Государственное регулирование внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 00:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть понятие государственного регулирования внешней торговли и установить его роль в современном мире.
Задачи – рассмотреть тарифные и нетарифные методы регулирования, особенности государственного вмешательства во внешнюю торговлю в Европейском Союзе и в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Методы государственного регулирования внешней торговли……………….
1.1. Тарифные методы регулирования…………………………………………..
1.2. Нетарифные методы регулирования………………………………………..
2. Регулирование внешней торговли в Европейском Союзе………………..
3. Особенности регулирования внешнеторговой деятельности в Республике
Беларусь……………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное регулирование внешней торговли.DOC

— 185.50 Кб (Скачать файл)

Составляющей таможенного тарифа являются преференции, предоставляемые некоторым странам согласно двусторонним договоренностям. В настоящее время в Европейском Союзе действует шесть схем предоставления преференций. Наиболее общая из них – схема Общей системы преференций (ОСП). Страна производства товаров должно подтверждаться сертификатом происхождения; необходимо также соблюдение требования прямой отгрузки товара из страны-экспортера в ЕС. ОСП распространяется на развивающиеся страны и на некоторые страны с переходной экономикой. Республика Беларусь также включена в этот список. [2, с. 264]

Все товары, в отношении которых действует ОСП, разделены на четыре группы в зависимости от чувствительности их импорта для рынка ЕС. Однако, некоторые, такие, как текстиль и черные металлы, вообще выведены за пределы ОСП. Их ввоз ограничивается определенными квотами. Тарифные преференции определяются путем модуляции ставок пошлин в зависимости от принадлежности к одной из этих групп: 15% – для очень чувствительных товаров (т. е. на столько снижается ставка тарифа), 30% – для чувствительных, 65% – для получувствительных, с нечувствительных товаров таможенная пошлина не взимается. Сельскохозяйственный раздел ОСП более ограничен по сравнению с промышленным. Это связано с тем, что система преференций направлена на поощрение именно индустриального развития стран «третьего мира», а не экспорта конкурирующей агропродукции. Так, на большинство видов агропродукции установлены либо специфические, либо смешанные пошлины; преференции же действуют только в отношении адвалорной. [14, с. 86; 7, с. 34]

В настоящее время центральное место в общей внешнеторговой политике ЕС занимают многосторонняя экономическая дипломатия в рамках ГАТТ/ВТО и решение торгово-политических вопросов, связанных с расширением ЕС.

Итак, в рамках Европейского Союза действует общая торговая политика, официальной целью которой считается свободная внешняя торговля. На практике же ЕС использует разнообразные методы тарифной  и нетарифной защиты для своих чувствительных отраслей от иностранной конкуренции. Средний уровень тарифов на импорт в ЕС является невысоким – примерно 4 - 5%, а на готовые изделия - 6,2%; однако ставки пошлины значительно различаются по товарным позициям. Среди нетарифных методов регулирования внешнеторговой деятельности в последнее время все большее внимание уделяется антидемпинговым мерам. Существующая система преференций направлена на поощрение промышленного экспорта развивающихся стран. Страны ЕС являются участниками ВТО и принимают активное участие в разработке международных торговых договоров.

  

3. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ

 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Оценка системы государственного регулирования внешней торговли в Республике Беларусь крайне необходима и актуальна на современном этапе интернационализации производства, расширения Европейского Союза на восток, желания страны вступить во Всемирную торговую организацию. Особенностью внешнеторговой политики и, одновременно, препятствием на пути к интеграции в мировую торговлю для Беларуси является проведение политики достаточно жесткого протекционизма, что находит отражение не только в методах тарифного и нетарифного регулирования, но и в механизме административного контроля внешнеторговой деятельности, методах стимулирования экспорта и импортозамещения, валютном регулировании и контроле.

