Тарифные и нетарифные методы государственного регулирования внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 23:26, реферат

Краткое описание

Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы и т. д.), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, "добровольные" ограничения экспорта и т. д.).
Наиболее распространенными средствами служат таможенные тарифы, целями использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).
Тарифное регулирование связано с введением таможенных тарифов и пошлин.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 16.70 Кб (Скачать файл)

Тарифные и нетарифные методы государственного регулирования внешней торговли 
Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы и т. д.), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, "добровольные" ограничения экспорта и т. д.). 
Наиболее распространенными средствами служат таможенные тарифы, целями использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях). 
Тарифное регулирование связано с введением таможенных тарифов и пошлин. 
Таможенный тариф - это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим таможенную границу страны. Он выполняет несколько функций: 1) защищает национальных производителей от иностранной конкуренции; 2) является источником поступления средств в бюджет государства; 3) служит средством улучшения доступа национальных товаров на зарубежные рынки. 
Таможенная пошлина - налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства. 
При классификации таможенных тарифов используются различные критерии: 
во-первых, по направлению движения товара пошлины делятся на: 
а) импортные, устанавливаемые на товары, ввозимые в страну; 
б) экспортные, применяемые к вывозимым из страны товарам (используются редко, как правило, к тем товарам, которых в стране недостаточно); 
во-вторых, по способам- установления пошлины делятся на: 
а) адвалорные, взимаемые в виде процента от стоимости облагаемого товара; 
б) специфические - в виде твердой денежной ставки с единицы веса, объема, мощности товара; 
в) смешанные, представляющие собой различные комбинации адвалорных и специфических пошлин; 
в-третьих, по целям введения таможенные пошлины делятся на: 
а) преференциальные (пониженные) пошлины для создания благоприятных условий для торговли каким-либо товаром или с какой-либо страной; 
б) дискриминационные (повышенные) пошлины в виде ответных (на определенные действия партнера); 
в) компенсационные (в ответ на субсидирование экспорта в других странах и выравнивание условий торговли); 
г) антидемпинговые (для выравнивания цен до уровня, считающегося нормальным); в-четвертых, в зависимости от экономических целей и результатов таможенные пошлины классифицируются на: 
а) фискальные - для увеличения притока денег в государственную казну; 
б) протекционистские - для защиты национального производства от более конкурентоспособной зарубежной продукции. 
В середине 50-х годов средняя величина таможенных пошлин в европейских странах и США составляла 30-40%; в 70-х годах она уменьшилась до 7-10%; в конце 90-х годов в промышленно развитых странах она находится в пределах 3-5%, а в России - в пределах 13-16%. 
К мерам нетарифного регулирования относятся: 
- квотирование; 
- лицензирование; 
- эмбарго; 
- валютный контроль; 
- налоги на экспортно-импортные операции; 
- субсидии; 
- административные барьеры. 
Квоты (контингенты) - количественные ограничения в стоимостном или физическом выражении, которые устанавливаются, как правило, на экспорт или импорт того или иного вида продукции правительством в одностороннем порядке или в результате переговоров и соглашений. Разновидностью квот являются и "соглашения о добровольном ограничении экспорта" между странами по отдельным видам товаров отраслей, находящихся в кризисном состоянии на определенный срок. 
Лицензирование - выдача хозяйствующим субъектам специальных разрешений на проведение экспортно-импортных операций. Основными видами лицензий являются: а) автоматическая, или генеральная, по которой разрешается беспрепятственный вывоз (ввоз) товаров, включенных в соответствующие списки в течение определенного времени; б) разовая, или индивидуальная лицензия, разрешающая вывоз (ввоз) определенного товара конкретному экспортеру/импортеру с указанием количества товара, его стоимости, страны его происхождения или назначения, а иногда и таможенного пункта, через который должен проследовать. 
Эмбарго - абсолютный и полный запрет на проведение экспортно-импортных операций по отношению к определенной стране или группе стран, отдельным видам продукции или к тому и другому одновременно. 
Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями и являются частью валютного контроля государства. Примером может служить обязательная продажа экспортерами РФ части валютной выручки (в настоящее время - 50%). 
Налоги на экспортно-импортные операции - ими облагаются ввозимые товары, наряду с таможенными пошлинами. Внутри страны действуют различные внутренние налоги и сборы при продаже и использовании товаров (в России - это акцизы и налог на добавленную стоимость). 
Импортные депозиты представляют собой форму залога, который импортер должен внести в банк в национальной или иностранной валюте перед закупкой товара за рубежом в определенной доле к стоимости импортируемого товара (в России - 100%). 
Субсидии - различные пособия, выделяемые преимущественно в денежной форме из средств государственного бюджета национальным производителям импортозамещающей продукции в целях защиты их от конкуренции со стороны более дешевых импортных товаров или производителям экспортной продукции с целью стимулирования ее поставок на зарубежные рынки. 
Административные барьеры - ограничения, касающиеся потребительских свойств товаров, продаваемых на национальном рынке, а также условий их производства и реализации, например, технические стандарты, санитарные нормы, требования к упаковке и т.п. 
Сочетание протекционизма и фритредерства во внешнеторговой политике в области экспорта дополняется модификацией программ государственного стимулирования экспорта. На смену традиционным формам прямого экспортного кредитования приходят более гибкие и менее заметные формы, действующие избирательно в отношении отдельных видов продукции. 
В развитых странах активно используется: а) система прямого субсидирования экспорта (распространена в основном на сельскохозяйственные товары, поставляемые из стран Европейского Союза); б) экспортное кредитование (охватывает около 12-20% всего объема экспорта развитых стран); в) страхование экспортных поставок (до 10% стоимости сделки, включая ожидаемую прибыль, страхование от политических, военных и других рисков). 
Инструменты государственного регулирования международной торговли услугами могут быть классифицированы по признаку форм международной торговли услугами. 
При предоставлении услуги иностранному потребителю через границу обычно используются количественные ограничения: лимитируется количество или стоимость специфических продуктов, воплощающих услуги; для иностранных поставщиков услуги; сумма иностранной валюты, предоставляемой для импорта услуг. Такие ограничения применяются, в частности, для защиты рынков транспортных услуг (соглашения в области воздушного транспорта, ограничения каботажного характера и т.п.) и секторов, связанных с информацией (квоты на демонстрацию кинофильмов, программ телевидения и т.п.). 
В случае предоставления услуги за границу путем перемещения потребителя в страну производителя услуг (например, туризм) меры по регулированию чаще вводятся в экспортирующей стране и включают в себя процедуры оформления паспортов, виз, медицинских сертификатов, ограничения вывозимой суммы иностранной валюты, выездные сборы и т.п. Меры в стране назначения могут включать в себя въездные визы, вид на жительство, подтверждение наличия финансовых средств, необходимых для проживания и выезда, повышенные ставки в гостиницах и т. п. 
При предоставлении услуг путем перемещения в страну-импортера поставщика услуг, как правило, в качестве мер регулирования используются разрешения на въезд для работы, система лицензирования для занятий определенной профессиональной деятельностью, требования к владению иностранными языками и др. 
Для регулирования коммерческого присутствия поставщика услуг на территории другой страны обычно применяются меры, оказывающие косвенное влияние на такое присутствие: национальные правила учреждения и деятельности иностранных компаний, требования о найме местной рабочей силы и др.


Информация о работе Тарифные и нетарифные методы государственного регулирования внешней торговли