Быт и нравы населения Средней Азии в записках Арминия Вамбери

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение быта и нравов народов Средней Азии по запискам Арминия Вамбери.
В связи с этим представляется необходимым решить следующие задачи:
изучить место Средней Азии в геополитическом соперничестве держав;
2) определить географические рамки путешествия;
3) изучить быт коренного населения Средней Азии;
4)проанализировать нравы населения Средней Азии.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Средняя Азия в геополитическом соперничестве европейских держав. 5
Глава 2. Средняя Азия в записках Арминия Вамбери. 9
2.1.Прибытие в Тегеран. 10
2.2.Возвращение в Тегеран. 11
2.3.Культура и быт населения Средней Азии в записках Арминия Вамбери. 12
2.4. Йомуты и туркмены. 17
2.5.География в записках Вамбери. 21
Заключение. 24
Список использованной литературы и источников: 25

Вложенные файлы: 1 файл

Армений Вамбери.docx

— 65.91 Кб (Скачать файл)

Туркменская юрта очень красива и вполне соответствует кочевому образу жизни. Юрту такой же формы можно встретить по всей Средней Азии вплоть до далекого Китая. Она состоит из трех частей: во-первых, из деревянного каркаса, во-вторых, из войлочного покрытия, в-третьих, из внутреннего убранства. За исключением деревянного остова все составные части изготовляют туркменские женщины. На них лежит обязанность поставить и снять жилище, упаковать юрту при переезде на другое место и погрузить ее на верблюда, тогда как сами женщины идут рядом пешком. Юрты бедняков и богатых различаются по внутренней отделке. Бывают юрты только двух видов: кара-ой, т.е. черная, потемневшая от времени, и акой, т.е. белая юрта, обтянутая внутри белоснежным войлоком, ее разбивают для новобрачных и самых почетных гостей. Главное дело в жизни туркмена - это аламан, т.е. товарищество по грабежу, или чапаул, т. е. нападение. Он моментально готов вооружиться и сесть на коня, как только получит приглашение отправиться в поход, сулящий, по его мнению, выгоду. План подобного предприятия всегда держится в тайне даже от ближайших родственников. После того как выбран сердар (предводитель) и получено благословение (фатиха) муллы, каждый участник похода с наступлением вечера направляется своим особым путем к заранее условленному месту сбора. На населенные пункты всегда нападают в полночь, на караваны или вражеские отряды - при восходе солнца. Главное оружие, обеспечивающее туркмену превосходство в разбойничьих набегах, - его лошадь, животное и в самом деле удивительное, и сын пустыни любит ее больше жены и детей, больше, чем самого себя. Но эти прекрасные животные действительно стоят потраченных на них трудов, и все, что рассказывают об их быстроте и выносливости, совсем не преувеличение. Туркменская лошадь - арабского происхождения, и до сих пор прекрасные чистокровные кони называются «бедеви», т.е. «бедуины». Лошади теке очень высоки, они хорошие скакуны, но далеко не так выносливы, как более низкорослые лошади йомутов.

В домашнем быту туркмен являет картину абсолютной праздности. В его глазах страшнейший позор для мужчины - приложить руки к каким-нибудь домашним делам. Он должен заниматься лишь своим конем. Как только он с этим управится, он идет к соседу или присоединяется к группе мужчин, сидящих кругом перед палаткой, и принимает участие в разговоре, рассуждая либо о политике и последних разбойничьих набегах, либо о лошадях. Тем временем из рук в руки переходит неизбежный чилим, род персидской трубки, для которой табак не увлажняется. По вечерам, особенно в зимнее время, они любят слушать красивые сказки и истории.

2.5.География в записках Вамбери.

ПУТИ СООБЩЕНИЯ СРЕДНЕЙ АЗИИ

Наиболее активные транспортные связи Средняя Азия поддерживает с Россией, они осуществляются по следующим основным путям:

а) из Хивы караваны идут в Астрахань и Оренбург, откуда некоторые состоятельные купцы добираются до Нижнего Новгорода и даже до Петербурга;

б) из Бухары преимущественно в летнюю пору поддерживается бесперебойная связь с Оренбургом. Чаще всего ездят именно этим путем, на него тратят 50-60 дней, и лишь в исключительных случаях он занимает больше или меньше времени. Если среди киргизов нет особых волнений, то даже самые маленькие караваны идут по этому пути;

в) из Ташкента караваны отправляются в Оренбург и Кызыл-Джар (Петропавловск). До Оренбурга они доходят за 50-60 дней, а до Петропавловска-за 70 дней. Это самые многочисленные караваны, так как путь проходит по очень опасным местам;

г) из Намангана и Аксу в Пулат (Семипалатинск) ходят большей частью китайские караваны в сопровождении сильного конвоя, они достигают своей цели за 40 дней. Одиночные путешественники могут беспрепятственно проходить мимо киргизов, но только в том случае, если они путешествуют как дервиши.

      Таковы пути сообщения, идущие на север. Связи с югом значительно слабее. Хива имеет обыкновение отправлять ежегодно один-два небольших каравана в Персию через Астрабад и Дерегез. Бухара проявляет несколько большую активность, однако отсюда уже два года ни один караван не отправлялся через Мерв в Мешхед, потому что теке прервали всякое сообщение. Самая оживленная дорога - гератская, тут караваны расходятся налево и направо, направляясь в Персию, Афганистан и Индию. Дорога через Карши и Балх в Кабул имеет второстепенное значение, потому что переход через Гиндукуш представляет трудности. Даже летом на ней мало народу.