Неотъемлемой частью таможенного законодательства и основным элементом регулирования внешней торговли в Республике Беларусь является таможенный тариф. Таможенные пошлины определяются Советом Министров. В настоящее время действуют пошлины, введенные Постановлением Совета Министров №865 от 28 июня 2002г. «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин» [17, с. 2]. Согласно расчетам НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь, средневзвешенный уровень пошлин составляет 9,8% (их среднеарифметический уровень равняется 12%), в том числе по сельскохозяйственной продукции – 12%, по промышленной – 9,6% [7, с. 35]. Так же, как и в ЕС, существует тенденция возрастания ставки таможенной пошлины в зависимости от увеличения степени обработки сырья (пример и сравнение тарифных ставок Республики Беларусь и ЕС представлены в таблице А.1). Применяемые в Беларуси и ЕС ставки на некоторые готовые товары сравниваются в таблице А.2.

Как можно заметить, уровень тарифной защиты в Республике Беларусь превышает имеющийся в странах ЕС. Однако в Евросоюзе более развита система мер нетарифного регулирования, чем в нашей республике. Следует также учитывать различие в уровнях развития Беларуси, страны с переходной экономикой, и ЕС, одного из наиболее развитого региона мира. В подобных условиях невозможно абсолютное копирование опыт Евросоюза, так как необходимо до определенного момента осуществлять поддержку и защиту отечественных производителей.

Беларусь также имеет собственную автономную систему преференций, пользователями которой являются развивающиеся страны. В перечень чувствительных товаров Республике Беларусь в основном входит продукция пищевой (мясо, молоко и молочные продукты, подсолнечное масло, маргарин, колбасы, сахар и др.), а также химической (шины, удобрения минеральные, лекарственные средства), легкой (хлопчатобумажные ткани, продукция швейной промышленности, обувь, ковры) и машиностроительной (грузовые автомобили, телевизионная техника, тракторы, продукция металлургической промышленности) отраслей. В отличие от дезагрегированного аналогичного списка ЕС, список чувствительных товаров Беларуси представлен товарными позициями по четырех- и даже двухзначному коду. Основная часть товаров из данного перечня в Республике Беларусь облагается по ставкам в пределах 10-20%. Очевидна недостаточная степень тарифной защиты товаров, отнесенных к разряду чувствительных, и одновременно экономически необоснованная раздутость списка. [13, с. 63]

Протекционистская государственная политика проявляется и в использовании нетарифных инструментов внешней политики.

При определении страны происхождения и таможенной стоимости товара в Республике Беларусь применяются нормы, выработанные международной практикой, и не существует значительных отличий от законодательства ЕС в этой области [7, с. 35].

В настоящий момент квотирование импорта установлено Правительством Республики Беларусь в отношении следующих товаров:

  • алкогольных изделий и спирта этилового из пищевого сырья;
  • табачных изделий;
  • сахара-сырца тростникового; [2, с. 272]

 

Советом министров Республики Беларусь утверждены исчерпывающие перечни товаров:

  • экспорт которых осуществляется по специальным лицензиям образца ЕС для торговли текстильными изделиями;
  • экспорт которых осуществляется по лицензиям Министерства торговли;
  • импорт которых осуществляется по лицензиям Министерства торговли;
  • экспорт которых осуществляется при условии регистрации контрактов в Министерстве торговли. [1, с. 114]

В соответствии с Положением о порядке выдачи лицензий на экспорт и импорт товаров в Республике Беларусь, Министерством торговли выдаются следующие виды лицензий:

  • разовые – выдаются на один контракт на срок до 12 месяцев;
  • генеральные – выдается по решению Совета Министров Республики Беларусь, при реализации товаров в пределах установленных квот, при выполнении межправительственных соглашений либо при экспорте товаров собственного производства; при реализации квотируемого товара генеральная лицензия действует в пределах текущего календарного года, в остальных случаях – в пределах 12 месяцев с момента выдачи лицензии;
  • специальные – выдаются заявителю на экспорт текстильных изделий в страны Европейского Союза и Турцию. [10, с. 65]

Одним из способов защиты национальных производителей от иностранной конкуренции является налог с продаж импортной продукции, который различается в зависимости от типа товара; например, налог с продаж импортной пищевой продукции составляет 15%.

