Народы Средней Азии и Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 17:04, реферат

Краткое описание

1. Тюркоязычное население Средней Азии (Узбеки. Туркмены. Киргизы. Каракалпаки).
Краткая история
Тюркоязычные народы известны с III в. до н. э., но первые упоминания этнонима тюрк появились в начале VI в. на Монгольском Алтае и относились к небольшому народу, впоследствии ставшему доминирующим в Срединной Азии. Одним из традиционных занятий тюрок было кочевое скотоводство, а также добыча и обработка железа.

Вложенные файлы: 1 файл

Народы Средней Азии и Казахстана.docx

— 29.68 Кб (Скачать файл)

Народы Средней Азии и Казахстана

 

 

  1. Тюркоязычное население Средней Азии (Узбеки. Туркмены. Киргизы. Каракалпаки).

 

Краткая история

 

Тюркоязычные народы известны с III в. до н. э., но первые упоминания этнонима тюрк появились в начале VI в. на Монгольском Алтае и относились к небольшому народу, впоследствии ставшему доминирующим в Срединной Азии. Одним из традиционных занятий тюрок было кочевое скотоводство, а также добыча и обработка железа.

 

Этническая история прототюркского субстрата отмечена синтезом двух групп населения:

-сформировавшейся к западу  от Волги, в III—II тыс. до н. э., в  ходе многовековых миграций в  восточном и южном направлениях, стала преобладающим населением  Поволжья и Казахстана, Алтая  и долины Верхнего Енисея.

-появившаяся в степях  восточнее Енисея позднее, имела  внутриазиатское происхождение.

 

История взаимодействия и слияния обеих групп древнего населения на протяжении двух — двух с половиной тысяч лет и есть процесс, в ходе которого осуществлялась этническая консолидация и сформировались тюркоязычные этнические общности. Именно из среды этих близкородственных племён во II тыс. н. э. выделились современные тюркские народы России и сопредельных территорий

 

Культура и мировоззрение

 

Религия древних тюрок основывалась на культе Неба — Тенгри, среди современных её обозначений выделяется условное название — тенгрианство. У тюрок не было представления об облике Тенгри. Согласно древним воззрениям мир разделён на 3 слоя:

-верхний (небо, мир Тенгри  и Умай), изображался внешним крупным  кругом;

-средний (земли и воды), изображался срединным квадратом;

-нижний (загробный мир), изображался  внутренним малым кругом.

 

Считалось, что первоначально Небо и Земля были слиты, образуя хаос. Потом они разделились: сверху проявилось ясно-чистое Небо, внизу же оказалась бурая земля. Между ними возникли сыны человеческие. Данная версия упоминалась на стелах в честь Кюль-тегина (умер в 732 году) и Бильге-кагана (734).

 

Другая версия повествует об утке (утках). По хакасской версии:

сначала была утка; сделав другую товарищем, послала её за песком на дно реки; та трижды приносит и отдает первой; в третий раз часть песка оставила у себя во рту, эта часть стала камнями; первая утка рассеяла песок, толкла девять дней, земля выросла; горы выросли после того, как посыльная утка выплюнула изо рта камни; из-за этого первая отказывается дать ей земли; соглашается дать землю размером с трость; посыльная протыкает дыру в земле, уходит в неё; первая утка (теперь Бог) творит из земли мужчину, из его ребра женщину, дает им скот; вторая утка — Эрлик-хан.

 

  1. Узбеки.

 

Узбеки образовались в результате смешения древних оседлых иранских популяций с различными кочевыми монгольскими или тюркскими племенами, которые завоевывали регион в период между XI и XV веками. Первые (то есть оседлые популяции) были тождественны таджикам, вторые (то есть кочевники) включали в себя кипчаков, карлуков и самаркандских тюрок. Третий элемент был добавлен вторжением монгольских кочевых племен под предводительством Мухаммада Шейбани Хана в начале XVI века.