     Помимо названных путей сообщения нужно еще упомянуть путеводные нити между самыми укромными уголками Туркестана и отдаленнейшими местами Азии, поддерживаемые одиночными пилигримами или нищими. Что может быть интереснее этих замечательных бродяг, без гроша в кармане покидающих свою родину, чтобы пройти тысячи миль по странам, названия которых они едва ли слышали прежде, среди народов, совершенно отличных от них по облику, языку и обычаям. Нимало не задумываясь, бедный  житель Средней Азии может под впечатлением последнего сна отправиться в Аравию и даже в самые отдаленные западные области турецкого государства. Терять ему нечего, он хочет увидеть мир и слепо следует своему инстинкту, т.е. его мир, который начинается в Хиве и кончается в турецкой державе. Европу он считает прекрасной, однако, по его мнению, она полна колдовства и прочей чертовщины, так что он не осмеливается вступить в этот опасный лабиринт даже с самой надежной ариадниной нитью в руках.

     Чем дальше углубляешься в пределы Туркестана, тем больше становится ежегодное число пилигримов. Хаджи, отправляющихся из Хивы, насчитывается от 10 до 15 в год, из Бухары-от 30 до 40, а из Коканда и Китайской Татарии-от 60 до 80. Если к этому прибавить еще желание персов посетить святые места Мешхеда, Кербелы, Кума и Мекки, то нельзя не заметить существующую еще и поныне страсть азиатов к странствованиям. Семя, заложенное древним переселением народов, все еще существует, и не будь западной цивилизации и ее могущественного влияния, со всех сторон окружающего Азию, кто знает, какие бы изменения уже совершились.

      В своей книге автор показывает живое и яркое описание природно-экологических особенностей жизни населения Средней Азии, его хозяйственной и социальной жизни.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

     Записки Вамбери о своих странствиях были настолько уникальны, что его даже заподозрили в подлоге. Постепенно стало ясно, что почти все виденное им собственными глазами достойно доверия.

     А. Вамбери внес знаменитый вклад в изучение прошлого народов Средней Азии и Казахстана по материалам письменных источников. Он оказал влияние на формирование некоторых крупных европейских ориенталистов, например И. Гольдциера.

     В книге Вамбери помещены и имеющие познавательное значение описания ряда археологических памятников на территории Средней Азии.  Вслед за описанием своего путешествия в Среднюю Азию автор издал немало других работ, посвященных главным образом филологии и этнической истории Востока. Он был самоотверженным, одаренным и трудолюбивым человеком, который оставил потомкам богатое научное наследие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы и источников:

 

  1. Вамбери Арминий Путешествие по Средней Азии, - М.: «Восточная литература» РАН, 2003 – 320 с.
  2. Виноградов К.Б. Мировая политика 60 – 80-х г.г. XIX века: события и люди/ К.Б.Виноградов – Издательство ЛГУ, 1991 – 168 с.
  3. Дубовицкий В.В. Мотивы присоединения Средней Азии к России: от идеологических домыслов и эмоциональных оценок к геополитическому анализу. [ Электронный ресурс ] – Режим доступа: www.socionauki.ru/journal/articles/129560/.
  4. История внешней политики России. Вторая половина XIX века – М.: Международные отношения, 1997, 384 с.
  5. Мамадалиев И.А. Присоединение Средней Азии к России и особенности ее административного управления ( вторая половина XIX – начало XX в.в.): автореф. д.и.н.: 20.05.2012 \ М.Н.Мирзоев – Душанбе, 2012 – 30 с.
  6. Сальникова А.В. Англо – русское соперничество в Центральной Азии в последней трети XIX – начале XX века: автореф. к.и.н.: Владимир, 2009.
  7. Халфин Н.А. Политика России в Средней Азии ( 1857 – 1868)/ Н.А.Халфин, М.: Издательство восточной литературы, 1960, 270 с.

1 С 1840  года русские военные корабли стали постоянно крейсировать у иранских и туркменских берегов Каспийского моря, а в 1842 году была основана военно-морская база на острове Ашур-Ада, у входа в Астрабадский залив. Появление российских кораблей близ Персидского побережья было встречено враждебными феодальными кругами Ирана. В 1851 году часть йомутовГоргана и Атрека, подкупленное губернатором Астрабада и Мазендерана принцем Мехди Кули-Мерзой, совершила нападение на остров Ашур-Ада, но была разбита гарнизоном базы. Российские власти добились от шаха удаления МехдиКулий-Мерзы из Астрабада, после чего отношения с туркменами стали постепенно налаживаться. См.: Агаев Х. Взаимоотношения прикаспийских туркмен с Россией в XIXв. Аш., 1965, с.85 и сл., Русско-туркменские отношения, с. 407-412.

2 Очевидно, это было следствием экспедиции полковника генерального штаба Дандевиля В.Д., которая была послана для изучения восточного побережья Каспийского моря. В.Д. Дандевиль, превысив свои полномочия, способствовал обострению роста туркменских отношений. В 1859г. корабли под его командованием сожгли артиллерийским огнем туркменские аулы на Горгане и Атреке. Действия полковника Дандевиля были осуждены другими российскими морскими офицерами. См.: Русско-туркменские отношения, с. 488 и сл.

 

 


Информация о работе Быт и нравы населения Средней Азии в записках Арминия Вамбери