Крупнейшим партнером Беларуси по импорту является Россия: ее импорт в республику составил 7559,3 млн. долларов США в 2003г., и это 65,7% от всего объема импорта в Беларусь [25].  В 1995 г. между Россией и Беларусью было подписано соглашение о создании Таможенного союза. Несмотря на этот факт в настоящее время существует множество препятствий для проведения свободной торговли между странами и обеспечения равной конкуренции между предприятиями «союзных» стран. Основной проблемой во внешнеторговых отношениях между Республикой Беларусь и Россией являются так называемые технические барьеры. В официальных документах декларируется всевозможное содействие торговле со стороны правительств обеих стран, однако де-факто постоянно создаются новые либо усложняются существующие нетарифные барьеры. Например, сертификаты качества продукции питания, изданные в России не действительны в Беларуси. Расходы импортеров на приобретение многочисленных сертификатов (экологического, ветеринарного и пр.), на продление лицензии, на уплату налога с продажи импорта закономерно увеличивают рыночную цену товара и делают его менее конкурентоспособным на белорусском рынке. В результате сокращаются как импортные, так и экспортные потоки (в силу того что российские граждане не получают дополнительный доход от экспорта, который они могли бы расходовать на белорусский импорт).

Правительство Беларуси, проводя протекционистскую политику, не только препятствует импорту, но и пытается поддерживать национальных экспортеров, выдавая предприятиям субсидии или кредиты на льготной основе. Однако, очевидно, что эти расходы не окупаются, а лишь увеличивают дефицит государственного бюджета, т. к. не стимулируется конкурентная борьба. Правительство Республики Беларусь устанавливает квоты и высокие тарифы на агропродукцию; более того, в 2004 г. организации обязаны выплачивать 2% от выручки от реализации в фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции. Тем не менее, сельскохозяйственная продукция Беларуси не только является неконкурентоспособной на мировом рынке – большинство предприятий в данной отрасли производства убыточны и неэффективны. [21, с. 36 – 37]

Для вступления Республики Беларусь в ВТО необходимо существенно изменить правовую базу государственного регулирования ВЭД, снизить тариф и отменить количественные ограничения импорта. Присоединение республики к ВТО,  несомненно, принесет ей ряд преимуществ; но с другой стороны, резкие изменения  в тарифных ставках и отмена основных мер нетарифного регулирования поставят в тяжелое положение большинство отечественных производителей. Возможность роста экспорта в условиях низкой конкурентоспособности белорусских товаров и жесткой антидемпинговой политики на мировом рынке маловероятна. Принимая это во внимание, можно сделать вывод, что присоединение Беларуси к ВТО будет выгодным для экономики только при соответствии показателей макроэкономической политики выдвигаемым требованиям либерализации внешнеторговой политики. В противном случае такая либерализация поставит республику в крайне невыгодное положение, поскольку фактически превратит страну в экспортера сырья и низкотехнологической продукции.

Внешнеторговая политика Республики Беларусь имеет ярко выраженные протекционистские черты. Правительство ограничивает потоки импорта посредством высоких (по сравнению с европейскими) тарифов и через разнообразные нетарифные ограничения. Кроме того, государство поддерживает национальных экспортеров через субсидирование и предоставление льготных кредитов. Торговые отношения с крупнейшим экономическим партнером Беларуси – Россией фактически развиваются очень медленно, несмотря на создание таможенного союза между странами и заключение других соглашений, которые, к сожалению, не находят реального применения. Очевидно, что требуется новая доктрина, преодолевающая закрытость экономики Беларуси, но не любой ценой, а с ориентацией ее на экономический рост, согласованием с общей макроэкономической политикой государства.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном мире ни одна страна не придерживается политики абсолютного либерализма или открытости экономики. Для регулирования внешней торговли государство использует инструменты, которые можно подразделить на тарифные (т.е. использование таможенного тарифа) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг). Тенденцией настоящего времени отмечается сокращение тарифных ограничений и одновременное увеличение и усложнение нетарифных барьеров внешней торговли.

Реализуемая в Европейском Союзе общая торговая политика направлена на минимизацию государственного регулирования в тех сферах, где ЕС производит высоко конкурентоспособную продукцию либо в отраслях, где страны-члены Союза не имеют цели завоевать значительной ниши. Что касается продукции, отнесенной к категории чувствительной, то здесь правительство проводит политику защиты национальных производителей, ограничивая различными методами импорт.

