АТЭС, АСЕАН и отношения с Россией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть интеграционные группировки Азиатского-Тихоокеанского региона (АТЭС, АСЕАН) и проанализировать из партнёрство с Россией.
Задачи данной работы :
- Рассмотреть исторические факты из истории интеграционных группировок;
- Проанализировать партнёрство АСЕАН и АТЭС с Россией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.История создания и развития АТЭС и АСЕАН 5
1.1.История создания и развития АТЭС 5
1.2.История создания и развития АСЕАН 14
2. Россия и интеграционные группировки АТР 17
2.1. России и АСЕАН 17
2.2. России и АТЭС 24
2.3. Владивосток - столица саммита АТЭС-2012………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Вложенные файлы: 1 файл

Maya.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В нашем быстро изменяющемся мире, чтобы быть первым, нужно уметь  меняться. Вчера ты был сильнейшим, а сегодня ты вынужден плестись в хвосте всех главных событий. Быть в почетном списке лидеров стремится каждое государство, но далеко не всем это удается в силу ряда экономических, геополитических и, конечно, исторических причин, которые до сих пор не дают некоторым странам выйти на передовые позиции.

Именно для этого и создаются  экономические интеграционные группировки. Для того чтобы даже развивающиеся  страны могли, создав крепкую единую группировку, заявить о себе на международной  арене.

Таким образом, поступили страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), создав одни из сильнейших интеграционных группировок, а именно АТЭС и АСЕАН.

Доля АТР в суммарном  мировом валовом национальном продукте увеличилась с 4 % в 1950 году до  25 % в 1995 году и по прогнозам к 2025 году этот показатель может составить 40-50 %. Темпы роста экономики в ведущих странах региона превышают аналогичные темпы в США и Европе. Так, за последние 30 лет ВВП Малайзии увеличился в 6 раз, Южной Кореи - 13, Тайваня - 25, Японии в 4,2, Китая в 9,5 раз. По существующим данным АТР к 2000 году превратился в главный центр мировой экономической мощи, превосходящий Североамериканский и Европейский.

 Актуальность данной  работы состоит в том, что сегодня к этому региону приковано внимание всего мира. В 1978 году объем торговли США со странами АТР превысил объем торговли с Европой, а в начале ХХI он уже в два раза превысил уровень американской торговли с Европой.

Объяснений этому феномену предпринято немало. Считается, что  главной причиной ускоренной модернизации стран АТР явился оптимальный синтез в развитии элементов традиции и современности. Того, что не хватает сейчас России.

Цель работы – рассмотреть  интеграционные группировки Азиатского-Тихоокеанского региона (АТЭС, АСЕАН) и проанализировать из партнёрство с Россией.

Задачи данной работы :

- Рассмотреть исторические факты из истории интеграционных группировок;

-    Проанализировать партнёрство АСЕАН и АТЭС с Россией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.История создания и развития  АТЭС и АСЕАН 

1.1История создания и развития  АТЭС

 Организация образована в ноябре 1989 года на I Конференции министров экономики и иностранных дел 12-ти стран АТР в Канберре по предложению премьер-министра Австралии Р.Хоука. Первоначально в нее вошли 6 стран АСЕАН (Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия, Сингапур и Бруней), Япония, Республика Корея, Австралия, Новая Зеландия, США и Канада.

В настоящее время  АТЭС объединяет 21 экономику АТР  – ее участниками являются Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (является Специальным  Административным Районом Китая), Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа Новая Гвинея, Перу, Россия (с 1998 г.), Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония. Страны АТЭС формируют около 55% мирового ВНП, свыше 49% объемов внешней торговли в мире, в них проживает более 1/3 населения планеты (2,7 млрд. человек).  АТЭС представляет самый динамично развивающийся регион в мире, на который за последние 10 лет приходится 70% мирового экономического роста.

Определяя причины, приведшие  к появлению этого Форума, следует отметить, что в последние десятилетия в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) все более усиливались такие тенденции, как стремление к регионализации, интеграции, развитию новых форм сотрудничества и обмена опытом. Страны АТР достигли высокой степени экономического развития путем активного обмена товарами, капиталами и опытом как внутри, так и вне региона в условиях системы многосторонней свободной торговли в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

Сохранение и укрепление этой открытой торговой системы для устойчивого развития региона предопределило убеждение стран АТР о том, что региональное сотрудничество является важным инструментом ускорения социально-экономического развития каждой страны в отдельности. Тем более в то время набирала обороты Европейская интеграционная группировка, которая фактически являлась примером для всего мира.

Взаимодействие по таким  направлениям, как развитие транспортных и энергетических систем, телекоммуникаций, человеческих ресурсов, защита окружающей среды, способствует экономическому росту, в то время как несоответствие имеющейся у страны инфраструктуры служит препятствием для роста. Более того, важные компоненты инфраструктуры могут выходить за пределы государственных границ.