 

Со 2-й половины 6 в. н. э., со времени вхождения Средней Азии в состав Тюркского каганата, этот процесс усилился. В последующие века основным этнокультурным процессом, который протекал на территории Среднеазиатского междуречья, было сближение и частичное слияние оседлого, ираноязычного и тюркоязычного, и кочевого, главным образом тюркоязычного, населения.

 

Арабское завоевание второй половины VII — первой половины VIII века оказало определенное влияние на ход этнических процессов в Средней Азии. Исчезли согдийский, бактрийский, хорезмийский языки и их письменность вместе с тюркской рунической к Х веку вышла из употребления. Основными языками оседлого населения стал персидско-таджикский и тюркский.

 

В последующие века основным этнокультурным процессом было сближение и частичное слияние ираноязычного и тюркоязычного населения. Процесс начала формирования этноса, впоследствии ставшего основой узбекской нации, особенно активизировался в XI—XII веках, когда Средняя Азия была завоёвана объединением тюркских племён, возглавляемы династией Караханидов.

 

Возникновению узбекской народности предшествовало образование в XII веке крупного государства Хорезмшахов, объединившего как оседлое, так и частично кочевое население Средней Азии.

 

После вторжения монголов в Среднюю Азию в 1219 году, этногенез населения Средней Азии подвергся изменению. По последним генетическим генеалогическим тестированием из Оксфордского университета, исследование показало, что генетическая примесь узбеков имеет промежуточное положение между иранскими и монгольскими народами.

 

Новая волна тюркоязычных племён влилась в состав населения Средней Азии после монгольского завоевания XIII века. В этот период в оазисах Среднеазиатского междуречья осели такие племена и рода как: кипчак, найман, канглы, хитай, кунграт, мангыт и др.

 

Тюркоязычное население Среднеазиатского междуречья, сложившееся к XI—XII вв. составило основу узбекского народа. Последней волной тюркоязычных кочевников, влившихся в состав населения этого района явились дештикипчакские узбеки, пришедшие в конце XV века вместе с Шейбани-ханом.

 

Тюркоязычные кочевые племена, пришедшие в Среднюю Азию в XVI в. под предводительством Шейбани хана, застали здесь уже многочисленное тюркское и тюркизированное население, которое сформировалось на протяжении длительного периода. Дештикипчакские узбеки включились в это тюркоязычное население, передав ему свой этноним «узбек» лишь как последнее, наиболее позднее этническое напластование.

 

Процесс формирования современного узбекского народа протекал не только на степных пространствах севера Средней Азии и Казахстана, но также в земледельческих областях Ферганы, Зеравшанской, Кашка-Дарьинской и Сурхан-Дарьинской долин, а также Хорезмского и Ташкентского оазисов. В результате длительного процесса этнического сближения и культурно-хозяйственных взаимосвязей населения степей и земледельческих оазисов здесь и сформировалась современная узбекская народность, впитавшая элементы этих двух миров.

 

 

Авторы конца XIX века, описывали узбеков следующим образом:

Узбеками называется оседлое племя, занимающееся преимущественно земледелием и населяющее пространство от южного берега Аральского озера до Камула (в сорокадневном пути от Хивинского ханства). Племя это считается господствующим в трех ханствах и даже в Китайской Татарии. По словам самих узбеков, они делятся на тридцать две тайоры, или отрасли.

 

Язык и письменность

 

Узбекский язык относится к тюркской группе языков. Вместе с уйгурским языком он относится к карлукским языкам. Карлукской группе тюркских языков предшествовал древнетюркский язык VII—X веков, основанный на руническом алфавите. С IX века, по мере распространения и укрепления ислама среди узбеков, получил распространение и арабский алфавит. До 1928 года узбекский язык был основан на арабском алфавите. В 1923 году была проведена реформа алфавита с целью приспособления его к фонетическому строю узбекского языка. В 1928—1940 гг. вместо арабского алфавита стал использоваться латинский алфавит, в 1940 году латинский алфавит был заменен кириллическим алфавитом, а в 1992 году был вновь введен латинский алфавит.

 

 

Национальная живопись

 

В XVI—XVII веках в столичной Бухаре и нескольких других городских центрах развилось искусство рукописи и переплётного дела. Художественное оформление манускрипта включало каллиграфию, выполнение тонких орнаментов на полях красками. В Самарканде и, особенно, Бухаре достигла расцвета среднеазиатская школа миниатюры

 

Жилище

 

В жилищном строительстве используются, особенно в сёлах, черты традиционного строительного искусства: сейсмостойкий деревянный каркас, крытая терраса, ниши в стенах домов для постельных принадлежностей, посуды и другой утвари.

 

У узбеков существовали разные региональные школы зодчества. Среди них наиболее самостоятельными и своеобразными были ферганская, бухарская, хивинская, шахрисябзская и самаркандская. Их особенности выражались в конструкции, строительных приемах, планировке и т. д.

 

Одеяние

 

Мужская и женская одежда узбеков состояла из рубахи, штанов с широким шагом и халата (стёганого на вате или просто на подкладке). Халат подпоясывали кушаком (или сложенным платком) или носили свободным. С конца XIX — начала XX века распространилась верхняя одежда в талию — камзол. Головные уборы у мужчин — тюбетейки, войлочные колпаки, чалмы, меховые шапки, у женщин — платки. Выходя из дому, женщины (в городах) набрасывали на голову накидку — паранджу, закрывали лицо сеткой из конского волоса — чачваном. Девушки и женщины до рождения первого ребёнка заплетали волосы в мелкие косички (до 40), остальные женщины — в две косы. Традиционная обувь — кожаные сапожки на мягкой подошве, на которые надевались кожаные, позднее — резиновые калоши.

 

В одежде узбеков можно проследить все стадии развития её форм за последнее столетие[источник не указан 482 дня] — от глубоко традиционной, состоящей из рубахи и халата свободного туникообразного покроя (без шва на плечах) и штанов с широким шагом, до костюма современных европейских модных фасонов. Наряду с распространением европейских стандартов прослеживается и другой процесс — стирание локальных различий и сложение общенациональных форм (например, мужской прямоспинный халат и чёрная тюбетейка с белым узором, женское платье на короткой кокетке, со сборами на груди и спине, отложным воротником, нередко сочетающееся с шароварами). Практически вышли из употребления паранджа и чачван. Основной головной убор женщин — платок, хотя ношение платка не является обязательным.

 

Узбекская кухня

 

Узбекская кухня характерна своим многообразием. Пища узбеков состоит из большого числа всевозможных растительных, молочных, мясных продуктов. Важное место в питании занимает хлеб, выпекаемый из пшеничной, реже из кукурузной и других видов муки в виде различных лепёшек (оби-нон, патир и других). Распространены и готовые мучные изделия, в том числе — десертные. Ассортимент блюд отличается очень большим разнообразием. Такие кушанья, как лапша, супы и каши из риса (шавля) и бобовых (машкичири), приправляют растительным или коровьим маслом, квашеным молоком, красным и чёрным перцем, различными травами (укроп, петрушка, киндза, райхан и т. д.). Разнообразны молочные продукты — катык, каймак, сметана, творог, сузьма, пишлок, курт и т. д. Мясо — баранина, реже говядина, мясо птиц (курятина и т. д.), конина. Сравнительно незначительное место в питании занимают такие популярные в других регионах продукты как рыба, грибы и другие продукты.

 

Излюбленное блюдо — плов. Большое место в питании занимают овощи, фрукты, виноград, арбузы, дыни, различные ореховые культуры (прежде всего грецкие и арахис). Главный напиток — чай, чаще зелёный.

 

  1. Туркмены

 

Наиболее раннюю основу в этногенезе туркмен составили древние местные ирано-язычные сако-массагетские и сармато-аланские племена степей и отчасти жители древних государств — Маргианы, Парфии и Хорезма. В середине 1-го тыс. в прикаспийских степях появляются ранние тюрки, а в 9—11 вв.— Огузы (сельджуки), сыгравшие главную роль в этногенезе туркмен. Процесс формирования туркменской народности в основном завершился в 15 веке, когда сложившиеся после монгольского завоевания новые племенные объединения включили в свой состав тюркские племена не огузского происхождения, в частности кыпчаков.

 

Самоназвание туркмен впервые встречается в согдийских документах VIII века, обнаруженных на горе Муг (северный Таджикистан).

 

Туркмены являются потомками древних ираноязычных массагетов, упоминаемых древнегреческим историком Геродотом ещё в VI веке до нашей эры, и тюркских племен, проникших на территорию современного Туркменистана ещё до образования Тюркского каганата. Известно, что царицей массагетов была Томирис, остановившая в 530 году до нашей эры войска ахеменидского царя Кира Великого.

 

В этногенезе туркмен наиболее ранний пласт составили древние кочевые и полукочевые племена (дахи, массагеты, позднее эфталиты и сармато-аланы), жившие на территории современной Туркмении, а также оседлое земледельческое население Западного Хорезма, средней Амударьи и Северного Хорасана. Это население, особенно полукочевое, уже с IV—VI веков начало подвергаться тюркизации.

 

Огузы, в большом числе проникшие в пределы Туркмении в IX—XI веках, сыграли важную роль в этногенезе туркмен. Основная масса огузов, пришедшая с северо-востока с сельджуками в XI веке, осела здесь и постепенно слилась с местным населением. Происходило формирование туркменского языка

 

Племенное деление

 

Как и другие среднеазиатские народы, туркмены долгое время сохраняли деление на племена и роды. Самые крупные трукменские племена — эрсары, иомуды, алили, салоры, човдуры, гоклены и, наконец, текинцы (теке), вошедшие в русскую и мировую историю как храбрые воины и искусные наездники.

 

  1. Киргизы

 

Предки киргизов были одним из кочевых скотоводческих тюркоязычных народов, издревле обитающих на территории Центральной Азии и Южной Сибири в верховьях Енисея. Киргизы являются результатом ассимиляция динлинов с другими центральноазиатскими племенами. В III веке до н. э., в 201 году в китайской исторической летописи «Ши цзи» историка Сыма Цаня впервые упоминается о существовании владения «Кыргыз», находившееся в Восточном Тянь-Шане, в районе хребта Боро-Хоро. Империя Хуннов образовалась в 209 г. до н. э., предположительно «Владение Кыргыз» возникло примерно в это же время, чуть раньше или позже. Исходя из этого, В. В. Бартольд назвал киргизов одним из древнейших народов Центральной Азии. Позже в VI веке н. э. киргизские племена осели в долине реки Енисей, и объединившись образовали Кыргызский каганат под названием «Хагяс», то есть «Кыргыз». Столицей Кыргызского каганата был большой город на реке Уйбат — Кемжикет. Одним из известных правителей кыргызского государства является Барсбек каган с титулом Ынанчу Алп Бильге. В 840 году во время возвышения тюркоязычных племен енисейские кыргызы, осилив своих давних врагов уйгуров, создали новое мощное кыргызское государство, чья экспансия распространялась на территории Алтая, Прииртышья, Тувы и Восточных Саян. В. В. Бартольд назвал этот период киргизской государственности — «Кыргызское Великодержавие», со столицей Ордо-Балык (столица бывшего Уйгурского каганата). После возникновения Монгольской империи кыргызы Южной Сибири были поглощены ею, однако во время распада монгольских государств предкам современных киргизов пришлось мигрировать на Тянь-Шань на территорию современной Киргизии, но часть из них осталась на прежний территориях, из которых впоследствии произошли современные хакасы, алтайцы, шорцы и т. д.

Информация о работе Народы Средней Азии и Казахстана