В Республике Беларусь проводится политика протекционизма, выражающаяся в ограничении импорта высокими тарифными ставками и, более того, в поддержке экспортеров через субсидирование. Очевидно, что характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования тесно связано с общей экономической обстановкой в стране, с  внутренними и внешними условиями ее развития. Резкая либерализация внешней торговли невозможна и нецелесообразна – она должна следовать за соответствующими преобразованиями внутренней экономики страны. Однако изменение курса внешнеторговой политики от ее закрытости к постепенной либерализации можно начать, если осуществить ряд прогрессивных преобразований в отношениях с Россией – крупнейшим белорусским внешнеторговым партнером.

Беларуси стоит учесть западноевропейский опыт в сфере регулирования внешней торговли, т. к. ЕС является вторым по величине торговым партнером республики, однако, не имеет смысла копировать законодательство ЕС, т. к. оно не учитывает особенности переходной экономики Беларуси.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики. Мн. Асвета. 2002. 134 с.
    2. Гаврилко Г.Н. Республика Беларусь и западноевропейская интеграция // Беларусь и мировые экономические процессы: Сборник научных трудов / Под ред. В.М.Руденкова. Мн.: УП «Технопринт», 2003. С.262 –274.
    3. Государственное регулирование рыночной экономики / Под общ. ред. Кушлина. М. 2002. 468 с.
    4. Данильцев А.В. Международная торговля: инструменты регулирования. М.: Деловая литература, 1999. 293 с.
    5. Европейская комиссия о барьерах в торговле США // БИКИ. 2002. №148. С. 1, 4 – 5, 16.
    6. Жиляев К.В. Основные тенденции развития международной торговли в 90-е годы // Проблемы прогнозирования. 2003. №6. С. 139 – 152.
    7. Забавский Г.В. Оценка систем тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь и Европейского Союза // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2004. №2. С. 29 – 37.
    8. Итоги внешней торговли Республики Беларусь в 2003г. // Таможня и ВЭД. 2004. №2. С. 6 – 7.
    9. Киреев А.П. Международная экономика: В 2-х частях. М.: Международная экономика, 2003. 415 с.
    10. Коваленко Е.И. Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности // Право Беларуси. 2003. №15 (39). С. 62 – 69.
    11. Михайлова-Станюта И. Открыта ли экономика Беларуси? // Белорусский банковский бюллетень. 2003. №14. С. 45 – 49.
    12. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Международная экономика. М.: Высшая школа, 2002. 336 с.
    13. Михневич А. Присоединение к ВТО: условия и этапы // Белорусская думка. 2003. №2. С. 62 – 67.
    14. Мищенко В.В. Государственное регулирование экономики. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. 230 с.
    15. Нечаева Е. Государственное регулирование и экономическая безопасность Внешней торговли // Финансы и кредит. 2002. №15. С. 73 – 79.
    16. Новокшонова Л.В., Трифонов Ю.В. мировое хозяйство.
    17. Рясенцева О.Д. Находить и не терять: так не бывает? Беларусь на пороге ВТО // Дело (Восток+Запад). 2004. №2. С. 2 – 3.
    18. Современные мировые экономические отношения / Под ред. Матюшевской. М.: Центр, 2003. 250 с.
    19. Сорокин Г.Н. От монополии внешней торговли к регулированию ВЭД // Внешнеэкономический бюллетень. 2004. №1. С. 55 – 59.
    20. Торговля в экономической системе. Мн.: БГЭУ, 2002. 124 с.
    21. Туева В.Ф. Финансовое обеспечение агропромышленного комплекса в 2004 г. // Белорусское сельское хозяйтво. 2004. №4. С. 36 – 37.
    22. Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. М.: Анкил, 2002. 174 с.
    23. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. М.: Международные отношения, 2003. Часть 1. 400 с.
    24. Щебарова Н. Государственное регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма // Мировая экономика и международные отношения. 2003. №3. С. 42 – 48.
    25. http://www.president.gov.by/Minstat/main.html - официальная национальная статистика Республики Беларусь.

Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли