

(районы, не охваченные государственным  таможенным режимом, в этом  случае торговля осуществляется и развивается в соответствии с международным разделением труда и современным вариантом теории сравнительных преимуществ) на всех континентах мира. При этом многие государства в своей экономической политике придерживаются того мнения, что только фритредерство способствует рациональному размещению и использованию экономических ресурсов.

Тенденция к либерализации во внешнеторговой политике связана с международным  разделением труда, особенно с международным  кооперированием, усилением экономической  взаимозависимости стран, с интеграционными  процессами.  Она возникает как  потребность стран-участниц в снятии различного  рода барьеров, препятствующих движению и развитию внешнеэкономических  связей. Так, усилившиеся в 1990-х гг. интеграционные, политические и социальные процессы в Западной Европе способствовали  либерализации внешней торговли. Особенно ярко эта тенденция проявляется в различных союзах и интеграционных группировках.3 Внутри них ликвидация таможенных барьеров между государствами служит орудием подчинения не только мелкого и среднего, но подчас и крупного капитала гигантским монополиям, а также укрепляет позиции последних в борьбе с конкурентами, не входящими в эти группировки.

 

    1. Политика протекционизма

Протекционизм — политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции. В отличие от политики либерализации, при протекционизме исключается свободное действие рыночных сил, поскольку предполагается, что экономический потенциал и конкурентоспособность на мировом рынке отдельных стран различны и поэтому свободное действие рыночных сил может быть не выгодным для менее развитых стран.4

Как показывает мировая практика, усиление протекционистской тенденции во внешнеторговой политике связано с  рядом объективных и субъективных экономических и политических причин. Во-первых, с цикличностью экономического развития рыночной экономики: в период экономического спада и кризиса протекционизм становится неотъемлемой частью экономической политики государства. Во-вторых, с ослаблением позиций страны в мировом хозяйстве и снижением конкурентоспособности ее товаров, а также с необходимостью поддержки зарождающихся отраслей, когда требуется временно ограничить доступ на внутренний рынок продукции конкурентов. В-третьих, с недобросовестной коммерческой практикой поставщиков, когда правительства стран-экспортеров прямо или скрыто оказывают финансовую поддержку своим производителям.

Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли и современная внешнеторговая политика России