Валлерстайн и мир-системный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 00:14, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня много говорится о происходящих в мире процессах и об ускорении их изменений. Мир меняется буквально на глазах одного поколения. Процессы глобального развития приобретают всё большую значимость в глазах людей. В современном мире происходят сложные и неоднозначные процессы: усложнение социальных и политических структур, становление человечества как системы, глобализация и др.Общество стремится познать закономерности этих изменений и понять, почему мир так быстро трансформируется. Поэтому необходимо детальное исследование происхождения и сущности процессов в современном мире.

Вложенные файлы: 1 файл

Для большинства учёных имя Иммануила Валлерстайна не нуждается в особом представлении.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

     Введение.

     Актуальность  темы исследования 

     Сегодня много говорится о происходящих в мире процессах и об ускорении  их изменений. Мир меняется буквально  на глазах одного поколения. Процессы глобального развития приобретают  всё большую значимость в глазах людей. В современном мире происходят сложные и неоднозначные процессы: усложнение социальных и политических структур, становление человечества как системы, глобализация и др.Общество стремится познать закономерности этих изменений и понять, почему мир так быстро трансформируется. Поэтому необходимо детальное исследование происхождения и сущности процессов в современном мире.

     Решение этих проблем требует построения совершенно новых теорий развития, совершенствования методологических принципов исследования, расширения его категориального аппарата. Концепция И. Валлерстайна является одним из важнейших проявлений этой тенденции и разрабатывает проблемы на новой теоретико-методологической основе.

     Для члена современного общества важно  также не только понимать мир, в котором он живет, но и знать, как его изменить, как решить стоящие перед человечеством глобальные проблемы. Хотя Валлерстайн не может дать четкий ответ, что же будет завтра, он упоминает о необходимости создания коллективных усилий для выработки ясной стратегии преобразования.

     Мир-системный  анализ можно рассматривать и  как подход к истории, отличающийся от общепринятых ранее отношением к  роли личности в истории. Ранее проблема роли личности в истории рассматривалась иначе: история имеет жесткие законы, которые невозможно изменить, и человек не может повлиять на ее ход; или исторический процесс имеет веерный характер и во многом зависит от поступков людей. По Валлерстайну же, люди могут повлиять на историю, но только в определенный момент, когда общество находится в так называемой точке бифуркации, когда система может начать развиваться в любом направлении. В остальное же время в обществе действуют жесткие связи, и человеческое влияние на развитие системы не имеет большого значения. 

     Для российского общества важной проблемой является возможность развития, вхождения в мировую систему на правах полноценного участника. Поэтому для широкой общественности нужно знать законы капиталистического общества, равно как и политические, экономические, социальные прогнозы. Работа Валлерстайна анализирует современный мир многосторонне, очень четко выявляя его особенности и недостатки. Из логики его исследований можно узнать ответ на вопрос о вливании России в мировую систему. Для Валлерстайна ясно, что в современном мир-экономике Россия, благодаря множеству причин, не может занимать положение в центре.

     Актуальность  данной темы состоит также в том, что она малоизученна в нашем  российском обществе.  

     Степень изученности проблемы

     Мир-системный  подход был сформулирован И. Валлерстайном в работе «Анализ мировых систем и ситуация в современном мире», а также в других работах1, большом количестве статей.

     Достигнутые в рамках его подхода результаты настолько значительны, что концепция  И. Валлерстайна не могла не стать  объектом теоретического осмысления, а, следовательно, и всевозможной критики. Оспаривали конкретные принципы исследования и выводы И.Валлерстайна Р. Робертсон2, А.Г. Франк3. Наиболее развернуто подверг критике мир-системный анализ М. Мелко4, положив начало спору между сторонниками мир-системного и цивилизационного подходов. Ф. Бродель5 показал новизну модели «мира-экономики», Э.Гидденс6 подчеркнул значение теоретической базы мир-системного анализа.

     В западной политической науке проблематика, легшая в основу идей Валлерстайна, получила серьёзную и глубокую разработку, а сама концепция – достаточное освещение в специальной литературе.

     В России идеи мир-системного анализа  вызвали интерес в начале 1990-х  годов. Отечественные гуманитарии  провели междисциплинарный анализ мир-системного подхода. М.А.Чешков7 впервые критически проанализировал идеи Валлерстайна; А. И Фурсов8 сделал подробный обзор статей, а впоследствии заимствовал ряд мир-системных категорий.

     В последние годы мир-системному подходу  уделяют значительное внимание. Известный социальный философ и историк Ю.И. Семенов9 выявляет отличительные особенности концепций представителей мир-системного подхода — Ф. Броделя, И. Валлерстайна и А.Г. Франка. В работах Г.А. Завалько, А.А. Фисуна10 рассматривается концепция И. Валлерстайна и общие вопросы генезиса, развития и сущности мир-системного анализа.

     В последнее время вышел ряд  интересных статей, в которых анализируется  подход И. Валлерстайна и выявляются его особенности.11

     Проблематика  мир-системы и концепция И.Валлерстайна в отечественных социальных и политических науках разработана недостаточно, не получила должного освещения в специальной литературе и нуждается в дальнейшем изучении. Ряд идей И.Валлерстайна нуждаются в более углубленном исследовании, а ряд оценок должен быть пересмотрен.

     Объектом является многообразие идей и способов политического анализа, предлагаемых в XX веке в международных отношениях.

     Предметом является мир-системный анализ Валлерстайна, его особенности и применение в современных международных отношениях.

     Таким образом, актуальность темы и обширный пласт литературы, требовавший анализа в соответствии с поставленными проблемами, обусловил выбор данной темы для целевого анализа.

     Целью работы: всесторонне рассмотреть мир-системный анализ И. Валлерстайна   и раскрыть его значение для анализа современных политических систем. 

Данная  цель требует решения ряда конкретных задач:

    1. Рассмотреть и проанализировать основные положения теории Валлерстайна;
    2. Раскрыть сущность современной мир-системы в понимании И.Валлерстайна: выявить единицы исторического процесса, определить его характер и движущие силы;
    3. Выявить методологические принципы концепции И.Валлерстайна, их теоретическую новизну;
    4. Переложить основные положения теории И. Валлерстайна на современные политические системы с центральным участником Российская Федерация;
    5. Анализ высказанных автором предположений о роли и значении теории для изменения места Российской Федерации в системе Международных отношений.

     Эмпирическую  базу исследования составили четыре группы источников. Во-первых,  авторские издания по исследуемой проблематике. Во-вторых,  учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература). В-третьих,  научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике. Наконец, специализированные веб-ресурсы.

     Курсовая  работа состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка использованной литературы. 
 
 
 

     Глава I. 

     Для большинства учёных имя Иммануила  Валлерстайна не нуждается в особом представлении. Его фундаментальные исследования, посвященные проблемам анализа исторических систем, в особенности, становлению и развитию капиталистической мир-экономики (КМЭ), получили всемирную известность и открыли новый этап в изучении глобальных процессов развития и трансформации человеческих обществ 12

     В своих исследованиях Иммануил Валлерстайн  продолжает традицию марксистской социологии и политэкономии. Созданный им мир-системный  подход составил новую позицию в  понимании капитализма и его спутника в течение последних двухсот лет – либерализма. 

     § 1. Концептуальные основы мир-системного анализа  И. Валлерстайна. 

     «Миро-системный анализ - это не теория о социальном мире или его части. Это - протест против способов, которыми было структурировано для всех нас социальное научное исследование при его возникновении в середине 19 в. […]Миро-системный анализ родился как моральный и как политический, в его самом широком смысле, протест. Однако, именно на основе научных требований, т.е. требований, относящихся к возможностям системного знания о социальной реальности, миро-системный анализ бросает вызов господствующему методу исследования.»13

     Основной единицей геоисторического анализа у Валлерстайна являются исторические системы, которые могут существовать в двух основных формах: мини-систем и мир-систем, последние дифференцируются им на мир- империи и мир-экономики.

     Согласно  Валлерстайну, на рубеже XV–XVI вв., в  эпоху великих географических открытий, в структуре мира произошли радикальные  изменения. На смену совокупности своеобразных, относительно замкнутых и в значительной мере самодостаточных цивилизаций,  называемых автором «мир-империями», основой которых выступало политическое властвование, пришла основанная на торговле «капиталистическая мир-экономика», первоначально зародившаяся в рамках западной, европейской цивилизации.14 С тех пор «капиталистическая мир-экономика» выступает как «современная мир-система», или «миро-система модернити», общая характеристика которой в наиболее сжатом виде сводится к следующим десяти тезисам:

     «–  Миро-система модернити представляет собой капиталистическое миро-хозяйство, и это означает, что ею управляет стремление к безграничному накоплению капитала, которое иногда называют законом стоимости.

     – Эта миро-система сформировалась на протяжении XVI века, и первоначально  сложившееся в ней разделение труда вовлекло в ее состав большую часть Европы (за исключением Российской и Оттоманской империй), а также отдельные части [обеих] Америк.

     – Эта миро-система территориально расширялась многие столетия, последовательно  инкорпорируя в принятую в ней систему разделения труда все новые регионы.

     – Восточная Азия стала последним  большим регионом из тех, которые  были таким образом инкорпорированы, и это произошло лишь в середине XIX века, после чего миро-систему  модернити можно было счесть поистине всемирной […].

     – Капиталистическая миро-система  представляет собой [совокупность] миро-хозяйства, определяемого отношениями центра и периферии, и политической структуры, состоящей из входящих в международную  систему суверенных государств.

     – Фундаментальные противоречия капиталистической системы проявляются на уровне глубинных процессов в череде циклических колебаний, служащих разрешению этих противоречий.

     – Двумя наиболее важными циклическими колебаниями выступают 50–60 летние циклы Кондратьева, на протяжении которых основные источники прибыли перемещались из производственной сферу в финансовую и обратно, и 100–150-летние циклы гегемонии, определявшиеся подъемом и упадком сменявших друг друга “гарантов” мирового порядка […].

     – Эти циклические колебания приводили к постоянным, пусть медленным, но значительным, географическим сдвигам центров концентрации капиталов и власти, которые, однако, не отрицали существовавших внутри системы фундаментальных отношений неравенства.

     – Эти циклы никогда не были строго симметричными, и каждый новый из них приносил незначительные, но важные структурные изменения в направлениях, определяющих исторические тенденции развития системы.

     – Миро-система модернити, подобно  любой системе, не может развиваться  вечно и придет к своему концу, когда исторические тенденции приведут ее в точку, где колебания системы станут настолько масштабными и хаотичными, что окажутся несовместимыми с обеспечением жизнеспособности ее институтов. В случае достижения этой точки случится бифуркация, и как результат эпохи перехода (хаотического) система будет заменена одной или несколькими другими системами».15

     О минисистемах И. Валлерстайн пишет меньше всего. "Мини-системы", названные так, потому что они малы в пространстве и, возможно, относительно кратки во времени (срок жизни - около шести поколений), - высоко однородны с точки зрения культурной и управляющей структур. Базисная логика - логика "взаимности" в обмене. 16 «Мини-системы» обеспечивали свое существование охотой и собирательством или простейшим земледелием. В минисистемах существовало полное разделение труда и культурное единство. К настоящему времени минисистемы исчезли. По существу, говоря о минисистемах, И. Валлерстайн, имеет в виду первобытные общины, являвшиеся социоисторическими организмами.17 Таким образом, вся оригинальность подхода сводится здесь лишь к замене привычной терминологии новой.

Информация о работе Валлерстайн и мир-системный анализ