Движение в сторону создания в регионе организаций экономического сотрудничества началось с учреждения в 1967 г. Тихоокеанского Экономического Совета (ТЭС). Затем в 1968 г. была создана Тихоокеанская Конференция по Торговле и Развитию (ПАФТАД), а в 1980 г. появился Совет по Тихоокеанскому Экономическому Сотрудничеству (СТЭС). Все эти организации были неправительственными. Они отразили желание наладить сотрудничество в регионе и заложили основу для создания АТЭС – межправительственного форума экономического сотрудничества, который в настоящее время является наиболее влиятельной экономической организацией в АТР.

АТЭС постоянно подчеркивает, что является экономическим, а не политическим, форумом, который лишь обсуждает проблемы регионального  экономического сотрудничества и связанные с ними другие вопросы с целью либерализации торговли и инвестиций. Именно из этих соображений государства в организации именуются "экономиками", чтобы подчеркнуть деловую, а не политическую, направленность организации.

АТЭС фактически превратился в механизм выработки региональных правил ведения торговли и инвестиционной деятельности среди стран участников. С помощью АТЭС страны активно вовлечены в процессы интеграции, создания зон свободной торговли, формулирования принципов ведения бизнеса, которые в дальнейшем должны стать общеобязательными для всех стран АТР.

Работа ведется в  соответствии с Индивидуальными  Планами Действий по либерализации  торговли и инвестиций (Individual Action Plan), которые подготовлены участниками  АТЭС по единой схеме, и которые продолжают постоянно дорабатываться и корректироваться.

Важнейшими органами АТЭС являются саммиты лидеров экономик, встречи министров иностранных  дел, торговли и экономики, профильные встречи министров и совещания  старших должностных лиц (СДЛ) экономик-участниц Форума. То есть АТЭС присущ механизм принятия решений с тремя уровнями – встречи СДЛ (на уровне заместителей министров или директоров департаментов министерств), министров и глав государств. Важные решения принимаются лидерами стран-участниц, что является гарантией их осуществления. В рамках подготовки к встречам лидеров проходят встречи СДЛ и министров.

Проблематикой конкретных направлений экономического взаимодействия в АТЭС занимаются Деловой консультативный  совет, Комитет по торговле и инвестициям, Экономический комитет, Подкомитет СДЛ по экономическому и техническому сотрудничеству, Подкомитеты по таможенным процедурам, по стандартам и соответствию, а также рабочие группы.

Решения в АТЭС принимаются  на основе консенсуса.  Возглавляет организацию Председатель АТЭС.  Председателем АТЭС является лидер экономики АТЭС Министерские встречи и саммиты АТЭС проходят на территории председательствующей страны. Председатель меняется) ежегодно на ротационной основе. В 2000 г. Председателем АТЭС был Бруней, в 2001 г. председателем являлась КНР, в 2002 – Мексика, в 2003 – Таиланд, в 2004 – Чили, 2005 – Республика Корея, 2006 – Вьетнам, 2007 – Австралия, 2008 – Перу.

В 1993 г. для улучшения  работы Форума АТЭС был создан Международный  Секретариат, находящийся в Сингапуре. Часть персонала Секретариата командируется от правительств стран-участниц.

В 1995 г. лидерами экономик АТЭС был основан Деловой Консультативный  Совет (Business Advisory Council). В его состав входят по три представителя предпринимательских структур от каждого члена Форума, назначаемые главами государств.  Российская Федерация представлена следующими представителями бизнеса в ДКС: Дерипаска О.В. (ОАО «Базовый элемент»), Костин А.Л. (ОАО «ВТБ») и Медведев А.И. (ОАО «Газпром»). ДКС предоставляет лидерам доклады с рекомендациями о реализации и корректировке планов действий, а также по другим актуальным вопросам, например, по восстановлению стран Азии от экономического кризиса, по увеличению роли электронной торговли, либерализации воздушных услуг.

Международный секретариат  ДКС АТЭС расположен в Маниле, Филиппины, и предоставляет услуги всем членам совета, а также администрирует страницу ДКС в сети Интернет.

Усилия ДКС АТЭС в 2007 году были направлены на улучшение  международной конкурентоспособности путем либерализации торговли и устранения  инвестиционных барьеров.  ДКС АТЭС считает, что следует направить усилия на решение следующих вопросов для содействия устойчивому росту и процветанию всего региона.

Если рассказывать о  истории АТЭС то нельзя просто перечислить даты саммитов данной интеграционной группировки, так как саммиты и встречи на различных уровнях это основной орган АЭТС. Таким образом, далее следует рассказать более подробно о саммитах и наиболее важным встречах в рамках АТЭС.

Встреча в г. Богор (Индонезия) в 1994 г. является важной вехой в развитии АТЭС. Важным достижением этой встречи стало принятие Богорской Декларации, в которой была зафиксирована программная цель Форума – создание в регионе зоны свободной торговли и движения капиталов не позднее 2010 года для развитых стран, на долю которых приходится 85% торговли в АТР, и не позднее 2020 года – для развивающихся стран. Участники встречи заявили, что будут содействовать дальнейшей либерализации глобальной торговой системы в соответствии с принципами открытого регионализма. [1]

На последовавших затем  саммитах (в Осаке в 1995 г., в Маниле в 1996 г. и. т.д.) проводилась активная работа, направленная на то, чтобы обязательства  лидеров АТЭС могли быть трансформированы в реальные результаты. Правительствами стран АТЭС в рамках Осакской Программы Действий осуществлялись реформы, которые были призваны ликвидировать препятствия в развитии международных деловых связей.

Министры подтвердили  центральную роль Индивидуальных Планов Действий (ИПД) в достижении цели форума. Подготовка ИПД носит добровольный характер. Каждая страна самостоятельно определяет для себя темпы и порядок проводимой либерализации с учётом состояния национальной экономики и внешней торговли.

Саммит в Куала-Лумпуре (Малайзия, 1998 г.) в котором Россия впервые приняла участия как полноправный член АТЭС, стал самым сложным за всю историю существования форума. Отпечаток на ход его подготовки, на характер вопросов, вынесенных на повестку дня, на их обсуждение и принятие решений наложила финансово-экономическая обстановка в АТР после разразившегося там валютно-финансового кризиса, вызвавшего спад производства и экспорта, обострение внутриполитических проблем, рост социальной напряженности. Тем не менее, участники встречи высказались за дальнейшее углубление региональной интеграции, постепенное продвижение к открытой торговле на основе действующих в АТЭС принципов гибкости, добровольности и поиска консенсуальных решений. Признавалось, что в условиях финансового кризиса невозможно предотвратить замедление темпов либерализации торговли. Главное достижение саммита в том, что на нем не произошло отката от фундаментальных целей АТЭС: хотя темпы либерализации и замедлятся, но сам процесс будет продолжаться. Об этом свидетельствовало решение Чили понизить ряд тарифных ставок до 6% к 2003 году и обязательство КНР снизить более 5 тысяч промышленных тарифов до 10,8% к 2005 году. Даже охваченная кризисом Индонезия смогла выполнить свое обязательство по снижению тарифов на продукты питания до 5%. [1]

На саммите в Окленде (Новая Зеландия, 1999г.) лидерами АТЭС были одобрены и утверждены принципы АТЭС по развитию конкуренции и проведению реформ в области регулирования.

В 2000 году экономические  лидеры на саммите в Брунее разработали  новые пути по защите, усилению и дальнейшему открытию рынков, а также достижения устойчивого экономического роста в регионе АТР. Впервые во встрече глав государств и правительств принял участие Президент России (на двух предыдущих саммитах участие нашей страны ограничивалось уровнем председателя правительства).

Вступив во второе десятилетие  своего существования, АТЭС столкнулся с рядом новых проблем. Основным вызовом нового века для азиатско-тихоокеанского сообщества лидеры Шанхайского саммита  в 2001 году признали проблемы, связанные с управлением "глубочайшими изменениями, вызванными глобализацией и "новой экономикой". Они отметили, что в мире происходит более серьёзное замедление экономического роста, чем это предполагалось ранее. Кроме того, террористические акты могут привести к "подрыву отдельных отраслей экономики, а также негативно повлиять на доверие потребителей и инвесторов".

Участники саммита с  новых позиций, продиктованных событиями 11 сентября, взглянули на перспективы  развития всего Азиатско-Тихоокеанского региона, считая, что именно там заложен потенциал устойчивого роста всей мировой экономики.

Лидерами АТЭС было принято  так называемое "Шанхайское соглашение" о подведении в 2005 г. промежуточных  итогов процесса либерализации торговли и инвестиций и отдельное заявление по борьбе с международным терроризмом.

На 10-ом саммите, который  состоялся в 2002 году в Лос Кабосе (Мексика), тема противодействия терроризму оставалась одной из главных - из трёх принятых документов два были посвящены  борьбе с терроризмом. По заявлению президента Мексики Висенте Фокса терроризм представляет собой прямой вызов идее Азиатско-Тихоокеанской организации сотрудничества. [1]

Лидеры стран АТЭС признали, что "глобализация является движущей силой экономического прогресса, и согласились с необходимостью экономического и технического сотрудничества в целях расширения возможностей людей, а также малых, средних и микропредприятий путем расширения их доступа к информации, наращиванию людского потенциала, финансовым ресурсам и здравоохранению".

В итоговом документе  саммита особо подчеркивается "существенный вклад средних и малых предприятий  в торговлю и экономическое развитие региона". Лидеры АТЭС приняли решение "создать в рамках форума рабочий  орган в целях реализации плана  действий по развитию малого бизнеса".

Информация о работе АТЭС, АСЕАН и отношения с Россией